Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению Избирательной
комиссии муниципального
образования "город Екатеринбург"
от 17.12.2021 N 5/14
Справочно-методический материал по некоторым вопросам проведения предвыборной агитации на дополнительных выборах депутатов Екатеринбургской городской Думы седьмого созыва по одномандатным избирательным округам
1. Общие положения
1.1. Правовые основы проведения предвыборной агитации при проведении выборов в органы местного самоуправления (далее - выборы) изложены в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), Законе Российской Федерации "О средствах массовой информации", Федеральном законе "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", Федеральном законе "О противодействии экстремистской деятельности", Федеральном законе "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Федеральном законе "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", иных федеральных законах, Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.10.2003 N 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А. Бунтмана, К.А. Катаняна и К.С. Рожкова", Избирательном кодексе Свердловской области (далее - Кодекс), в Законе Свердловской области "Об отдельных вопросах подготовки и проведения публичных мероприятий на территории Свердловской области", иных законах Свердловской области.
1.2. Понятие, признаки предвыборной агитации, права и обязанности кандидатов и иных участников избирательных правоотношений по ее проведению, ограничения и запреты при проведении предвыборной агитации установлены статьями 2, 4, 44-54, 56 Федерального закона и статьями 2, 9, 59-70 Кодекса.
Контроль за ходом проведения предвыборной агитации при проведении выборов осуществляют избирательные комиссии в пределах своих полномочий.
Кандидат самостоятельно определяет содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводит ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц. При этом запрещается привлекать к предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет.
Расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств соответствующего избирательного фонда кандидата в установленном законом порядке. Агитация за кандидата, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов запрещается.
1.3. Агитационный материал кандидата, являющего физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, кандидата, аффилированного с выполняющим функции иностранного агента лицом, должен содержать информацию о том, что данный кандидат является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом. Данная информация должна быть ясно видимой (ясно различаемой на слух) и занимать не менее 15 процентов от площади (объема) агитационного материала.
1.4. Агитационный период для кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, начинается со дня представления кандидатом в Избирательную комиссию муниципального образования "город Екатеринбург" (далее также - избирательную комиссию) заявления о согласии баллотироваться.
Агитационный период для кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу избирательным объединением, начинается со дня представления в избирательную комиссию документов, предусмотренных частью 3 пункта 1, пунктами 2 и 2-1 статьи 44 Кодекса.
Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования (в случае назначения выборов на 27.03.2022 - в 0 часов 26.03.2022).
Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и в сетевых изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования (в случае назначения выборов на 27.03.2022 - с 26.02.2022 и до 0 часов 26.03.2022).
Проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день запрещается (в случае назначения выборов на 27.03.2022 - 26 и 27.03.2022).
1.5. Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее изготовленные в соответствии с требованиями Федерального закона и размещенные в установленном законом порядке на специальных местах, на рекламных конструкциях или иных стабильно размещенных объектах могут сохраняться в день голосования на прежних местах.
1.6. Политическая партия, выдвинувшая кандидатов, которые зарегистрированы соответствующей избирательной комиссией, не позднее 10 дней до дня голосования (в случае назначения выборов на 27.03.2022 - не позднее 16.03.2022) публикует свою предвыборную программу не менее чем в одном муниципальном периодическом печатном издании, а также размещает ее в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования "Интернет". Для такой публикации используется бесплатная печатная площадь, предоставляемая кандидатам в соответствии с избирательным законодательством, либо такая публикация оплачивается из средств избирательного фонда кандидата, выдвинутого этой политической партией.
1.7. Нарушение сроков ведения предвыборной агитации влечет административную ответственность, предусмотренную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
1.8. Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации, международные организации и международные общественные движения, некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, незарегистрированные общественные объединения, выполняющие функции иностранного агента, и иностранные средства массовой информации, выполняющие функции иностранного агента, российские юридические лица, информация о которых включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, достижению определенного результата на выборах, а также в иных формах участвовать в избирательных кампаниях. Участие в избирательных кампаниях указанных лиц и представителей указанных организаций в качестве иностранных (международных) наблюдателей регулируется в соответствии с федеральным законом.
2. Общие условия проведения предвыборной агитации на каналах телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях
2.1. Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях проводится в порядке, установленном Федеральном законом, Кодексом.
2.2. Муниципальные организации телерадиовещания и редакции муниципальных периодических печатных изданий обязаны обеспечить равные условия проведения предвыборной агитации зарегистрированным кандидатам, в том числе для представления избирателям предвыборных программ.
Эфирное время на каналах муниципальных организаций телерадиовещания и печатная площадь в муниципальных периодических печатных изданиях предоставляются зарегистрированным кандидатам за плату, а в случаях и порядке, предусмотренных Кодексом, также бесплатно (бесплатное эфирное время, бесплатная печатная площадь).
2.3. Перечень муниципальных организаций телерадиовещания и муниципальных периодических печатных изданий публикуются Избирательной комиссией муниципального образования "город Екатеринбург" по представлению Управления Роскомнадзора по Уральскому федеральному округу не позднее чем на пятнадцатый день после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов. Данная информация публикуется на официальном сайте Избирательной комиссии муниципального образования "город Екатеринбург".
Указанный перечень представляется в избирательную комиссию не позднее чем на десятый день после дня официального опубликования решения о назначении выборов. В перечень включаются сведения о каждой организации телерадиовещания в объеме, установленном пунктом 8 статьи 47 Федерального закона.
При отсутствии муниципальных организаций телерадиовещания, муниципальных периодических печатных изданий, соответствующих требованиям Федерального закона, Кодекса, бесплатное эфирное время, бесплатная печатная площадь не предоставляются.
2.4. Расходы муниципальных организаций телерадиовещания и редакций муниципальных периодических печатных изданий, связанные с предоставлением бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади для проведения предвыборной агитации, относятся на результаты деятельности этих организаций и редакций.
2.5. Негосударственные организации телерадиовещания, редакции негосударственных периодических печатных изданий и редакции сетевых изданий, осуществляющие выпуск средств массовой информации, зарегистрированных не менее чем за один год до начала избирательной кампании, а также редакции негосударственных периодических печатных изданий и редакции сетевых изданий, учрежденных избирательными объединениями (в том числе их структурными подразделениями) независимо от срока регистрации изданий, вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам платное эфирное время, платную печатную площадь, платные услуги по размещению агитационных материалов в сетевых изданиях при условии выполнения указанными организациями и редакциями требований, предусмотренных пунктами 5 и 6 статьи 65 Кодекса. Иные негосударственные организации телерадиовещания, редакции негосударственных периодических печатных изданий, редакции сетевых изданий не вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам эфирное время, печатную площадь, услуги по размещению агитационных материалов в сетевых изданиях.
2.6. Условия оплаты эфирного времени, печатной площади, услуг по размещению агитационных материалов, предоставляемых негосударственными организациями телерадиовещания, редакциями негосударственных периодических печатных изданий и редакциями сетевых изданий, должны быть едины для всех зарегистрированных кандидатов. Это требование не распространяется на редакции негосударственных периодических печатных изданий, редакции сетевых изданий, учрежденных кандидатами, избирательными объединениями.
2.7. При проведении выборов сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади, услуг по размещению агитационных материалов должны быть опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания, редакцией сетевого издания не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
Указанные сведения, а также информация о дате и об источнике их опубликования, сведения о регистрационном номере и дате выдачи свидетельства о регистрации средства массовой информации и уведомление о готовности предоставить эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации, услуги по размещению агитационных материалов в сетевом издании в тот же срок должны быть представлены в Избирательную комиссию муниципального образования "город Екатеринбург".
2.8. Допускается отказ от предоставления эфирного времени, печатной площади для проведения предвыборной агитации, услуг по размещению агитационных материалов в сетевом издании, выраженный путем непредставления в соответствующую избирательную комиссию уведомления, указанного в пункте 2.7 настоящего Справочно-методического материала, в установленные в указанном пункте сроки:
1) негосударственных организаций телерадиовещания и редакций негосударственных периодических печатных изданий;
2) редакций государственных периодических печатных изданий, выходящих реже чем один раз в неделю;
3) организаций телерадиовещания, осуществляющих выпуск специализированных телеканалов, радиоканалов, телепрограмм, радиопрограмм, и редакций специализированных периодических печатных изданий;
4) редакций сетевых изданий.
2.9. Зарегистрированный кандидат не вправе использовать предоставленные ему эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации за других зарегистрированных кандидатов.
2.10. Предоставление эфирного времени на каналах организаций телерадиовещания и печатной площади в периодических печатных изданиях для проведения предвыборной агитации, предоставление услуг по размещению агитационных материалов в сетевых изданиях производятся в соответствии с договором, заключенным в письменной форме между организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания, редакцией сетевого издания и кандидатом до предоставления указанных эфирного времени, печатной площади, услуг.
2.11. При предоставлении эфирного времени, печатной площади, услуг по размещению агитационных материалов в сетевых изданиях за плату, размер оплаты предоставляемых услуг должен соответствовать расценкам и иным условиям предоставления эфирного времени, печатной площади, услуг по размещению агитационных материалов в сетевых изданиях указанным в сведениях, опубликованных в средствах массовой информации и представленных в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 2.7 настоящего Справочно-методического материала.
При предоставлении платного эфирного времени, печатной площади, услуг по размещению агитационных материалов в сетевых изданиях оплата должна производиться исключительно из соответствующего избирательного фонда кандидата.
2.12. В ходе осуществления кандидатами агитационной деятельности на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях не допускается использование преимуществ должностного или служебного положения, под которым, в частности, подразумевается доступ (обеспечение доступа) к муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, ведения предвыборной агитации, если иным кандидатам для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с Кодексом.
2.13. Виды административных правонарушений и основания привлечения к ответственности за нарушение порядка проведения предвыборной агитации в средствах массовой информации предусмотрены статьями 5.5, 5.8, 5.10, 5.11 и 5.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Условия проведения предвыборной агитации на телевидении и радио
3.1. Бесплатное эфирное время на каналах муниципальных организаций телерадиовещания предоставляется зарегистрированным кандидатам на равных условиях (продолжительность предоставленного эфирного времени, время выхода в эфир и другие условия).
Предоставление бесплатного эфирного времени при проведении выборов в органы местного самоуправления на муниципальных каналах организаций телерадиовещания осуществляется по результатам жеребьевки, проводимой Избирательной комиссией муниципального образования "город Екатеринбург" с участием организации телерадиовещания среди зарегистрированных кандидатов не позднее чем за 32 дня до дня голосования (в случае назначения выборов на 27.03.2022 - не позднее 22.02.2022).
В случае принятия решения о регистрации кандидата после истечения указанного срока жеребьевка по распределению бесплатного эфирного времени проводится с участием указанного кандидата в течение двух дней со дня принятия решения о регистрации кандидата, но до истечения срока проведения предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания, указанного в пункте 1.4 настоящего Справочно-методического материала.
3.2. Предоставление платного эфирного времени при проведении выборов в органы местного самоуправления на муниципальных каналах организаций телерадиовещания осуществляется по результатам жеребьевки, проводимой соответствующей муниципальной организацией телерадиовещания с участием зарегистрированных кандидатов на основании письменных заявок кандидатов на участие в жеребьевке, поданных в установленный срок (в случае назначения выборов на 27.03.2022 - не позднее 22.02.2022).
3.3. По результатам жеребьевки организациями телерадиовещания составляется график предоставления бесплатного эфирного времени с указанием конкретной даты и времени выхода в эфир.
График утверждается и публикуется Избирательной комиссией муниципального образования "город Екатеринбург".
При подготовке и проведении жеребьевки устанавливается следующий порядок и правила:
Избирательная комиссия муниципального образования "город Екатеринбург" заблаговременно до дня проведения жеребьевки публикует порядок и правила проведения жеребьевки на муниципальном канале;
жеребьевка проводится среди зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов;
в жеребьевке принимают участие: представители организаций, осуществляющих теле и (или) радиовещание, члены Избирательной комиссии муниципального образования "город Екатеринбург" с правом решающего голоса, зарегистрированные кандидаты (их доверенные лица), представители иных СМИ.
3.4. Предоставляемое бесплатное эфирное время должно приходиться на определяемый соответствующей организацией телерадиовещания период, когда теле и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию.
3.5. На дополнительных выборах депутатов Екатеринбургской городской Думы седьмого созыва по одномандатным избирательным округам, общий объем бесплатного эфирного времени, которое каждая муниципальная организация телерадиовещания предоставляет для проведения предвыборной агитации должен составлять на каждом из каналов не менее 15 минут по рабочим дням, а если общее время вещания организации телерадиовещания составляет менее двух часов в день,- не менее одной шестой общего времени вещания.
Если в результате предоставления бесплатного эфирного времени на каждого зарегистрированного кандидата придется более 30 минут эфирного времени, общий объем эфирного времени, которое каждая организация телерадиовещания предоставляет для проведения предвыборной агитации, сокращается и должен составлять 30 минут, умноженных соответственно на количество зарегистрированных кандидатов.
3.6. Зарегистрированный кандидат не вправе использовать эфирное время на каналах организаций, осуществляющих телевещание, предоставленное им для размещения агитационных материалов, в целях:
1) распространения призывов голосовать против других кандидатов;
2) описания возможных негативных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран;
3) распространения информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах) в сочетании с негативными комментариями;
4) распространения информации, способствующей созданию отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата.
3.7. Не менее половины общего объема бесплатного эфирного времени должно быть предоставлено зарегистрированным кандидатам для проведения совместных дискуссий, "круглых столов" и иных совместных агитационных мероприятий. Данное правило не применяется при предоставлении бесплатного эфирного времени кандидатам, зарегистрированным по соответствующему одномандатному избирательному округу, если указанного объема эфирного времени недостает для проведения хотя бы одного совместного агитационного мероприятия, в котором на каждого кандидата придется пять или более минут.
3.8. В совместных агитационных мероприятиях зарегистрированные кандидаты могут участвовать только лично.
При невыполнении кандидатом этого требования доля эфирного времени, отведенная этому зарегистрированному кандидату для участия в совместном агитационном мероприятии, распределяется между другими участниками данного совместного агитационного мероприятия (в том числе, если в данном мероприятии может принять участие только один участник).
В случае участия в совместном агитационном мероприятии зарегистрированного кандидата, являющегося физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо зарегистрированного кандидата, аффилированного с выполняющим функции иностранного агента лицом, его выступление должно предваряться (сопровождаться) информацией о том, что данный кандидат является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом. В случае участия в совместном агитационном мероприятии зарегистрированного кандидата, выдвинутого избирательным объединением, которым на соответствующих выборах выдвинут кандидат, являющийся физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом, его выступление также должно предваряться (сопровождаться) информацией о том, что избирательным объединением выдвинут такой кандидат.
3.9. Муниципальные организации телерадиовещания обязаны резервировать эфирное время для проведения предвыборной агитации за плату. Размер и условия оплаты должны быть едиными для всех зарегистрированных кандидатов. Общий объем резервируемого эфирного времени организациями телерадиовещания должен быть равен установленному общему объему бесплатного эфирного времени или превышать его, но не более чем в два раза.
Даты и время выхода в эфир предвыборных агитационных материалов за плату определяются в соответствии с жеребьевкой, которую проводят муниципальные организации телерадиовещания с участием зарегистрированных кандидатов на основании письменных заявок на участие в жеребьевке (в случае назначения выборов на 27.03.2022 - не позднее 22.02.2022).
3.10. В случае если зарегистрированные кандидаты откажутся от использования предоставленного им для проведения предвыборной агитации платного либо бесплатного эфирного времени, они обязаны не позднее чем за пять дней до выхода в эфир, а если выход в эфир должен состояться менее чем через пять дней со дня проведения соответствующей жеребьевки, - в день жеребьевки сообщить об этом в письменной форме соответствующей организации телерадиовещания, которая использует высвободившееся эфирное время по своему усмотрению.
3.11. Негосударственные организации телерадиовещания, выполнившие условия пункта 2.7 настоящего Справочно-методического материала, обязаны предоставлять эфирное время зарегистрированным кандидатам на равных условиях (в том числе по времени выхода в эфир).
3.12. Запрещается перекрывать передачу агитационных материалов на каналах организаций телерадиовещания трансляцией иных теле и радиопрограмм, иных агитационных материалов.
4. Условия проведения предвыборной агитации в периодических печатных изданиях
4.1. Редакции муниципальных периодических печатных изданий, распространяемых на территории, на которой проводятся выборы, и выходящих не реже одного раза в неделю, обязаны выделять бесплатную печатную площадь для агитационных материалов, предоставляемых зарегистрированными кандидатами.
При этом в периодических печатных изданиях, учрежденных органами местного самоуправления исключительно для опубликования их официальных материалов и сообщений, нормативных правовых и иных актов, не могут публиковаться агитационные материалы, а также редакционные материалы, освещающие деятельность кандидатов.
4.2. Общий минимальный объем площади, которую муниципальное печатное издание бесплатно предоставляет зарегистрированным кандидатам, должен составлять не менее 15 процентов от общего объема печатной площади.
Общий объем печатной площади, которую такое периодическое печатное издание бесплатно предоставляет для целей агитации, официально публикуется редакцией данного издания не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов (проведении) и в этот же срок представляется в Избирательную комиссию муниципального образования "город Екатеринбург".
4.3. Общий объем бесплатной печатной площади распределяется между кандидатами, зарегистрированными по соответствующему избирательному округу, путем деления этого объема на общее число зарегистрированных кандидатов, имеющих право на бесплатную публикацию агитационных материалов в данном периодическом печатном издании.
4.4. Бесплатные публикации агитационных материалов зарегистрированных кандидатов осуществляются по графику, утверждаемому избирательной комиссией.
График предоставления бесплатной печатной площади с указанием конкретной даты составляется редакцией периодического печатного издания по результатам жеребьевки, проводимой избирательной комиссией не позднее чем за 32 дня до дня голосования (в случае назначения выборов на 27.03.2022 - не позднее 22.02.2022) с участием редакции периодического печатного издания среди зарегистрированных кандидатов с участием заинтересованных лиц.
В случае принятия решения о регистрации кандидата после истечения указанного срока жеребьевка по распределению бесплатного эфирного времени проводится с участием указанного кандидата в течение двух дней со дня принятия решения о регистрации кандидата, но до истечения срока проведения предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания, указанного в пункте 1.4 настоящего Справочно-методического материала.
4.5. Редакции муниципальных периодических печатных изданий, выходящих не реже одного раза в неделю, обязаны резервировать печатную площадь для проведения предвыборной агитации за плату. Даты публикации предвыборных агитационных материалов за плату определяются в соответствии с жеребьевкой, которую проводят редакции муниципальных периодических печатных изданий с участием зарегистрированных кандидатов на основании письменных заявок на участие в жеребьевке, поданных зарегистрированными кандидатами. Размер и условия оплаты должны быть едиными для всех кандидатов. Общий объем печатной площади, резервируемой для платного предоставления, не может быть меньше общего объема бесплатной печатной площади, выделяемой соответствующей редакцией кандидатам для размещения их агитационных материалов.
Зарегистрированный кандидат вправе за соответствующую плату получить из общего объема зарезервированной печатной площади печатную площадь в пределах доли, полученной в результате деления этого объема на число зарегистрированных кандидатов. Если после такого распределения печатной площади за плату останется нераспределенная печатная площадь, она может быть предоставлена за плату зарегистрированным кандидатам, подавшим заявку на предоставление такой печатной площади, на равных условиях.
4.6. Редакции негосударственных периодических печатных изданий, выполнившие условия, указанные в пункте 2.7 настоящего Справочно-методического материала, вправе отказать в предоставлении печатной площади для проведения предвыборной агитации.
4.7. Публикация агитационных материалов в периодических печатных изданиях не должна сопровождаться редакционными комментариями в какой бы то ни было форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с соответствующим кандидатом.
4.8. Публикации всех агитационных материалов, размещаемых в периодических печатных изданиях, должны сопровождаться информацией о том, за счет средств избирательного фонда какого кандидата была произведена оплата соответствующей публикации. Если агитационные материалы были опубликованы бесплатно, информация об этом должна содержаться в публикации с указанием на то, кто разместил эту публикацию. Ответственность за выполнение данного требования несет редакция периодического печатного издания, в том числе в соответствии с частью 1 статьи 5.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4.9. Редакции периодических печатных изданий, публикующих агитационные материалы, за исключением учрежденных кандидатами, избирательными объединениями, не вправе отдавать предпочтение какому-либо кандидату или избирательному объединению путем изменения тиража и периодичности выхода периодических печатных изданий.
5. Условия проведения предвыборной агитации посредством агитационных публичных мероприятий
5.1. Кандидаты вправе осуществлять агитацию посредством агитационных публичных мероприятий (далее - публичные мероприятия) с момента выдвижения кандидатов за исключением случая предоставления зарегистрированным кандидатам помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для проведения агитационных публичных мероприятий на безвозмездной основе в порядке, предусмотренном пунктом 5.9 Справочно-методического материала.
Кандидаты также вправе арендовать на основе договора здания и помещения, принадлежащие гражданам и организациям независимо от формы собственности, для проведения публичных мероприятий.
5.2. Проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования в целях предвыборной агитации регулируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ, Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ, Законом Свердловской области от 07.12.2012 N 102-ОЗ, Кодексом.
Государственные органы, органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие зарегистрированным кандидатам в организации и проведении агитационных публичных мероприятий.
5.3. Постановлением Правительства Свердловской области от 09.03.2017 N 128-ПП "Об утверждении Перечня единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области" определены специально отведенные места, которые могут использоваться для проведения публичных мероприятий.
Публичные мероприятия проводятся, как правило, в местах, перечисленных в Перечне единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, утвержденном указанным выше постановлением Правительства Свердловской области.
Порядок использования указанных специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости предусмотрены Законом Свердловской области от 07.12.2012 N 102-ОЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона Свердловской области от 07.12.2012 N 102-ОЗ организатор публичного мероприятия подает уведомление о проведении публичного мероприятия в уполномоченный в соответствии с муниципальными правовыми актами на рассмотрение уведомлений о проведении публичных мероприятий орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого планируется провести соответствующее публичное мероприятие.
Уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в Министерство общественной безопасности Свердловской области, если публичное мероприятие планируется провести на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
В случае если публичное мероприятие планируется провести на территории объекта культурного наследия народов Российской Федерации, то при его проведении необходимо руководствоваться также постановлением Правительства Свердловской области от 11.06.2014 N 489-ПП "Об утверждении Порядка проведения публичных мероприятий на территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Свердловской области".
5.4. Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в Министерство общественной безопасности Свердловской области или соответствующий орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
При исчислении сроков подачи уведомления о проведении публичного мероприятия не учитываются день получения такого уведомления Министерством общественной безопасности Свердловской области или органом местного самоуправления и день проведения публичного мероприятия.
При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения.
В соответствии с Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется, за исключением случая, если этот участник предполагает использовать быстровозводимую сборно-разборную конструкцию. Минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими указанное пикетирование, определено в статье 5 Закона Свердловской области от 07.12.2012 N 102-ОЗ и составляет 40 метров.
В соответствии с Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ совокупность актов пикетирования, осуществляемого одним участником, объединенных единым замыслом и общей организацией, в том числе участие нескольких лиц в таких актах пикетирования поочередно, может быть признана решением суда по конкретному гражданскому, административному или уголовному делу одним публичным мероприятием.
5.5. В уведомлении согласно Федеральному закону от 19.06.2004 N 54-ФЗ указываются:
цель публичного мероприятия;
форма публичного мероприятия;
место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств;
дата, время начала и окончания публичного мероприятия;
предполагаемое количество участников публичного мероприятия;
формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи и санитарного обслуживания, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;
фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;
фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;
реквизиты банковского счета организатора публичного мероприятия, используемого для сбора денежных средств на организацию и проведение публичного мероприятия, предполагаемое количество участников которого превышает 500 человек;
дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.
Уведомление о проведении публичного мероприятия подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.
5.6. К местам, в которых проведение публичного мероприятия согласно Федеральному закону от 19.06.2004 N 54-ФЗ запрещается, относятся, в частности:
территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;
путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;
территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, экстренными оперативными службами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.
5.7. В соответствии с Законом Свердловской области от 07.12.2012 N 102-ОЗ к местам, в которых проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций запрещается, также относятся:
территории, непосредственно прилегающие к зданиям аэропортов, железнодорожных, автомобильных и речных вокзалов и станций;
территории, непосредственно прилегающие к жилым домам и многоквартирным домам;
территории, непосредственно прилегающие к зданию, в котором размещается полномочный представитель Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе.
5.8. При проведении массового мероприятия его организаторы и другие участники обязаны соблюдать законодательство, не нарушать общественный порядок.
5.9. Государственные органы, органы местного самоуправления обязаны предоставлять избирательной комиссии, организующей соответствующие выборы, сведения о помещениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности пригодных для проведения публичных мероприятий в форме собраний.
По заявке зарегистрированного кандидата указанные помещения безвозмездно предоставляются собственником, владельцем помещения для его встреч с избирателями. Соблюдая принцип равенства прав зарегистрированных кандидатов, Избирательная комиссия муниципального образования "город Екатеринбург" должна определить временные рамки использования помещений для встреч кандидатов с избирателями.
5.10. Если указанное выше помещение, а равно помещение, находящееся в собственности организации, имеющей на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, превышающую (превышающий) 30 процентов, было предоставлено одному зарегистрированному кандидату, собственник, владелец помещения не вправе отказать другому зарегистрированному кандидату в предоставлении помещения на таких же условиях в иное время в течение агитационного периода.
В случае предоставления помещения зарегистрированному кандидату собственник, владелец помещения не позднее дня, следующего за днем предоставления помещения, обязаны уведомить в письменной форме Избирательную комиссию муниципального образования "город Екатеринбург" о факте предоставления помещения, об условиях, на которых оно было предоставлено, а также о том, когда это помещение может быть предоставлено в течение агитационного периода другим зарегистрированным кандидатам.
Избирательная комиссия, получив указанное уведомление, обязана в течение двух суток с момента получения разместить содержащуюся в нем информацию на своем сайте.
Ответственность собственников, владельцев помещений за нарушение требования о необходимости уведомления соответствующей избирательной комиссии о факте предоставления помещения зарегистрированному кандидату установлена статьей 5.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5.11. Предвыборная агитация в расположении воинских частей, военных организаций и учреждений запрещается, за исключением случая, когда единственное здание или помещение, пригодное для проведения агитационного публичного мероприятия в форме собрания, находится в расположении воинской части либо в военной организации или учреждении.
6. Условия изготовления и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов
6.1. Кандидаты вправе беспрепятственно изготавливать и распространять, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет", печатные, аудиовизуальные и другие агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Все агитационные материалы должны изготавливаться на территории Российской Федерации.
6.2. Организации, индивидуальные предприниматели, выполняющие работы или оказывающие услуги по изготовлению печатных агитационных материалов, обязаны обеспечить кандидатам равные условия оплаты изготовления этих материалов.
Сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты работ или услуг указанных организаций, индивидуальных предпринимателей по изготовлению печатных агитационных материалов должны быть опубликованы соответствующей организацией, соответствующим индивидуальным предпринимателем не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов и в тот же срок представлены в Избирательную комиссию муниципального образования "город Екатеринбург". Вместе с указанными сведениями в комиссию должны быть представлены также сведения, содержащие наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество индивидуального предпринимателя, наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства).
6.3. Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы (за исключением распространяемых через СМИ) должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате изготовления этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда кандидата.
Вместе с тем, как следует из Разъяснений ЦИК России по некоторым вопросам информационного обеспечения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и иных выборов, проводимых в Российской Федерации, утвержденных постановлением ЦИК России от 26.08.2016 N 43/441-7, данные требования не распространяются на иные агитационные материалы.
Все агитационные материалы кандидата, являющегося физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, кандидата, аффилированного с выполняющим функции иностранного агента лицом, должны содержать информацию об этом в соответствии с пунктом 1.3 настоящего Справочно-методического материала.
6.4. Экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры или копии аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии, экземпляры или копии иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом в Избирательную комиссию муниципального образования "город Екатеринбург". Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения об адресе юридического лица, индивидуального предпринимателя (адресе места жительства физического лица), изготовивших и заказавших эти материалы, и копия документа об оплате изготовления данного предвыборного агитационного материала из соответствующего избирательного фонда.
Одновременно с указанными материалами должны быть представлены электронные образы этих предвыборных агитационных материалов в машиночитаемом виде.
6.5. Агитационные материалы не могут содержать коммерческую рекламу.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О рекламе", под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
6.6. Запрещается изготовление печатных агитационных материалов в организациях и у индивидуальных предпринимателей, не выполнивших требования, предусмотренные пунктом 1-1 статьи 69 Кодекса (пунктом 6.2 настоящего Справочно-методического материала), либо по договору с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, а также изготовление агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда кандидата, с нарушением требований, установленных пунктами 6, 7, 8-1 и 9-1 статьи 63, пунктом 2 статьи 69 Кодекса.
Запрещается распространение агитационных материалов, изготовленных с нарушением пункта 5 статьи 69 Кодекса и (или) с нарушением требований, предусмотренных пунктом 3 статьи 69, пунктами 9 и 9-3 статьи 63 Кодекса.
6.7. Органы местного самоуправления по предложению Избирательной комиссии муниципального образования "город Екатеринбург" не позднее чем за 30 дней до дня голосования (в случае назначения выборов на 27.03.2022 - не позднее 24.02.2022) обязаны выделить специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка. Такие места должны быть удобны для посещения избирателями и располагаться таким образом, чтобы избиратели могли ознакомиться с размещенной там информацией.
Площадь выделенных мест должна быть достаточной для размещения на них информационных материалов избирательных комиссий и агитационных материалов зарегистрированных кандидатов.
Зарегистрированным кандидатам должна быть выделена равная площадь для размещения печатных агитационных материалов. Перечень указанных мест доводится избирательными комиссиями, по предложениям которых выделены эти места, до сведения кандидатов.
6.8. Печатные агитационные материалы могут размещаться в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах (за исключением специально определенных для этой цели мест) только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов. Размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, имеющей на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, превышающую (превышающий) 30 процентов, осуществляется на равных условиях для всех кандидатов. При этом за размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается.
Организации, индивидуальные предприниматели, выполняющие работы (оказывающие услуги) по подготовке и размещению агитационных материалов, обязаны обеспечить кандидатам равные условия оплаты своих работ (услуг).
Ответственность за нарушение прав зарегистрированных кандидатов при выделении площадей для размещения агитационных материалов предусматривается статьей 5.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, необходимо учитывать позицию ЦИК России, изложенную в Разъяснениях по некоторым вопросам информационного обеспечения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и иных выборов, проводимых в Российской Федерации, утвержденных постановлением ЦИК России от 26.08.2016 N 43/441-7, согласно которой законодательство о выборах не содержит гарантий равного доступа кандидатов к размещению агитационных материалов на рекламных конструкциях, находящихся в частной собственности. При этом недопустимым является оказание воздействия на собственников (владельцев) рекламных конструкций с целью создания препятствий к заключению или расторжению ими договоров с различными кандидатами.
6.9. Запрещается размещать агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность. Запрещается размещать агитационные материалы в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.
В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ к объектам культурного наследия относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Виды объектов культурного наследия установлены статьей 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ.
6.10. Ответственность за размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено федеральным законом, либо размещение этих материалов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектов предусмотрена частью 2 статьи 5.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6.11. Положения настоящего раздела применяются к изготовлению и распространению печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, в том числе изготовленных для распространения и распространяемых в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет".
7. Особенности проведения предвыборной агитации с использованием ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
7.1. Агитационные материалы могут распространяться кандидатом в сети "Интернет" как в сетевых изданиях, так и на сайтах (страницах сайтов) в сети "Интернет", не зарегистрированных в качестве средств массовой информации на основании соответствующего договора.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с указанным Законом.
Использование сайтов в сети "Интернет", не имеющих регистрации в качестве СМИ, регламентируется нормами законодательства о выборах, определяющими требования к изготовлению и распространению аудиовизуальных и иных агитационных материалов.
С учетом предусмотренного Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации" равенства статуса редакций средств массовой информации любых видов на указанные организации распространяются условия проведения предвыборной агитации, аналогичные общим условиям проведения предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях, установленным статьей 65 Кодекса, а также сроки агитационного периода, установленные пунктом 2 статьи 64 Кодекса, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования (в случае назначения выборов на 27.03.2022 - с 26.02.2022 и до 0 часов 26.03.2022). Таким образом, в день, предшествующий дню голосования и в день голосования размещение агитации в сетевых изданиях должно быть прекращено.
7.2. Для сетевых СМИ действует правило, предусмотренное в пункте 5 статьи 65 Кодекса, согласно которому условия оплаты размещения агитационных материалов должны быть едины для всех кандидатов. Это требование не распространяется на редакции сетевых изданий, учрежденных кандидатами, избирательными объединениями.
7.3. Специально изготовленные материалы, предназначенные для зрительного и слухового восприятия (либо только для зрительного, либо только для слухового), которые могут быть размещены в сети Интернет, относятся к аудиовизуальным, в связи с чем при их изготовлении и распространении должны соблюдаться соответствующие требования пункта 2 статьи 69 Кодекса.
В частности, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии или экземпляры иных агитационных материалов, изготовленных за счет средств избирательного фонда кандидата, до начала их распространения должны быть представлены кандидатом в избирательную комиссию, уполномоченную принимать решение о регистрации кандидата.
Кроме того, все аудиовизуальные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате изготовления этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств избирательного фонда соответствующего кандидата.
Для целей реализации указанного требования закона в качестве информации о тираже аудиовизуального материала возможно указывать количество его копий, изготовленных на материальных носителях (на жестких дисках персональных компьютеров, а также съемных носителях - компакт-дисках, флэш-картах и т.д.), либо количество сайтов (страниц сайтов), на которых кандидат планирует разместить предвыборный агитационный материал. Указанные данные могут быть размещены на соответствующем материальном носителе либо содержаться непосредственно в визуальном и (или) звуковом ряду материала.
7.4. При использовании возможностей сети Интернет кандидаты должны учитывать и соблюдать все ограничения, установленные статьей 70 Кодекса, иным законодательством Российской Федерации к содержанию и размещению указанных агитационных материалов.
7.5. В случае выявления нарушений закона при проведении агитации в сети Интернет, избирательная комиссия вправе обратиться в адрес Избирательной комиссии Свердловской области в порядке, установленном Постановлением ЦИК России от 16.06.2021 N 10/84-8 "О Порядке обращения избирательных комиссий с представлением о пресечении распространения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", агитационных материалов, информации, нарушающих законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах" для направления соответствующего представления в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, а также вправе обратиться в органы полиции с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности.
8. Ограничения при проведении предвыборной агитации
8.1. Использование в агитационных материалах высказываний физического лица, не имеющего в соответствии с Федеральным законом права проводить предвыборную агитацию, об избирательном объединении, выдвинувшем кандидатов по одномандатным избирательным округам, о кандидате (кандидатах) не допускается.
8.2. Использование в агитационных материалах высказываний физического лица, не указанного в пункте 8.1. настоящего Справочно-методического материала, о кандидате, об избирательном объединении допускается только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий такое согласие, представляется в Избирательную комиссию муниципального образования "город Екатеринбург" с полномочиями окружной избирательной комиссии по выборам депутата Екатеринбургской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу (при условии возложения на нее соответствующих полномочий) вместе с экземплярами агитационных материалов. В случае размещения агитационного материала на канале организации телерадиовещания либо в периодическом печатном издании указанный документ представляется в избирательную комиссию по ее требованию.
Представление согласия не требуется в случаях:
1) использования обнародованных высказываний о кандидатах, об избирательных объединениях с указанием даты (периода времени) обнародования таких высказываний и наименования средства массовой информации, в котором они были обнародованы;
2) цитирования высказываний об избирательном объединении, о кандидате, обнародованных на соответствующих выборах иными кандидатами в своих агитационных материалах, изготовленных и распространенных в соответствии с законом.
8.3. В агитационных материалах запрещено использование изображений и высказываний лиц, не достигших 18-летнего возраста.
При проведении выборов использование в агитационных материалах изображений физического лица допускается только в случае использования кандидатом своих изображений, в том числе среди неопределенного круга лиц.
Согласно позиции ЦИК России, изложенной в письме от 02.09.2016 N 05-33/9931 (подготовленному в ответ на обращение уполномоченного представителя Политической партии "ВСЕРОССИЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ "РОДИНА" О.Б. Осипова и направленному для сведения в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации), под неопределенным кругом лиц следует понимать неперсонифицированных субъектов, представляющих определенную социальную группу (врачи, учителя, молодежь, пенсионеры и т.д.), на которую направлены определенные программные положения кандидата, или группу лиц, объединенных определенным творческим замыслом, обуславливающим содержание агитационного материала (гости мероприятия, участники какого-либо события, к примеру, спортсмены на соревнованиях, участники демонстрации, митинга, собрания и т.д.). При этом значение личностных качеств данных субъектов должно отсутствовать, а единственной целью их присутствия в агитационном материале должно быть формирование образа и выражение позиции непосредственно кандидатом.
В соответствии со статьей 152.1. Гражданского кодекса Российской Федерации согласие гражданина на использование его изображения не требуется, в частности, в случаях, если изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования или гражданин позировал за плату.
8.4. При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации.
В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" под злоупотреблением свободой массовой информации понимается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
Иные виды действий, рассматриваемых как злоупотребление свободой массовой информации, перечислены в статье 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации".
8.5. Одной из форм злоупотребления свободой массовой информации является экстремистская деятельность. Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности" устанавливает, что экстремистской деятельностью (экстремизмом) признается:
насильственное изменение основ конституционного строя и (или) нарушение территориальной целостности Российской Федерации (в том числе отчуждение части территории Российской Федерации), за исключением делимитации, демаркации, редемаркации Государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами;
публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации (по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы);
использование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, за исключением случаев использования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии;
публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в статье 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" и являющихся преступлением;
организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.
Распространение экстремистских материалов на территории Российской Федерации запрещено.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.
8.6. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
8.7. Не допускается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.
8.8. Оплата рекламы коммерческой и иной не связанной с выборами деятельности с использованием фамилии или изображения кандидата в период избирательной кампании осуществляется только за счет средств избирательного фонда соответствующего кандидата.
В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама, в том числе оплаченная за счет средств соответствующего избирательного фонда кандидата, не допускается.
На этих же условиях могут размещаться объявления (иная информация) о связанной с выборами деятельности кандидата при условии указания в объявлении (иной информации) сведений, из средств избирательного фонда какого кандидата оплачено размещение.
8.9. В день голосования до момента окончания голосования запрещается публикация (обнародование) данных об итогах голосования, о результатах выборов, в том числе размещение таких данных в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц (включая сеть "Интернет").
8.10. Кандидатам, их доверенным лицам и уполномоченным представителям по финансовым вопросам, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение работы (за сбор подписей избирателей, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.
В период избирательной кампании не допускается проведение лотерей и других основанных на риске игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов выборов.
Кандидаты, их доверенные лица и уполномоченные представители по финансовым вопросам, а также зарегистрированные после начала избирательной кампании организации, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления которых (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций) являются указанные лица и (или) организации, в период избирательной кампании не вправе заниматься благотворительной деятельностью.
Иные физические и юридические лица в период избирательной кампании не вправе заниматься благотворительной деятельностью по просьбе, поручению или от имени кандидатов, их доверенных лиц и уполномоченных представителей по финансовым вопросам, а также проводить одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию.
Статьей 1 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" установлено, что благотворительной деятельностью является добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Кандидатам, их доверенным лицам и уполномоченным представителям по финансовым вопросам запрещается обращаться к иным физическим и юридическим лицам с предложениями об оказании материальной, финансовой помощи или услуг избирателям.
Ответственность виновных лиц за осуществление подкупа избирателей, проведение незаконной благотворительной деятельности предусматривается статьей 5.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
8.11. Согласно позиции ЦИК России, изложенной в Разъяснениях по некоторым вопросам информационного обеспечения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и иных выборов, проводимых в Российской Федерации, утвержденных постановлением ЦИК России от 26.08.2016 N 43/441-7, закон не требует от кандидатов, замещающих государственные или выборные муниципальные должности, освобождения после регистрации от исполнения должностных обязанностей. Вместе с тем запрещается проведение предвыборной агитации с использованием преимуществ должностного положения.
В связи с этим зарегистрированным кандидатам, замещающим государственные и выборные муниципальные должности и не обязанным уходить в предвыборный отпуск, целесообразно не использовать для предвыборной борьбы свой публичный статус. Рекомендуется придерживаться обычного уровня публичного осуществления своих профессиональных обязанностей, связанных со встречами с гражданами, трудовыми коллективами, иными социальными группами.
Следует также учитывать, что законом запрещено привлечение к агитационной деятельности в служебное (рабочее) время государственных и муниципальных служащих, работников бюджетной сферы, иных лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости.
9. Осуществление контроля за соблюдением установленного порядка проведения предвыборной агитации
9.1. Избирательная комиссия муниципального образования "город Екатеринбург", территориальные избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации и принимают меры по устранению допущенных нарушений.
9.2. В случае распространения подложных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований Федерального закона, а также в случае нарушения организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания, редакцией сетевого издания установленного законом порядка проведения предвыборной агитации соответствующая избирательная комиссия обязана обратиться в правоохранительные органы, суд, Управление Роскомнадзора по Уральскому федеральному округу с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, об изъятии незаконных агитационных материалов и о привлечении организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания, редакции сетевого издания, их должностных лиц, а также иных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правоохранительные и иные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источник их оплаты, а также незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию о выявленных фактах и принятых мерах.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Избирательной комиссии муниципального образования "город Екатеринбург" Свердловской области от 17 декабря 2021... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.