Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
приказом Министерства
природных ресурсов и
охраны окружающей среды
Республики Коми
от 16 декабря 2021 г. N 2032
(Приложение N 2)
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2022 год по региональному государственному экологическому контролю (надзору)
I. Аналитическая часть Программы профилактики по экологическому надзору
1. Настоящая программа предусматривает комплекс мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды, установленных Федеральным законом от 10 января 2020 г. N 2 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Коми в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору) (далее - обязательные требования).
2. Региональный государственный экологический контроль (надзор) на территории Республики Коми (далее - экологический надзор) осуществляет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Министерство). Объектами экологического надзора является:
деятельность (действия (бездействие) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, в рамках которой должны соблюдаться обязательные требования в области охраны окружающей среды, предусмотренные пунктом 1 настоящего Приложения при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;
здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) пользовании граждан или организаций, к которым предъявляются обязательные требования и не подлежащие федеральному государственному экологическому контролю (далее - контролируемые лица, объект экологического надзора).
3. Профилактика нарушений обязательных требований осуществляется структурными подразделениями Министерства: управлением государственного надзора, управлением охраны окружающей среды, отделом правового обеспечения ГБУ РК "Республиканский центр обеспечения функционирования особо охраняемых природных территорий и природопользования" (далее - ГБУ РК "Центр по ООПТ").
Программа реализуется ежегодно в объемах, предусмотренных по Министерству и ГБУ РК "Центр по ООПТ" Законом Республики Коми о бюджете на очередной финансовый год и плановые периоды.
4. По состоянию на 01.09.2021 на территории Республики Коми на государственный учет поставлено 1826 объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих региональному экологическому надзору.
За 9 месяцев 2021 года проведено 684 контрольно-надзорных мероприятия, в ходе которых выявлено 134 нарушений обязательных требований.
Типовыми нарушениями, выявляемыми в ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий является:
- несоблюдение экологических требований при обращении с отходами;
- отсутствие инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных;
- невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений;
- нарушение правил и условий водопользования при заборе воды и при сбросе сточных вод; требований к охране водных объектов;
- нарушение запретов и ограничений в границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос.
По указанным выше нарушениям приняты следующие меры:
- выдано 12 предписаний об устранении выявленных нарушений;
- внесено 53 представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения;
- объявлено 25 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований;
- в правоохранительные и иные органы для принятия мер в соответствии с их компетенцией направлено 186 материалов.
5. Приказом Минприроды Республики Коми от 30.04.2019 N 708 утвержден Порядок профилактической работы в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, ГБУ РК "Центр по ООПТ" и определены структурные подразделения и должностные лица министерства, ответственные за реализацию мероприятий по профилактике нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований.
В 2021 году профилактическая работа реализуется согласно Плану мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды на 2021 год, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 21 декабря 2020 г. N 2409 "Об утверждении Программы профилактики нарушений обязательных требований законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годы".
В рамках профилактики нарушений в 2021 году:
- проведено 3 обсуждения результатов правоприменительной практики по региональному государственному экологическому надзору (совместно с иными органами надзора). Всего в мероприятиях приняли участие свыше 59 природопользователей, которым даны рекомендации по недопущению нарушений природоохранного законодательства;
- продолжена практика направления в адрес природопользователей предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии с приказом Минприроды Республики Коми от 15.01.2018 N 54 "О порядке направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований природоохранного законодательства";
- организована успешная практика информирования подконтрольных субъектов о скором окончании срока действия разрешительных документов, что позволило более 30 подконтрольным субъектам избежать нарушений обязательных требований природоохранного законодательства;
- осуществлялось консультирование природопользователей по недопущению нарушений (более 3 тыс. консультаций);
- проведена работа по систематизации и актуализации обязательных требований законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды и их соблюдения (приказ Минприроды Республики Коми от 02.02.2021 N 126 "О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 27 февраля 2019 г. N 2 317 "О перечне правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора)", приказ Минприроды Республики Коми от 02.02.2021 N 127 "О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 30 июня 2020 г. N 1150 "Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов)", приказ Минприроды Республики Коми от 24.02.2021 N 238 "О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 18 декабря 2019 г. N 2269 "Об утверждении Руководств по соблюдению обязательных требований законодательства".).
6. Основной проблемой, которая является причиной нарушений обязательных требований, выявляемых в ходе контрольных (надзорных) мероприятий является низкие знания (недопонимание) контролируемых лиц законодательства в области охраны окружающей среды.
Решением данной проблемы является проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба).
II. Цели и задачи Программы профилактики по геологическому надзору
7. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям направлена на достижение следующих целей:
- стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
- устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
- создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
- устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
- снижение на поднадзорных объектах рисков, связанных с негативным воздействием на окружающую среду, нерациональным природопользованием и возможным причинением вреда окружающей среде.
8. Задачами Программы профилактики по экологическому надзору является:
- формирование единого понимания обязательных требований у всех участников надзорной деятельности;
- выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
- повышение прозрачности системы экологического надзора;
- мотивация к добросовестному поведению контролируемых лиц и, как следствие, сокращение количества нарушений обязательных требований и снижение уровня угрозы причинения вреда окружающей среде.
III. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
9. Мероприятия Программы профилактики по экологическому надзору представляют собой комплекс мер, направленных на достижение целей и решение основных задач настоящей Программы.
Министерство проводит следующие профилактические мероприятия:
- информирование;
- обобщение правоприменительной практики;
- объявление предостережения;
- консультирование;
- профилактический визит.
План профилактических мероприятий на 2022 год приведен в таблице N 1.
IV. Показатели результативности и эффективности Программы профилактики по экологическому надзору
10. Отчетным показателем для оценки выполнения Программы профилактики по экологическому надзору является выполнение Плана мероприятий, %.
По итогам календарного года соотношение количества проведенных профилактических мероприятий к количеству запланированных профилактических мероприятий должен составлять не менее 100%.
11. Отчетным показателем для оценки эффективности Программы профилактики по экологическому надзору является показатель снижения доли нарушений обязательных требований, выявленных по результатам одного планового контрольного (надзорного) мероприятия, %.
Показатель рассчитывается как отношение количества нарушений, выявленных в ходе плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отчетном году, к количеству плановых контрольных (надзорных) мероприятий. Показатель должен быть не выше аналогичного показателя за предыдущий (базовый) год.
12. Оценка мероприятий по профилактике нарушений и программы профилактики по экологическому надзору осуществляется по итогам календарного года.
Ежегодно (в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным) проводится обобщение результатов, полученных от проведения профилактических мероприятий обязательных требований.
Итоги результатов освещаются на официальном сайте Министерства в сети "Интернет".
Таблица N 1
N п/п |
Форма мероприятия |
Наименование мероприятия |
Ответственные исполнители, структурные подразделения |
Периодичность проведения, сроки выполнения |
Адресаты мероприятия |
Ожидаемые результаты проведения мероприятий |
1 |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7. |
Информирование |
Размещение и актуализация текстов нормативных правовых актов, регулирующих осуществление экологического надзора на официальном сайте министерства |
отдел правового обеспечения ГБУ РК "Центр по ООПТ", управление государственного надзора, управление охраны окружающей среды |
постоянно в течение года по мере принятия или внесения изменений |
контролируемые лица |
Повышение уровня правовой грамотности и информирование контролируемых лиц |
Актуализация перечня нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции |
отдел правового обеспечения ГБУ РК "Центр по ООПТ", управление государственного надзора |
постоянно в течение года по мере принятия или внесения изменений |
контролируемые лица |
|
||
Актуализация руководств по соблюдению обязательных требований в областях, подлежащих экологическому надзору |
управление государственного надзора |
постоянно в течение года по мере принятия или внесения изменений |
контролируемые лица |
Повышение информированности контролируемых лиц о действующих обязательных требованиях; обеспечение единообразных подходов к применению обязательных требований |
||
Размещение и актуализация перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска |
управление государственного надзора |
не позднее 3 рабочих дней после вступления в силу |
контролируемые лица |
Повышение информированности контролируемых лиц о действующих обязательных требованиях |
||
Актуализация перечня объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска |
управление государственного надзора |
по мере поступления информации |
контролируемые лица |
|||
Размещение Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2022 год по региональному государственному экологическому контролю (надзору) |
управление государственного надзора |
в течение 5 дней со дня утверждения (не позднее 1 октября в целях общественного обсуждения) |
контролируемые лица |
Профилактика нарушений обязательных требований в области охраны окружающей среды |
||
Размещений сведений о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований |
управление государственного надзора, управление охраны окружающей среды |
в течение года |
контролируемые лица |
Повышение информированности контролируемых лиц о действующих обязательных требованиях |
||
Размещение сведений о порядке досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц |
управление государственного надзора |
в течение года |
контролируемые лица |
Повышение информированности контролируемых лиц |
||
Размещение доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики Министерства |
управление государственного надзора |
до 1 апреля |
контролируемые лица |
Обеспечение единообразных подходов к применению обязательных требований, повышение информированности контролируемых лиц об организации и осуществлении экологического надзора |
||
Размещение доклада об экологическом надзоре |
управление государственного надзора |
до 15 марта |
контролируемые лица |
Повышение информированности контролируемых лиц об организации и осуществлении экологического надзора |
||
8. |
Обобщение правоприменительной практики |
Обобщение и анализ результатов контрольно-надзорной деятельности с классификацией типичных нарушений обязательных требований |
управление государственного надзора |
по итогам полугодий |
контролируемые лица |
Обеспечения единообразных подходов к применению Министерством обязательных требований законодательства РФ о государственном контроле (надзоре), выявления типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений, анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба), подготовка предложений об актуализации обязательных требований |
Проведение публичных обсуждений правоприменительной практики |
управление государственного надзора |
Не менее одного раза в полугодие |
контролируемые лица |
|||
Размещение доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики Министерства |
управление государственного надзора |
до 1 апреля |
контролируемые лица |
|||
9. |
Объявление предостережения |
Вынесение предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований контролируемыми лицами при проведении профилактических мероприятий |
управление государственного надзора |
По мере поступления сведений, являющимися основанием для направления предостережений |
контролируемые лица |
Минимизация возможных рисков нарушений обязательных требований |
10. |
Консультирование по вопросам: по следующим вопросам: а) профилактика рисков нарушения обязательных требований; б) соблюдение обязательных требований; в) порядок осуществления экологического надзора; г) порядок обжалования решений Министерства |
Осуществляется в письменной форме при письменном обращении контролируемых лиц, в устной форме - по телефону, посредством видео-конференц-связи (при наличии), на личном приеме либо в ходе осуществления профилактического или контрольного (надзорного) мероприятия |
управление государственного надзора, управление охраны окружающей среды, отдел правового обеспечения ГБУ РК "Центр по ООПТ" |
по мере поступления обращений |
контролируемые лица |
Повышение информированности контролируемых лиц об организации и осуществлении экологического надзора |
11. |
Профилактический визит |
Проведение профилактических визитов в отношении контролируемых лиц, в том числе в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности, а также в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям высокого и значительного риска. |
управление государственного надзора |
Не реже одного раза в полугодие |
контролируемые лица |
Повышение уровня правовой грамотности и информирование контролируемых лиц |
12. |
|
Иные мероприятия по информированию контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований |
управление государственного надзора, управление охраны окружающей среды, ГБУ РК "Центр по ООПТ" |
в течение года |
контролируемые лица |
Повышение уровня правовой грамотности и информирование контролируемых лиц, предотвращение нарушения обязательных требований |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.