Постановление Правительства Республики Башкортостан от 14 декабря 2021 г. N 664
"Об утверждении Положения о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) в Республике Башкортостан и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Башкортостан"
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", частью 1 статьи 65 Федерального закона "Об охране окружающей среды" Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) в Республике Башкортостан.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Республики Башкортостан от 2 апреля 2013 года N 119 "Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного экологического надзора на территории Республики Башкортостан";
постановление Правительства Республики Башкортостан от 18 ноября 2014 года N 517 "О внесении изменений в Порядок осуществления регионального государственного экологического надзора на территории Республики Башкортостан";
постановление Правительства Республики Башкортостан от 3 мая 2017 года N 198 "О внесении изменений в Порядок осуществления регионального государственного экологического надзора на территории Республики Башкортостан";
постановление Правительства Республики Башкортостан от 6 сентября 2017 года N 409 "О внесении изменений в Порядок осуществления регионального государственного экологического надзора на территории Республики Башкортостан";
постановление Правительства Республики Башкортостан от 5 июля 2018 года N 312 "О внесении изменений в Порядок осуществления регионального государственного экологического надзора на территории Республики Башкортостан".
3. Установить, что настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 года.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Сагитова И.Х.
Премьер-министр Правительства Республики Башкортостан |
А.Г. Назаров |
Утверждено
постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 14 декабря 2021 г. N 664
Положение
о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) в Республике Башкортостан
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Республики Башкортостан (далее - региональный государственный экологический надзор).
1.2. Предметами регионального государственного экологического надзора являются:
а) соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные федеральными законами "Об охране окружающей среды", "Об экологической экспертизе", "Об отходах производства и потребления", "Об охране атмосферного воздуха", "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", "О водоснабжении и водоотведении", "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха", а также Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с этими федеральными законами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Башкортостан в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору);
б) соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании";
в) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
1.3. К разрешительным документам, указанным в подпункте "а" пункта 1.2 настоящего Положения, относятся:
разрешение на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, лимиты на сбросы загрязняющих веществ;
установленные нормативы допустимых выбросов, временно разрешенные выбросы, разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных);
утвержденные нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей;
разрешение на временные выбросы (пункт 1 статьи 23.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ);
разрешение на временные сбросы;
положительное заключение государственной экологической экспертизы;
свидетельство о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, свидетельство об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;
согласование мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
согласование проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде;
решение о подтверждении отнесения отходов к конкретному классу опасности;
утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух;
договор водопользования;
решение о предоставлении водного объекта в пользование;
согласование плана снижения сбросов в централизованные системы водоотведения.
1.4. Региональный государственный экологический надзор на территории Республики Башкортостан осуществляет Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан и его территориальные управления и комитеты (далее - Минэкологии РБ).
1.5. Полномочиями по осуществлению регионального государственного экологического надзора наделяются следующие должностные лица Минэкологии РБ (далее - должностное лицо):
министр природопользования и экологии Республики Башкортостан - главный государственный инспектор Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды (далее - министр);
первый заместитель министра, заместители министра, в компетенцию которых входят вопросы регионального государственного экологического надзора, - заместители главного государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды;
начальники отделов центрального аппарата Минэкологии РБ, в компетенцию которых входят вопросы регионального государственного экологического надзора, и их заместители, руководители территориальных управлений и комитетов Минэкологии РБ и их заместители - старшие государственные инспекторы Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды;
заведующие секторами, ведущие советники, советники, ведущие консультанты, консультанты, главные специалисты-эксперты, ведущие специалисты-эксперты, специалисты-эксперты отделов центрального аппарата Минэкологии РБ, в компетенцию которых входят вопросы регионального государственного экологического надзора, начальники отделов, заместители начальников отделов и специалисты территориальных управлений и комитетов Минэкологии РБ - государственные инспекторы Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды.
1.6. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:
а) министр;
б) первый заместитель министра, заместители министра, в компетенцию которых входят вопросы регионального государственного экологического надзора;
в) руководители территориальных управлений и комитетов Минэкологии РБ и лица, их замещающие.
1.7. Должностные лица, уполномоченные на осуществление регионального государственного экологического надзора, указанные в пункте 1.5 настоящего Положения, имеют права и выполняют обязанности, установленные статьей 29 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), пунктом 1 статьи 66 Федерального закона N 7-ФЗ.
1.8. Объектами регионального государственного экологического надзора (далее - объекты контроля) являются:
а) деятельность, действия (бездействие) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан (далее - контролируемые лица), в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования в области охраны окружающей среды, предусмотренные пунктом 1.2 настоящего Положения, в том числе при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, указанных в подпунктах "б" и "в" настоящего пункта, а также деятельность изготовителя, исполнителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя), продавца в части соблюдения требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании";
б) водные объекты, территории их водоохранных зон и прибрежных защитных полос, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору);
в) производственные объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору).
1.9. Учет объектов контроля, относящихся в соответствии с Федеральным законом N 7-ФЗ к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, обеспечивается Минэкологии РБ при ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору).
2. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного экологического надзора
2.1. Региональный государственный экологический надзор осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.
2.2. В целях управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного экологического надзора объекты контроля могут быть отнесены к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
а) высокий риск;
б) значительный риск;
в) средний риск;
г) умеренный риск;
д) низкий риск.
2.3. Критерии отнесения объектов контроля к категориям риска при осуществлении регионального государственного экологического надзора, а также частота проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий приведены в приложении N 1 к настоящему Положению.
2.4. Отнесение объекта контроля к одной из категорий риска осуществляется Минэкологии РБ ежегодно на основе сопоставления характеристик этого объекта с утвержденными критериями риска.
Категории объектов контроля определяются на основании постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" (далее - постановление N 2398).
Причинение вреда окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов вследствие нарушения законодательства Российской Федерации и Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды является основанием для повышения категории риска данного объекта контроля.
2.5. В случае, если объект контроля не отнесен к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.
2.6. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия Минэкологии РБ использует следующие индикаторы риска:
а) неоднократное (более трех в течение месяца) поступление обращений граждан (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о нарушении обязательных требований, установленных в области регионального государственного экологического надзора;
б) превышения предельно допустимых концентраций (далее - ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (более 5 ПДК), водных объектах, выявленные в рамках государственного экологического мониторинга окружающей среды, а также обнаружение массовой гибели водных обитателей, животных и иные негативные факторы воздействия на окружающую среду;
в) поступление в Минэкологии РБ информации от территориального органа федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии о неблагоприятных метеорологических условиях 2 или 3 степени опасности и сведений о превышении ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (более 5 ПДК).
3. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
3.1. При осуществлении регионального государственного экологического надзора Минэкологии РБ проводит следующие виды профилактических мероприятий:
а) информирование контролируемых и иных заинтересованных лиц;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
3.2. Минэкологии РБ ежегодно не позднее 20 декабря предшествующего года разрабатывает и утверждает программу профилактики нарушений обязательных требований в соответствии с Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года N 990, и размещает эту программу в течение 5 дней со дня ее утверждения на официальном сайте Минэкологии РБ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - официальный сайт Минэкологии РБ).
3.3. Минэкологии РБ осуществляет информирование контролируемых и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Минэкологии РБ, в средствах массовой информации, через личные кабинеты (при их наличии) контролируемых лиц в государственных информационных системах.
3.4. Минэкологии РБ ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, обеспечивает обобщение правоприменительной практики и подготовку доклада, содержащего результаты такого обобщения.
Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики, утверждается министром не позднее 10 марта года, следующего за отчетным, и не позднее 5 дней со дня его утверждения размещается на официальном сайте Минэкологии РБ.
3.5. В случае наличия у Минэкологии РБ сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований либо признаках таких нарушений и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Минэкологии РБ объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Объявление предостережения осуществляется в порядке, установленном статьей 49 Федерального закона N 248-ФЗ.
3.6. Контролируемое лицо после получения предостережения вправе подать в Минэкологии РБ возражение в отношении указанного предостережения (далее - возражение), которое должно содержать:
наименование государственного органа, в который направляется возражение;
наименование юридического лица, фамилию, имя и отчество (последнее - при наличии) индивидуального предпринимателя или гражданина, а также номер(-а) контактного(-ых) телефона(-ов), адрес(-а) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ контролируемому лицу;
идентификационный номер налогоплательщика контролируемого лица;
дату и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
доводы, на основании которых контролируемое лицо не согласно с объявленным предостережением.
В случае необходимости в подтверждении своих доводов контролируемое лицо прилагает к возражению соответствующие документы либо их заверенные копии.
Возражение может быть подано контролируемым лицом либо его уполномоченным представителем на бумажном носителе почтовым отправлением, а также в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью контролируемого лица либо его уполномоченного представителя, на адрес электронной почты Минэкологии РБ, указанный в предостережении, в течение 10 дней со дня его получения.
Минэкологии РБ рассматривает возражение и по итогам рассмотрения направляет контролируемому лицу ответ в течение 20 дней со дня поступления возражения.
По результатам рассмотрения возражения принимается одно из следующих решений:
удовлетворение возражения в форме отмены объявленного предостережения;
отказ в удовлетворении возражения.
3.7. Должностное лицо по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляет консультирование (дает разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением регионального государственного экологического надзора).
Консультирование контролируемых лиц и их представителей осуществляется в письменной форме при их письменном обращении, в устной форме в виде разъяснений по телефону, посредством видеоконференц-связи#, на личном приеме либо в ходе осуществления контрольного мероприятия или профилактического мероприятия по следующим вопросам:
а) порядок организации и осуществления регионального государственного экологического надзора;
б) применение обязательных требований, содержание и последствия их изменения;
в) необходимые организационные и (или) технические мероприятия, которые должны реализовать контролируемые лица для соблюдения обязательных требований;
г) порядок обжалования решений Минэкологии РБ.
В случае поступления в Минэкологии РБ 5 и более однотипных обращений контролируемых лиц или их представителей консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения соответствующего письменного разъяснения на официальном сайте Минэкологии РБ.
Минэкологии РБ не предоставляет контролируемым лицам и их представителям в письменной форме информацию по итогам консультирования, за исключением случая, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
3.8. Профилактический визит проводится должностными лицами в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видеоконференц-связи#. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
3.9. Должностное лицо проводит обязательный профилактический визит в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и отнесенных в соответствии с постановлением N 2398 к объектам II и III категорий негативного воздействия на окружающую среду, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, не позднее 1 года с момента начала такой деятельности (при наличии сведений о ее начале), а также в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям высокого и значительного риска.
3.10. Должностное лицо направляет контролируемому лицу уведомление о проведении обязательного профилактического визита не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.
При отказе от проведения обязательного профилактического визита контролируемое лицо направляет соответствующее уведомление в адрес Минэкологии РБ не позднее чем за 3 рабочих дня до даты проведения визита.
3.11. Продолжительность проведения обязательного профилактического визита не может превышать 1 рабочий день.
4. Контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении государственного экологического надзора
4.1. Региональный государственный экологический надзор осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
а) инспекционный визит;
б) рейдовый осмотр;
в) документарная проверка;
г) выездная проверка.
4.2. Для проведения контрольного (надзорного) мероприятия Минэкологии РБ принимает решение о его проведении, которое подписывает уполномоченное должностное лицо, указанное в пункте 1.6 настоящего Положения.
4.3. Под инспекционным визитом в целях настоящего Положения понимается контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое путем взаимодействия с конкретным контролируемым лицом и (или) владельцем (пользователем) производственного объекта.
Инспекционный визит организуется и проводится в порядке, предусмотренном статьей 70 Федерального закона N 248-ФЗ.
В ходе инспекционного визита должностными лицами могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) инструментальное обследование;
д) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
Срок проведения инспекционного визита в 1 месте осуществления деятельности либо на 1 производственном объекте (территории) контролируемого лица не может превышать 1 рабочий день.
Инспекционный визит проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1-5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
Внеплановый инспекционный визит может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3-5 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.4. Под рейдовым осмотром в целях настоящего Положения понимается контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) производственных объектов, которыми владеют, пользуются или управляют несколько лиц, находящиеся на территории, на которой расположено несколько контролируемых лиц.
Рейдовый осмотр организуется и проводится в порядке, предусмотренном статьей 71 Федерального закона N 248-ФЗ.
В ходе рейдового осмотра должностными лицами могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) досмотр;
в) опрос;
г) получение письменных объяснений;
д) истребование документов;
е) отбор проб (образцов);
ж) инструментальное обследование;
з) испытание;
и) экспертиза.
Срок проведения рейдового осмотра не может превышать 10 рабочих дней. Срок взаимодействия с 1 контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать 1 рабочий день.
Рейдовый осмотр проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1-5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
Рейдовый осмотр может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3-5 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.5. Под документарной проверкой в целях настоящего Положения понимается контрольное (надзорное) мероприятие, которое проводится по месту нахождения контрольного (надзорного) органа и предметом которого являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и решений Минэкологии РБ.
В ходе документарной проверки должностными лицами могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) получение письменных объяснений;
б) истребование документов;
в) экспертиза.
Документарная проверка организуется и проводится в порядке, предусмотренном статьей 72 Федерального закона N 248-ФЗ, при наличии оснований, указанных в пунктах 1-5 части 1 статьи 57 этого закона.
Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней, куда не включается период с момента направления Минэкологии РБ контролируемому лицу требования представить необходимые документы до момента их представления в Минэкологии РБ, а также период с момента направления контролируемому лицу информации Минэкологии РБ о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных им документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Минэкологии РБ документах и (или) полученным при осуществлении регионального государственного экологического надзора, и требования представить в письменной форме необходимые пояснения до момента их представления в Минэкологии РБ.
В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Минэкологии РБ, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение обязательных требований контролируемым лицом, Минэкологии РБ направляет в его адрес требование представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы. В течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования контролируемое лицо обязано направить указанные в требовании документы в Минэкологии РБ.
В случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных контролируемым лицом документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Минэкологии РБ документах и (или) полученным при осуществлении регионального государственного экологического надзора, информация об ошибках, о противоречиях и несоответствии сведений направляется контролируемому лицу с требованием представить в течение 10 рабочих дней необходимые пояснения. Контролируемое лицо, представляющее в Минэкологии РБ пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо несоответствия сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Минэкологии РБ документах и (или) полученным при осуществлении регионального государственного экологического надзора, вправе дополнительно представить в Минэкологии РБ документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
4.6. Под выездной проверкой в целях настоящего Положения понимается комплексное контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое посредством взаимодействия с конкретным контролируемым лицом, владеющим производственными объектами и (или) использующим их, в целях оценки соблюдения таким лицом обязательных требований, а также оценки выполнения решений Минэкологии РБ.
В ходе выездной проверки должностными лицами могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) досмотр;
в) опрос;
г) получение письменных объяснений;
д) истребование документов;
е) отбор проб (образцов);
ж) инструментальное обследование;
з) испытание;
и) экспертиза.
Выездная проверка проводится в порядке, предусмотренном статьей 73 Федерального закона N 248-ФЗ, при наличии оснований, указанных в пунктах 1-5 части 1 статьи 57 этого закона.
Выездная проверка проводится в случае, если не представляется возможным:
а) удостовериться в полноте и достоверности сведений, которые содержатся в находящихся в распоряжении Минэкологии РБ или в запрашиваемых им документах и объяснениях контролируемого лица;
б) оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов контроля обязательным требованиям без выезда по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля и совершения необходимых контрольных (надзорных) действий, предусмотренных в рамках иного вида контрольных (надзорных) мероприятий.
Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.
4.7. Региональный государственный экологический надзор осуществляется путем проведения:
а) плановых контрольных (надзорных) мероприятий;
б) внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана их проведения на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся в отношении контролируемых лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах контроля, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды к объектам, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду IV категории, а также в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска.
Внеплановая выездная проверка при наличии оснований, указанных в пункте 1 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры.
4.8. Минэкологии РБ вправе привлекать к проведению контрольного (надзорного) мероприятия:
а) экспертов, которые аттестованы Минэкологии РБ в установленном порядке и включены в реестр экспертов, привлекаемых к проведению контрольных (надзорных) мероприятий;
б) экспертные организации, которые аккредитованы в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
в) специалистов для совершения отдельных контрольных (надзорных) действий, обладающих специальными навыками и знаниями, необходимыми для оказания содействия должностным лицам, в том числе при применении технических средств.
4.9. В целях фиксации доказательств нарушений обязательных требований должностные лица в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия могут применять фотосъемку, аудио- и видеозапись, в том числе с использованием беспилотных летательных аппаратов.
Решение о необходимости использования фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий принимается должностным лицом, уполномоченным на проведение такого мероприятия, самостоятельно.
Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.
Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований должностные лица могут использовать любые имеющиеся в их распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и об использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств нарушений обязательных требований, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации и прикладываться к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений.
Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
4.10. При осуществлении регионального государственного экологического надзора по мере необходимости осуществляется отбор проб (образцов) компонентов окружающей среды, воды, почвы, воздуха, сточных и (или) дренажных вод, выбросов, сбросов загрязняющих веществ, отходов производства и потребления, жидкостей и иных веществ и компонентов для проведения их исследований (испытаний) в соответствии с утвержденными документами по стандартизации, правилами отбора проб (образцов) и методами их исследований (испытаний) и измерений, техническими регламентами или иными нормативными техническими документами, правилами, методами исследований (испытаний) и измерений и другими документами для направления указанных проб (образцов) на экспертизу в экспертную организацию.
Отбор проб (образцов) при проведении контрольных (надзорных) мероприятий проводится должностными лицами с привлечением специалистов государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан Управление государственного аналитического контроля, экспертов, экспертных организаций, аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и указанных в решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, в присутствии контролируемого лица либо его представителя.
4.11. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в Минэкологии РБ информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в следующих случаях:
а) заболевания, связанного с утратой трудоспособности;
б) препятствия, возникшего в результате действия непреодолимой силы.
По результатам рассмотрения указанной информации Минэкологии РБ переносит проведение контрольного (надзорного) мероприятия на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для обращения индивидуального предпринимателя, гражданина.
5. Ключевые показатели и их целевые значения, индикативные показатели регионального государственного экологического надзора
5.1. Оценка результативности и эффективности деятельности Минэкологии РБ при осуществлении регионального государственного экологического надзора осуществляется на основе системы соответствующих ключевых показателей и их целевых значений, которые определены в приложении N 2, а также индикативных показателей, определенных в приложении N 3 к настоящему Положению.
6. Обжалование решений Минэкологии РБ, действий (бездействия) должностных лиц
6.1. Действия (бездействие) должностных лиц, решения, принятые Минэкологии РБ в ходе осуществления регионального государственного экологического надзора, могут быть обжалованы контролируемым лицом в досудебном порядке в соответствии с положениями главы 9 Федерального закона N 248-ФЗ.
6.2. Жалоба на решения, действия (бездействие) должностных лиц рассматривается министром или лицом, его замещающим, заместителем министра, руководителем территориального управления или комитета Минэкологии РБ.
Жалоба на решения, действия (бездействие) должностных лиц территориальных управлений или комитетов Минэкологии РБ рассматривается руководителем данного территориального подразделения Минэкологии РБ.
Жалоба на решения, действия (бездействие) руководителей территориальных управлений и комитетов Минэкологии РБ, должностных лиц центрального аппарата Минэкологии РБ рассматривается заместителем министра, в компетенцию которого входят вопросы регионального государственного экологического надзора.
Жалоба на решения, действия (бездействие) министра, его заместителя рассматривается Правительством Республики Башкортостан.
Приложение N 1
к Положению о региональном
государственном экологическом
контроле (надзоре) на территории
Республики Башкортостан
Критерии
отнесения деятельности объектов контроля (надзора) к категориям риска при осуществлении государственного экологического надзора, а также частота проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий
N п/п |
Категория объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду |
Категория риска |
Вид планового контрольного (надзорного) мероприятия |
Частота проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий |
Особенности регулирования категории риска |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1.1 |
Объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к объектам II категории |
средний риск |
а) инспекционный визит; б) рейдовый осмотр; в) документарная проверка; г) выездная проверка |
1 контрольное (надзорное) мероприятие в 4 года |
- |
1.2 |
Объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к объектам II категории, расположенные в границах водоохранных зон водных объектов и (или) на особо охраняемых природных территориях республиканского значения |
значительный риск |
а) инспекционный визит; б) рейдовый осмотр; в) документарная проверка; г) выездная проверка |
1 контрольное (надзорное) мероприятие в 3 года |
категория риска присваивается в течение 3 лет, исчисляемых с момента выявления факта причинения вреда (ущерба) окружающей среде |
1.3 |
Объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к объектам II категории, в случае причинения на таких объектах вреда (ущерба) окружающей среде |
значительный риск |
а) инспекционный визит; б) рейдовый осмотр; в) документарная проверка; г) выездная проверка |
1 контрольное (надзорное) мероприятие в 3 года |
категория риска присваивается в течение 3 лет, исчисляемых с момента выявления факта причинения вреда (ущерба) окружающей среде |
1.4 |
Объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к объектам II категории, расположенные в границах водоохранных зон водных объектов и (или) на особо охраняемых природных территориях республиканского значения, в случае причинения на таких объектах вреда (ущерба) окружающей среде |
высокий риск |
а) инспекционный визит; б) рейдовый осмотр; в) документарная проверка; г) выездная проверка |
1 контрольное (надзорное) мероприятие в 2 года |
категория риска присваивается в течение 3 лет, исчисляемых с момента выявления факта причинения вреда (ущерба) окружающей среде |
1.5 |
Объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к объектам III категории |
умеренный риск |
а) инспекционный визит; б) рейдовый осмотр; в) документарная проверка; г) выездная проверка |
1 контрольное (надзорное) мероприятие в 5 лет |
|
1.6 |
Объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к объектам III категории, расположенные в границах водоохранных зон водных объектов и (или) на особо охраняемых природных территориях республиканского значения |
средний риск |
а) инспекционный визит; б) рейдовый осмотр; в) документарная проверка; г) выездная проверка |
1 контрольное (надзорное) мероприятие в 4 года |
|
1.7 |
Объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к объектам III категории, в случае причинения на таких объектах вреда (ущерба) окружающей среде |
средний риск |
а) инспекционный визит; б) рейдовый осмотр; в) документарная проверка; г) выездная проверка |
1 контрольное (надзорное) мероприятие в 4 года |
категория риска присваивается в течение 2 лет, исчисляемых с момента выявления факта причинения вреда (ущерба) окружающей среде |
1.8 |
Объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к объектам III категории, расположенные в границах водоохранных зон водных объектов и (или) на особо охраняемых природных территориях республиканского значения, в случае причинения на таких объектах вреда (ущерба) окружающей среде |
значительный риск |
а) инспекционный визит; б) рейдовый осмотр; в) документарная проверка; г) выездная проверка |
1 контрольное (надзорное) мероприятие в 3 года |
категория риска присваивается в течение 2 лет, исчисляемых с момента выявления факта причинения вреда (ущерба) окружающей среде |
1.9 |
Объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к объектам IV категории |
низкий риск |
плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, не проводятся |
|
|
Приложение N 2
к Положению о региональном
государственном экологическом
контроле (надзоре) на территории
Республики Башкортостан
Ключевые показатели
регионального государственного экологического контроля (надзора) и их целевые значения
Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан | ||||||||
Региональный государственный экологический контроль (надзор) | ||||||||
Негативные явления, на устранение которых направлен региональный государственный экологический контроль (надзор), - нарушение обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды | ||||||||
Цели регионального государственного экологического контроля (надзора) - предупреждение, выявление и устранение нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды на территории Республики Башкортостан | ||||||||
Номер (индекс) показателя |
Наименование показателя, единица измерения |
Формула расчета значений показателя |
Целевые значения показателя (значения показателя по отношению к уровню 2021 года) |
Источник данных для определения значений показателя |
||||
Ключевые показатели | ||||||||
А. Показатели результативности, отражающие уровень безопасности охраняемых законом ценностей, выражающийся в минимизации причинения им вреда (ущерба) | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||||
А. 1 |
Степень материального вреда (ущерба), причиненного окружающей среде контролируемыми лицами в результате хозяйственной и иной деятельности, ед. |
,
где: - общий объем причиненного вреда (ущерба) окружающей среде, млн. рублей; - валовый региональный продукт |
к уровню 2021 года |
данные ведомственной отчетности Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее - Минэкологии РБ) |
||||
Целевые значения показателя по годам | ||||||||
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
||||
98% |
96% |
94% |
92% |
90% |
||||
Индикативные показатели | ||||||||
Б. Показатели эффективности регионального государственного экологического контроля (надзора), отражающие уровень безопасности охраняемых законом ценностей, выражающийся в минимизации причинения им вреда (ущерба), с учетом задействованных трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а также административных и финансовых издержек контролируемых лиц при осуществлении в отношении них контрольных (надзорных) мероприятий | ||||||||
Б.1 |
Эффективность регионального государственного экологического контроля (надзора), осуществляемого Минэкологии РБ, % |
,
где: - общая сумма возмещенного материального ущерба, причиненного окружающей среде контролируемыми лицами в результате хозяйственной и иной деятельности, млн. рублей; - общая сумма взысканных штрафов по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, млн. рублей; - объем финансовых средств, выделяемых в отчетном периоде из бюджетов всех уровней на выполнение функций по контролю (надзору) и на осуществление деятельности по выдаче разрешительных документов (разрешений, лицензий), в том числе на фонд оплаты труда с учетом начислений, командировочных расходов, расходов на проведение лабораторных анализов (исследований), накладных расходов, прочих расходов, млн. рублей |
не определено |
данные ведомственной отчетности Минэкологии РБ |
Приложение N 3
к Положению о региональном
государственном экологическом
контроле (надзоре) на территории
Республики Башкортостан
Перечень
индикативных показателей регионального государственного экологического контроля (надзора) на территории Республики Башкортостан
1) количество плановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период;
2) количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период;
3) количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период на основании выявления соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров, за отчетный период;
4) общее количество контрольных (надзорных) мероприятий Минэкологии РБ с взаимодействием с контролируемыми лицами, проведенных за отчетный период;
5) количество контрольных (надзорных) мероприятий Минэкологии РБ с взаимодействием с контролируемыми лицами по каждому виду контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период;
6) количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных с использованием средств дистанционного взаимодействия, за отчетный период;
7) количество обязательных профилактических визитов, проведенных за отчетный период;
8) количество предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, объявленных за отчетный период;
9) количество контрольных (надзорных) мероприятий, по результатам которых выявлены нарушения обязательных требований, за отчетный период;
10) количество контрольных (надзорных) мероприятий, по итогам которых возбуждены дела об административных правонарушениях, за отчетный период;
11) сумма административных штрафов, наложенных по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, за отчетный период;
12) количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за отчетный период;
13) количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий, по которым органами прокуратуры отказано в согласовании, за отчетный период;
14) общее количество учтенных объектов контроля на конец отчетного периода;
15) количество учтенных объектов контроля, отнесенных к категориям риска, по каждой из категорий риска, на конец отчетного периода;
16) количество учтенных контролируемых лиц на конец отчетного периода;
17) количество учтенных контролируемых лиц, в отношении которых проведены контрольные (надзорные) мероприятия, за отчетный период;
18) общее количество жалоб, поданных контролируемыми лицами в досудебном порядке за отчетный период;
19) количество жалоб, в отношении которых должностными лицами Минэкологии РБ был нарушен срок рассмотрения, за отчетный период;
20) количество жалоб, поданных контролируемыми лицами в досудебном порядке, по итогам рассмотрения которых принято решение о полной либо частичной отмене решения контрольного (надзорного) органа либо о признании действий (бездействия) должностных лиц недействительными, за отчетный период;
21) количество исковых заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц, направленных контролируемыми лицами в судебном порядке, за отчетный период;
22) количество исковых заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц, направленных контролируемыми лицами в судебном порядке, по которым принято решение об удовлетворении заявленных требований, за отчетный период;
23) количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) и результаты которых были признаны недействительными и (или) отменены, за отчетный период;
24) количество штатных единиц, в должностные обязанности которых входят выполнение контрольных (надзорных) мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 14 декабря 2021 г. N 664 "Об утверждении Положения о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) в Республике Башкортостан и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Башкортостан"
Вступает в силу с 1 января 2022 г.
Текст постановления опубликован на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан (www.npa.bashkortostan.ru) 15 декабря 2021 г., N 202112150014, в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Главы и Правительства Республики Башкортостан", N 6 от 22 февраля 2022 г., ст. 375
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 1 ноября 2024 г. N 460
Изменения вступают в силу с 1 ноября 2024 г.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 20 декабря 2023 г. N 732
Изменения вступают в силу с 20 декабря 2023 г.