Вопрос: Согласно п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (в редакции от 01.01.2022) заказчик обязан отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке от исполнения контракта,# если выяснится, что контрагент перестал соответствовать установленным извещением требованиям к участникам закупки (кроме предусмотренного ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).
При этом по данной норме Закона в редакции до 01.01.2022 Верховный суд РФ (Определение ВС РФ от 21.03.2019 N 305-ЭС18-25195) делал вывод, что если после подведения итогов, но до заключения контракта победителя внесли в РНП и заказчик узнал об этом, то он должен отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке.
С 01.01.2022 если заказчик выясняет, что контрагента, с которым он заключил контракт, после подведения итогов (на момент подачи заявки и момент рассмотрения заявок он соответствовал требованиям извещения), но до заключения контракта внесли в РНП, то должен ли заказчик расторгнуть такой контракт в одностороннем порядке по п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ?
Ответ: Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение, направленное посредством электронной почты по вопросу о применении положений Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 360-ФЗ) в части одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в случае внесения участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков после рассмотрения заявок на участие в закупке сообщает следующее.
В соответствии с пунктами 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
Вместе с тем в рамках компетенции Департамента полагаем необходимым отметить следующее.
С 1 января 2022 года вступают в силу положения Закона N 360-ФЗ, которым внесены изменения в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), в том числе в части одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Частью 1.1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, предусмотрено право заказчика установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом N 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 Закона N 44-ФЗ.
Согласно части 9 статьи 31 Закона N 44-ФЗ отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным, в том числе в части 1.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона N 44-ФЗ, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
При этом согласно части 11 статьи 31 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 360-ФЗ) в случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным частями 9 и 10 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем установления факта, являющегося основанием для такого отказа, формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе протокол об отказе от заключения контракта, содержащий информацию об идентификационном номере заявки на участие в закупке, поданной таким победителем, о факте, являющемся основанием для такого отказа, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт. Указанный протокол в течение двух рабочих дней с даты его подписания направляется заказчиком данному победителю.
Учитывая изложенное, в случае выявления заказчиком несоответствия победителя закупки требованиям, установленным положениями статьи 31 Закона N 44-ФЗ, заказчик должен отказаться от заключения контракта.
С уважением,
Заместитель директора Департамента |
Д.А. Готовцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
С 1 января 2022 г. вступают в силу изменения в 44-ФЗ в части одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Заказчик вправе требовать, чтобы в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отсутствовала информация об участнике закупки.
При выявлении заказчиком несоответствия победителя закупки этим требованиям заказчик должен отказаться от заключения контракта.
Письмо Минфина России от 14 декабря 2021 г. N 24-06-08/101557 "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован не был