Вопрос: С 01.01.2022 в Законе N 44-ФЗ появляется требование о том, что заказчик должен определять цену контракта с единственным поставщиком (редакция от 01.01.2022 ч. 4 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). При этом обосновывать и включать такое обоснование в контракт необходимо только в отдельных случаях, перечисленных в ч. 4 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (в редакции от 01.01.2022).
Разъясните, пожалуйста:
1. Определение цены контракта с единственным поставщиком и обоснование цены контракта с единственным поставщиком понятия не тождественные? И в случае закупки по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ необходимо будет лишь определять цену, но не обосновывать ее?
2. Что включает в себя понятие "определение цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком"? Достаточно ли будет произвести несколько телефонных звонков, чтобы оценить условия и определить наиболее подходящего поставщика, не составляя какого-либо отчета (обоснования) в виде документа?
Ответ: Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение по вопросу применения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части порядка определения и обоснования цены контракта при закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, сообщает следующее.
Положениями пунктов 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, предусмотрено, что Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Кроме того, в Минфине России, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
Вместе с тем Департамент полагает возможным отметить, что с 01.01.2022 вступают в силу положения Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 360-ФЗ), которым внесены изменения в Закон N 44-ФЗ, в том числе в части порядка определения и обоснования цены контракта при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Так, согласно части 4 статьи 93 Закона N 44-ФЗ в редакции Закона N 360-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик определяет цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в соответствии с Законом N 44-ФЗ. При этом в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6, 11, 12, 16, 18, 19, 22, 23, 30-35, 37-41, 46 и 49 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, заказчик обосновывает такую цену в соответствии с данным законом и включает в контракт обоснование цены контракта.
Таким образом, заказчик определяет цену любого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в соответствии с Законом N 44-ФЗ, при этом в отношении закупок, поименованных в части 4 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, заказчик обосновывает цену контракта и включает в контракт обоснование цены контракта.
Согласно части 1 статьи 22 Закона N 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом N 44-ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК), определяется и обосновывается заказчиком посредством применения методов, указанных в данной статье. При этом метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка) является приоритетным.
Согласно части 5 статьи 22 Закона N 44-ФЗ в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 указанной статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.
Таким образом, заказчик самостоятельно определяет и обосновывает НМЦК с учетом положений Закона N 44-ФЗ.
Департамент обращает внимание, что вывод о наличии либо отсутствии нарушений Закона N 44-ФЗ возможно сделать при осуществлении контрольных мероприятий в каждом конкретном случае, исходя из описания предмета закупки и требований документации о закупке.
С уважением,
Заместитель директора Департамента |
Д.А. Готовцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заказчик определяет цену любого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), по 44-ФЗ, при этом в отношении закупок, отдельно поименованных в 44-ФЗ, заказчик обосновывает цену контракта и включает в контракт обоснование цены контракта.
Заказчик самостоятельно определяет и обосновывает НМЦК с учетом положений 44-ФЗ.
Письмо Минфина России от 2 ноября 2021 г. N 24-06-08/88987 "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован не был