Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по науке, образованию и культуре от 13 декабря 2021 г. N 3.9-03/2138
на проект федерального закона N 1150148-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" внесен депутатами Государственной Думы Л.Н. Духаниной (в период исполнения ею полномочий депутата Государственной Думы), В.А. Никоновым, сенаторами Российской Федерации Л.C. Гумеровой, В.М. Крессом 14 апреля 2021 года и принят Государственной Думой 8 декабря 2021 года.
Федеральный закон разработан в целях регламентации участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в реализации установленного Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) права обучающихся на бесплатное профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения ими образовательной программы среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования в образовательных организациях субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных организациях.
В связи с этим Федеральным законом вносятся следующие изменения:
- часть 2 статьи 8 Федерального закона N 273-ФЗ дополняется нормами, в соответствии с которыми органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделяются правами на организацию предоставления профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах образовательной программы среднего общего образования, реализуемой в образовательных организациях субъектов Российской Федерации, а также на предоставление государственной поддержки профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах образовательной программы среднего общего образования, реализуемой в муниципальных образовательных организациях;
- статья 9 Федерального закона N 273-ФЗ дополняется новой частью 5, в соответствии с которой органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются правом на организацию профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах образовательной программы среднего общего образования, реализуемой в муниципальных образовательных организациях.
При рассмотрении во втором чтении в Федеральный закон были внесены изменения, которые существенно расширяют предмет его правового регулирования. Внесенные изменения касаются формирования федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее - федеральный перечень), а также использования включенных в него электронных образовательных ресурсов.
Так, Министерство просвещения Российской Федерации наделяется полномочиями по утверждению федерального перечня и порядка его формирования (включая состав содержащихся в нем сведений; требования к электронным образовательным ресурсам; порядок принятия решений и условия включения/исключения электронных образовательных ресурсов в него/из него; порядок и сроки проведения экспертизы электронных учебно-методических материалов, содержащихся в электронных образовательных ресурсах).
Кроме того, Федеральным законом устанавливается, что при реализации основных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, предусматривающих обработку персональных данных обучающихся, организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна использовать государственные информационные системы, создаваемые, модернизируемые и эксплуатируемые для реализации указанных образовательных программ.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
В частности, подпункт а) пункта 4 статьи 1 Федерального закона (об использовании общеобразовательными организациями электронных образовательных ресурсов, входящих в федеральный перечень) вступает в силу с 1 сентября 2022 года; пункт 3 статьи 1 Федерального закона (о реализации образовательных программ с применением информационных технологий, технических средств, электронных информационных и образовательных ресурсов, а также об использовании государственных информационных систем для реализации таких образовательных программ) вступает в силу с 1 января 2023 года.
Также Федеральным законом устанавливается, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны создать условия для функционирования государственных информационных систем в соответствии с частью З.1 статьи 16 Федерального закона N 273-ФЗ не позднее 1 января 2023 года.
Внесенные ко второму чтению изменения были подготовлены во исполнение подпункта д) пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации от 24 сентября 2021 года N Пр-1808 ГС.
Комитет отмечает, что изменения, вносимые подпунктом а) пункта 3 статьи 1 Федерального закона в часть 3 статьи 16 Федерального закона N 273-ФЗ, содержат техническую ошибку, наличие которой приводит к внутреннему противоречию в указанной статье базового Федерального закона N 273-ФЗ и может привести к проблемам правоприменительного характера, связанным с формированием перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, специальностей и направлений подготовки высшего образования, по которым применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий не допускается в принципе.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Реализация Федерального закона потребует принятия подзаконных нормативных правовых актов.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается финансового регулирования, и его рассмотрение в Совете Федерации должно быть начато не позднее 23 декабря 2021 года.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, в Федеральном законе не выявлено.
Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отклонить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", принятый Государственной Думой 8 декабря 2021 года, и предложить Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий по указанному Федеральному закону, избрав в ее состав от Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации следующих сенаторов Российской Федерации: Гумерову Лилию Салаватовну (сопредседатель согласительной комиссии), Алтабаеву Екатерину Борисовну, Шумилову Елену Борисовну.
Председатель Комитета |
Л.C. Гумерова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.