Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 декабря 2021 г. N 2913
"О внесении изменений в приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 сентября 2014 г. N 1322, состав и структуру технического комитета по стандартизации "Электроэнергетика"
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации", а также по согласованию с техническим комитетом по стандартизации "Электроэнергетика" приказываю:
1. Внести в приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 сентября 2014 г. N 1322 "О реорганизации технических комитетов по стандартизации в области электроэнергетики" (с изменениями от 22 мая 2015 г. N 600, от 22 марта 2016 г. N 303, от 26 сентября 2017 г. N 2021, от 13 февраля 2018 г. N 316, от 15 ноября 2019 г. N 2717) (далее - Приказ) следующие изменения:
пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. Утвердить:
структуру технического комитета;
состав технического комитета;
председателем технического комитета - первого заместителя Председателя Правления АО "СО ЕЭС" Павлушко Сергея Анатольевича;
заместителем председателя технического комитета - заместителя Председателя Правления, руководителя дирекции по развитию ЕЭС АО "СО ЕЭС" Ильенко Александра Владимировича;
заместителем председателя технического комитета - заместителя Министра энергетики Российской Федерации Грабчака Евгения Петровича;
ответственным секретарем технического комитета - начальника отдела стандартизации Департамента параллельной работы и стандартизации АО "СО ЕЭС" Федорова Юрия Геннадьевича.";
в пункте 5 слова "1 апреля" заменить словами "1 февраля";
абзац первый пункта 7 изложить в следующей редакции:
"7. Управлению стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (И.А. Киреева) обеспечить:";
дополнить пунктами 8-10 следующего содержания:
"8. Предоставить техническому комитету право участвовать в работе ИСО/ТК 180 "Солнечная энергия" (участие без права голосования, но с предоставлением документов для информации), ИСО/ТК 192 "Газовые турбины" (участие без права голосования, но с предоставлением документов для информации), МЭК/ПК 3С "Графические обозначения для нанесения на оборудование" (участие без права голосования, но с предоставлением документов для информации), МЭК/ТК 4 "Гидравлические турбины" (участие без права голосования, но с предоставлением документов для информации), МЭК/ТК 8 "Общесистемные аспекты электроснабжения" (участие с правом голосования), МЭК/ПК 8А "Системная интеграция возобновляемых источников энергии большой ёмкости" (участие с правом голосования), МЭК/ПК 8B "Децентрализованные электрические энергосистемы" (участие с правом голосования), МЭК/ПК 8С "Сетевое управление" (участие с правом голосования), МЭК/ТК 11 "Воздушные линии электропередач" (участие с правом голосования), МЭК/ТК 14 "Силовые трансформаторы" (участие с правом голосования), МЭК/ТК 17 "Коммутационная аппаратура и устройства управления" (участие с правом голосования), МЭК/ПК 17А "Аппаратура (оборудование)" (участие с правом голосования), МЭК/ПК 17С "Сборка и монтаж" (с правом голосования), МЭК/ПК 22F "Силовая электроника для систем передачи и распределения электроэнергии" (участие с правом голосования), МЭК/ПК 22G "Полупроводниковые силовые преобразователи для систем регулирования скорости электроприводов" (участие с правом голосования), МЭК/ТК 32 "Плавкие предохранители" (участие без права голосования, но с предоставлением документов для информации), МЭК/ПК 32А "Высоковольтные плавкие предохранители" (участие с правом голосования), МЭК/ТК 33 "Силовые конденсаторы" (с правом голосования), МЭК/ТК 36 "Изоляторы" (участие с правом голосования), МЭК/ПК 36А "Изолированные вводы" (участие с правом голосования), МЭК/ТК 37 "Разрядники для защиты от атмосферных перенапряжений" (участие с правом голосования), МЭК/ТК 38 "Измерительные трансформаторы" (участие с правом голосования), МЭК/ТК 42 "Методы испытаний высоким напряжением" (с правом голосования), МЭК/ТК 47 "Полупроводниковые устройства" (участие без права голосования, но с предоставлением документов для информации), МЭК/ПК 47А "Интегральные схемы" (участие без права голосования, но с предоставлением документов для информации), МЭК/ПК 47D "Механическая стандартизация полупроводниковых приборов" (участие без права голосования, но с предоставлением документов для информации), МЭК/ПК 47Е "Микроэлектромеханические системы" (участие без права голосования, но с предоставлением документов для информации), МЭК/ТК 57 "Управление энергетическими системами и обмен связанной с ним информацией" участие с правом голосования), МЭК/ТК 65 "Системы управления и измерения в промышленных процессах" (участие с правом голосования), МЭК/ТК 73 "Токи короткого замыкания" (участие с правом голосования), МЭК/ТК 82 "Солнечные фотоэлектрические энергосистемы" (участие с правом голосования), МЭК/ТК 88 "Ветротурбины" (участие с правом голосования), МЭК/ТК 95 "Измерительные реле и защитное оборудование" (с правом голосования), МЭК/ТК 96 "Маломощные трансформаторы, реакторы, блоки питания и аналогичная продукция" (участие с правом голосования), МЭК/ТК 115 "Передача постоянного тока высокого напряжения (HVDC) для напряжений свыше 100 кВ" (участие с правом голосования), МЭК/ТК 118 "Интерфейс пользователя Smart grid" (участие с правом голосования), МЭК/ТК 120 "Системы аккумулирования энергии (EES)" (участие с правом голосования), МЭК/ТК 123 "Стандартизация управления активами в энергетических системах" (участие с правом голосования) и Системного комитета при совете МЭК "Умная энергия" (с правом голосования) по согласованию с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.
9. Возложить на технический комитет функции постоянно действующего национального органа в МТК 541 "Электроэнергетика".
10. Техническому комитету обеспечить исполнение обязательств Российской Федерации в технических органах, указанных в пунктах 8 и 9 настоящего приказа, в том числе по вопросам голосования в отношении проектов международных стандартов и их окончательных редакций, а также участия в соответствующих заседаниях.";
пункты 8 и 9 считать пунктами 11 и 12 соответственно.
2. Внести в структуру технического комитета по стандартизации "Электроэнергетика", утвержденную Приказом, изменение, изложив ее в новой редакции согласно приложению N 1 к настоящему приказу.
3. Внести в состав технического комитета по стандартизации "Электроэнергетика", утвержденный Приказом, изменение, изложив его в новой редакции согласно приложению N 2 к настоящему приказу.
4. Утвердить прилагаемое положение о техническом комитете по стандартизации "Электроэнергетика".
Руководитель |
А.П. Шалаев |
УТВЕРЖДЕНО
приказом Федерального агентства
по техническому регулированию и метрологии
от 16 декабря 2021 г. N 2913
Положение
о Техническом комитете по стандартизации "Электроэнергетика"
(ТК 016)
1. Общие вопросы
1.1. Технический комитет по стандартизации "Электроэнергетика" (далее - ТК 016, комитет) является формой сотрудничества заинтересованных юридических лиц (в том числе научных организаций в сфере стандартизации, общественных организаций и объединений), зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории, а также государственных органов, органов местного самоуправления и государственных корпораций для разработки документов национальной системы стандартизации и их экспертизы, проведения экспертизы иных документов по стандартизации по закрепленным объектам стандартизации или областям деятельности, участия в работах по международной стандартизации и региональной стандартизации.
Целью деятельности ТК 016 является реализация положений Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (далее - Закон N 162-ФЗ) и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в рамках национальной системы стандартизации, а также содействие повышению эффективности работ по стандартизации на национальном, межгосударственном и международном уровнях.
Порядок организации деятельности и основные функции ТК 016 определяются ГОСТ Р 1.1-2020 "Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации и проектные технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности" (далее - ГОСТ Р 1.1-2020).
1.2. ТК 016 проводит работу в области национальной стандартизации в соответствии с приказами:
Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 сентября 2014 г. N 1322 "О реорганизации технических комитетов по стандартизации в области электроэнергетики";
Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 мая 2015 г. N 600 "О внесении изменений в приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 сентября 2014 г. N 1322 "О реорганизации технических комитетов по стандартизации в области электроэнергетики";
Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 июня 2015 г. N 709 "О расформировании Технического комитета по стандартизации ТК 448 "Оборудование для возобновляемой энергетики";
Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 марта 2016 г. N 303 "О внесении изменений в приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 сентября 2014 г. N 1322";
Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 ноября 2019 г. N 2717 "О внесении изменений в приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 сентября 2014 г. N 1322, перечень организаций-членов и структуру технического комитета по стандартизации "Электроэнергетика".
1.3. Работы по межгосударственной стандартизации осуществляются в соответствии с Положением о межгосударственном техническом комитете по стандартизации N 541 "Электроэнергетика" от 28 марта 2016 г. (далее - МТК 541).
1.4. TК 016 сформирован из представителей федеральных органов исполнительной власти, организаций электроэнергетики, общероссийских общественных организаций и объединений, научных и производственных организаций и предприятий электроэнергетики, профильных высших учебных заведений.
К работе TК 016 могут быть привлечены в качестве независимых экспертов или консультантов физические лица, обладающие компетенциями в соответствующих областях.
1.5. В своей работе TК 016 руководствуется законодательством Российской Федерации, ГОСТ Р 1.1-2020, другими основополагающими национальными стандартами, правилами стандартизации, рекомендациями по стандартизации, организационно-распорядительными документами Росстандарта, которые распространяются на деятельность ТК, а также настоящим Положением.
1.6. Методическое руководство работой TК 016, координацию его деятельности с деятельностью других технических комитетов по стандартизации, контроль за его работой, а также мониторинг и оценку эффективности деятельности ТК осуществляет Росстандарт с привлечением подведомственного Росстандарту института стандартизации в соответствии с положениями, установленными ГОСТ Р 1.1-2020. Институт стандартизации назначает куратора ТК 016, который осуществляет функции в соответствии с ГОСТ Р 1.1-2020.
1.7. Работой TК 016 руководит Председатель ТК 016, права и обязанности которого установлены в разделе 6 настоящего Положения.
1.8. Базовой организацией ТК 016 является Акционерное общество "Системный оператор Единой энергетической системы" (АО "СО ЕЭС"), которое осуществляет материальное, организационное и юридическое обеспечение работы секретариата ТК 016 в соответствии с разделом 7 настоящего Положения.
1.9. ТК 016 разрабатывает и принимает нормативные документы TК 016, к которым относятся Положение о TК 016 и другие нормативные документы, необходимость разработки которых определяется на заседании TК 016 или Управляющего комитета (далее - УК). Секретариат ТК 016 самостоятельно устанавливает порядок оформления и обозначения нормативных документов TК 016.
1.10. Для переписки TК 016 имеет свой штамп и бланк с набором необходимых реквизитов, который утверждается Председателем TК 016 по согласованию с базовой организацией ТК 016. Право подписи официальных писем на бланке TК 016 имеют Председатель TК 016, заместители Председателя TК 016, ответственный секретарь TК 016 и заместители или исполняющие обязанности ответственного секретаря TК 016 (при наличии). Для осуществления процедур разработки проектов национальных и межгосударственных стандартов ТК 016 имеет штамп "Окончательная редакция".
1.11. Ликвидация TК 016 осуществляется приказом Росстандарта.
2. Задачи технического комитета
2.1. В области национальной стандартизации в задачи TК 016 входят:
разработка и контроль исполнения перспективной программы работы в закрепленной области деятельности;
участие в формировании Программы национальной стандартизации (далее - ПНС) в закрепленной области деятельности и проведение контроля за ее реализацией;
организация разработки, рассмотрения и экспертизы проектов национальных стандартов, других документов по стандартизации;
регулярная проверка действующих в Российской Федерации и закрепленных за данным комитетом национальных стандартов и других документов национальной системы стандартизации, а также межгосударственных стандартов с целью выявления необходимости их обновления или отмены;
подготовка заключений о возможности применения международных, региональных стандартов, национальных стандартов и сводов правил иностранных государств для подтверждения соответствия требованиям технических регламентов и включения данных стандартов и сводов правил в соответствующие перечни;
участие в формировании перечней стандартов (документов в области стандартизации), в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов, и перечней стандартов (документов в области стандартизации), которые содержат правила и методы исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения и исполнения технических регламентов и осуществления оценки соответствия;
подготовка официальных переводов международных стандартов с целью разработки на их основе гармонизированных проектов национальных стандартов, участия российских экспертов в деятельности по международной стандартизации, передачи их в Федеральный информационный фонд стандартов и публикации международных стандартов Международной организации по стандартизации (ИСО) и Международной электротехнической комиссии (МЭК) на русском языке на сервере ИСО и МЭК;
развитие партнерства компаний электроэнергетики, производителей электроэнергетического и электротехнического оборудования и услуг в сфере стандартизации продукции, производимой и потребляемой в электроэнергетике, и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг;
проведение экспертизы проектов предварительных национальных стандартов, мониторинг применения закрепленных за ТК 016 предварительных национальных стандартов и оценка целесообразности их утверждения в качестве национальных стандартов;
проведение экспертизы проектов стандартов организаций (в том числе технических условий), объект стандартизации которых относится к области деятельности ТК 016, по представлению разработчиков и подготовка по ним заключений;
проведение экспертизы проектов сводов правил, относящихся к компетенции ТК 016, по представлению разработчика и подготовка экспертных заключений на эти проекты;
осуществление в установленном порядке сотрудничества со смежными ТК;
проведение консультаций, обучающих семинаров по вопросам введения в действие новых стандартов и изменений в действующие стандарты в сфере компетенции TК 016.
2.2. В области межгосударственной стандартизации в задачи TК 016 входят:
организация и проведение работ по межгосударственной стандартизации в области электроэнергетики в соответствии с Положением о МТК 541;
участие в формировании Программы межгосударственной стандартизации в закрепленной области деятельности;
организация экспертизы межгосударственных стандартов и изменений к ним в Российской Федерации;
рассмотрение предложений об обновлении или отмене действующих в Российской Федерации межгосударственных стандартов или предложений об одностороннем прекращении применения межгосударственных стандартов в Российской Федерации в закрепленной области деятельности;
2.3. В области международной стандартизации в задачи TК 016 входят:
участие в мероприятиях ИСО и МЭК (генеральных ассамблеях, заседаниях комитета, подкомитетов и рабочих групп);
участие в работе аналогичных технических комитетов (подкомитетов или рабочих групп) ИСО и МЭК в соответствии с ГОСТ Р 57564-2017 "Организация и проведение работ по международной стандартизации в Российской Федерации";
проведение экспертизы переводов на русский язык международных стандартов и региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов и сводов правил иностранных государств по тематике ТК 016;
подготовка и продвижение в ИСО и МЭК предложений по руководству технических комитетов (подкомитетов или рабочих групп) ИСО и МЭК;
участие в организации и проведении в России заседаний технических комитетов (подкомитетов или рабочих групп) ИСО и МЭК.
2.4. Кроме этих задач ТК 016 решает также следующие задачи:
проведение экспертиз технических регламентов в составе экспертных комиссий и рабочих групп;
проведение экспертизы проектов документов по стандартизации;
сотрудничество с организациями - пользователями стандартов, в том числе с представителями потребителей, с испытательными центрами (лабораториями) и органами по сертификации, другими заинтересованными организациями.
3. Область деятельности технического комитета
3.1. Область деятельности TК 016 национальной и межгосударственной стандартизации характеризуется кодами ОКС (МКС), закрепленными за ТК 016 и его подкомитетами:
27.010 - Энергетика и теплотехника в целом;
27.100 - Электростанции в целом;
27.140 - Гидроэнергетика;
27.160 - Гелиоэнергетика;
27.180 - Системы ветровых энергетических турбин;
29.020 - Электротехника в целом;
29.080 - Изоляция;
29.060.01 - Электрические провода и кабели в целом;
29.130.10 - Высоковольтное оборудование, коммутационная аппаратура и аппаратура управления;
29.180 - Трансформаторы. Реакторы;
29.240 - Сети электропередач и распределительные сети;
31.080 - Полупроводниковые приборы;
31.160 - Электрические фильтры;
33.020 - Телекоммуникации в целом;
33.040 - Телекоммуникационные системы;
35.110 - Организация сети;
93.160 - Сооружение гидротехнических объектов.
3.2. В смежной области деятельности ТК 016 в соответствии с приказом Росстандарта от 22 мая 2015 г. N 601 "О взаимодействии технических комитетов при разработке документов в области национальной стандартизации" и ГОСТ Р 1.1-2020 взаимодействует со смежными техническими комитетами по стандартизации, в том числе:
ТК 023 "Нефтяная и газовая промышленность";
ТК 030 "Электромагнитная совместимость технических средств";
ТК 038 "Электроизоляционные материалы";
ТК 044 "Аккумуляторы и батареи";
ТК 045 "Железнодорожный транспорт";
ТК 046 "Кабельные изделия";
ТК 232 "Оборудование и аппаратура для измерения электроэнергии, электрических и электромагнитных величин";
ТК 244 "Оборудование энергетическое стационарное";
ТК 329 "Силовая электроника";
ТК 331 "Низковольтная коммутационная аппаратура и комплексные устройства распределения, защиты, управления и сигнализации";
ТК 333 "Вращающиеся электрические машины";
ТК 400 "Производство работ в строительстве. Типовые технологические и организационные процессы";
ТК 414 "Газовые турбины";
ТК 445 "Метрология энергоэффективной экономики";
ТК 465 "Строительство".
Формы взаимодействия включают: обмен планами и предложениями в ежегодную ПНС, участие в рассмотрении стандартов и экспертизе перед направлением на утверждение, заключение соглашения о взаимодействии.
3.3. В области международной стандартизации ТК 016 организует участие в работе следующих комитетов (ТК) и подкомитетов (ПК) в МЭК и ИСО:
МЭК/ТК 4 "Гидравлические турбины";
МЭК/ТК 5 "Паровые турбины" (документы для информации);
МЭК/ТК 8 "Системные аспекты электроснабжения";
МЭК/ПК 8A "Интеграция возобновляемой генерации в энергосистему";
МЭК/ПК 8В "Децентрализованные электрические энергосистемы";
МЭК/ПК 8С "Управление энергосистемой";
МЭК/ТК 11 "Воздушные линии электропередачи";
МЭК/ТК 14 "Силовые трансформаторы";
МЭК/ТК 17 "Коммутационная аппаратура и устройства управления";
МЭК/ПК 17A "Коммутационная аппаратура";
МЭК/ПК 17C "Комплектные устройства";
МЭК/ТК 22 "Системы и оборудование силовой электроники";
МЭК/ПК 22F "Силовая электроника, преобразователи";
МЭК/ПК 22G "Полупроводниковые силовые преобразователи для систем регулирования скорости электроприводов";
МЭК/ТК 36 "Изоляторы";
МЭК/ПК 36A "Изолированные вводы";
МЭК/ТК 37 "Разрядники для защиты от атмосферных перенапряжений"
МЭК/ТК 38 "Измерительные трансформаторы";
МЭК/ТК 42 "Методы испытаний высоким напряжением";
МЭК/ТК 57 "Управление электроэнергетическими системами и
сопутствующие технологии обмена информацией";
МЭК/ТК 73 "Токи короткого замыкания";
МЭК/ТК 82 "Солнечные фотоэлектрические энергосистемы";
МЭК/ТК 88 "Генерирующие системы на базе энергии ветра";
МЭК/ТК 95 "Измерительные реле и защитное оборудование";
МЭК/ТК 96 "Трансформаторы, реакторы, блоки питания и их комбинация";
МЭК/ТК 115 "Передача постоянного тока высокого напряжения (HVDC) для напряжений свыше 100 кВ";
МЭК/ТК 117 "Гелиотермические электростанции";
МЭК/ТК 120 "Системы накопления электроэнергии";
МЭК/ТК 123 "Стандартизация управления активами в энергетических системах";
SyC Smart Energy "Умная энергетика";
ИСО/ТК 192 "Газовые турбины" (документы для информации).
4. Структура технического комитета
4.1. В структуру TК 016 входят:
Председатель и заместители Председателя;
Секретариат, возглавляемый ответственным секретарем;
Управляющий комитет;
Подкомитеты (Совместные рабочие группы);
Члены технического комитета;
Рабочие группы.
4.2. Общее руководство деятельностью TК 016 осуществляет Председатель ТК 016.
4.3. Заместителями Председателя TК 016 могут являться лица из руководящего состава федеральных органов исполнительной власти и организаций электроэнергетики, входящих в состав членов ТК 016:
Минэнерго России;
АО "СО ЕЭС";
ПАО "Россети";
ПАО "РусГидро".
4.4. Для углубленного и профессионального решения задач в области стандартизации в различных направлениях деятельности в электроэнергетике в TК 016 образованы подкомитеты, в том числе:
ПК 1 "Электроэнергетические системы";
ПК 2 "Электрические сети (магистральные и распределительные)";
ПК 3 "Тепловые электрические станции";
ПК 4 "Гидроэлектростанции";
ПК 5 "Распределенная генерация (включая ВИЭ)";
ПК 6 "Силовая электроника в электроэнергетике";
ПК 7 "Интеллектуальные технологии в электроэнергетике".
Для решения задач в смежной области стандартизации ПК в ТК 016 образованы совместные рабочие группы (далее - СРГ), в том числе:
СРГ 1 "Энергетическое строительство";
СРГ 2 "Токи короткого замыкания".
Организационная структура ТК 016, ПК и СРГ с указанием базовых организаций ПК утверждается приказом Росстандарта.
4.5. Предложения в ПНС по разработке проектов стандартов, проекты стандартов и изменений к ним на утверждение (принятие) или предложений по их отклонению, а также иные предложения ТК 016 направляются в Росстандарт секретариатом ТК 016.
4.6. Для координации деятельности ПК и консолидированного принятия решений по общим вопросам деятельности ТК 016 в период между заседаниями TК 016 образован УК.
4.7. Для реализации задач в области стандартизации и смежных областях деятельности в TК 016 могут применяться различные организационные формы взаимодействия - совместные рабочие группы, консультативные группы, временные рабочие группы и другие формы организации деятельности ТК 016 с учетом международной практики работы ТК ИСО, МЭК.
4.8. Секретариат ТК 016 исполняет решения Председателя ТК 016 и его заместителей, заседаний ТК 016 и УК, а также организует исполнение функций, указанных в разделе 7 настоящего Положения.
5. Члены технического комитета
5.1. Членство в TК 016 является добровольным. В состав TК 016 могут входить федеральные органы исполнительной власти, организации электроэнергетики, производители и потребители оборудования, работ или услуг в электроэнергетике, научные, проектные, конструкторские, высшие учебные и производственные организации и предприятия, общественные организации в области электроэнергетики.
5.2. Членами TК 016 могут быть юридические лица (включая научные организации в сфере стандартизации, общественные организации и объединения), зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории, а также государственные органы, органы местного самоуправления и государственные корпорации.
5.3. В состав ТК 016 может входить не менее 10 и не более 100 членов комитета.
5.4. Для обеспечения включения в стандарты прогрессивных требований, учета интересов пользователей стандартов к работе ТК 016 могут привлекаться ведущие специалисты и ученые заинтересованных организаций в области науки, техники, экономики и управления по закрепленной области деятельности ТК 016 (заказчики, разработчики, изготовители, потребители и приобретатели продукции, сырья, материалов и комплектующих изделий, работ (услуг), научно-технические и инженерные общества, органы по сертификации, испытательные центры (лаборатории), организации по стандартизации и метрологии, общественные организации, независимые эксперты). Приглашенные участники имеют статус наблюдателей, не входят в состав членов ТК 016, включаются в состав подкомитета (совместной рабочей группы) в соответствии с профилем своей деятельности и по согласованию с руководителем подкомитета (совместной рабочей группы) и Председателем ТК 016. Наблюдатели не имеют права участия в голосованиях по всем решениям в ТК 016.
5.5. Члены TК 016 участвуют в работе ТК через своих представителей: руководителя организации и/или полномочного представителя и назначенных экспертов.
5.6. В случае невозможности постоянного и оперативного участия руководителя организации в работе TК 016 назначается полномочный представитель данной организации в TК 016, занимающий руководящую должность и имеющий опыт работ в области стандартизации.
5.7. Полномочный представитель члена TК 016:
осуществляет связь своей организации с секретариатом TК 016;
получает корреспонденцию, а также материалы, размещаемые секретариатом ТК 016 в сети Интернет и Федеральной государственной информационной системы Росстандарта (ФГИС Росстандарта), и несет ответственность за своевременную передачу руководству своей организации;
участвует в заседаниях TК 016 и голосует от имени своей организации.
5.8. Участие члена TК 016 в заседании ТК является обязательным. При невозможности присутствия на заседании TК 016 руководителя организации (или его полномочного представителя), организация - член TК 016 делегирует для участия другого представителя, имеющего право голосовать по вопросам повестки заседания ТК 016.
В исключительных случаях, при невозможности участия руководителя организации, полномочного или назначенного взамен него представителя организации на заседании член TК 016 письменно уведомляет секретариат TК 016 о невозможности участия. При этом член TК 016 представляет свою позицию по всем вопросам заседания TК 016, требующим голосования, или делегирует свои полномочия другому члену ТК 016 или ответственному секретарю ТК 016.
5.9. В случае неоднократного (более двух заседаний подряд) неучастия члена ТК 016 в заседании ТК 016 он может быть исключен из состава TК 016. Данное предложение подготавливается секретариатом ТК 016 и рассматривается УК или ТК 016. По итогам положительного голосования в УК или ТК 016 представление утверждается Председателем TК 016 и направляется в Росстандарт для издания соответствующего приказа.
5.10. Прием новых членов в TК 016 осуществляется на основании письменного обращения на Председателя TК 016 от имени организации или от руководителя подкомитета ТК 016, в составе которого данная организация намерена работать.
5.10.1. В заявке на прием в состав ТК 016 указываются:
обоснования приема организации в члены TК 016;
опыт работы в области национальной, межгосударственной, региональной и международной стандартизации;
сведения о сертифицированных экспертах по стандартизации и квалификации специалистов в области деятельности TК 016;
предпочтительные для работы подкомитеты ТК 016;
полномочный представитель организации в ТК 016 и состав участников для работы в подкомитетах ТК 016;
возможности для участия в международной стандартизации, включая разработку международных стандартов в РГ, ПК соответствующих ТК в ИСО, МЭК.
5.10.2. Прием нового члена ТК 016 проводится решением заседания ТК 016. Прием новых членов ТК 016 проводится с учетом соблюдения паритетных начал и принципов, установленных в Законе N 162-ФЗ.
5.10.3. Прием новых членов в TК 016 оформляется приказом Росстандарта по ТК 016 на основании представления от Председателя TК 016.
5.11. Права членов TК 016 определяются в целом Законом N 162-ФЗ, подзаконными актами, нормативными актами Росстандарта и ГОСТ Р 1.1-2020.
5.11.1. Член TК 016 имеет право:
участвовать во всех работах, проводимых ТК 016;
получать для рассмотрения проекты стандартов и сводов правил, проекты изменений к ним, переводы на русский язык международных стандартов, региональных стандартов и сводов правил и национальных стандартов и сводов правил иностранных государств, проводить экспертизу этих проектов и переводов и давать по ним отзывы или высказывать экспертные мнения;
участвовать в обсуждении проектов стандартов и сводов правил, проектов изменений к ним, переводов на русский язык, предложений об отмене действующих стандартов, предложений в ПНС, прочих предложений, которые рассматривает ТК 016 в соответствии с ГОСТ Р 1.1-2020 (раздел 5), организационных и иных вопросов на заседании ТК 016 (в очном или заочном режиме);
голосовать по проектам стандартов и сводов правил, проектам изменений к ним, по проектам экспертных заключений, по предложениям в ПНС и по иным рассматриваемым ТК 016 предложениям, а также по организационным и иным вопросам работы ТК 016;
воздерживаться при голосовании по указанным выше проектам или предложениям в случае незаинтересованности в их применении (реализации);
давать предложения по разработке и обновлению национальных и межгосударственных стандартов, относящихся к компетенции ТК 016, а также предложения по отмене (одностороннем прекращении применения в Российской Федерации) действующих стандартов;
предлагать секретариату ТК 016 провести голосование по созыву заседания ТК 016 для решения организационных вопросов, а в установленных случаях обратиться в Росстандарт с заявлением о проведении внеочередного заседания ТК 016 или с просьбой принять иные меры по обеспечению надлежащей работы комитета;
подать апелляцию на неправомочное решение ТК 016 или Росстандарта;
на бесплатный доступ во ФГИС Росстандарта (с учетом ограничений, которые установлены администратором данной системы);
получать от секретариата ТК 016 информационные материалы и консультации по методологии стандартизации;
выйти из состава ТК 016, направив соответствующее уведомление.
5.12. Члены TК 016 обязаны:
рассматривать проекты национальных и межгосударственных стандартов и проекты изменений к ним, проводить их экспертизу, а также готовить аргументированные отзывы на указанные проекты или сообщать о незаинтересованности в их применении;
рассматривать предложения о целесообразности утверждения предварительных национальных стандартов в качестве национальных стандартов и участвовать в голосовании по этим предложениям;
рассматривать предложения об отмене (одностороннем прекращении применения в Российской Федерации) действующих национальных и межгосударственных стандартов;
участвовать в голосовании по проектам национальных и межгосударственных стандартов, а также по предложениям ТК 016 в ПНС перед их представлением в Росстандарт;
участвовать в голосовании по результатам рассмотрения проектов межгосударственных стандартов, разрабатываемых в других странах, перед представлением заключений ТК 016 в Росстандарт;
при проведении указанных выше работ соблюдать правила и сроки, установленные в основополагающих национальных стандартах и нормативных правовых актах Росстандарта;
оперативно сообщать в секретариат ТК 016 об изменении своих реквизитов или замене полномочного представителя;
не осуществлять действий, способных дискредитировать идеи и цели национальной стандартизации и распространять только объективную и достоверную информацию о деятельности ТК 016;
стремиться к достижению консенсуса при принятии решений ТК 016.
5.13. Членство в ТК 016 может быть прекращено по желанию самого члена ТК 016 или по решению УК или ТК 016 в случае невыполнения членом ТК 016 принятых на себя обязательств в течение года.
6. Председатель технического комитета
6.1. Председатель ТК 016 назначается приказом Росстандарта.
6.2. Председатель ТК 016 организует работу ТК 016 для выполнения задач по национальной, межгосударственной и международной стандартизации.
6.3. Председатель ТК 016 осуществляет руководство деятельностью ТК 016 непосредственно, а также через заместителей Председателя ТК 016, руководителей ПК (СРГ) и секретариат ТК 016.
6.4. Председатель ТК 016 представляет ТК в органах государственной власти, других ТК, юридических лицах (в том числе в общественных объединениях), зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории, в международных и региональных организациях по стандартизации или иных занимающихся стандартизацией международных, региональных и национальных организациях лично или через полномочного представителя.
6.5. Председатель ТК 016:
вырабатывает стратегию деятельности ТК 016;
утверждает состав и руководителей ПК (CРГ), распределяет обязанности между своими заместителями, координирует и контролирует их работу;
утверждает перспективную программу работы ТК 016 и вносимые в нее изменения;
проводит заседания ТК 016 и УК, в том числе по предложениям в ПНС, и принимает решения с учетом мнения всех заинтересованных сторон;
организует проведение в ТК 016 экспертизы проектов документов по стандартизации и определяет подкомитеты, к компетенции которых относятся данные проекты;
организует в ТК 016 процесс достижения консенсуса при разработке документов по стандартизации;
утверждает заключения ТК 016 по проектам представленных в ТК 016 на экспертизу стандартов, заключения ТК 016 о целесообразности отмены стандарта, заключения ТК 016 по переводам на русский язык международных и региональных стандартов, региональных сводов правил, национальных стандартов и сводов правил иностранных государств, которые относятся к области деятельности ТК 016, а также по другим документам по стандартизации;
утверждает мотивированные предложения ТК 016 по проектам представленных национальных стандартов и проектов изменений к ним, а также предложения по прекращению применения на территории Российской Федерации межгосударственных стандартов;
подписывает соглашения о взаимодействии ТК 016 с другими ТК Росстандарта;
организует работу по популяризации стандартизации в сфере, относящейся к компетенции ТК 016, в средствах массовой информации и обеспечивает при этом контроль достоверности и однозначности публикуемых сведений.
6.6. Председатель ТК 016, заместитель председателя ТК 016 и ответственный секретарь комитета имеют право:
представлять ТК 016 в других комитетах, юридических лицах, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории (в том числе в общественных объединениях), международных, региональных и национальных организациях по стандартизации или иных занимающихся стандартизацией международных, региональных и национальных организациях;
организовывать проведение очередного заседания ТК 016 (очного или заочного);
выдвигать предложения по созданию подкомитетов и рабочих групп, принятию новых членов ТК 016 и (или) исключению членов ТК 016, не выполняющих свои обязанности;
отказываться от исполнения обязанностей председателя ТК или ответственного секретаря комитета.
Председатель ТК 016 и заместитель председателя ТК 016 также имеют право:
представлять ТК 016 в федеральных и иных органах исполнительной власти, в том числе в федеральном органе исполнительной власти в сфере стандартизации;
созывать для решения срочных вопросов внеочередное заседание ТК 016 или проводить его заочно;
утверждать перспективную программу работы ТК 016 и вносимые в нее изменения;
утверждать состав, председателя, его заместителей и ответственного секретаря подкомитета ТК 016;
формировать рабочую группу для рассмотрения проекта национального или межгосударственного стандарта в процессе его экспертизы;
определять, имеются ли принципиальные разногласия членов комитета по экспертному заключению и (или) рассматриваемому проекту;
принимать решение о достижении консенсуса по проекту национального или межгосударственного стандарта.
6.7. В отсутствие Председателя ТК 016 (или по его поручению) его функции и обязанности выполняет заместитель Председателя ТК 016 от базовой организации. В случае отсутствия и Председателя ТК 016, и его заместителя от базовой организации его функции и обязанности выполняет другой заместитель Председателя ТК 016 по письменному поручению Председателя ТК 016.
6.8. Заместители Председателя ТК 016 утверждаются приказом Росстандарта на основании представления Председателя ТК 016 по предложениям федеральных органов исполнительной власти и организаций в электроэнергетике, указанных в пункте 4.3 настоящего Положения.
7. Секретариат технического комитета
7.1. Ответственный секретарь ТК 016 совместно с секретариатом ТК 016 осуществляют организационно-техническое обеспечение деятельности ТК 016 в решении задач национальной, межгосударственной и международной стандартизации и выполняют следующие функции:
подготовка сводных предложений в ПНС, включая и перспективную программу работ ТК 016 на основе предложений членов ТК 016 и иных заинтересованных организаций и (или) органов власти, организация рассмотрения на заседании ТК 016 и УК;
контроль за реализацией ПНС в части работ ТК 016 и перспективной программы работ ТК 016, подготовка предложений по их обновлению, подготовка отчета о выполнении;
организация рассмотрения и согласования, в том числе в ходе публичного обсуждения, проектов национальных стандартов и других документов по стандартизации;
организация голосования по проектам стандартов (изменений к стандартам) и оформление экспертных заключений ТК 016 и мотивированных предложений ТК 016 об утверждении проектов национальных стандартов и проектов изменений к ним (представлении проектов межгосударственных стандартов и проектов изменений к ним на принятие);
подготовка заключения ТК 016 по проектам стандартов, заключения ТК 016 о целесообразности отмены стандарта, заключения ТК 016 по переводам на русский язык международных и региональных стандартов, региональных сводов правил, национальных стандартов и сводов правил иностранных государств, которые относятся к области деятельности ТК 016;
подготовка мотивированных предложений об утверждении проектов национальных стандартов и проектов изменений к ним, а также предложения по прекращению применения на территории Российской Федерации межгосударственных стандартов;
представление на утверждение и регистрацию проектов стандартов и других документов в области стандартизации;
проведение проверки соответствия проектов национальных и межгосударственных стандартов правилам, установленным в основополагающих национальных и межгосударственных стандартах, проверка правильности оформления комплекта документов, представленных разработчиком, включая пояснительные записки, сводки отзывов, экспертные заключения;
распространение проектов стандартов и документов ТК 016 по электронной почте или через сайт ТК 016 в сети Интернет среди членов ТК 016, размещение проектов национальных и межгосударственных стандартов проектов изменений к ним во ФГИС Росстандарта;
формирование и обновление перечня стандартов по закрепленной за ТК 016 тематике, проверка действующих в Российской Федерации национальных и межгосударственных стандартов, которые относятся к компетенции ТК 016, с целью обеспечения их соответствия современному научно-техническому уровню и своевременного обновления их на данной основе в соответствии с ГОСТ Р 1.2-2020 "Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок и отмены";
рассмотрение предложений об отмене национальных и межгосударственных стандартов, которые относятся к компетенции ТК 016, в соответствии с ГОСТ Р 1.2-2020;
мониторинг применения предварительных национальных стандартов и оценка целесообразности их утверждения в качестве национальных стандартов в соответствии с ГОСТ Р 1.16-2011 "Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные предварительные. Правила разработки, утверждения, применения и отмены";
организация и проведение заседаний ТК 016 и УК (очных или заочных), а также оформление протоколов заседаний;
ведение делопроизводства и отчетности в соответствии с действующими нормами и правилами, информационное сопровождение сайта ТК 016 в сети Интернет, ввод данных ТК 016 во ФГИС Росстандарта;
организация ежемесячного контроля достоверности и однозначности публикуемых сведений о деятельности ТК 016 в профильных отраслевых периодических изданиях и на официальных сайтах организаций, ведущих секретариаты ПК, и в случае выявления признаков недостоверности сведений - направление информации об этом в Росстандарт;
организация взаимодействия с НП "НТС ЕЭС" по вопросам межотраслевого сотрудничества в сфере стандартизации в электроэнергетике, разработки и публичного обсуждения проектов национальных стандартов;
подготовка соглашений о взаимодействии ТК 016 с другими ТК, осуществление в установленном порядке сотрудничества со смежными ТК национальной и межгосударственной системы стандартизации, с комитетами (подкомитетами) ИСО и МЭК, других организаций по стандартизации;
координация работы экспертов от России в технических комитетах (подкомитетах и рабочих группах) ИСО и МЭК по области деятельности ТК 016, представление в российские комитеты ИСО и МЭК сводных предложений по проектам публикаций ИСО и МЭК по области деятельности ТК 016;
формирование и представление в Росстандарт годового отчета о деятельности ТК 016;
участие в конференциях и совещаниях по вопросам стандартизации и технического регулирования в электроэнергетике;
организация экспертизы перевода и подготовка заключения ТК 016 на перевод на русский язык международных и региональных стандартов, региональных сводов правил, национальных стандартов и сводов правил иностранных государств, которые относятся к области деятельности ТК 016.
7.2. Один раз в два года (или по мере необходимости) секретариат ТК 016 совместно с секретариатами ПК проводит проверку в целях актуализации и подтверждения организациями своих намерений продолжать работу в ТК 016. В случае необходимости данные об обновленном составе членов ТК 016 представляются в Росстандарт для оформления соответствующего приказа по ТК 016.
7.3. Ответственный секретарь ТК 016 назначается и освобождается от выполнения своих обязанностей приказом Росстандарта по представлению базовой организации ТК 016. Решением Председателя ТК 016 могут назначаться заместители ответственного секретаря ТК 016.
8. Управляющий комитет
8.1. УК обеспечивает связь и взаимодействие членов ТК 016, федеральных органов исполнительной власти и организаций в электроэнергетике при определении путей развития национальной системы стандартизации в области деятельности ТК 016, планировании разработки стандартов и формировании источников финансирования разработки проектов стандартов.
8.2. УК имеет право рассматривать, принимать и вырабатывать решения по любому вопросу, относящемуся к деятельности ТК 016 с учетом коллегиального мнения Росстандарта, Председателя ТК 016, ответственного секретаря ТК 016, членов ТК 016.
8.3. Состав УК формируется руководством ТК 016 (Председателем ТК 016 и его заместителями) и утверждается приказом по ТК 016. УК формируется из:
Председателя ТК 016, который является Председателем УК;
заместителей Председателя ТК 016;
руководителей ПК (СРГ);
полномочных представителей ряда членов ТК 016;
представителя подведомственного Росстандарту института стандартизации;
председателя Научно-технической коллегии НП "НТС ЕЭС";
ответственного секретаря ТК 016.
Включение членов ТК 016 в УК осуществляется с учетом активности организаций в деятельности подкомитетов ТК 016, включая разработку и экспертизу стандартов, с соблюдением паритетных начал. Прием организаций в состав УК проводится не чаще 1 раза в 2 года.
8.4. Рассмотрение вопросов в компетенции УК проводится на заседаниях УК или путем голосования в заочной форме. Форма рассмотрения вопросов выбирается по решению Председателя УК.
8.5. Заседания УК проводятся под руководством Председателя УК или заместителя Председателя УК. Члены УК принимают личное участие в заседаниях УК или направляют для участия своего полномочного представителя.
8.6. Секретариат ТК 016 уведомляет членов УК о заседании УК не позднее, чем за 7 дней до начала заседания.
8.7. Решения УК принимаются простым большинством голосов при условии, что в голосовании приняло участие не менее 2/3 списочного состава УК. Руководители ПК могут обращаться к Председателю ТК 016 с просьбой о проведении внеочередного заседания УК для решения неотложных вопросов, требующих рассмотрения УК.
9. Подкомитеты
9.1. В структуру ПК входят:
руководитель ПК и его заместители;
секретариат ПК, возглавляемый ответственным секретарем ПК;
члены ПК;
рабочие группы ПК.
9.2. Руководитель ПК осуществляет управление деятельностью ПК и организует выполнение задач ТК 016 по тематике ПК.
9.3. Базовая организация ПК обеспечивает проведение работ ПК в области стандартизации:
выполняет функции секретариата ПК и осуществляет материальное и организационное обеспечение его работы (самостоятельно или делегирует функции другой организации), а также организует контроль за его деятельностью;
представляет на утверждение Председателю ТК 016 кандидатуру руководителя ПК;
совместно с членами ПК определяет направления развития национальной системы стандартизации в области деятельности ПК;
контролирует перспективное и ежегодное планирование работ по национальной стандартизации в области деятельности ПК;
направляет своих сотрудников для участия в работах по национальной, межгосударственной, региональной и международной стандартизации;
координирует участие экспертов в международных организациях по стандартизации (ИСО, МЭК) по тематике ПК;
координирует подготовку представителей членов ПК по образовательным программам, включая подготовку экспертов по стандартизации;
9.4. Базовый состав членов ПК формируется из членов ТК 016 общим числом не менее 5 и не более 30 членов и утверждается Председателем ТК 016 по согласованию с руководителем ПК.
9.5. Руководитель ПК может привлекать для участия в деятельности ПК дополнительно на правах наблюдателей квалифицированных специалистов любых заинтересованных организаций и физических лиц, действующих в области электроэнергетики.
9.6. Руководитель ПК назначает заместителя руководителя ПК и ответственного секретаря ПК из числа представителей членов ПК.
9.7. Член ПК имеет право:
участвовать во всех работах, проводимых ПК;
получать информацию о планах работ ПК;
получать для рассмотрения проекты документов по стандартизации, экспертизу которых осуществляет ПК, и давать по ним заключения;
участвовать в обсуждении проектов документов по стандартизации на заседаниях ПК;
подавать предложения о разработке документов по стандартизации и разрабатывать их;
получать от секретариата ПК информационные материалы.
9.8. Член ПК обязан:
участвовать в экспертизе документов по стандартизации, проводимых в ПК;
присутствовать на заседаниях ПК;
голосовать по повестке заседания ПК.
9.9. Член ПК может быть исключен из состава ПК в случаях систематического (в течение одного года и более) неучастия в работе ПК, невыполнения решений заседания ПК или его руководителя, за совершение действий, дискредитирующих идеи и цели национальной стандартизации.
Исключение члена ПК проводится с учетом пункта 5.14 настоящего Положения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пункта 5.13"
9.10. Обязанностью секретариата ПК является информирование членов ПК о работах, проводимых в ПК, об изменениях в составе ПК и его секретариате, а также привлечение всех членов ПК к активному участию в разработке или экспертизе проектов национальных стандартов, других документов в области стандартизации.
9.11. Если в Положении о ПК не определено иное, то решения ПК принимаются на заседаниях (как очных, так и заочных) большинством голосов членов ПК, кворум для принятия решений составляет 50% от состава ПК.
9.12. ПК готовит перспективную программу работ в своей области деятельности с учетом следующих задач:
развитие национальной системы стандартизации;
корректировка, пересмотр, отмена стандартов на основе анализа действующего фонда документов в области стандартизации;
гармонизация с международными, региональными стандартами, стандартами иностранных государств;
разработка международных стандартов.
Перспективная программа работ ПК учитывается при подготовке перспективной программы работ ТК 016.
9.13. ПК готовит предложения в ПНС в своей области деятельности с определением наименования проектов стандартов, сроков выполнения работ, исполнителей работ и источников финансирования.
Предложения в ПНС формируются и представляются в секретариат ТК 016 ежегодно в соответствии с ГОСТ Р 1.14-2017 "Стандартизация в Российской Федерации. Программа национальной стандартизации. Требования к структуре, правила формирования, утверждения и контроля за реализацией".
9.14. Если Положением о ПК не определено иного, то по каждому из разрабатываемых в ПК проектов стандартов секретариат ПК совместно с разработчиком формирует рабочую группу специалистов.
Состав рабочей группы (далее - РГ) утверждается руководителем ПК. При этом руководителем РГ назначается руководитель разработки стандарта.
При необходимости ПК организует рассмотрение проектов технических заданий и требований на разработку проектов стандартов.
9.15. ПК по поручению Председателя ТК 016 в соответствии со своей областью деятельности готовит заключение о возможности применения международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств для обеспечения соблюдения на добровольной основе требований принятого технического регламента или для проведения исследований (испытаний) и измерений, отбора образцов, необходимых для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия.
9.16. Секретариат ТК 016 направляет в соответствующий по области деятельности ПК перевод на русский язык международного стандарта для экспертизы членами ПК и подготовки заключения.
9.17. Секретариат ПК проводит постоянный мониторинг выполнения ПНС и представляет справки о ходе выполнения работ для руководителя ПК и Председателя ТК 016.
9.18. Секретариат ПК:
контролирует разработку проектов стандартов и подготовку материалов, необходимых в соответствии с процедурными требованиями и правилами оформления стандартов для их рассмотрения и согласования;
ведет делопроизводство и подготовку отчетности;
организует и проводит заседания ПК (в очной или заочной форме);
готовит заключения по проектам документов в области стандартизации, рассматриваемых в ПК в соответствии с его областью деятельности;
представляет консолидированную позицию экспертов по проектам международных стандартов и публикаций ИСО и МЭК, проводит совещания для выработки единой позиции (при необходимости).
9.19. Секретариат ПК информирует секретариат ТК 016 о работах, проводимых в ПК, и направляет в секретариат ТК 016 протоколы заседаний ПК, решения ПК и его заседаний, информацию для членов ПК, объявления, другие материалы.
Секретариат ПК предоставляет в секретариат ТК 016 публичную информацию для размещения на сайте ТК 016:
тексты проектов стандартов; сводки отзывов;
протоколы согласительных совещаний.
Секретариат ПК может вести отдельный сайт ПК в сети Интернет, ссылка на который размещается на сайте ТК 016.
9.20. При необходимости руководитель ПК организует разработку Положения о ПК. Секретариат ПК разрабатывает Положение о ПК с учетом требований настоящего Положения и ГОСТ Р 1.1-2020, согласовывает с секретариатом ТК 016 и представляет на утверждение руководителю ПК.
10. Порядок разработки и публичного обсуждения проектов стандартов
10.1. Процедурные правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок, приостановки действия и отмены национальных стандартов в области ТК 016, а также правила разработки, принятия, обновления и отмены межгосударственных стандартов в области МТК 541, определяются основополагающими стандартами ГОСТ Р 1.2-2020 и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены" с учетом особенностей, установленных настоящим Положением о ТК 016 и Положением о МТК 541.
10.2. Секретариат ПК (СРГ) совместно с организацией-разработчиком организует разработку проекта стандарта и его рассмотрение членами ПК (СРГ) с учетом их специализации, в том числе в рамках специально созданной рабочей группы.
Разработка проекта стандарта проводится в сроки, предшествующие плановым срокам начала публичного обсуждения стандарта, установленным в ПНС.
В случае если разрабатывается гармонизированный национальный или межгосударственный стандарт на основе международного или регионального стандарта, регионального свода правил, национального стандарта и свода правил иностранных государств, официальные переводы которых не зарегистрированы в Федеральном информационном фонде стандартов, то разработчик проекта гармонизированного стандарта подготавливает перевод на русский язык указанных стандартов (сводов правил). Рассмотрение проекта стандарта допускается проводить по переписке, а на основе полученных отзывов членов ПК (СРГ) формируется сводка замечаний и предложений по проекту стандарта (с указанием версии документа).
10.3. По решению руководителя ПК результаты рассмотрения проекта стандарта и полученные отзывы могут быть рассмотрены на заседании ПК (СРГ) или рабочей группы ПК (СРГ) по данному проекту стандарта. При принятии решения по проекту стандарта члены ПК (СРГ) стремятся к достижению консенсуса. При этом результаты заседания ПК (СРГ) или рабочей группы ПК оформляются протокольно или в виде листа согласования по проекту стандарта (с указанием версии документа).
10.4. При необходимости разработчик проводит доработку проекта стандарта и совместно с секретариатом ПК (СРГ) готовит проект публичный.
Руководитель ПК (СРГ) представляет Председателю ТК 016 данный проект стандарта с предложением о начале процедуры его публичного обсуждения. Предложение направляется в письменном виде в секретариат ТК 016 с приложением проекта стандарта, пояснительной записки и результатов рассмотрения в ПК (СРГ).
В случае отрицательного заключения ПК (СРГ) и предложения не начинать процедуру публичного обсуждения проекта стандарта руководитель ПК (СРГ) информирует Председателя ТК 016 о необходимости приведения дополнительных работ и согласительных процедур, в том числе с привлечением других членов ТК 016 и/или смежных ТК, исключения соответствующей темы из ПНС или корректировки ее сроков.
10.5. После принятия Председателем ТК 016 решения о начале процедуры публичного обсуждения стандарта секретариат ТК 016 посредством ФГИС направляет в Росстандарт уведомление о разработке проекта стандарта, а также размещает проект стандарта на портале ТК 016 и письменно информирует членов ТК 016 о начале публичного обсуждения. Проект межгосударственного стандарта направляется в Росстандарт для размещения в АИС МГС.
Разработчик стандарта и секретариаты ТК 016 или ПК (СРГ) предоставляют электронную копию проекта стандарта по запросу членам ТК 016 и смежных ТК, а также по письменному обращению заинтересованного лица, намеренного участвовать в рассмотрении стандарта.
Если объект стандартизации разрабатываемого стандарта затрагивает область деятельности других ТК (определяется при планировании разработки и указывается в пояснительной записке к проекту стандарта), то секретариат ТК 016 направляет проект стандарта и пояснительную записку к нему в секретариат этих ТК для рассмотрения.
10.6. В публичном обсуждении проектов стандартов по области деятельности ТК 016 могут принимать участие все заинтересованные члены ТК 016.
При этом члены ТК 016 и заинтересованные лица, участвующие в рассмотрении проекта стандарта, направляют свои замечания и предложения в письменном виде по правилам и форме, установленным ГОСТ Р 1.2-2020, в течение 60 дней со дня получения проекта стандарта, если разработчиком не установлен больший срок. Замечания по проекту межгосударственного стандарта от членов МГС принимаются согласно ГОСТ 1.2-2015.
10.7. Срок публичного обсуждения проекта стандарта со дня размещения уведомления о разработке проекта национального стандарта на сайте Росстандарта не может быть менее чем 60 дней. Срок публичного обсуждения проекта межгосударственного стандарта составляет, как правило, 3 месяца со дня размещения в АИС МГС.
10.8. В ходе публичного обсуждения проекта стандарта по программе ТК 016 разработчик совместно с секретариатом ПК (СРГ) составляют сводку замечаний и предложений по форме, установленной ГОСТ Р 1.2-2020 для национальных стандартов, а для межгосударственных стандартов также по форме, установленной ГОСТ 1.2-2015.
10.9. В случае, если стандарт разрабатывается вне программы ТК 016 (в других ТК или странах МГС) и находится в смежной области деятельности, члены ТК 016 вырабатывают консолидированную позицию и представляют замечания и предложения в рамках публичного обсуждения стандарта по согласованию с руководителем ПК (СРГ) по тематике стандарта и/или Председателем ТК 016.
При этом сводка замечаний и предложений по проекту стандарта формируется секретариатом ПК (СРГ) по тематике стандарта на основании отзывов членов ПК (СРГ) и представляется в соответствии с правилами ГОСТ Р 1.2 для национальных стандартов и ГОСТ Р 1.8-2011 "Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения" - для межгосударственных стандартов.
10.10. По истечении срока сбора замечаний и предложений по проекту стандарта по программе ТК 016 разработчик стандарта совместно с секретариатом ПК (СРГ) дорабатывают проект стандарта с учетом принятых замечаний и предложений.
При этом для обсуждения замечаний и предложений по проекту стандарта по программе ТК 016 и подведения итогов публичного обсуждения может быть организовано совещание с участием разработчика стандарта, секретариата ТК 016 и секретариата ПК (СРГ), заседание профильной секции НП "НТС ЕЭС", а также использованы иные формы обсуждения и согласования позиций.
10.11. По окончании периода публичного обсуждения проекта стандарта соответствующий ПК (СРГ) подводит итоги публичного обсуждения на заседании ПК (СРГ) или рабочей группы ПК с протокольным оформлением итогов публичного обсуждения.
Секретариат ТК 016 посредством ФГИС направляет в Росстандарт уведомление о завершении публичного обсуждения проекта стандарта.
10.12. По итогам публичного обсуждения разработчик стандарта совместно с секретариатом ПК (СРГ) готовят проект ГОСТ (ГОСТ Р) для голосования.
Руководитель ПК (СРГ) представляет Председателю ТК 016 данный проект стандарта с предложением о начале голосования в ТК 016. Предложение направляется в письменном виде в секретариат ТК 016 с приложением проекта стандарта, сводки замечаний и предложений по проекту стандарта, пояснительной записки с краткой характеристикой результатов публичного обсуждения и других документов согласно ГОСТ Р 1.2-2020 для национальных стандартов и ГОСТ 1.2-2015 для межгосударственных стандартов.
В случае предложения ПК (СРГ) отложить голосование или прекратить разработку стандарта руководитель ПК (СРГ) приводит обоснование и указывает на необходимость проведения дополнительных работ и согласительных процедур с членами ТК 016 и другими заинтересованными лицами.
10.13. В части разработки международных стандартов порядок оформления и предложения национальных стандартов и стандартов организаций для разработки на их основе публикаций ИСО и МЭК, а также порядок подготовки отзывов по проектам международных стандартов и по проектам документов ИСО и МЭК, разработанных на основе ограниченного консенсуса, определяется соответствующими правилами стандартизации.
Позиция по проектам международных стандартов и публикациям ИСО/МЭК согласуется в ПК (СРГ) с участием экспертов в ИСО/МЭК и направляется в секретариат ТК 016 для представления в Российский национальный комитет ИСО/МЭК.
11. Порядок экспертизы проектов стандартов, голосования и подготовки заключения технического комитета
11.1. В экспертизе и голосовании по проектам стандартов по программе в ТК 016 должны принимать участие в обязательном порядке члены ТК 016, входящие в состав ПК (СРГ), в котором разработан стандарт. Остальные члены ТК 016 принимают участие в экспертизе и голосовании в случае заинтересованности и при наличии замечаний на этапе публичного обсуждения стандарта.
При рассмотрении гармонизированного национального или межгосударственного стандарта, разработанного на основе международного или регионального стандарта, регионального свода правил, национального стандарта и свода правил иностранных государств, официальные переводы которых не зарегистрированы в Федеральном информационном фонде стандартов, экспертизе подлежит также перевод на русский язык указанных стандартов (сводов правил).
Экспертиза проектов стандартов, разработанных вне программы ТК 016 и находящихся в смежной области деятельности, проводится членами ТК 016 в ПК (СРГ) в соответствии с тематикой стандарта по решению руководителя ПК и/или Председателя ТК 016.
Срок проведения экспертизы проекта стандарта в ТК 016 не может быть более чем 90 дней.
11.2. После принятия Председателем ТК 016 решения о начале голосования по проекту стандарта секретариат ТК 016 готовит стандарт к рассмотрению членами ТК 016 для голосования.
Секретариат ТК 016 проводит входной нормоконтроль проекта стандарта на соответствие требованиям к оформлению и процедурным правилам. В случае необходимости разработчик стандарта совместно с секретариатом ПК (СРГ) дорабатывают проект стандарта в сроки, не превышающие 30 дней с момента поступления стандарта в секретариат ТК 016.
При этом положительные итоги публичного обсуждения проекта стандарта (предложение о начале голосования) расцениваются в качестве положительного экспертного заключения ПК (СРГ) по проекту стандарта и являются основанием для начала голосования по проекту стандарта в ТК 016.
Если объект стандартизации разрабатываемого стандарта затрагивает область деятельности других ТК, то секретариат ТК 016 направляет проект стандарта и пояснительную записку к нему в секретариат этих ТК для согласования.
По результатам проведения экспертизы проекта разрабатываемого стандарта секретариат ТК 016 готовит экспертное заключение. По результатам экспертизы перевода на русский язык международных и региональных стандартов, региональных сводов правил, национальных стандартов и сводов правил иностранных государств секретариат ТК 016 готовит отдельное экспертное заключение.
11.3. Голосование членов ТК 016 по предложению об утверждении проекта национального стандарта (направлении в МГС межгосударственного стандарта) проводится в заочной форме посредством ФГИС Росстандарта.
При этом секретариат ТК 016 дополнительно осуществляет рассылку бюллетеня для голосования и размещает на портале ТК 016 документы для рассмотрения, включая текст стандарта для голосования, сводку замечаний и предложений по проекту стандарта, пояснительную записку, результаты публичного обсуждения и согласования проекта стандарта.
Для голосования членов ТК 016 устанавливается срок не менее 1 месяца.
11.4. По результатам голосования членов ТК 016 в случае достижения консенсуса секретариат ТК 016 подготавливает мотивированное предложение ТК 016 об утверждении стандарта, которое подписывает ответственный секретарь ТК 016 и утверждает Председатель ТК 016.
Результаты голосования считаются положительными, если "за" принятие проекта стандарта проголосовало не менее 2/3 от числа членов ТК 016, принявших участие в голосовании. Все члены ТК 016 из состава ПК (СРГ), в котором разработан проект стандарта, обязаны принять участие в голосовании, за исключением разработчика проекта стандарта. Голоса членов ТК 016, организации которых представлены в ПК (СРГ), разработавшем стандарт, не представивших свою позицию по истечении установленного секретариатом ТК 016 срока окончания голосования, учитываются при подготовке заключения ТК 016 как "воздержался".
Голоса прочих членов ТК 016, не представивших свою позицию по истечении установленного секретариатом ТК 016 срока окончания голосования, не учитываются при подведении итогов голосования.
11.5. При наличии голосов "против" и/или "особого мнения" секретариат ТК 016 совместно с разработчиком стандарта и секретариатом ПК (СРГ) может организовать согласительное совещание для достижения консенсуса. Совещание можно заменить перепиской с возможностью проголосовать вновь по проекту стандарта.
В случае, если проголосовавшие "против" члены ТК 016 в своих требованиях и замечаниях по проекту стандарта действуют с нарушением пункта 5.12 настоящего Положения, отстаивают частные или корпоративные интересы в ущерб интересам национальной стандартизации, Председатель ТК 016 вправе утвердить положительное заключение ТК 016 по проекту стандарта с наличием голосов "против" при условии принятия всех разумных мер по достижению консенсуса.
11.6. В случае недостижения консенсуса по предложению об утверждении проекта национального стандарта (о направлении в МГС межгосударственного стандарта) Председатель ТК 016 по предложению секретариата ТК 016 принимает решение о направлении проекта стандарта на доработку или вынесении данного вопроса на заседание УК или очное заседание ТК 016.
По решению УК проект национального стандарта может быть предложен к утверждению в качестве предварительного национального стандарта.
Разработчик представляет в секретариат ТК 016 проект стандарта с оригиналами подписей разработчиков на последней странице.
11.7. При наличии в мотивированном предложении ТК 016 об утверждении проекта в качестве национального стандарта разработчик направляет проект стандарта на нормоконтроль и/или издательское редактирование в уполномоченную организацию для получения штампа "В набор".
11.8. После получения штампа "В набор" разработчик представляет проект стандарта в секретариат ТК 016. Далее комплект документов направляется в Росстандарт для подготовки проекта национального стандарта к утверждению. По проекту межгосударственного стандарта комплект документов направляется в Росстандарт для размещения в АИС МГС на рассмотрение и голосование.
11.9. По проекту межгосударственного стандарта дальнейшее рассмотрение и голосование в МГС проводится в соответствии с ГОСТ 1.2-2020 и Положением о МТК 541.
Подготовка для принятия и применения межгосударственных стандартов в России в качестве национальных стандартов проводится в соответствии с рекомендациями Р 50.1.004. При этом ТК 016 во взаимодействии с Росстандартом осуществляет контроль за обеспечением принципа гармонизации стандартов, при необходимости инициируя отмену идентичного национального стандарта.
11.10. Заключение ТК 016 по результатам экспертизы проектов стандартов, разработанных вне программы ТК 016 (в других ТК или странах МГС) и находящихся в смежной области деятельности, направляется секретариатом ТК 016 в соответствующий ТК или Росстандарт.
11.11. При разработке стандартов используются ФГИС Росстандарта и АИС МГС. При оформлении стандартов до принятия решения о переходе на исключительное применение ФГИС Росстандарта может применяться как ФГИС Росстандарта, так и электронно-цифровая форма стандарта.
12. Заседания технического комитета
12.1. Заседания ТК 016 могут проводиться в очной, заочной и смешанной (очно-заочной) форме, в том числе с использованием технологий дистанционного участия, не реже одного раза в год. Секретариат ТК 016 извещает членов ТК о дате и месте проведения заседания и рассылает повестку (с публикацией на портале ТК 016), как правило, за 20 дней до начала заседания.
Для участия в очном заседании член ТК 016 направляет своего полномочного представителя или формирует делегацию и назначает руководителя делегации, который имеет право голосовать от имени члена ТК 016. Информацию о составе делегации и ее руководителе направляют в секретариат, как правило, не менее чем за 10 дней до начала заседания.
12.2. Решения ТК 016 по всем вопросам, за исключением рассмотрения проектов стандартов, принимают, как правило, путем голосования на заседаниях ТК 016. При этом кворум для проведения заседания составляет 50% списочного состава членов ТК 016. При голосовании могут быть учтены голоса членов ТК 016, представленные в письменном виде до заседания ТК 016.
Правила принятия решений по проектам стандартов определены в разделе 11 настоящего Положения о ТК 016. Порядок принятия решений по принятию новых членов ТК 016 определен в разделе 5 настоящего Положения о ТК 016.
12.3. Заседания ТК 016 являются открытыми, т.е. в них могут принимать участие представители любых организаций и любые физические лица, в частности подавшие замечания по проектам стандартов в период их публичного обсуждения. Для этого они должны не менее чем за 5 дней до начала заседания поставить в известность секретариат ТК 016 о своем намерении участвовать в заседании. Представители этих организаций не могут участвовать в голосовании по вопросам повестки заседания.
12.4. Секретариат ТК 016 подготавливает протокол заседания ТК 016, который утверждается Председателем ТК 016. Утвержденный протокол заседания ТК 016 публикуется на сайте ТК 016.
13. Финансирование деятельности
13.1. Деятельность ТК 016 по разработке новых и пересмотру действующих документов в области стандартизации осуществляется в инициативном порядке и может финансироваться в рамках ПНС, утверждаемой Росстандартом, следующим образом:
за счет федерального бюджета по приоритетным направлениям стандартизации, определяемым Росстандартом, в рамках открытого конкурса на разработку стандарта;
за счет собственных средств разработчика стандарта и иных привлеченных средств, в том числе средств членов ТК 016.
13.2. Субсидирование разработки стандартов по итогам проведенной работы осуществляется за счет федерального бюджета в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации. Субсидии предоставляются:
на разработку национальных документов в области стандартизации и межгосударственных стандартов, включенных в перечень стандартов, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований технического регламента в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. или Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании";
на разработку национальных документов в области стандартизации, предусмотренных программой национальной стандартизации, утвержденной Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, без внедрения которых не может быть обеспечена реализация требований нормативного правового акта Российской Федерации;
на разработку международных стандартов и межгосударственных стандартов, в разработке которых участвует Российская Федерация (включен по предложению Российской Федерации в план работы технических комитетов (технических подкомитетов) Международной организации по стандартизации (ИСО), Международной электротехнической комиссии (МЭК) и (или) Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации).
13.3. Базовая организация ПК выполняет координирующую роль в поиске средств для финансирования разработки стандарта по тематике ПК, а также участвует в софинансировании работ по издательскому редактированию и подготовке стандартов к утверждению/принятию. Вопрос поиска источников финансирования работ по стандартизации может при необходимости выноситься на заседание УК и ТК.
13.4. Работы по разработке международных стандартов могут быть выполнены за счет бюджетных ассигнований, предоставляемых из федерального бюджета. Затраты на работы по разработке международных стандартов могут быть возмещены за счет субсидирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 декабря 2021 г. N 2913 "О внесении изменений в приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 сентября 2014 г. N 1322, состав и структуру технического комитета по стандартизации "Электроэнергетика"
Текст приказа опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 мая 2023 г. N 1024
Изменения вступают в силу с 17 мая 2023 г.