Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2 к Порядку
Требования
к содержанию муниципальных программ
I. Общие положения
1. Требования к содержанию муниципальных программ (далее - Требования) определяют основные подходы к разработке проектов муниципальных программ.
2. Формирование муниципальных программ осуществляется исходя из принципов:
1) формирования муниципальных программ на основе долгосрочных целей, установленных Стратегией социально-экономического развития Тындинского муниципального округа, иных документов стратегического планирования Тындинского муниципального округа, а также решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, губернатора Амурской области и Правительства Амурской области;
2) наиболее полного охвата муниципальными программами сфер социально-экономического развития Тындинского муниципального округа и средств бюджета муниципального округа;
3) установления для муниципальных программ измеримых результатов их реализации;
4) интеграции муниципальных регулятивных (правоустанавливающих, правоприменительных и контрольных) и финансовых (бюджетных, налоговых, имущественных, кредитных, долговых) мер для достижения целей муниципальных программ;
5) определения структурного подразделения администрации Тындинского муниципального округа, ответственного за реализацию муниципальной программы (достижение конечных результатов) - координатора муниципальной программы;
6) наличия у координатора муниципальной программы, участников муниципальной программы и координаторов структурных элементов полномочий и ресурсов, необходимых и достаточных для достижения целей муниципальной программы;
7) проведения ежегодной оценки эффективности реализации муниципальных программ с возможностью их корректировки или досрочного прекращения.
II. Содержание муниципальной программы
1. Муниципальная программа включает типы структурных элементов, представляющие собой комплекс структурных элементов и мероприятий, направленных на решение отдельных задач муниципальной программы, взаимоувязанных по целям, срокам и ресурсам.
2. По всем муниципальным программам формируются паспорт и текстовая часть, а также приложения к текстовой части муниципальной программы в соответствии с разделом III настоящих Требований.
3. В муниципальную программу не рекомендуется включать положения, регламентирующие порядок взаимодействия координаторов муниципальных программ (типов структурных элементов муниципальных программ) и участников муниципальных программ по разработке, реализации и оценке эффективности муниципальной программы.
4. Муниципальная программа имеет следующую структуру:
1) паспорт муниципальной программы, содержащий следующую информацию:
- наименование муниципальной программы;
- координатор муниципальной программы;
- координаторы структурных элементов, включенных в состав муниципальной программы;
- участники муниципальной программы;
- цель (цели) муниципальной программы;
- задачи муниципальной программы;
- перечень структурных элементов, включенных в состав муниципальной программы;
- этапы и сроки реализации муниципальной программы;
- объемы бюджетных ассигнований;
- ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной программы;
2) текстовая часть муниципальной программы, включающая следующие разделы:
- характеристика сферы реализации муниципальной программы;
- цели, задачи и ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной программы;
- описание системы типа структурного элемента муниципальной программы;
- сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы;
- ресурсное обеспечение муниципальной программы;
- планируемые показатели эффективности муниципальной программы;
- риски реализации муниципальной программы. Меры управления рисками;
3) тип структурного элемента муниципальной программы;
4) приложения к муниципальной программе:
- система программных мероприятий и плановых показателей реализации муниципальной программы;
- предполагаемые к принятию меры правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы;
- ресурсное обеспечение реализации муниципальной программы за счет средств бюджета муниципального округа;
- ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов на реализацию мероприятий муниципальной программы из различных источников финансирования;
- прогноз сводных показателей муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (работ) муниципальными учреждениями муниципального округа по муниципальной программе (при наличии);
- перечень объектов муниципальной программы;
- иные необходимые приложения.
5. Тип структурного элемента муниципальной программы имеет следующую структуру:
1) паспорт типа структурного элемента муниципальной программы, содержащий следующую информацию:
- наименование типа структурного элемента муниципальной программы;
- координатор структурного элемента муниципальной программы;
- участники структурного элемента муниципальной программы;
- цель (цели) типа структурного элемента муниципальной программы;
- задачи типа структурного элемента муниципальной программы;
- этапы и сроки реализации;
- объемы бюджетных ассигнований;
- ожидаемые конечные результаты реализации типа структурного элемента муниципальной программы.
2) текстовая часть типа структурного элемента муниципальной программы, включает следующие разделы:
- характеристика сферы реализации типа структурного элемента муниципальной программы;
- цели, задачи и ожидаемые конечные результаты реализации типа структурного элемента муниципальной программы;
- описание системы структурных элементов и мероприятий;
- ресурсное обеспечение типа структурного элемента муниципальной программы;
- планируемые показатели эффективности реализации типа структурного элемента муниципальной программы и непосредственные результаты мероприятий.
III. Типовой макет муниципальной программы
3.1. Паспорт муниципальной программы
1. |
Наименование муниципальной программы |
|
2. |
Координатор муниципальной программы |
|
3. |
Координаторы структурных элементов, включенных в состав муниципальной программы |
|
4. |
Участники муниципальной программы |
|
5. |
Цель (цели) муниципальной программы |
|
6. |
Задачи муниципальной программы |
|
7. |
Перечень структурных элементов, включенных в состав муниципальной программы |
|
8. |
Этапы и сроки реализации муниципальной программы |
|
9. |
Объемы бюджетных ассигнований |
|
10. |
Ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной программы |
|
3.2. Характеристика сферы реализации муниципальной программы
В рамках характеристики текущего состояния реализации муниципальной программы предусматривается проведение анализа ее действительного состояния, включая выявление основных проблем, прогноз развития сферы реализации муниципальной программы.
Характеристика текущего состояния сферы реализации муниципальной программы должна содержать основные показатели уровня развития соответствующей сферы социально-экономического развития Тындинского муниципального округа.
Анализ текущего (действительного) состояния сферы реализации муниципальной программы должен включать характеристику итогов реализации муниципальной политики в этой сфере, выявление потенциала развития анализируемой сферы и существующих ограничений в сфере реализации муниципальной программы, сопоставление существующего состояния анализируемой сферы с состоянием аналогичной сферы в соседних или сопоставимых по основным социально-экономическим характеристикам Тындинского муниципального округа (при возможности такого сопоставления).
В анализ текущего состояния сферы реализации муниципальной программы рекомендуется включать результаты SWOT-анализа.
Раздел должен также содержать перечень основных проблем развития сферы социально-экономического развития. Наличие проблем должно быть подтверждено статистической или иной фактической информацией, при этом приведенные доказательства наличия проблем должны быть представлены в динамике (желательно анализ за период 3 - 5 лет).
3.3. Цели, задачи и ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной программы
Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации муниципальной программы определяются в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Тындинского муниципального округа, иными стратегическими документами федерального, регионального и местного уровня.
В рамках муниципальных программ рекомендуется формулировать одну цель. Формирование нескольких целей допускается в исключительных случаях.
Цель (цели) муниципальной программы должна определять конечные результаты реализации муниципальной программы.
Цель должна обладать следующими свойствами:
- специфичность (цель должна соответствовать сфере реализации муниципальной программы);
- конкретность (не допускаются размытые (нечеткие) формулировки, допускающие произвольное или неоднозначное толкование);
- измеримость (достижение цели можно проверить);
- достижимость (цель должна быть достижима за период реализации муниципальной программы).
Формулировка цели должна быть краткой и ясной и не должна содержать специальных терминов, указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели, а также описания путей, средств и методов достижения цели.
Достижение цели обеспечивается за счет решения задач муниципальной программы. Задача муниципальной программы определяет результат реализации мероприятий или реализации муниципальных функций в рамках достижения цели (целей) реализации муниципальной программы.
Сформулированные задачи должны быть необходимы и достаточны для достижения соответствующей цели.
На основе последовательности решения задач муниципальной программы определяются этапы её реализации.
Проблемы и задачи муниципальной программы по их устранению с указанием сроков и этапов их реализации и планируемых конечных результатов оформляются в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1
Проблемы, задачи и результаты реализации муниципальной программы
N п/п |
Формулировка решаемой проблемы |
Наименование задачи Программы |
Наименование типа структурного элемента, направленного на решение задачи |
Сроки и этапы реализации Программы |
Конечный результат Программы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.4. Описание системы муниципальной программы
Основанием для выделения типа структурного элемента является система задач муниципальной программы. Задача муниципальной программы является целью для одного из типов структурного элемента.
В тексте раздела рекомендуется привести описание содержания муниципальной программы в разрезе типов структурных элементов, их задач.
Система программных мероприятий и плановых показателей реализации муниципальной программы приводится в приложении к муниципальной программе в соответствии с Приложением N 1 к настоящим Требованиям.
3.5. Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы
В состав мер правового регулирования по муниципальной программе включаются меры, направленные на повышение эффективности реализации муниципальных функций и оказание муниципальных услуг органами местного самоуправления в сфере реализации муниципальной программы, обеспечение эффективного управления реализацией муниципальной программы, если такие меры направлены на достижение целей и решение задач.
Действующие меры правового регулирования приводятся в тексте настоящего раздела в разрезе типов структурных элементов муниципальной программы.
Предполагаемые к принятию меры правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы оформляются приложением к муниципальной программе по форме, приведенной в Приложении N 2 к настоящим Требованиям.
3.6. Ресурсное обеспечение муниципальной программы
Указывается объем финансирования муниципальной программы.
Объем финансового обеспечения реализации муниципальной программы за счет средств бюджета муниципального округа на первые три года её реализации определяется в соответствии с планируемым объёмом бюджетных ассигнований бюджета муниципального округа на очередной финансовый год и плановый период.
Объем финансового обеспечения реализации муниципальной программы за счет бюджета муниципального округа на период после планового периода устанавливается в объеме бюджетных ассигнований второго года планового периода с применением индексов-дефляторов, за исключением объемов финансового обеспечения реализации мероприятий, связанных с капитальным или текущим ремонтом, строительством (реконструкцией, в том числе с элементами реставрации, техническим перевооружением) объектов капитального строительства или приобретением объектов недвижимого имущества, а также субвенций, субсидий, получаемых из средств федерального и (или) областного бюджетов.
Объем финансового обеспечения на реализацию муниципальной программы подлежит ежегодному уточнению в рамках подготовки проекта решения о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, о чем в настоящем разделе муниципальной программы делается соответствующее пояснение.
Информация о расходах на реализацию муниципальной программы из бюджета муниципального округа представляется по годам реализации муниципальной программы и оформляется приложением к муниципальной программе по форме согласно Приложению N 3 к настоящим Требованиям.
Привлечение средств федерального бюджета, областного бюджета, бюджета муниципального округа, а также внебюджетных источников, включая использование средств внебюджетных фондов, отражается в приложении к муниципальной программе по форме согласно Приложению N 4 к настоящим Требованиям.
3.7. Планируемые показатели эффективности муниципальной программы
В разделе описываются показатели эффективности реализации муниципальной программы - характеристика достижения цели (задачи) муниципальной программы (типа структурного элемента муниципальной программы), количественно выраженная в ходе их реализации - индикатором эффективности, по окончании реализации муниципальной программы (типа структурного элемента муниципальной программы) - конечным результатом.
В качестве наименования показателя эффективности используется лаконичная и понятная формулировка, отражающая основную суть наблюдаемого явления. Приоритетным является использование показателей, входящих в состав государственного статистического наблюдения, либо установленных федеральными и областными и окружными нормативными правовыми актами.
Единица измерения показателя выбирается из общероссийского классификатора единиц измерения (ОКЕИ).
В случае если показатель эффективности не входит в состав государственного статистического наблюдения, в рамках данного раздела муниципальной программы приводится методика его расчета, которая представляет собой алгоритм количественного (формульного) исчисления показателя и необходимые пояснения по сбору, обработке, интерпретации значений показателя.
Используемые показатели эффективности должны отвечать следующим требованиям:
- адекватность (показатель эффективности должен очевидным образом характеризовать прогресс в достижении цели или решении задачи и охватывать все существенные аспекты достижения цели или решения задачи муниципальной программы);
- точность (погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах реализации муниципальной программы);
- объективность (не допускается использование показателей, улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел; используемые показатели должны в наименьшей степени создавать стимулы для участников муниципальной программы, подведомственных им организаций к искажению результатов реализации муниципальной программы);
- достоверность (способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки муниципальной программы);
- однозначность (определение показателя должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей, для чего следует избегать излишне сложных показателей и показателей, не имеющих четкого, общепринятого определения и единиц измерения);
- экономичность (получение отчетных данных должно проводиться с минимально возможными затратами, а применяемые показатели должны в максимальной степени основываться на уже существующих процедурах сбора информации);
- сопоставимость (выбор показателей следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды с показателями, используемыми для оценки прогресса в реализации сходных муниципальной программ, а также с показателями, используемыми в международной практике);
- своевременность и регулярность (отчетные данные должны поступать со строго определенной периодичностью и с незначительным временным интервалом между моментом сбора информации и сроком ее использования (для использования в целях мониторинга отчетные данные должны представляться не реже 1 раза в год).
При определении перечня показателей эффективности реализации муниципальной программы рекомендуется брать за основу показатели результативности деятельности органов местного самоуправления, а также перечень показателей, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2008 N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов".
При описании основных ожидаемых конечных результатов реализации муниципальной программы необходимо дать развернутую характеристику планируемых изменений (конечных результатов) в сфере реализации муниципальной программы. Такая характеристика должна включать обоснование:
- изменения состояния сферы реализации муниципальной программы, а также изменения в сопряженных сферах при реализации муниципальной программы (положительные и отрицательные внешние эффекты в сопряженных сферах);
- эффекта от реализации муниципальной программы.
Конечный результат является количественной характеристикой достижения цели (решения задачи) муниципальной программы.
Для ежегодной оценки эффективности реализации муниципальной программы используются индикаторы эффективности, включаемые в систему программных мероприятий и плановых показателей реализации муниципальной программы.
Значения конечного результата муниципальной программы соответствуют значениям индикатора эффективности последнего года реализации муниципальной программы.
3.8. Риски реализации муниципальной программы.
Меры управления рисками
Анализ рисков реализации муниципальной программы и описание мер управления рисками реализации муниципальной программы предусматривают:
- формирование перечня факторов риска по источникам возникновения и характеру влияния на ход и результаты реализации муниципальной программы;
- обоснование предложений по мерам управления рисками реализации муниципальной программы.
В качестве факторов риска рассматриваются такие события, условия, тенденции, оказывающие существенное влияние на сроки и показатели эффективности реализации муниципальной программы, на которые координатор программы (структурного элемента муниципальной программы) и участники муниципальной программы не могут оказать непосредственного влияния. Под существенным влиянием понимается такое влияние, которое приводит к изменению сроков и/или показателей эффективности реализации муниципальной программы не менее чем на 10% от планового уровня.
В составе обоснования предложений по мерам управления рисками реализации муниципальной программы приводятся меры правового регулирования, направленные на своевременное выявление и минимизацию негативного влияния рисков (внешних факторов).
3.9. Содержание типа структурного элемента муниципальной программы
3.9.1. Паспорт типа структурного элемента муниципальной программы
1. |
Наименование типа структурного элемента муниципальной программы |
|
2. |
Координатор структурного элемента муниципальной программы |
|
3. |
Участники структурного элемента муниципальной программы |
|
4. |
Цель (цели) типа структурного элемента муниципальной программы |
|
5. |
Задачи типа структурного элемента муниципальной программы |
|
6. |
Этапы и сроки реализации |
|
7. |
Объемы бюджетных ассигнований |
|
8. |
Ожидаемые конечные результаты реализации типа структурного элемента муниципальной программы |
|
3.9.2. Характеристика сферы реализации типа структурного элемента муниципальной программы
Раздел заполняется аналогично подразделу 3.2 настоящих Требований, но с более детальной проработкой и указанием проблемных вопросов и статистической информации в конкретной сфере типа структурного элемента муниципальной программы.
3.9.3. Цели, задачи и ожидаемые конечные результаты реализации типа структурного элемента муниципальной программы
Раздел заполняется аналогично подразделу 3.3 настоящих Требований, но с более детальной проработкой конкретной сферы типа структурного элемента муниципальной программы. Цели и задачи должны быть более конкретны и соответствовать направлению типа структурного элемента муниципальной программы.
Таблица по форме таблицы 1 подраздела 3.3 настоящих Требований в составе данного раздела не заполняется.
3.9.4. Описание системы структурных элементов и мероприятий
Раздел содержит наименование и краткое описание структурных элементов и мероприятий, реализуемых в рамках типа структурного элемента муниципальной программы.
Набор мероприятий должен быть необходимым и достаточным для достижения целей и решения задач муниципальной программы, с учетом реализации предусмотренных в рамках муниципальной программы мер государственного и правового регулирования.
Наименования мероприятий не могут дублировать наименования структурных элементов, а структурные элементы - наименования целей и задач типа структурного элемента муниципальной программы.
В рамках одного структурного элемента реализуются схожие по характеру и целевому назначению мероприятия.
Мероприятие должно быть направлено на решение конкретной задачи типа структурного элемента муниципальной программы. На решение одной задачи может быть направлено несколько мероприятий, объединенных в структурные элементы.
Не допускается формирование мероприятий, реализация которых направлена на достижение более чем одной задачи типа структурного элемента муниципальной программы (за исключением мероприятий, направленных на нормативно-правовое и научно-методическое (аналитическое) обеспечение его реализации).
Осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности Тындинского муниципального округа в соответствии с инвестиционными проектами, софинансирование которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий за счет средств федерального и/или областного бюджета, предусматривается в виде отдельного мероприятия.
Осуществление межбюджетных трансфертов из областного бюджета местным бюджетам предусматривается в виде отдельного мероприятия.
С целью контроля за осуществлением капитальных вложений в объекты муниципальной собственности Тындинского муниципального округа мероприятия, предусматривающие инвестиционные вложения в объекты капитального строительства, включаются в перечень объектов капитального строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) муниципальной собственности Тындинского муниципального округа и объектов недвижимого имущества, приобретаемых в муниципальную собственность Тындинского муниципального округа, перечень объектов муниципальной программы, должен быть составлен по форме согласно Приложению N 5 к настоящим Требованиям.
3.9.5. Ресурсное обеспечение типа структурного элемента муниципальной программы
Информация о расходах на реализацию типов структурных элементов из бюджета муниципального округа представляется по годам их реализации и заполняется в составе приложения к муниципальной программе по форме согласно Приложению N 3 к настоящим Требованиям.
Привлечение средств федерального и областного бюджетов, бюджета муниципального округа, а также внебюджетных источников, отражается в составе приложения к муниципальной программе по форме согласно Приложению N 4 к настоящим Требованиям.
В случае если типом структурного элемента предусматривается предоставление субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ, направленных на достижение целей, соответствующих его целям, условия предоставления и методика расчета указанных субсидий утверждаются приложением к муниципальной программе.
3.9.6. Планируемые показатели эффективности реализации типа структурного элемента муниципальной программы и непосредственные результаты структурных элементов
В данном разделе в количественном выражении описываются ожидаемые конечные результаты, которые планируется достигнуть по окончании реализации всего типа структурного элемента муниципальной программы. Ожидаемые конечные результаты должны соответствовать целям и задачам, поставленным типом структурного элемента муниципальной программы, и полностью или частично решать проблемную ситуацию (при объективной невозможности решения проблемы в полном объеме). Для определения перечня ожидаемых конечных результатов рекомендуется за основу принимать социально-экономические показатели, характеризующие сферу действия типа структурного элемента муниципальной программы, на улучшение которых направлена его реализация.
Ожидаемые конечные результаты типов структурных элементов муниципальной программы должны быть увязаны с ожидаемыми конечными результатами, характеризующими достижение целей и решение задач самой муниципальной программы.
Требования к выбору индикаторов эффективности типа структурного элемента муниципальной программы аналогичны требованиям, предъявляемым к индикаторам эффективности муниципальных программ.
Помимо индикаторов эффективности, характеризующих достижение цели и задач типа структурного элемента муниципальной программы, каждое мероприятие должно иметь конкретные плановые значения непосредственных результатов, выраженные количественно по годам его реализации. Данные плановые значения непосредственных результатов заполняются в составе приложения к муниципальной программе по форме согласно Приложению N 1 к настоящим Требованиям.
В целях объективности оценки достижения совокупности непосредственных результатов мероприятий каждому мероприятию присваивается коэффициент значимости - доля влияния данного мероприятия на достижение поставленных целей в совокупности прочих мероприятий, которые оформляются в составе раздела типа структурного элемента муниципальной программы по форме согласно Приложению N 6 к настоящим Требованиям.
Сумма коэффициентов значимости по всем мероприятиям одного года реализации типа структурного элемента муниципальной программы должна быть равна единице.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.