Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
администрации
Унинского района
Кировской области
от 15.12.2021 N 424
Муниципальная программа
Унинского муниципального округа "Развитие агропромышленного комплекса"
5 августа 2022 г., 16 февраля, 17 июля, 14 ноября 2023 г.
Паспорт изменен. - Постановление Администрации Унинского муниципального округа Кировской области от 14 ноября 2023 г. N 626
Паспорт
муниципальной программы Унинского муниципального округа "Развитие агропромышленного комплекса"
Ответственный исполнитель Муниципальной программы |
Администрация Унинского муниципального округа Кировской области |
Соисполнители Муниципальной программы |
сельскохозяйственные предприятия Унинского округа (по согласованию) |
Наименование подпрограмм |
отсутствуют |
Цель Муниципальной программы |
сохранение и развитие благоприятной социально-экономической среды агропромышленного комплекса Унинского округа |
Задачи Муниципальной программы |
повышение эффективности и конкурентоспособности производства сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки; создание комфортных условий жизнедеятельности в населенных пунктах, расположенных на сельских территориях |
Целевые показатели эффективности реализации Муниципальной программы |
средний годовой надой молока в расчете на одну корову в сельскохозяйственных организациях; доля прибыльных сельскохозяйственных организаций в общем их числе; среднемесячная начисленная заработная плата работников, занятых в сельскохозяйственных организациях; количество семей, получивших социальные выплаты на улучшение жилищных условий |
Этапы и сроки реализации Муниципальной программы |
2022 - 2026 годы. Выделение этапов не предусматривается |
Ресурсное обеспечение Муниципальной программы |
общий объем финансирования - 6972,026 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 1358,366 тыс.рублей; средства областного бюджета - 3824,200 тыс.рублей; средства внебюджетных источников финансирования - 1789,460 тыс.рублей (по согласованию) |
1. Общая характеристика сферы реализации Муниципальной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз развития агропромышленного комплекса Унинского округа
Муниципальная программа определяет цели и задачи развития сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности. Муниципальная программа призвана создать необходимые условия для решения основных производственных, финансово-экономических и социальных проблем в сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности.
Агропромышленный комплекс (далее - АПК) является одним из важнейших секторов экономики Унинского округа. Сельское хозяйство - базовая отрасль агропромышленного комплекса, которая играет важную роль в экономике округа, развитии сельских территорий, в производственном обеспечении населения. В 2020 году производством сельскохозяйственной продукции занимались три сельскохозяйственных предприятия - ООО "СХП "Елгань", СПК "Земледелец", ООО "СХП "Сибирь" и около 1950 личных подсобных хозяйств. Кроме того работают потребительские кооперативы СПКК "Партнер" и СППССОК "Возрождение" и крестьянское (фермерское) хозяйство главой которого является Коковихин С.В.
Объем производства валовой продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2019 году увеличился на 4,3% к 2018 году и составил 526,7 млн. рублей. Индекс производства в 2019 году составил 96,8%. Сельскохозяйственные организации Унинского округа являются основными производителями продукции, на их долю приходится 70,1% производимой сельскохозяйственной продукции (по России этот показатель составляет 55,1%, по Приволжскому федеральному округу - 48,8%, по Кировской области - 72,3%).
Отрасль животноводства является ведущей в аграрном секторе экономики округа, на ее долю приходится 95,9% стоимости реализованной продукции. Основная специализация сельскохозяйственных товаропроизводителей округа - развитие молочного скотоводства. Поголовье крупного рогатого скота на 01 января 2021 года в сельскохозяйственных организациях составило 3282 головы, в том числе коров 1 260 голов. Прирост производства молока в хозяйствах всех категорий в 2020 году составил 0,2% к уровню 2019 года, в сельхозпредприятиях - 0,5%. В сельскохозяйственных организациях наблюдается повышение продуктивности дойного стада. Надой молока в расчете на одну корову в 2020 году составил 8414 кг, что на 5,9% выше уровня предшествующего года. Это говорит о планомерной целенаправленной работе сельхозпредприятий по повышению продуктивности дойного стада за счет его обновления, совершенствования и внедрения современных технологий в животноводческую отрасль. ООО СХП "Сибирь" приобрело 18 голов племенного скота. ООО СХП "Елгань" реализовало 82 головы племенного скота, из них 64 головы за пределы Кировской области.
Производство скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий в 2020 году увеличилось на 1,4% к уровню 2019 года: в сельхозпредприятиях сократилось на 3%, а в личных подсобных хозяйствах увеличилось на 12,7%.
Вся посевная площадь в сельскохозяйственных организациях составляет 11887 га. Весной 2020 года проведен яровой сев на площади 3 750 га. Внесено 555 тонн минеральных удобрений в действующем веществе и проведено фосфоритование на площади 967 га.
По итогам уборки намолочено зерна в бункерном весе 7283 тонн при урожайности 22,2 ц/га (с уборочной площади). Семена яровых культур засыпаны в объеме 104% от плана. Под урожай 2021 года посеяно озимой ржи 1450 га или 104% к плану, вспахано зяби 2640 га или 91% к плану.
Неудовлетворительное техническое и технологическое обеспечение большинства сельскохозяйственных организаций округа. Устаревшее оборудование, технические средства и технологии не позволяют производить конкурентоспособную продукцию. Сокращается машинно-тракторный парк в сельском хозяйстве. Обновление машинно-тракторного парка сельскохозяйственных организаций происходит медленно. Объемы списания старой, негодной к дальнейшей эксплуатации техники превышают количество приобретаемой новой техники.
В 2020 году техники и оборудования приобретено хозяйствами на сумму более 123 млн. руб. ООО "СХП "Елгань" приобрело трактор Кировец К-742 М СТ1, агрегат дисковый комбинированный БДТ-5-36Ф, культиватор блочно-модульный КБМ-15 ПС-В, пресс-подборщик RB 15/2000 NW, восемь доильных роботов Astronaut. СПК "Земледелец" приобрел культиватор блочно-модульный КМБ-11ПС-В, полуприцеп самосвальный ПС-7, кормораздатчик АКМ-9, две зерновые сеялки ЗС-4,2, многофункциональный распределитель удобрений УРМ-10 М, зерноуборочный комбайн РСМ-101 "Вектор-410". За 2016 - 2020 годы приобретено более 63 единиц современной сельскохозяйственной техники и оборудования на сумму свыше 107 млн. рублей. За период с 2016 по 2019 год в ООО "СХП "Елгань" построены и введены в эксплуатацию: животноводческий комплекс беспривязного содержания на 520 коров с роботизированной системой доения, коровник на 400 голов, родильное отделение на 200 голов, "телячья деревня" на 150 голов, телятник беспривязного содержания на 200 голов и зерносушильный комплекс с зерноскладом. За аналогичный период в СПК "Земледелец" проведена реконструкция коровника на 120 голов, телятника на 120 голов и двух зерноскладов.
По итогам 2020 года сельскохозяйственные предприятия получили выручку от реализации продукции, работ и услуг 273 млн. рублей, рост 2% к 2019 году. На 11% увеличилась среднемесячная начисленная заработная плата и составила 20909 рублей на одного работника. Вместе с тем уровень оплаты труда в сельском хозяйстве остается одним из самых низких и составляет 76,3% от средней величины по крупным и средним предприятиям и некоммерческим организациям. Численность работающих в сельском хозяйстве - 195 человек.
В 2016 - 2020 годах созданы и в настоящее время реализуются проекты: по поддержке начинающих крестьянских (фермерских) хозяйств - К(Ф)Х главой которого является Коковихин Сергей Владимирович и по развитию материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов - СППССОК "Возрождение".
В Унинском округе функционируют два перерабатывающих предприятия: по переработке молока - ОАО "Унинский маслозавод", мяса - ООО "Малиновский". Здесь выпускается более 20 видов молочной продукции, 50 видов колбасных изделий, мясных деликатесов и полуфабрикатов. У перерабатывающих предприятий высокая степень износа материально-технической и технологической базы. Производственные мощности ОАО "Унинский маслозавод" и ООО "Малиновский" используются не на полную мощность. Полуфабрикаты выпускает СППССОК "Возрождение".
В рамках направления (подпрограммы) "Устойчивое развитие сельских территорий" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в 2019 году введен индивидуальный жилой дом площадью 72 кв. м.
Вместе с тем отрицательное влияние на развитие АПК округа оказывают:
опережающий рост цен на промышленную продукцию, энергоресурсы по сравнению с увеличением цен на сельскохозяйственную продукцию;
техническое и технологическое отставание сельского хозяйства от промышленного производства из-за недостаточного уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, необходимых для осуществления модернизации производства и обновления технической базы;
дефицит квалифицированных специалистов и работников массовых профессий вызванный медленными темпами социального развития сельских территорий, определяющими ухудшение социально-демографической ситуации, отток из сельской местности трудоспособного населения, особенно молодежи.
Актуальными для устойчивого развития сельских территорий остаются следующие проблемы.
В сельской местности остается высокой доля аварийного и ветхого жилья. Средний уровень благоустройства жилищного фонда по обеспеченности электроэнергией составляет 100%, водопроводом - 93%. Жилищный фонд в сельской местности не оборудован централизованной канализацией, горячим водоснабжением, природным сетевым газом.
Обеспечение сельских населенных пунктов автомобильными дорогами с твердым покрытием. Все населенные пункты соединены с поселком Уни дорогами с твердым покрытием. Протяженность дорог с твердым покрытием 244 км. Большая часть дорог имеет гравийное покрытие - 176 км или 72,1% и лишь 68 км (27,9%) асфальтовое покрытие.
Медленные темпы социального развития сельских территорий.
Недостаточность мер государственной поддержки в развитие сельских территорий привело к сокращению объемов сельскохозяйственного производства, ликвидации организаций агропромышленного комплекса района, снижению занятости сельского населения, низкому уровню качества жизни и отсутствие благоприятных условий жизни на селе и, как следствие, сокращению численности сельского населения за счет миграции в пгт Уни и за пределы округа и области.
В рамках реализации Муниципальной программы планируется выработать эффективную продовольственную политику, повысить эффективность сельскохозяйственного производства и конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции. Для дальнейшего развития сельскохозяйственного производства в сельхозпредприятиях округа будет продолжаться обновление машинотракторного парка современной высокопроизводительной техникой, строительство и реконструкция животноводческих помещений, увеличение посевных площадей, увеличение поголовья сельскохозяйственных животных, строительство жилья.
Таким образом, как показывает практика, решить совокупность обозначенных выше проблем можно только на основе разработки и реализации Программы, позволяющей сельскохозяйственным товаропроизводителям округа более рационально строить перспективные планы развития, с максимальной эффективностью использовать имеющиеся финансовые и иные ресурсы, уменьшая влияние кризисных явлений, сконцентрировав их на наиболее приоритетных направлениях.
2. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации Муниципальной программы, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации Муниципальной программы, сроки реализации Муниципальной программы
Приоритеты муниципальной политики в развитии АПК Унинского округа базируются на положениях следующих правовых актов:
Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации";
Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве";
Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве";
Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства";
Указа Президента Российской Федерации от 30.01.2010 N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации".
Приоритеты муниципальной политики в развитии АПК Унинского района учитывают положения:
Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717;
Государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 N 696;
Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2015 N 151-р;
Стратегии социально-экономического развития Кировской области;
Государственной программы Кировской области "Развитие агропромышленного комплекса", утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 23.12.2019 N 690-П.
Целью Муниципальной программы является сохранение и развитие благоприятной социально-экономической среды агропромышленного комплекса Унинского округа.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
повышение эффективности и конкурентоспособности производства сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки;
создание комфортных условий жизнедеятельности в населенных пунктах, расположенных на сельских территориях.
Для достижения цели и решения задач Муниципальной программы определены целевые показатели эффективности ее реализации:
средний годовой надой молока в расчете на одну корову в сельскохозяйственных организациях;
доля прибыльных сельскохозяйственных организаций в общем их числе;
среднемесячная начисленная заработная плата работников, занятых в сельскохозяйственных организациях;
количество семей, получивших социальные выплаты на улучшение жилищных условий.
Сведения о целевых показателях эффективности реализации Муниципальной программы приведены в приложении N 1.
Срок реализации Муниципальной программы: 2022 - 2026 годы. Разделение Муниципальной программы на этапы не предусматривается.
3. Обобщенная характеристика отдельных мероприятий Муниципальной программы
Реализация настоящей Муниципальной программы осуществляется посредством выполнения отдельных мероприятий.
3.1. "Поддержка инвестиционного кредитования в агропромышленном комплексе". Реализация данного мероприятия направлена на поддержку в виде субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам.
3.2. "Осуществление сектором по сельскому хозяйству администрации Унинского округа отдельных государственных полномочий области по поддержке сельскохозяйственного производства". Реализация данного мероприятия направлена на организацию предоставления лицам, осуществляющим деятельность, связанную с сельским хозяйством, и зарегистрированным на территории Унинского округа средств поддержки сельскохозяйственного производства и осуществление проверки достоверности документов, которые представляются данными лицами.
3.3. "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения". Реализация данного мероприятия направлена на удовлетворение потребностей сельского населения в благоустроенном жилье, отвечающем особенностям сельского образа жизни. Информация по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности приведена в таблице 1.
Таблица 1
Информация по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности
Показатели |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
Итого |
Количество семей, получивших социальную выплату на улучшение жилищных условий |
0 |
0 |
2 |
1 |
1 |
4 |
Общая площадь жилья, кв. м |
0 |
0 |
94,4 |
72 |
72 |
238,4 |
Объем средств, предусмотренный на строительство (приобретение) жилья, тыс. руб - всего |
0 |
0 |
2110,0 |
1791,0 |
1791,0 |
5692,0 |
в т.ч |
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
областной бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
внебюджетные источники |
0 |
0 |
633,0 |
578,23 |
578,23 |
1789,46 |
Раздел 4 изменен. - Постановление Администрации Унинского муниципального округа Кировской области от 14 ноября 2023 г. N 626
4. Ресурсное обеспечение Муниципальной программы
Общий объем финансирования Муниципальной программы составит 6972,026 тыс. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 1358,366 тыс.рублей;
средства областного бюджета - 3824,200 тыс.рублей;
средства внебюджетных источников финансирования - 1789,460 тыс.рублей (по согласованию).
Ресурсное обеспечение Муниципальной программы приведено в приложении 2.
Средства федерального бюджета для реализации Муниципальной программы будут выделяться в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717.
Объем ежегодных расходов, связанных с финансовым обеспечением Муниципальной программы за счет областного бюджета, устанавливается законом Кировской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Внебюджетными источниками финансирования являются средства сельскохозяйственных товаропроизводителей округа, а также средства граждан, участвующих в строительстве или приобретении жилья в сельской местности.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
6. Анализ рисков реализации Муниципальной программы и описание мер управления рисками
Реализации целей и задач Муниципальной программы по выполнению прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства на 2022 - 2026 годы могут помешать негативные природные факторы и имеющиеся в агропромышленном секторе социально-экономические проблемы.
К основным рискам относятся следующие виды рисков:
экономические риски оцениваются как высокие и связаны с возможностью ухудшения макроэкономических показателей, в том числе повышения уровня инфляции, снижения темпов экономического роста и доходов населения, ростом цен на энергоресурсы и материально-технические средства, потребляемые в отрасли, существенным возрастанием конкуренции в результате вступления России во Всемирную торговую организацию и усилением ограничения по принятию различных мер аграрной политики, в том числе по внутренней поддержке сельского хозяйства, что может сказаться на результатах сельскохозяйственной деятельности. В результате негативных экономических процессов может снизиться спрос на продукцию агропромышленного комплекса и отразится на финансовой устойчивости агропромышленного комплекса;
природные риски, связанные с тем, что Унинский муниципальный округ Кировской области находится в зоне рискованного земледелия, могут быть оценены как высокие. Изменения погодных условий оказывают серьезное влияние на урожайность сельскохозяйственных культур, объемы их производства, на обеспеченность животноводства кормовыми ресурсами, что может привести к существенным потерям объемов производства, снижению доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей и недостижению прогнозируемых показателей. Зависимость функционирования отрасли от природных условий снижает ее инвестиционную привлекательность.
социальные риски, обусловленные возможностью консервации или усиления социальной непривлекательности сельской местности и увеличения разрыва между уровнями жизни в городе и на селе, которые создадут серьезную угрозу демографического кризиса в сельской местности и спровоцируют нехватку трудоспособного населения, а также поставят под угрозу срыва реализацию программ развития агропромышленного сектора.
Деятельность администрации Унинского муниципального округа Кировской области будет направлена на своевременное выявление и предотвращение или снижение рисков на основе следующих мер, приведенных в таблице 2.
Таблица 2
Меры управления рисками, влияющими на реализацию Муниципальной программы
Наименование риска |
Уровень влияния |
Меры по снижению риска |
1 |
2 |
3 |
Экономические риски |
высокий |
осуществление прогнозирования развития ситуации в сфере агропромышленного комплекса с учетом возможного ухудшения экономической ситуации; предоставление государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, способствующей повышению их доходности |
Природные риски |
высокий |
осуществление прогнозирования развития ситуации в сфере агропромышленного комплекса с учетом возможного колебания погодных условий; обеспечение перехода к новым технологиям, своевременной технической модернизации, проведения мелиорации почв; использование страховых механизмов в производстве сельскохозяйственной продукции |
Социальные риски |
высокий |
предоставление государственной поддержки на улучшение жилищных условий, строительство и реконструкцию объектов социальной и инженерной инфраструктуры, проектирование, строительство и реконструкция автомобильных дорог |
Таким образом, вышеперечисленная система рисков может оказать существенное отрицательное влияние на реализацию Муниципальной программы, проводимой в области сельского хозяйства, как в целом, так и в ходе выполнения отдельных программных мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.