Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу
Министерства труда, социальной защиты
и демографии Пензенской области
от 14 декабря 2021 N 529-ОС
Примерное положение о "Школе ухода"
1. Общее положение
1.1. Настоящее примерное Положение о "Школе ухода" (далее - Примерное положение) регулирует порядок работы Школы родственного ухода (далее - Школа ухода).
1.2. Школа ухода создается на базе учреждения социального обслуживания населения (далее - Учреждение) в целях обеспечения обучения (группового и индивидуального) граждан, осуществляющих уход, навыкам ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, в том числе с использованием технических средств реабилитации, эффективной и продуктивной коммуникации.
1.3. Школа ухода не является самостоятельным структурным подразделением Учреждения и входит в состав одного из структурных подразделений Учреждения.
1.4. В своей деятельности Школа ухода руководствуется нормативными правовыми актами Российской Федерации и Пензенской области, настоящим Положением.
1.5. Деятельность Школы ухода осуществляется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы, установленными законодательством Российской Федерации.
1.6. Участниками Школы ухода являются:
граждане, осуществляющие уход;
граждане с полной или частичной утратой способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности, нуждающиеся в постороннем уходе.
1.7. Школа ухода осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного нормативным актом Учреждения. Должностные обязанности специалистов Школы ухода устанавливаются должностными инструкциями Учреждения.
1.8. В работе Школы ухода принимают участие специалисты Учреждения (медицинские сестра, специалисты по социальной реабилитации, специалисты по социальной работе, психологи, культорганизаторы, юрисконсульты), а также могут привлекаться специалисты медицинских организаций, социальной защиты и других организаций.
1.9. Предоставление социальных услуг в рамках работы Школы ухода осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.09.2020 N 667 "О реализации в отдельных субъектах Российской Федерации в 2021 году Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста".
1.10. Контроль за деятельностью Школы ухода осуществляет руководитель Учреждения.
2. Основные цели и задачи Школы ухода
2.1. Целями функционирования Школы ухода являются:
1) обучение граждан, осуществляющих уход, навыкам ухода за гражданами с полной или частичной утратой способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности, нуждающиеся в постороннем уходе;
2) повышение качества жизни граждан, нуждающихся в постороннем уходе;
3) предотвращение развития у человека осложнений, связанных с неправильным уходом;
4) поддержка граждан, осуществляющих уход;
5) создание благоприятной психологической обстановки в семье.
2.2. Задачи Школы ухода:
1) обучение навыкам ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами;
2) обучение мерам по профилактике падений и переломов у граждан пожилого возраста и инвалидов;
3) обучение мерам по профилактике и раннему выявлению когнитивных нарушений у граждан пожилого возраста и инвалидов;
4) обучение правилам использования технических и вспомогательных средств реабилитации;
5) психологическая и юридическая поддержка граждан, осуществляющих уход;
6) помощь в адаптации домашнего пространства к потребностям гражданина с полной или частичной утратой способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности.
3. Основные направления деятельности Школы ухода
3.1. Информирование. Информация о Школе ухода размещается на информационных стендах в Учреждении, медицинских организациях, средствах массовой информации, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
3.2. Выявление и учет граждан, осуществляющих уход, для дальнейшего обучения в Школе ухода.
3.3. Разработка программы обучения в Школе ухода, а также необходимых форм документов.
3.4. Формирование групп обучающихся из числа граждан, осуществляющих уход, работников организаций социального обслуживания населения и других заинтересованных лиц (добровольцы, сиделки, волонтёры и пр.).
3.5. Привлечение для работы в Школе ухода специалистов медицинских организаций, бюро медико-социальной экспертизы, Фонда социального страхования, волонтеров, некоммерческих организаций и других заинтересованных организаций.
3.6. Разработка и распространение информационно-аналитических и практических материалов Школы ухода.
3.7. Консультирование. Консультирование проводится индивидуально после изучения специалистом Школы ухода условий жизнедеятельности гражданина, нуждающегося в постороннем уходе, с последующим составлением рекомендаций по дальнейшей адаптации домашнего пространства.
3.8. Повышение профессионального уровня специалистов Школы ухода в соответствии с установленными требованиями к образованию и профессиональной подготовке.
3.9. Оказание психологической помощи и поддержки в виде социально-психологического консультирования гражданину, осуществляющему уход, и гражданину, нуждающемуся в постороннем уходе.
4. Организация деятельности Школы ухода
4.1. Граждане, желающие пройти обучение в Школе ухода, подают заявление на имя руководителя Учреждения.
4.2. Обучение включает изучение теоретических основ и практическое освоение навыков ухода за пожилыми гражданами и инвалидами, и проводится в соответствии с утвержденной руководителем Учреждения программой, тематическим планом.
4.3. В Школе ухода проводятся индивидуальные и групповые занятия. Обучение в группах осуществляется согласно расписанию, на дому - по индивидуальному графику.
4.4. Количество обучающихся в группе - не более 10 человек. Специалисты Школы ухода информируют обучающихся граждан о теме занятия, его продолжительности, дате и месте проведения.
4.5. Группы слушателей могут быть открытыми и закрытыми.
В открытой группе состав участников может меняться в зависимости от темы занятий программы. Если слушателю необходима информация по конкретным процедурам или проблемам, связанным с уходом, то он может записаться и прослушать только ту часть программы, которая соответствует его запросу. Открытые группы более гибки и вариативны для слушателей.
В закрытых группах состав участников постоянный.
4.6. Перечень услуг составляется таким образом, чтобы обеспечить наиболее быстрый доступ к знаниям об уходе слушателям с различными жизненными ситуациями. Если человек узнает о проведении цикла занятий по основам ухода в середине его проведения или о консультации по нужной теме, которая состоится не скоро, он может воспользоваться индивидуальной консультацией, чтобы получить информацию по интересующему его вопросу в текущий момент, не дожидаясь следующего набора в группу.
4.7. При организации обучения используются следующие формы работы Школы ухода: лекционные, семинарские и практические занятия, а также дистанционное индивидуальное и групповое консультирование. По заявлению слушателей проводится выездное консультирование на дому.
4.8. Если вопрос, с которым обращаются ухаживающие, выходит за рамки профессиональной квалификации специалиста Школы ухода, он содействует в получении слушателем услуг приглашенного специалиста (эксперта).
4.9. Занятия проводятся циклами, направленными на обучение уходу за человеком с конкретной проблемой: уход за людьми, перенесшими инсульт, за больными диабетом, гипертонией, остеопорозом, деменцией, уход за лежачими больными и др.
4.10. Занятия проводятся с использованием демонстрационного оборудования, технических средств реабилитации и расходных материалов по уходу.
4.11. Проведение психологической поддержки осуществляется специалистом с психологическим образованием в различных формах. Проведение консультаций, которые затрагивают вопросы о правах и льготах для инвалидов, оформления инвалидности, дееспособности и опеки.
4.12. При проведении Школы ухода не допускается разглашение информации об участниках Школы ухода, отнесенной законодательством Российской Федерации к информации конфиденциального характера или служебной информации лицами, которым эта информация стала известна в связи с исполнением профессиональных, служебных и (или) иных обязанностей.
4.13. Обучение в Школе ухода является бесплатным.
4.14. Ежемесячно сотрудники Школы ухода представляют руководителю Учреждения отчеты о количестве оказанных услуг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.