Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, C.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.М. Колина к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин А.М. Колин оспаривает конституционность пункта 72 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы физических лиц, полученные налогоплательщиками с 1 января 2015 года до 1 декабря 2017 года, при получении которых не был удержан налог налоговым агентом, сведения о которых представлены налоговым агентом в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 данного Кодекса, за рядом исключений.
Как следует из представленных материалов, решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судами вышестоящих инстанций, заявителю отказано в признании незаконным требования налогового органа об уплате налога на доходы физических лиц с дохода от реализации ценных бумаг, полученного налогоплательщиком в 2016 году, при получении которого налоговым агентом не был удержан налог. Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации отказано в передаче кассационной жалобы заявителя для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации. При этом суды пришли к выводу, что пункт 72 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает освобождение от налогообложения доходов, исчисление, удержание и уплата налогов с которых осуществляется налоговыми агентами в порядке статьи 226 данного Кодекса; в свою очередь, исчисление и уплата налога налоговыми агентами при осуществлении операций с ценными бумагами осуществляется в особом порядке (статья 226.1), в связи с чем положения оспариваемого законоположения не могут применяться к такого рода доходам.
По мнению заявителя, оспариваемое законоположение противоречит статьям 19 (части 1 и 2), 46 (части 1 и 2), 49, 50 (часть 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку позволяет произвольно отказывать налогоплательщику в праве на освобождение от налогообложения дохода, полученного от реализации ценных бумаг.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
В ранее принятых и сохраняющих силу решениях Конституционный Суд Российской Федерации выразил правовую позицию, согласно которой освобождение от уплаты налогов представляет собой льготу, т.е. исключение из принципов всеобщности и равенства налогообложения, вытекающих из Конституции Российской Федерации (статьи 19 и 57) и обязывающих каждого платить законно установленный налог по соответствующему объекту налогообложения; льготы носят адресный характер, а их установление относится к законодательной прерогативе, позволяющей определять круг лиц, на которых они распространяются (постановления от 21 марта 1997 года N 5-П, от 28 марта 2000 года N 5-П и др.).
Предусматривая освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц в пункте 72 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, федеральный законодатель связал указанную льготу с доходами, при получении которых не был удержан налог налоговым агентом, сведения о которых представлены налоговым агентом в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 данного Кодекса.
При этом в отношении операций с ценными бумагами федеральным законодателем установлено специальное регулирование, в том числе предполагающее особый порядок исчисления и уплаты налога налоговыми агентами по соответствующим доходам (статья 226.1), а, следовательно, в силу отсутствия прямого указания льгота, предусмотренная пунктом 72 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, не распространяется на доходы, полученные от реализации ценных бумаг.
Таким образом, оспариваемое законоположение, предусматривающее льготу по налогу на доходы физических лиц, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Колина Андрея Михайловича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2021 г. N 2384-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Колина Андрея Михайловича на нарушение его конституционных прав пунктом 72 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)