Методические рекомендации по реализации мероприятий по формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров*
(направлены письмом Министерства просвещения РФ от 8 ноября 2021 г. N АЗ-872/08)
1. Общие положения
Настоящие методические рекомендации направлены на обеспечение единых организационных и методических условий создания и общих подходов к функционированию в субъектах Российской Федерации центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее - Центры) для формирования и обеспечения функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в целях обеспечения реализации федерального проекта "Современная школа" (далее - федеральный проект), в том числе формирования рекомендаций в отношении результатов использования субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата "Сформирована и функционирует единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров".
Положения, представленные в настоящих методических рекомендациях, являются достаточными, но не исчерпывающими. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления при реализации мероприятий по созданию и функционированию Центров вправе создавать условия, превышающие установленные настоящими методическими рекомендациями, в целях обеспечения реализации основных направлений деятельности за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов).
Целью создания и функционирования Центров является формирование и развитие их как элемента единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.
Создание Центров в рамках реализации национального проекта "Образование" ориентирует их на главный приоритет в деятельности: формирование организационно-методических условий эффективного развития кадрового потенциала системы образования в каждом субъекте Российской Федерации, в том числе за счет сопровождения процесса освоения дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) с использованием индивидуальных образовательных маршрутов, разработанных по результатам выявления профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров.
Сочетание функциональной специфики Центров, обусловленной включенностью в единую федеральную систему научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, и таких целевых ориентиров их деятельности, как обеспечение эффективного повышения квалификации и профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров для достижения главной цели национального проекта, делает целесообразным создание Центров в качестве структурных подразделений существующих организаций региональной инфраструктуры дополнительного профессионального образования педагогических работников.
Организационно-техническое, методическое и информационное сопровождение реализации мероприятий по формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, в том числе по созданию и функционированию в субъектах Российской Федерации Центров, осуществляет Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации" (далее - Федеральный координатор). Адрес сайта: https://www.apkpro.ru.
1.1. Основные понятия
В настоящих методических рекомендациях применяются следующие основные понятия.
Дефицит профессиональных компетенций - отсутствие или недостаточное развитие профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров, различные затруднения в реализации трудовых функций.
Диагностика профессиональных компетенций - комплекс оценочных процедур (в том числе в электронном виде), обеспечивающих возможность установления уровня владения педагогическими работниками и управленческими кадрами профессиональными компетенциями.
Дополнительная профессиональная программа - программа повышения квалификации или программа профессиональной переподготовки (далее - программа ДПП).
Единый федеральный портал дополнительного профессионального педагогического образования - элемент цифровой образовательной среды, созданный для формирования единого образовательного пространства и развития цифровой образовательной среды дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров. Портал консолидирует образовательные возможности участников системы дополнительного профессионального образования, унифицирует подходы к повышению квалификации и переподготовке педагогических работников и управленческих кадров, развитию их профессиональных компетенций.
Единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров - совокупность взаимосвязанных и интегрированных между собой, но при этом относительно самостоятельных субъектов научно-методической деятельности федерального, регионального и муниципального уровней, обеспечивающих сопровождение педагогических работников и управленческих кадров в повышении квалификации, переподготовке, в том числе с учетом выявления профессиональных дефицитов и построения на их основе индивидуальных образовательных маршрутов, а также использования стажировочных площадок, сетевых форм взаимодействия и внедрения механизмов наставничества.
Индивидуальный образовательный маршрут - комплекс мероприятий, включающий описание содержания, форм организации, технологий, темпа и общего времени освоения педагогическими работниками и управленческими кадрами необходимых знаний, умений, практических навыков и опыта, основанный на персонифицированном подходе к организации дополнительного профессионального образования, в том числе учитывающем актуальные дефициты профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров, их личностные ресурсы, педагогический и управленческий контекст образовательной организации, в которой они работают, а также возможности и ресурсы системы дополнительного профессионального образования федерального и регионального уровней.
Куратор индивидуальных образовательных маршрутов (куратор) - штатный или внештатный сотрудник Центра, оказывающий адресную методическую поддержку педагогическим работникам и управленческим кадрам в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов; владеющий знаниями о современных педагогических и управленческих технологиях, методах, методиках и приемах преподавания учебных предметов, формирования метапредметных компетенций у обучающихся; владеющий навыками формирования и использования системы методического обеспечения непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров по направлениям деятельности Центра.
Национальная система профессионального роста педагогических работников - система государственных и общественных институтов, обеспечивающих непрерывное профессиональное (педагогическое) образование и профессиональное развитие педагогических работников с учетом анализа дефицитов их профессиональных компетенций.
Педагогический коллектив - коллектив педагогических работников одной образовательной организации, который в своей деятельности руководствуется едиными целью и задачами по воспитанию и обучению, понимает и принимает приоритетные направления развития современного российского образования, несет ответственность за качество образования обучающихся.
Педагогический работник (педагог) - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Профессиональное мастерство педагогического работника - комплекс профессиональных компетенций педагогического работника, подтвержденный достижением высокого уровня результатов профессиональной педагогической деятельности.
Профессиональные компетенции педагогических работников и управленческих кадров - совокупность профессиональных знаний, умений, навыков и профессиональной позиции, необходимых для успешной профессиональной (педагогической и управленческой) деятельности.
Сетевая форма реализации программ ДПП - реализация программ ДПП с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную и иную деятельность, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения и иных видов учебной, воспитательной и развивающей деятельности, предусмотренных соответствующей программой ДПП.
Стажировка педагогических работников и управленческих кадров - форма освоения программ ДПП, предполагающая обучение педагогических работников и управленческих кадров в процессе трудовой деятельности.
Тьютор Центра - штатный или внештатный сотрудник Центра, обеспечивающий персональное сопровождение педагогических работников и управленческих кадров в процессе повышения их квалификации и педагогического мастерства (освоения содержания программ ДПП) при реализации индивидуальных образовательных маршрутов с учетом выявленных дефицитов профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров, обеспечивающий содержательное адресное сопровождение образовательного процесса, работающий по направлениям педагогической деятельности во взаимосвязи с кураторами индивидуальных образовательных маршрутов и авторами осваиваемых программ ДПП.
Управленческие кадры - физические лица, которые в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляют руководство этой организацией, в том числе выполняют функции ее исполнительного органа. К управленческим кадрам в данных методических рекомендациях относятся: руководитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, заместитель руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, руководитель структурного подразделения организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Федеральный реестр дополнительных профессиональных программ педагогического образования (федеральный реестр) - инструмент единого федерального портала дополнительного профессионального педагогического образования, созданный в целях повышения качества дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров посредством определения требований к программам ДПП, обеспечения широкого доступа к качественным программам ДПП, отвечающим современным задачам системы образования, в том числе повышению результатов участия российских обучающихся в международных исследованиях, и диссеминации эффективного опыта субъектов Российской Федерации в этой области.
2. Рекомендуемый порядок создания Центров
Формирование системы непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров в рамках национального проекта "Образование" непосредственно связано с созданием системы эффективного методического сопровождения путем модернизации способов методической поддержки за счет разработки и внедрения правовых, организационных и финансовых механизмов перехода на новые модели оказания адресной методической поддержки педагогическим коллективам, педагогическим работникам и управленческим кадрам.
Одним из ключевых инструментов внедрения этих механизмов становятся Центры, рассматриваемые как динамичный методический ресурс, ориентированный непосредственно на педагогических работников и управленческие кадры в образовательной организации, обеспечивающий условия для профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, оказывающий методическую поддержку как в части внедрения новых образовательных технологий, так и в части содержания новых программ ДПП.
Центры могут создаваться как за счет средств субсидий федерального бюджета в рамках реализации федерального проекта "Современная школа", так и в рамках иных программ и проектов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и внебюджетных источников.
Создание Центров может осуществляться на базе региональных организаций дополнительного профессионального образования (в приоритете), образовательных организаций высшего образования.
В случае создания Центра за счет средств субсидии из федерального бюджета в рамках федерального проекта "Современная школа" в субъекте Российской Федерации определяются:
- орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за реализацию мероприятий по созданию и обеспечению функционирования Центров на территории субъекта Российской Федерации (далее - Региональный координатор);
- комплекс мер ("дорожная карта") по созданию и функционированию Центра согласно приложению 1 к настоящим Рекомендациям**.
Комплекс мер предполагает план мероприятий, предусматривающий мероприятия по созданию и функционированию Центра, включающий в том числе:
- мероприятия, направленные на создание и открытие Центра;
- мероприятия, направленные на обеспечение функционирования Центра;
- мероприятия по повышению профессионального мастерства работников Центра;
- мероприятия по контролю достижения минимальных показателей создания и функционирования Центра.
Региональный координатор в соответствии со сроками, установленными в приложении 1 к настоящим Рекомендациям, утверждает:
- должностное лицо в составе регионального ведомственного проектного офиса, ответственное за создание и функционирование Центра;
- перечень показателей, соответствующих приведенным в приложении 2 к настоящим Рекомендациям, их значений;
- типовое Положение о Центре.
Создание Центра может осуществляться путем выделения соответствующего структурного подразделения региональной организации дополнительного профессионального образования (в приоритете) или образовательной организации высшего образования.
В этом случае региональная организация дополнительного профессионального образования или образовательная организация высшего образования издает локальный нормативный акт о назначении руководителя Центра (куратора, ответственного за функционирование и развитие), а также о создании Центра и утверждении положения о деятельности Центра.
Региональный координатор не позднее дня открытия Центра обеспечивает размещение в специально созданном разделе "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников" официального сайта региональной организации дополнительного профессионального образования или образовательной организации высшего образования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации о создании и функционировании Центра, в том числе информации о программах ДПП, оборудовании Центра, планируемом режиме работы, планируемых мероприятиях, мероприятиях Федерального координатора. В созданном разделе официального сайта региональной организации дополнительного профессионального образования или образовательной организации высшего образования также размещается информация о национальном проекте "Образование" (в том числе логотип), адрес сайта и официальная символика Министерства просвещения Российской Федерации и Федерального координатора.
Региональный координатор обеспечивает информирование Федерального координатора в случае создания на территории субъекта Российской Федерации Центров в рамках иных программ и проектов, не относящихся к реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов и (или) внебюджетных источников, а также направление на согласование Федеральному координатору концепции создания и функционирования таких Центров.
Центрам рекомендуется выполнять роль ведущего института вовлечения педагогических работников и управленческих кадров в национальную систему профессионального роста педагогических работников, использовать такой эффективный инструмент, как индивидуальный образовательный маршрут педагогических работников и управленческих кадров с учетом:
1) особенностей профессиональной деятельности, личностных характеристик педагогических работников и управленческих кадров, решаемых задач и поставленных целей при непрерывной методической поддержке и тьюторском сопровождении;
2) педагогического и управленческого контекста всей образовательной организации.
Деятельность Центров целесообразно ориентировать на обеспечение стабильной, системной организационно-методической работы, необходимой для профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, повышения их квалификации и профессионального мастерства через:
1) формирование системы методического и содержательного сопровождения освоения программ ДПП с использованием индивидуальных образовательных маршрутов на основе выявленных дефицитов профессиональных компетенций, в том числе с применением сетевой формы реализации программ;
2) фасилитацию переноса приобретенных (усовершенствованных) профессиональных компетенций в ежедневную педагогическую и управленческую практику;
3) выявление, систематизацию, отбор и распространение новых рациональных и эффективных педагогических и управленческих практик;
4) создание и развитие распределенной сети муниципальной методической поддержки, муниципальных тьюторов.
Центры рекомендуется создавать как структуры, способные обеспечить быстрое реагирование на актуальные профессиональные запросы педагогических коллективов и отдельных педагогов, руководителей образовательных организаций, быстрое конструирование адресных программ ДПП, с одной стороны, а с другой - позволяющие Министерству просвещения Российской Федерации своевременно и качественно информировать работников образования о приоритетных задачах и возможностях повышения квалификации и профессионального развития. Современная материально-техническая база (оборудование и программное обеспечение) позволит Центрам стать площадкой для решения практико-ориентированных задач педагогических работников и управленческих кадров, для демонстрации преимуществ современного учебного оборудования, повышения результативности обучения, роста качества знаний и умений обучающихся, развития у них функциональной и иных видов грамотностей, реализации процессов цифровой трансформации российского образования, содействия развитию социально ответственной личности.
Центры могут успешно работать как площадки обмена инновациями и реализации программ "горизонтального обучения", наставничества. Ресурсное обеспечение Центров позволит оказывать педагогам и руководителям образовательных организаций адресную помощь, вовремя выявлять дефициты профессиональных (педагогических и управленческих) компетенций, удовлетворять образовательные запросы разных категорий педагогических работников, педагогических коллективов и управленческих кадров, учитывать специфику школ с разным техническим оснащением (при необходимости - компенсировать материально-технические дефициты).
Деятельность Центров не исключает и не дублирует деятельность существующих региональных организаций дополнительного профессионального образования. В условиях, когда Центры создаются в качестве структурных подразделений организаций, реализующих программы ДПП педагогических работников и управленческих кадров, важнейшей их задачей в рамках определенных им полномочий становятся организация методической и содержательной поддержки педагогических работников и управленческих кадров при прохождении ими индивидуальных образовательных маршрутов, что обеспечивает их активное вовлечение в национальную систему профессионального роста педагогических работников, и фасилитация последующего применения в педагогической и управленческой практике приобретенных профессиональных компетенций.
Центрам не рекомендуется замещать муниципальные либо иные методические службы или восполнять эту нишу в случае их отсутствия. Центрам рекомендуется взять на себя роль координаторов методического сопровождения, расширив традиционный функционал муниципальных методических служб, поскольку новые вызовы системе образования требуют обновления содержания их деятельности, включая реализацию аналитической, информационной, организационной, консультативной деятельности.
3. Рекомендации по оформлению помещений, комплектованию оборудованием, расходными материалами, средствами обучения и воспитания в Центрах
Создание Центров предполагает комплекс условий по оснащению региональных организаций дополнительного профессионального образования (в приоритете) или образовательных организаций высшего образования оборудованием, расходными материалами, средствами обучения и воспитания для реализации программ ДПП.
В пределах площади, выделенной Центру, рекомендуется предусмотреть выделение функциональных зон для организации и оборудования:
- оборудованного автоматизированными рабочими местами коворкинг-пространства и лектория;
- аудиторий для персонального и группового консультирования;
- аудиторий для индивидуальной работы педагогов и руководителей образовательных организаций с электронными и сетевыми ресурсами с высокоскоростным доступом в Интернет, с возможностью участвовать в дистанционных форматах обучения с обратной связью;
- многофункциональных аудиторий;
- рабочих мест кураторов и тьюторов (и [или] парка персональных устройств для дистанционной работы);
- административной зоны.
При возможности создается и оборудуется зона высокотехнологичных педагогических лабораторий (по типу детских технопарков "Кванториум", создаваемых на базе общеобразовательных организаций), соответствующих естественно-научному и техническому направлениям. Центры могут реализовывать часть направлений деятельности за счет инфраструктуры, создаваемой в рамках национального проекта "Образование".
Перечень, минимально необходимые функциональные и технические требования и минимальное количество оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для оснащения Центра (далее - инфраструктурный лист) определяются Региональным координатором на основе Примерного перечня оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания, рекомендуемых при создании Центра (приложение 3 к настоящим Рекомендациям), примерного типового инфраструктурного листа, определяемого Федеральным координатором, и настоящих Рекомендаций.
Региональный координатор обеспечивает согласование сформированного (в соответствии с типовой формой) инфраструктурного листа с Федеральным координатором в соответствии с регламентом, определяемым Федеральным координатором.
Зонирование помещений Центров рекомендуется осуществлять согласно современным стандартам, принятым для офисных и общественных пространств (открытые пространства, энергосберегающие технологии и т.д.).
4. Рекомендации по организации деятельности Центров
На территории субъекта Российской Федерации Центры рекомендуется включать в региональную систему научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, представленную в различных моделях и организационно-правовых формах, действующую сонаправленно с единой федеральной системой научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров. Центры осуществляют свою деятельность с опорой на сложившийся в субъекте Российской Федерации практический опыт методического сопровождения образовательной деятельности и в условиях сетевого взаимодействия с организациями, реализующими основные и дополнительные общеобразовательные программы, программы высшего и среднего профессионального образования, ориентированные на подготовку педагогических работников по модели, разработанной Федеральным координатором.
Комплексное сопровождение деятельности Центров осуществляется через Федерального координатора. Федеральный координатор обеспечивает периодическое обучение команд Центров, определяет критерии эффективности их деятельности, а также реализует программы ДПП (полностью или частично) с использованием ресурсов Центров.
Центры, в свою очередь, на региональном уровне ведут работу по популяризации проектов Федерального координатора, оказывают организационно-методическую поддержку.
Деятельность Центров рекомендуется обосновывать следующими принципами.
Принцип персонификации (личностного подхода), предусматривающий определение индивидуальных задач повышения квалификации, построение индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников и управленческих кадров на основе результатов диагностики профессиональных компетентностей.
Принцип вариативности, связанный с возможностью выбора педагогами форм и способов повышения квалификации.
Принцип мобильности и адресности, предусматривающий оперативное реагирование как на приоритетные направления развития российского образования, так и на изменяющиеся запросы и (или) профессиональные дефициты педагогических коллективов, отдельных педагогов и управленческих кадров.
Принцип непрерывности и преемственности, предусматривающий непрерывное повышение квалификации и профессиональное развитие педагогических работников и управленческих кадров, учет уровня их профессиональной готовности к обеспечению повышения качества результатов обучения.
Принцип сочетания индивидуальных и групповых форм методической работы, предполагающий, что каждый педагог может объединиться или включиться в работу специально организованных наставнических пар или групп. Реализация данного принципа предусматривает: внедрение целевой модели наставничества педагогических работников образовательных организаций; предоставление возможности каждому педагогу выбирать способы и формы повышения квалификации и развития профессионального мастерства, добровольно участвовать в различных формах методической работы и наставничества (в качестве наставника и [или] наставляемого).
Принцип открытости, характеризующийся своевременным информированием профессионального сообщества о деятельности Центра, о задачах профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, поставленных Министерством просвещения Российской Федерации, о возможностях повышения квалификации и развития профессионального мастерства на федеральном и региональном уровнях.
Принцип прогнозирования, опирающийся на организацию методического сопровождения с учетом идей "опережения", использования идей образования, которые будут реализованы в долгосрочной или среднесрочной перспективах, для повышения квалификации и развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров.
Основным инструментом взаимодействия между Центрами, педагогическими работниками и управленческими кадрами образовательных организаций субъектов Российской Федерации и Федеральным координатором является единый федеральный портал дополнительного профессионального педагогического образования, созданный для формирования единого образовательного пространства и развития цифровой образовательной среды дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров. Портал призван консолидировать образовательные возможности участников системы дополнительного профессионального образования страны, повысить качество программ ДПП педагогических работников и управленческих кадров, развития их профессиональных компетенций. Сотрудники Центров могут пройти соответствующее обучение и стать сертифицированными экспертами федерального реестра, тем самым гарантируя высокое качество программ ДПП.
К числу рекомендуемых направлений деятельности Центра относятся следующие направления.
Аналитическое направление:
- анализ результатов диагностики профессиональных компетенций и выявление профессиональных педагогических и управленческих дефицитов - "точек роста";
- изучение и анализ состояния и результатов деятельности муниципальных и иных методических служб, образовательных организаций, отдельных педагогов и профессиональных сообществ, определение направлений совершенствования методической работы;
- выявление затруднений дидактического и методического характера при решении задач по развитию функциональной и иных видов грамотности школьников;
- выявление запроса педагогических работников, педагогических коллективов и управленческих кадров на направления повышения квалификации и профессионального развития;
- выявление и систематизация затруднений слушателей при освоении программ ДПП для дальнейшей передачи разработчикам курсов;
- обобщение аналитических данных единого федерального портала дополнительного профессионального педагогического образования по субъекту Российской Федерации в целях управления развитием кадрового потенциала;
- изучение, обобщение и распространение эффективного опыта педагогической и управленческой деятельности, направленной на достижение приоритетных задач в области образования.
Информационное направление:
- информирование педагогического сообщества региона о новых тенденциях развития образования, задачах и требованиях к профессиональной компетентности педагогических работников и управленческих кадров, приоритетных направлениях развития отрасли;
- информирование педагогических работников и управленческих кадров о возможности повышения квалификации по актуальным программам ДПП из федерального реестра;
- постоянная актуализация информации о возможностях для повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров на официальных сайтах (страницах, сообществах в социальных сетях) Центров;
- формирование банков данных о программах ДПП по определенной тематике, в образовательных организациях других субъектов Российской Федерации, а также в открытом образовательном пространстве, включая информацию об их качестве и доступности; о передовом педагогическом опыте, об авторских методиках обучения, получивших поддержку школьных педагогов; о "точках роста" в региональной системе образования, которые могут стать эффективным ресурсом профессионального развития, об имеющихся стажировочных площадках, о ресурсах неформального и информального образования, включающих профессиональные педагогические сообщества, ассоциации, клубы, научно-практические мероприятия и др.
Организационно-методическое направление:
- построение индивидуальных образовательных маршрутов на основе учета результатов прохождения педагогическими работниками и управленческими кадрами процедур диагностики профессиональных компетенций;
- обеспечение комплексного методического сопровождения педагогических работников, педагогических коллективов и управленческих кадров, в том числе в процессе прохождения ими индивидуальных образовательных маршрутов по программам ДПП из федерального реестра, работы на едином федеральном портале дополнительного профессионального педагогического образования;
- обеспечение методического сопровождения переноса педагогическими работниками, педагогическими коллективами, управленческими кадрами приобретенных профессиональных компетенций в практику обучения и воспитания;
- методическое обеспечение разработки модульных программ ДПП, в том числе с применением сетевой формы организации обучения, с последующим размещением в федеральном реестре;
- организационно-методическое сопровождение внедрения моделей "горизонтального обучения" педагогических работников и управленческих кадров;
- организация и сопровождение стажировок педагогических коллективов, отдельных педагогов и управленческих команд;
- формирование и сопровождение деятельности площадок для создания и развития деятельности профессиональных педагогических сообществ;
- организационно-методическое сопровождение на региональном уровне мероприятий, проводимых Федеральным координатором (в том числе профессиональных олимпиад и конкурсов, общественно значимых мероприятий и исследований);
- организация взаимодействия и координация деятельности Центра с региональными организациями дополнительного профессионального образования, муниципальными методическими службами и образовательными организациями с целью согласованной реализации методической и образовательной деятельности.
Консультационное направление:
- организация консультационной работы в рамках тьюторского сопровождения разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников и управленческих кадров;
- комплексное методическое консультирование педагогических работников и управленческих кадров в ходе прохождения индивидуальных образовательных маршрутов, освоения программ ДПП из федерального реестра;
- консультирование по вопросам функционирования единого федерального портала дополнительного профессионального педагогического образования в части, касающейся педагогических работников и управленческих кадров региона;
- консультирование работников муниципальных и иных методических служб, педагогических коллективов, педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций по вопросам эффективного методического обеспечения образовательной деятельности;
- консультирование образовательных организаций по вопросам внедрения целевой модели наставничества педагогических работников образовательных организаций;
- популяризация новейших эффективных педагогических и управленческих практик, методик обучения и воспитания, инструментов управления образовательными организациями;
- консультирование в рамках сетевого взаимодействия с различными организациями системы образования.
Целесообразно формировать функциональную структуру Центра таким образом, чтобы она отражала состав основных направлений деятельности, в минимальном объеме соответствующих перечисленным в разделе 4 настоящих методических рекомендаций. Включение дополнительных направлений деятельности может быть обусловлено задачами учредителя и специфическими условиями деятельности системы образования субъекта Российской Федерации и допускается по согласованию с Федеральным координатором.
Организационная структура Центра определяется им самостоятельно с учетом закрепленных за Центром направлений и видов деятельности, объемов работы и кадрового обеспечения системы образования региона.
В своей деятельности по выстраиванию индивидуальных образовательных маршрутов Центрам рекомендуется опираться в первую очередь на актуальные программы ДПП из федерального реестра, а также разрабатывать и задействовать механизмы, регулирующие тесное сотрудничество с федеральными и региональными организациями дополнительного профессионального образования, и муниципальными методическими службами, направленное на совместное решение государственных задач и обеспечение непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров.
Индивидуальные образовательные маршруты, разрабатываемые Центрами на основе диагностики профессиональных компетенций, могут включать в себя комплекс мероприятий, наиболее адекватно и адресно решающих задачи повышения квалификации и профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров. Для эффективного восполнения дефицитов могут использоваться различные формы реализации программ ДПП в сочетании с другими мероприятиями (перекрестное посещение уроков, участие в семинарах [вебинарах], работа с методическими материалами, участие в профессиональных олимпиадах и конкурсах разного уровня и др.). Особое место в индивидуальном образовательном маршруте может занять стажировка (индивидуальная или групповая) как одна из форм реализации программ ДПП, способствующая переносу приобретенных в процессе обучения компетенций в реальную педагогическую и управленческую практику. Индивидуальные образовательные маршруты составляются с учетом возможностей, созданных в конкретном регионе, а также федеральных, сетевых, дистанционных и иных мероприятий, которые наилучшим образом решают задачу непрерывного научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.
В деятельности Центров рекомендуется уделять внимание и неформальному образованию. В частности, методическую работу Центров целесообразно неразрывно связывать с деятельностью профессиональных (педагогических) ассоциаций и сообществ, активно использующих форматы постоянного обмена опытом и лучшими практиками. Методическая поддержка, оказываемая во взаимодействии с муниципальными и региональными методическими службами в таких форматах одновременно с решением обучающих задач, является еще и эффективной площадкой профессионального общения, обмена мнениями.
Деятельность Центров целесообразно организовывать на высоком технологическом уровне с учетом современных требований к цифровой зрелости системы образования. Широкое применение информационных технологий для организации эффективной и своевременной коммуникации с работниками образования региона, их обучения и навигации позволит Центрам сэкономить ресурсы и высвободить время тьюторов и кураторов для сопровождения профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров. Для решения данной задачи часть направлений работы Центра (особенно требующих использования современного учебного оборудования) целесообразно осуществлять на базе создаваемой в рамках национального проекта "Образование" инфраструктуры (детские технопарки "Кванториум", центры "IT-куб", центры "Точка роста" и др.).
Эффективность деятельности Центров рекомендуется оценивать относительно всех реализуемых направлений и интегрировать с достижением ключевых показателей развития систем образования субъектов Российской Федерации, на территории которых они действуют.
Конкретные подходы, инструменты, методы, которые применяют в своей работе куратор индивидуальных образовательных маршрутов и тьютор, разрабатываются Центром самостоятельно с учетом возможностей и специфики региональной системы дополнительного профессионального образования на основе рекомендаций Федерального координатора.
5. Рекомендации по кадровому обеспечению деятельности Центров
Основаниями для формирования штатного расписания и определения количества штатных единиц являются перечень видов реализуемой деятельности, объем планируемых мероприятий, результатов и прогноз численности педагогических работников и управленческих кадров, организаций, которые нуждаются в оказании методической поддержки. Важным фактором при формировании штатного расписания и определении количества штатных единиц является доступность сотрудников Центра для всех муниципалитетов (таблица).
Таблица
Направления деятельности сотрудников Центра
Направление деятельности |
Количество штатных единиц |
Руководство Центром |
1 |
Системное администрирование информационных систем |
1 |
Разработка и курирование индивидуальных образовательных маршрутов |
По потребности региона |
Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов |
По потребности региона |
Сотрудники Центра постоянно повышают свою квалификацию и проходят обучение на базе и по программам Федерального координатора. Тьюторы являются сертифицированными специалистами по программам ДПП из федерального реестра, владеют информацией о программах ДПП, их содержании, развиваемых компетенциях и способны консультировать педагогических работников и управленческие кадры по вопросам прохождения индивидуальных образовательных маршрутов.
Непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров осуществляется как штатными, так и привлеченными работниками из числа высококвалифицированных специалистов из сферы общего, среднего профессионального и высшего образования на основании заключенных договоров между Центром и физическими лицами или образовательными организациями.
Кураторы индивидуальных образовательных маршрутов, задействованные в реализации основных направлений деятельности Центра, обладают необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области педагогики и психологии, в том числе знаниями принципов, форм и методов обучения взрослых людей (андрагогики); хорошо владеют общими методическими принципами преподавания учебных предметов, ориентируются в разнообразии доступных форматов повышения квалификации, обладают навыками использования электронных и сетевых образовательных ресурсов, высокотехнологичных средств обучения взрослых.
Куратор разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут на основе данных диагностики профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров, осуществляемой в том числе в онлайн-формате. Особая роль в деятельности куратора индивидуальных образовательных маршрутов отводится учету прохождения слушателями контрольных точек в освоении программ ДПП из федерального реестра (зачисление на курс, прохождение входного [итогового] тестирования, промежуточной диагностики, практических заданий и т.д.), своевременному информированию слушателей своего региона о важных датах в расписании занятий, взаимодействию с оператором курсов, профилактике учебной неуспешности по причине несоблюдения сроков прохождения программы ДПП.
В качестве нештатных кураторов Центра могут привлекаться высококвалифицированные учителя (например, руководители школьных предметных методических объединений, члены региональных [городских, районных] методических объединений, авторы востребованных методических разработок, доказавших свою результативность) или руководители образовательных организаций, а также представители организаций высшего и среднего профессионального образования. Ценность методической поддержки в этом случае будет повышаться как за счет непосредственной связи с педагогической и управленческой практикой, так и за счет более высокого уровня научной обоснованности.
Тьютор обеспечивает сопровождение педагогических работников и управленческих кадров при прохождении индивидуальных образовательных маршрутов, освоении программ ДПП, переносе приобретенных компетенций в практическую деятельность. Последнее - особая зона ответственности тьютора, так как связана с сопровождением педагогических работников и управленческих кадров в его непосредственной профессиональной деятельности, например, через совместное планирование, посещение (взаимопосещение) уроков, разработку дидактических материалов, в том числе цифровых. Тьюторство в данном случае - это форма сопровождения профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, обеспечивающая личностный подход к его организации и сочетающая консультационную деятельность и наставничество.
Представляется целесообразным использование на должности тьюторов сотрудников Центров, которые будут нарабатывать опыт решения новой для системы дополнительного профессионального образования задачи: персонального содержательного сопровождения повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров с учетом выявленных дефицитов компетенций.
Сопровождение всего индивидуального образовательного маршрута входит в функциональные обязанности тьютора, которому необходимо владеть содержанием программ ДПП федерального реестра, находящимся в зоне его профессиональной компетентности, в регионе проживания, в образовательных организациях других субъектов РФ, а также в открытом образовательном пространстве; знать о "точках роста" в региональной системе образования, которые могут стать эффективным ресурсом профессионального развития, об имеющихся стажировочных площадках, ресурсах неформального и информального образования (педагогические сообщества, клубы, педагогические конференции, ярмарки инноваций и др.), которые могут быть предложены в рамках реализации индивидуального образовательного маршрута. Тьюторы выполняют проверку практических работ распределенных ими слушателей по критериям, разработанным авторами программ ДПП. Тьюторы проходят обязательное обучение по программам ДПП, освоение которых сопровождают, в формате и сроки, определенные Федеральным координатором. При этом тьютор закрепляется на время реализации программы ДПП за программой, а не за субъектом Российской Федерации. Один тьютор может сопровождать освоение программы ДПП слушателями нескольких субъектов Российской Федерации одновременно, но рекомендованное соотношение - 1 тьютор на 100 слушателей.
Тьюторы - это опытные учителя-предметники и руководители образовательных организаций, демонстрирующие стабильно высокие результаты обучения, владеющие технологиями обучения взрослых, способные содержательно сопровождать освоение своими коллегами программ ДПП. Также тьютором может стать слушатель, проявивший особые результаты при освоении программ ДПП из федерального реестра, по рекомендации Федерального координатора.
Рекомендуется организовывать работу тьютора в тесной взаимосвязи с кураторами индивидуальных образовательных маршрутов по соответствующим направлениям педагогической деятельности, поскольку содержательная часть индивидуального образовательного маршрута в каждом случае уникальна и именно кураторы могут квалифицированно предложить ее оптимальное наполнение.
6. Рекомендации по финансовому обеспечению деятельности Центров
Финансовое обеспечение функционирования Центров рекомендуется осуществлять за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (местных бюджетов), внебюджетных средств.
Финансовое обеспечение функционирования Центров включает затраты в соответствии с Общими требованиями к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых, дополнительного профессионального образования для лиц, имеющих или получающих среднее профессиональное образование, профессионального обучения, применяемыми при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением, утвержденными приказом Минпросвещения России от 20 ноября 2018 г. N 235 и включающими в том числе:
- оплату труда работников Центров;
- расходы на содержание помещения, аренду помещения (в случае аренды), коммунальные услуги;
- приобретение основных средств и материальных запасов, в том числе расходных материалов, для непрерывного функционирования Центров;
- расходы на организацию и проведение мероприятий для педагогических работников и управленческих кадров;
- командировочные расходы, в том числе расходы при направлении на повышение квалификации сотрудников Центров и педагогических работников и управленческих кадров системы образования субъекта Российской Федерации.
При формировании бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) на очередной год и плановый период целесообразно предусматривать бюджетные ассигнования в объеме, необходимом для финансового обеспечения функционирования Центров, в том числе с учетом соответствующей индексации.
7. Заключительные положения
При реализации мероприятий в целях создания и функционирования Центров субъект Российской Федерации обеспечивает соблюдение требований антимонопольного законодательства и законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе в части обеспечения повышения эффективности, исключения ограничения круга поставщиков и поставляемого оборудования, повышения результативности осуществления закупок, обеспечения прозрачности, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.
При осуществлении субъектами Российской Федерации закупок товаров, работ, услуг с целью приобретения оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания в целях создания Центров за счет субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации:
- обеспечивается централизация закупок в порядке, определенном пунктом 7 статьи 26 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- применяется национальный режим в соответствии с требованиями статьи 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Кроме того, при осуществлении закупок субъектами Российской Федерации рекомендуется учесть:
- положения постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 г. N 2013 "О минимальной доле закупок товаров российского происхождения";
- положения постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 г. N 2014 "О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком" (вместе с Положением о требованиях к содержанию и форме отчета об объеме закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, осуществленных в целях достижения заказчиком минимальной обязательной доли закупок, о требованиях к содержанию обоснования невозможности достижения заказчиком минимальной обязательной доли закупок российских товаров [в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг] отдельных видов, при осуществлении закупок которых установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, о порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок таких отчета и обоснования, Положением о порядке, критериях и последствии проведения оценки выполнения заказчиком обязанности достижения минимальной обязательной доли закупок российских товаров [в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг] отдельных видов, при осуществлении закупок которых установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств).
______________________________
* Направлены руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, письмом Минпросвещения России от 08.11.2021 N АЗ-872/08.
** Приложения к Методическим рекомендациям при данной публикации не приводятся. См. на нашем сайте в сети "Интернет" по адресу http://ovd.com.ru/doc62.pdf.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по реализации мероприятий по формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (направлены письмом Министерства просвещения РФ от 8 ноября 2021 г. N АЗ-872/08)
Текст методических рекомендаций опубликован в журнале "Администратор образования", декабрь 2021 г., N 24, в Бюллетене "Официальные документы в образовании", апрель 2022 г., N 11