Распоряжение Правительства РФ от 15 декабря 2021 г. N 3608-р
1. Утвердить прилагаемую Программу социально-экономического развития Астраханской области на период 2022 - 2026 годов (далее - Программа).
2. Федеральным органам исполнительной власти, участвующим в реализации мероприятий, предусмотренных Программой (далее - мероприятия):
при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период предусматривать бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий при условии своевременного представления Правительством Астраханской области необходимой документации и обосновывающих материалов;
предусматривать в рамках федеральных проектов, а также при разработке актов Правительства Российской Федерации, в том числе об утверждении государственных программ Российской Федерации, и внесении в них изменений, затрагивающих вопросы реализации мероприятий, финансирование мероприятий в 2022 - 2026 годах;
обеспечить реализацию мероприятий;
обеспечить взаимодействие с Правительством Астраханской области по вопросам реализации мероприятий;
ежеквартально, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Минэкономразвития России отчет о ходе реализации мероприятий.
3. Минэкономразвития России:
ежегодно, до 25 марта года, следующего за отчетным, представлять в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации мероприятий;
совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Правительством Астраханской области по итогам реализации в 2026 году мероприятий рассмотреть возможность продления срока реализации Программы до полного завершения мероприятий.
4. Рекомендовать Правительству Астраханской области:
предусмотреть в бюджете Астраханской области бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий;
обеспечить реализацию мероприятий;
ежеквартально, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Минэкономразвития России отчет о ходе реализации мероприятий.
5. Финансовое обеспечение мероприятий осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 15 декабря 2021 г. N 3608-р
Программа
социально-экономического развития Астраханской области на период 2022 - 2026 годов
I. Общие положения
Астраханская область расположена на юго-востоке европейской части России, на территории Прикаспийской низменности в нижнем течении р. Волги. Общая площадь региона составляет 52,9 тыс. кв. километров (в том числе черные земли - 3,9 тыс. кв. километров) пустынь и полупустынь, степей, поймы и дельты р. Волги. Десятая часть территории - реки, ильмени, протоки, ерики. Климат резко континентальный.
Астраханская область входит в состав Южного федерального округа и является геостратегической территорией. По суше территория граничит с Республикой Казахстан, по морю - с Азербайджанской Республикой, Исламской Республикой Иран, Республикой Казахстан и Туркменистаном. В Российской Федерации соседями Астраханской области являются Волгоградская область и Республика Калмыкия.
В Астраханской области проживают 997,8 тыс. человек, из которых 33,4 процента - сельское население (средний показатель по России - 25,5 процента). Более 66 процентов населения проживают в г. Астрахани. Плотность населения Астраханской области составляет 18,9 человека на 1 кв. километр.
Большая часть территории области лежит ниже уровня Мирового океана. Абсолютная высота постепенно понижается от плюс 15 - 20 метров на севере области, в районе с. Сасыколи переходит нулевой уровень и у побережья Каспийского моря абсолютная глубина составляет минус 28 метров ниже нуля Кронштадтского футштока. Самой высокой точкой является гора Большое Богдо - 149,6 метра.
Астраханская область - один из древних и богатых историческим прошлым регионов России. Прямой предшественницей Астраханской области является Астраханская губерния, образованная Петром I в 1717 году.
Сегодня, как и в историческом прошлом, Астраханская область - это территория юга России с развивающейся экономикой, значительным потенциалом и прочными дипломатическими связями.
Основу уникального природно-ресурсного потенциала Астраханского региона составляют значительные запасы углеводородов: нефти, газа и газового конденсата, разведанные на территории области и на российской части дна Каспийского моря, а также сера, соль, гипс, бром, йод и кремний. Уникальные Астраханское газоконденсатное месторождение и Баскунчакское месторождение поваренной соли являются крупнейшими в России.
Баскунчакское месторождение поваренной соли разрабатывается уже более 100 лет и служит базой добычи пищевой и технической соли в России.
На шельфе Каспийского моря, имеющего статус внутреннего моря-озера, с 1998 года открыт ряд перспективных месторождений. В акватории Каспийского моря разведано девять многопластовых месторождений: нефтегазоконденсатные - им. Ю.Корчагина, им. Ю.Кувыкина, Хвалынское, газоконденсатнонефтяное - им. В.Филановского; газоконденсатное - Ракушечное; нефтяные - Морское и Западно-Ракушечное; газонефтяное - Рыбачье. Также выявлено более 20 перспективных структур.
Освоение углеводородного потенциала, а именно развитие нефтегазовой отрасли и топливно-энергетического комплекса, традиционно занимает лидирующую позицию в промышленности региона.
Уникальное экономико-географическое положение Астраханской области определило ее геостратегическую приоритетность на территории Российской Федерации и высокий транспортно-транзитный потенциал.
В области достаточно развита транспортная инфраструктура. На конец 2018 года эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования составляет 629,6 километра, протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием - 4,3 тыс. километров, протяженность внутренних водных путей, по которым может осуществляться судоходство - 1,3 тыс. километров.
На территории области находятся 2 торговых морских порта - Оля и Астрахань, и, что наиболее важно, сосредоточено около 60 процентов всех судостроительно-судоремонтных мощностей Прикаспийского региона. Имея выход к Каспийскому морю, обладая базой судостроительной промышленности, область успешно развивает судостроение и судоремонт как основу для флотов стран Каспийского региона.
Также в административном центре "Город Астрахань" находится международный аэропорт, принимающий регулярные внутренние и международные рейсы.
Астраханская область старается поддерживать исторические связи и развивать новые контакты не только с прикаспийскими государствами, но и со странами дальнего зарубежья. Наличие крупных портовых мощностей в регионе создает возможность интеграции в регионе российских грузов, направляемых в страны Южной Азии, прежде всего в Иран и Индию. И наоборот, крупные партии импортных товаров могут перекомпоновываться в Астраханской области для последующей отправки в другие регионы России.
В течение последних лет в Астраханской области были реализованы крупнейшие инфраструктурные проекты, среди которых введение в эксплуатацию моста через р. Кигач, соединившего Россию и Республику Казахстан, открытие первого пускового комплекса общегородской транзитной магистрали через реки Прямая и Кривая Болда, модернизация аэропорта г. Астрахани, строительство Северного обхода г. Астрахани, взлетно-посадочной полосы в г. Ахтубинске Астраханской области, автомобильной дороги А-153 Астрахань - Кочубей - Кизляр - Махачкала на участке Лиман - граница Республики Калмыкия, Астраханская область, моста через р. Таловая на автодороге Володарский -Цветное в Володарском районе Астраханской области и другие.
Традиционно одно из значимых мест в экономике области занимают сельское хозяйство и рыбная отрасль. Агропромышленный комплекс имеет уникальные природные возможности по выращиванию бахчевых и огородных культур, перспективы развития перерабатывающей сельхозпродукцию промышленности.
Богатое природно-рекреационное и историко-культурное наследие региона, наличие большого количества достопримечательностей являются основой для диверсификации существующего туристского продукта и становления региона в качестве центра культурно-познавательного, событийного, паломнического, экологического, спортивного и любительского рыболовного туризма.
Указанные отрасли исторически составляют основу экономики Астраханской области и в настоящее время определяют специализацию региона как среди регионов России, так и на международном рынке. При условии модернизации в долгосрочной перспективе перечисленные виды добывающих и обрабатывающих производств сохранят за собой функцию драйверов экономики региона.
Важнейший макроэкономический показатель, характеризующий развитие экономики области, - валовой региональный продукт, за 2010 - 2018 годы увеличился на 166,2 процента в текущих основных ценах и в 2018 году составил почти 553,4 млрд. рублей.
По темпам роста регион опережает показатели валового внутреннего продукта Российской Федерации, а среди всех субъектов Российской Федерации занимает 6-е место (темп роста в 2018 году валового регионального продукта - 104,9 процента, валового внутреннего продукта - 102,5 процента). По объему валового регионального продукта Астраханская область занимает 40-е место среди субъектов Российской Федерации и 4-е место - среди регионов Южного федерального округа.
Динамика валового регионального продукта Астраханской области
в 2010 - 2018 годах
(млрд. рублей)
|
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
Астраханская область |
144,9 |
172,6 |
209,7 |
273,9 |
296,3 |
322,3 |
346,8 |
420,6 |
553,4 |
Южный федеральный округ |
2337,9 |
2777,8 |
3185,4 |
3574,1 |
4146,2 |
4636,3 |
4999,3 |
5362,9 |
5848,9 |
Российская Федерация* |
46308,5 |
60282,5 |
68163,9 |
73133,9 |
79030 |
83087,4 |
85616,1 |
91843,2 |
104335 |
------------------------------
* Данные по Российской Федерации (валовой внутренний продукт в рыночных ценах) начиная с 2011 года содержат изменения, связанные с внедрением положений системы национальных счетов 2008 года относительно учета результатов научных исследований и разработок и систем вооружения. Данные по Российской Федерации начиная с 2014 года пересмотрены в марте 2019 г. и несопоставимы с данными за 2011 - 2014 годы, опубликованными ранее.
------------------------------
С 2010 года валовой региональный продукт на душу населения вырос на 379,9 процента и составил в 2018 году 544,8 тыс. рублей на одного жителя (20-е место среди субъектов Российской Федерации и 1-е место среди регионов Южного федерального округа).
Динамика валового регионального продукта была обусловлена прежде всего ростом добавленной стоимости промышленности (темп роста к 2010 году - 363,3 процента) и сельского хозяйства (темп роста к 2010 году -139,8 процента).
Основной вклад в прирост добавленной стоимости вносят предприятия добывающего сектора экономики. Уже сейчас доля указанного вида деятельности в структуре валового регионального продукта составляет свыше 53 процентов.
Почти 11 процентов валового регионального продукта занимают отрасли бюджетной сферы - государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение, образование, деятельность в области здравоохранения и социальных услуг, деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений.
Доля таких отраслей как строительство, транспортировка и хранение, торговля оптовая и розничная составляет 4,9, 6,3 и 6,7 процента соответственно. Также стоит отметить традиционные для Астраханской области отрасли сельского хозяйства - рыболовство и рыбоводство, их вклад в валовой региональный продукт составляет 5,1 процента.
Показатели, отражающие социально-экономическое развитие Астраханской области, указаны в приложении N 1.
II. Социально-экономическое развитие Астраханской области
1. Инвестиционные возможности
На территории Астраханской области расположена операционная зона региональной Астраханской энергосистемы, входящей в состав Объединенной энергетической системы Юга.
Оперативно-диспетчерское управление Астраханской энергосистемой осуществляет филиал акционерного общества "Системный оператор Единой энергетической системы" "Региональное диспетчерское управление энергосистемы Астраханской области". Территория операционной зоны расположена на площади 49 тыс. кв. километров с населением 1,01 млн. человек.
По состоянию на 31 декабря 2019 г. действующий электроэнергетический комплекс Астраханской области образует:
объекты генерации установленной мощностью 999 МВт;
22 линии электропередачи напряжением 110 - 220 кВ, в том числе 20 ВЛ 220 кВ;
107 подстанций и распределительных устройств электростанций напряжением 110 - 500 кВ общей мощностью 4909,7 МВА, в том числе 1 ПС 500 кВ и 9 ПС 220 кВ.
В области действуют 3 электростанции федерального значения суммарной электрической мощностью 736 МВт (Астраханская ТЭЦ-2 мощностью 380 МВт, ПГУ-235 мощностью 235 МВт, ПГУ-110 мощностью 121 МВт), что составляет 73,7 процента суммарной установленной электрической мощности объектов генерации области, 1 блок-станция акционерное общество "ТЭЦ-Северная" мощностью 8 МВт и 10 солнечных электростанций: "Заводская", "Тинаки", "Промстройматериалы", "Нива", "Енотаевка", "Окрасочная", "Вододелительная" установленной мощностью по 15 МВт, "Лиманская" - 30 МВт, "Фунтовская" и "Ахтубинская" - по 60 МВт.
2. Основные фонды в базовых отраслях экономики
Основные фонды являются важнейшей составной частью национального богатства.
На конец 2018 года полная учетная стоимость основных фондов коммерческих организаций Астраханской области составила 1092,8 млрд. рублей, стоимость основных фондов за вычетом накопленного износа (остаточная балансовая) - 545,1 млрд. рублей. В Астраханской области наблюдаются высокая степень износа, значительный удельный вес полностью изношенных основных фондов, а также низкие объемы замены устаревших основных фондов.
В 2018 году 94,1 процента всех основных фондов приходилось на долю организаций торговли оптовой и розничной, промышленных производств, транспортировки и хранения.
Основные фонды Астраханской области отличаются изношенностью. Степень износа составила 50,1 процента, что соответствует значению 2017 года. Коэффициент обновления основных фондов в коммерческих организациях в 2018 году составил 11 процентов.
В сфере торговли оптовой и розничной доля организаций в структуре основных фондов по сравнению с предыдущим годом снизилась на 2,3 процента и составила 35,8 процента. Изношенность основных фондов выше среднеобластного уровня и составляет 71,6 процента.
Доля промышленных производств в структуре основных фондов увеличилась по сравнению с 2017 годом на 3,5 процента и составила 44,6 процента.
Организации промышленных производств располагали на конец 2018 года основными фондами стоимостью 487,6 млрд. рублей. При этом 95,8 процента основных фондов организаций, осуществляющих добычу полезных ископаемых, были сосредоточены в сфере добычи сырой нефти и природного газа. В обрабатывающих производствах 36,3 процента основных фондов приходилось на производство прочих транспортных средств и оборудования, 4,9 процента - на производство пищевых продуктов.
Степень износа основных фондов промышленных производств - 35,5 процента, в том числе обрабатывающих производств - 66,5 процента (производство текстильных изделий - 85,8 процента, производство напитков - 75,7 процента, ремонт и монтаж машин и оборудования - 51,5 процента, производство прочей неметаллической минеральной продукции - 38,7 процента); обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционированием воздуха - 50,4 процента; обеспечение водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений - 61,1 процента; добыча полезных ископаемых - 30,9 процента.
Наиболее благоприятное соотношение ввода и износа основных фондов наблюдалось в организациях, осуществляющих добычу полезных ископаемых.
Основная доля ввода в действие новых сооружений (68,4 процента), машин и оборудования (55,9 процента) приходилась на организации, осуществляющие добычу полезных ископаемых. Всего в организациях промышленных производств было введено 70 процентов (от ввода по области) сооружений, 9,7 процента зданий, 61,8 процента машин и оборудования, 38,8 процента транспортных средств, 55,7 процента прочих основных фондов. Коэффициент обновления в этом секторе достиг 18,8 процента.
В сфере транспортировки и хранения доля организаций в структуре основных фондов снизилась по сравнению с 2017 годом на 1,4 процента и составила 13,5 процента. На организации транспортировки и хранения приходится 38,3 процента полностью изношенного транспорта.
В 2018 году доля ввода в действие новых зданий и транспортных средств приходилась на организации транспортировки и хранения (54,8 процента и 47,9 процента соответственно).
Доля организаций сельского хозяйства, рыболовства и рыбоводства в структуре основных фондов очень мала - 0,5 процента. При этом организации этого вида деятельности занимают лидирующие позиции по уровню коэффициента годности основных фондов - 74,6 процента (на 24,7 процента выше среднеобластного значения указанного показателя). Коэффициент обновления основных фондов в организациях соответствующей сферы составляет 9,9 процента.
3. Транспортная доступность и высокий износ дорожной сети
Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, отвечающих нормативным требованиям (по состоянию на 1 января 2021 г.), составляет 44,56 процента в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, или 981,5 километра.
В свою очередь, доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, отвечающих нормативным требованиям, составляет 1282,8 километра.
В строительстве и реконструкции нуждаются автомобильные дороги общего пользования протяженностью 4127,411 километра, из них регионального или межмуниципального значения - 560,311 километра, местного значения - 3567,1 километра.
В проведении ремонта (капитального ремонта) нуждаются автомобильные дороги общего пользования протяженностью 2838,474 километра, из них регионального или межмуниципального значения - 1336,844 километра, местного значения - 1501,63 километра. Количество искусственных сооружений, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального, местного значения, находящихся в аварийном, предаварийном состоянии, составляет 160 штук.
В Астраханской области 125 населенных пунктов не обеспечены подъездами от автомобильных дорог с твердым покрытием. В этих населенных пунктах проживают 15,8 тыс. человек. Протяженность автомобильных дорог, не имеющих твердого покрытия и ведущих к населенным пунктам, составляет 863 километра.
До 2024 года в рамках программных мероприятий, в том числе реализуемых за счет средств, предусмотренных национальным проектом "Безопасные качественные дороги", планируется построить и реконструировать 26,86 километра автомобильных дорог регионального и местного значения, в том числе 6 мостов, расположенных на них, завершить работы по ремонту (капитальному ремонту) автомобильных дорог регионального и местного значения протяженностью 688,01 километра, в том числе 20 мостов, расположенных на них.
Однако, несмотря на предпринимаемые меры основными инфраструктурными ограничениями, влияющими на развитость сети автомобильных дорог в области, остаются - наличие на существующей сети автомобильных дорог общего пользования участков дорог и искусственных сооружений на них, имеющих меньшую пропускную способность относительно остальных участков этих дорог, недостаточное количество обходов (объездных дорог), мостовых переходов, транспортных развязок для вывода транзитного транспорта из областного центра и муниципальных образований области, наличие множества пересечений автомобильных дорог с железнодорожными путями на одном уровне, низкий технический уровень автомобильных дорог регионального или межмуниципального, местного значения.
4. Уровень жизни населения
Денежные доходы являются основными обобщающими показателями, характеризующими уровень жизни населения.
В 2019 году суммарные денежные доходы населения, по предварительным данным Астраханьстата, составили 302,3 млрд. рублей и увеличились в сравнении с 2018 годом в фактических ценах на 4,8 процента.
По предварительным данным, за 2019 год денежные доходы на душу населения составили 24845,7 рубля (темп роста к аналогичному периоду 2018 года - 105 процентов), реальные денежные доходы - 100,8 процента, реальные располагаемые денежные доходы - 100,1 процента.
Еще одним важным показателем, характеризующим уровень жизни населения, является уровень бедности. За 3 года уровень бедности в регионе снизился с 16,1 процента к общей численности населения в 2016 году до 15,5 процента в 2019 году.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" поручено снизить уровень бедности населения к 2024 году в 2 раза. Для Астраханской области плановый показатель на 2024 год составляет 8 процентов.
III. Цель, целевые индикаторы и направления социально-экономического развития Астраханской области
Настоящая Программа определяет приоритеты, целевые ориентиры, задачи и направления социально-экономического развития Астраханской области и направлена на реализацию приоритетных направлений Астраханской области.
Стратегической целью социально-экономического развития Астраханской области является обеспечение экономического роста Астраханской области, улучшения качества жизни населения Астраханской области.
Ключевыми направлениями социально-экономического развития Астраханской области, обеспечивающими достижение установленных целевых показателей, согласно приложению N 1 являются:
создание привлекательных условий для развития малого и среднего предпринимательства, развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства в Астраханской области;
развитие транспортной и социальной инфраструктуры, привлечение потенциальных инвесторов, а также улучшение общественных пространств рекреационного и транзитного характера;
улучшение качества городской среды агломерации, создание комфортных городских условий для населения Астраханской области.
IV. Основные мероприятия в рамках выделенных направлений социально-экономического развития Астраханской области
Достижение целевых показателей социально-экономического развития Астраханской области будет обеспечено реализацией новых инвестиционных проектов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2020 г. N 1704 "Об утверждении Правил определения новых инвестиционных проектов, в целях реализации которых средства бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемые в результате снижения объема погашения задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, подлежат направлению на осуществление субъектом Российской Федерации бюджетных инвестиций в объекты инфраструктуры", инвестиционных проектов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 г. N 1189 "Об утверждении Правил отбора инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, и о внесении изменений в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации", а также за счет реализации мероприятий настоящей Программы по перечню мероприятий согласно приложению N 2, таких как:
расширение имущественной поддержки за счет ежегодного дополнения перечней государственного и муниципального имущества (в размере не менее 10 процентов) и предоставления объектов, включенных в такие перечни, субъектам малого и среднего предпринимательства и самозанятым гражданам;
оказание финансовой, имущественной, информационной, маркетинговой и иной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в целях стимулирования их развития в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг крупных компаний ("выращивание" субъектов малого и среднего предпринимательства);
строительство объектов коммунальной инфраструктуры ("Северные очистные сооружения канализации муниципального унитарного предприятия г. Астрахани "Астрводоканал" производительностью 50 тыс. куб. метров в сутки);
создание территории приоритетного развития исторического центра города "Район Коса" (строительство объектов капитального строительства жилого и многофункционального назначения согласно стандартам, разработанным в рамках мастер-плана, реконструкция автомобильных дорог общего пользования местного значения, набережных, улиц, объектов дорожной инфраструктуры, коммунальных объектов, озеленение и благоустройство, ремонт фасадов зданий культурно-исторического наследия, а также реставрация с приспособлением объектов культурного наследия).
Реализация указанных мероприятий с объемом бюджетных ассигнований порядка 9,7 млрд. рублей позволит улучшить качество среды городской агломерации, создать комфортные условия для горожан и гостей города, в том числе создать и улучшить общественные пространства рекреационного и транзитного характера, улучшить транспортную доступность, сформировать современные условия для сохранения и развития малого и среднего предпринимательства, улучшить жилищные условия граждан путем строительства жилья в составе многофункциональной застройки, соответствующего современным стандартам, с учетом местных социокультурных, инженерно-конструктивных и климатических особенностей, увеличить среднедушевые денежные доходы населения, занятого в строительном секторе и сфере услуг (туризм, культура, образование, здравоохранение), уменьшить отток населения из субъекта, уменьшить уровень безработицы, увеличить внутренний региональный продукт (мультипликативный эффект от вложений в основной капитал, инфраструктуру, в том числе транспортную, туристическую, социальную), увеличить городской турпоток (ожидаемый потенциальный поток туристов - до 10000 человек в год), благоустроить и озеленить 10 га территории, провести строительство (реконструкцию) автомобильных дорог общего пользования регионального и местного значения - 1,6 километра, отремонтировать фасады зданий - порядка 95 объектов.
Вложения бюджетных инвестиций до 2026 года повысят капитализацию, инвестиционную привлекательность территории, что позволит привлечь частные инвестиции на сумму 5 млрд. рублей до 2026 года. Это приведет к:
увеличению положительных денежных потоков в региональный бюджет до 2026 года;
увеличению рабочих мест до 2026 года - ориентировочно 856 мест, в том числе индивидуальные предприниматели, самозанятые, субъекты малого и среднего предпринимательства, обособленные подразделения;
снижению миграционной убыли с 5,1 тыс. человек в 2020 году до 2,6 тыс. человек к 2026 году;
снижению доли проб сточных вод, не соответствующих установленным нормативам допустимых сбросов, лимитам на сбросы, рассчитанной применительно к видам централизованных систем водоотведения раздельно для централизованной общесплавной (бытовой) и централизованной ливневой систем водоотведения, с 16,6 до 6 процентов;
сокращению удельного расхода электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе очистки сточных вод, на единицу объема очищаемых сточных вод с 0,312 кВтч/куб. метров до 0,254 кВтч/куб. метров, что практически снизит на 19 процентов расход электрической энергии;
исключению расходов на проведение капитального ремонта объектов (фактические расходы в 2021 году составляют 44 млн. рублей);
снижению расходов на плату за негативное воздействие на окружающую среду с 38,7 млн. рублей до 0,365 млн. рублей;
снижению до 9,16 рубля затрат на очистку 1 куб. метра стоков (в 2021 году затраты составляют 9,945 рубля).
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Программе социально-экономического
развития Астраханской области
на период 2022 - 2026 годов
Целевые показатели
реализации мероприятий в области социально-экономического развития Астраханской области на период 2022 - 2026 годов
Целевой показатель |
Единица измерения |
2022 год (плановое значение) |
2023 год (плановое значение) 1 |
2024 год (плановое значение) 1 |
2025 год (плановое значение) 1 |
2026 год (плановое значение) 1 |
|
1. |
Индекс физического объема инвестиции в основной капитал (без бюджетных инвестиций) 2 |
процентов |
104,8 |
94,6 |
97,9 |
102,2 |
100,3 |
2. |
Уровень безработицы 3 |
процентов |
3 |
2,7 |
2,5 |
2,4 |
2,3 |
3. |
Производительность очистных сооружений канализации "Северные очистные сооружения канализации МУП г. Астрахани "Астрводоканал" (II этап) 4 |
тыс. куб. м/сут. |
- |
- |
- |
50 |
50 |
4. |
Количество отремонтированных фасадов зданий на территории приоритетного развития исторического центра города "РАЙОН КОСА" 4 |
ед. |
- 5 |
32 |
60 |
85 |
95 |
5. |
Строительство или реконструкция автомобильных дорог общего пользования регионального и местного значения 4 |
км |
- 6 |
0,77 |
1 |
1,2 |
1,6 |
6. |
Создание новых рабочих мест 4 |
ед. |
- |
- |
200 |
400 |
856 |
7. |
Привлечение внебюджетных инвестиций 4 |
млрд. рублей |
- |
- |
- |
- |
5 |
------------------------------
1 Плановые значения на 2023 - 2026 годы не детализированы по мероприятиям (благоустройство и озеленение территории (10 га) прибрежного района исторического центра Астрахани, реконструкция инженерных сетей, реставрация 63 фасадов зданий, строительство причальной инфраструктуры) в приложении N 2 к настоящей Программе, ввиду отсутствия на сегодняшний день разработанной проектно-сметной документации и локальных смет.
2 Значение показателя за 2020 год - 99,1 процента (по данным Росстата), за 2021 год - 99,9 процента (на основании расчетных данных субъекта Российской Федерации).
3 Значение показателя за 2020 год - 5,8 процента (по данным Росстата), за 2021 год - 3,5 процента (на основании расчетных данных субъекта Российской Федерации).
4 Данные нарастающим итогом.
5 В 2022 году планируется начало работ по ремонту 32 фасадов, показатель будет достигнут в 2023 году (мероприятие 8.2).
6 В 2022 году планируется начало работ по строительству дороги 0,77 км, показатель будет достигнут в 2023 году (мероприятие 8.1).
------------------------------
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к Программе социально-экономического
развития Астраханской области
на период 2022 - 2026 годов
Перечень
мероприятий Программы социально-экономического развития Астраханской области на период 2022 - 2026 годов, обеспеченных федеральным и региональным финансированием
Наименование мероприятия |
Вид документа |
Прогнозный срок реализации |
Ответственный исполнитель, предельные (прогнозные) объемы финансирования, млн. рублей |
Ожидаемые результаты |
|||||
I. Экономика | |||||||||
1.1. Развитие малого и среднего бизнеса | |||||||||
1. |
Расширение имущественной поддержки за счет ежегодного дополнения перечней государственного и муниципального имущества (в размере не менее чем на 10 процентов) и предоставления объектов, включенных в такие перечни, субъектам малого и среднего предпринимательства, самозанятым гражданам (в размере не менее чем 60 процентов) |
нормативные правовые акты Астраханской области, муниципальных образований Астраханской области |
2022 - 2026 годы |
Правительство Астраханской области, муниципальные образования Астраханской области, акционерное общество "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" (далее - акционерное общество "Корпорация МСП") |
прямое влияние: вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемого, неэффективно используемого или используемого не по назначению имущества; повышение эффективности управления и распоряжения государственным и муниципальным имуществом; предоставление имущества субъектам малого и среднего предпринимательства - не менее 241 объекта к концу 2026 года;
предоставление имущества физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", не менее 102 объектов к концу 2026 года; увеличение количества объектов в перечнях государственного и муниципального имущества в субъекте Российской Федерации - не менее 926 объектов к концу 2026 года |
||||
2. |
Оказание финансовой, имущественной, информационной, маркетинговой и иной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в целях стимулирования их развития в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг крупных компаний ("выращивание" субъектов малого и среднего предпринимательства) |
нормативный акт Астраханской области |
2022 - 2026 годы |
Правительство Астраханской области, акционерное общество "Корпорация "МСП", |
прямое влияние: оказание комплексной поддержки не менее 4 субъектам малого и среднего предпринимательства ежегодно |
||||
3. |
Обеспечение на постоянной основе формирования и предоставления в акционерное общество "Корпорация "МСП" портфеля приоритетных проектов, которым необходима льготная кредитная, гарантийная и лизинговая поддержка, для реализации их субъектами малого и среднего предпринимательства на территории Астраханской области по стандартам акционерного общества "Корпорация "МСП", акционерного общества "Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства" и региональных лизинговых компаний |
письмо в акционерное общество "Корпорация "МСП" |
2022 - 2026 годы |
Правительство Астраханской области |
прямое влияние: направление информации (чек-лист, резюме проекта, анкета, заявка на получение гарантии для гарантийной поддержки и (или) анкета соответствия базовым требованиям лизинговых продуктов, реализуемых региональными лизинговыми компаниями, для лизинговой поддержки) не менее 3 субъектам малого и среднего предпринимательства, соответствующих требованиям корпоративного канала акционерного общества "Корпорация МСП" и (или) требованиям Программы льготного лизинга оборудования, ежегодно |
||||
4. |
Осуществление сопровождения через партнеров акционерного общества "Корпорация "МСП" поступивших проектов малого и среднего предпринимательства, при условии их соответствия требованиям корпоративного канала акционерного общества "Корпорация "МСП" |
|
2022 - 2026 годы |
акционерное общество "Корпорация МСП" |
прямое влияние: обеспечение сопровождения 100 процентов направленных проектов в банках-партнерах, финансовых организациях-партнерах и/или региональных лизинговых компаниях |
||||
5. |
Оказание консультационной поддержки потенциальным и действующим предпринимателям по обучающим программам акционерного общества "Корпорация МСП" |
соглашение о реализации обучающих программ акционерного общества "Корпорация "МСП" между уполномоченным органом исполнительной власти или организациями инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предприниматель-ства Астраханской области и акционерным обществом "Корпорация "МСП" |
2022 - 2026 годы |
Правительство Астраханской области |
прямое влияние: обучение потенциальных и действующих предпринимателей Астраханской области по обучающим программам акционерного общества "Корпорация МСП" |
||||
6. |
Обеспечение реализации Программы (подпрограммы) развития сельскохозяйственной кооперации в Астраханской области, разработанной с учетом рекомендаций по разработке подпрограмм развития сельскохозяйственной кооперации в субъектах Российской Федерации, утвержденных протоколом проектного комитета по национальному проекту "Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы" |
нормативный акт Астраханской области |
2022 - 2026 годы |
Правительство Астраханской области |
прямое влияние: обеспечение комплексной поддержки развития сельскохозяйственной кооперации и малого и среднего предпринимательства в сфере сельского хозяйства Астраханской области |
||||
7. |
Обеспечение на постоянной основе направления в акционерное общество "Корпорация "МСП" субъектов малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе, которым необходима льготная кредитная, гарантийная и лизинговая поддержка по стандартам акционерного общества "Корпорация "МПС", акционерного общества "МСП Банк" и региональных лизинговых компаний, а также перечня субъектов малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе, которым требуется поддержка в части организации и расширения рынков сбыта |
письмо в акционерное общество "Корпорация "МСП" |
2022 - 2026 годы |
Правительство Астраханской области, Центр компетенции в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров, акционерное общество "Корпорация МСП" |
прямое влияние: оказание комплексной поддержки не менее 3 субъектам малого и среднего предпринимательства ежегодно |
||||
II. Транспортная инфраструктура | |||||||||
2.1. "Мастер-план Астраханской агломерации" | |||||||||
8. |
Создание территории приоритетного развития исторического центра города "Район Коса" |
соглашение между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Правительством Астраханской области |
2022 - 2026 годы |
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Правительство Астраханской области, Администрация муниципального образования "Город Астрахань" |
прямое влияние: создание современного благоустроенного пространства, которое объединит набережную Волги с территорией Астраханского Кремля и станет пилотным проектом мастер-плана, который повысит доверие жителей к проводимым процессам; улучшение качества городской среды агломерации; благоустройство и озеленение - 10 га; создание комфортных условий для горожан и гостей города; увеличение городского турпотока (планируется до 10000 человек в год); уменьшение оттока населения из субъекта; снижение уровня безработицы; ремонт порядка 95 фасадов зданий; строительство/реконструкция автомобильных дорог общего пользования регионального и местного значения - 1,6 км (расчеты выполнены по предварительным данным на основе укрупненных данных по технико-экономическим показателям) |
||||
Дополнительная потребность,млн. рублей |
Всего |
Федеральный бюджет |
Областной бюджет |
||||||
|
|
|
|
||||||
Всего в том числе: |
3308,69 |
2845,48 |
463,21 |
||||||
2022 год |
444,95 |
382,66 |
62,29 |
||||||
2023 год |
285,95 |
245,92 |
40,03 |
||||||
2024 год |
252,21 |
216,9 |
35,31 |
||||||
2025 год |
1162,79 |
1000 |
162,79 |
||||||
2026 год |
1162,79 |
1000 |
162,79 |
||||||
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
8.1. |
Пробивка ул. Анатолия Сергеева от ул. Дантона до проспекта Губернатора Анатолия Гужвина в Кировском районе г. Астрахани |
|
|
2022 год |
124,13 |
106,75 |
17,38 |
строительство 0,77 км дороги позволит осуществить оптимальное перераспределение логистических потоков центрального района города Астрахани. Качественные показатели - снижение негативного воздействия автомобильного транспорта на объекты культурного наследия и экологическую обстановку в целом, медицинскую помощь жителям города Астрахани, туристам в 2022 году |
|
8.2. |
Ремонт фасадов зданий по улицам М. Горького, А. Сергеева |
|
|
2022 год |
320,82 |
275,91 |
44,91 |
ремонт 32 фасадов зданий по улицам М. Горького, А. Сергеева позволит создать привлекательный инвестиционный и туристический имидж региона. Данная территория станет центром притяжения для субъектов малого и среднего предпринимательства, в частности сферы обслуживания и сферы креативных индустрий |
|
III. Развитие инфраструктуры | |||||||||
3.1. Объекты водоснабжения и водоотведения | |||||||||
3.1.1. Очистные сооружения и ливневая канализация | |||||||||
9. |
"Реконструкция очистных сооружений канализации СОСК МУП г. Астрахани "Астрводоканал" (2 этап) |
нормативный правовой акт Правительства Астраханской области |
2022 - 2024 годы |
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Правительство Астраханской области |
прямое влияние: снижение негативного воздействия на окружающую среду (снижение объема отводимых в реку Волга загрязненных сточных вод на 0,02 км 3 в год); снижение количества заболеваний; снижение износа объектов коммунальной инфраструктуры; обеспечение централизованной системой водоотведения 250 тыс. человек |
||||
Дополнительная потребность,млн. рублей |
Всего |
Федеральный бюджет |
Областной бюджет |
||||||
|
|
|
|
||||||
Всего в том числе: |
2221,15 |
2154,52 |
66,63 |
||||||
2022 год |
636,43 |
617,34 |
19,09 |
||||||
2023 год |
777,4 |
754,08 |
23,32 |
||||||
2024 год |
807,32 |
783,1 |
24,22 |
||||||
10. |
Проект "Развитие Астраханской агломерации" (проект развития водоснабжения и водоотведения МУП г. Астрахани "Астрводоканал" и жилищного строительства) |
нормативный правовой акт Правительства Астраханской области |
2022 - 2026 годы |
Правительство Астраханской области |
прямое влияние: создание 856 рабочих мест к 2026 году; привлечение внебюджетных источников финансирования 5 млрд. рублей к 2026 году |
||||
|
Итого по Программе |
Дополнительная потребность,млн. рублей |
Всего |
Федеральный бюджет |
Областной бюджет |
|
|||
|
|
|
|
||||||
Всего в том числе: |
5529,84 |
5000 |
529,84 |
||||||
2022 год |
1081,38 |
1000 |
81,38 |
||||||
2023 год |
1063,35 |
1000 |
63,35 |
||||||
2024 год |
1059,53 |
1000 |
59,53 |
||||||
2025 год |
1162,79 |
1000 |
162,79 |
||||||
2026 год |
1162,79 |
1000 |
162,79 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработана Программа социально-экономического развития Астраханской области на период 2022-2026 гг., которая направлена в т. ч. на развитие привлекательных условий для развития малого и среднего бизнеса, транспортной и социальной инфраструктуры. Запланировано улучшение качества городской среды агломерации, создание комфортных городских условий для населения, привлечение инвестиций. Определены конкретные мероприятия.
Распоряжение Правительства РФ от 15 декабря 2021 г. N 3608-р
Текст распоряжения опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 20 декабря 2021 г. N 0001202112200024, в Собрании законодательства Российской Федерации от 27 декабря 2021 г. N 52 (часть II) ст. 9206
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 марта 2024 г. N 589-р
Изменения вступают в силу с 13 марта 2024 г.
Распоряжение Правительства РФ от 16 июня 2022 г. N 1585-р
Изменения вступают в силу с 16 июня 2022 г.