Постановление Администрации Курской области
от 20 декабря 2021 г. N 1401-па
"Об утверждении Положения о региональном государственном строительном надзоре"
В соответствии со статьей 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", в целях организации и осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Курской области Администрация Курской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о региональном государственном строительном надзоре.
2. Постановление вступает в силу с 1 января 2022 года.
Губернатор Курской области |
Р. Старовойт |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Администрации Курской области
от 20.12.2021 N 1401-па
Положение
о региональном государственном строительном надзоре
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного строительного надзора в соответствии со статьей 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о контроле (надзоре).
2. Органом исполнительной власти Курской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора, является Государственная инспекция строительного надзора Курской области (далее - Инспекция).
3. Региональный государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе если реконструкция такого объекта осуществляется только на территории одного субъекта Российской Федерации, осуществляемый в случаях, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, проводится Инспекцией в том случае, если органом исполнительной власти Курской области или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением проведена государственная экспертиза проектной документации соответствующего объекта капитального строительства.
4. Должностными лицами Инспекции, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора (далее - инспекторы), являются:
а) начальник (заместитель начальника) Инспекции;
б) начальники отделов, заместители начальников, в должностные обязанности которых в соответствии с должностными регламентами входит осуществление полномочий по региональному государственному строительному надзору, в том числе проведение профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий;
в) государственные гражданские служащие категории "специалисты" ведущей группы должностей, в должностные обязанности которых в соответствии с должностными регламентами входит осуществление полномочий по региональному государственному строительному надзору, в том числе проведение профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий.
5. Должностными лицами Инспекции, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, являются начальник Инспекции и его заместитель.
6. Инспекторы при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий пользуются правами и выполняют обязанности, установленные статьей 29 Федерального закона о контроле (надзоре), совершают иные действия, предусмотренные Федеральным законом о контроле (надзоре).
7. Инспекторы при проведении контрольных (надзорных) мероприятий обязаны соблюдать запреты и ограничения, связанные с исполнением своих полномочий, установленные статьей 37 Федерального закона о контроле (надзоре).
8. Инспекция к совершению отдельных контрольных (надзорных) действий в рамках своей компетенции и в порядке, установленном Федеральным законом о контроле (надзоре), может привлекать специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, необходимыми для совершения указанных действий.
9. Инспекцией в рамках своей компетенции и в порядке, установленном Федеральным законом о контроле (надзоре), к осуществлению экспертизы могут быть привлечены эксперты и (или) экспертные организации.
10. Предметом регионального государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, является соблюдение:
1) соответствия выполняемых работ и применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям утвержденной в соответствии с частями 15, 15.2 и 15.3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации частью такой проектной документации) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации);
2) требования наличия разрешения на строительство;
3) требований, установленных частями 2 и 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
4) требований, установленных частью 4 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к обеспечению консервации объекта капитального строительства;
5) требований к порядку осуществления строительного контроля, установленных Градостроительным Кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами.
Предметом регионального государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, является соблюдение:
1) требований наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства параметрам, указанным в разрешении на строительство, если разрешение на строительство требуется для строительства или реконструкции объекта капитального строительства;
2) соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным Кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется разрешение на строительство.
11. Объектами регионального государственного строительного надзора (далее - объекты надзора) являются:
а) деятельность, действия (бездействие) застройщика, технического заказчика и лица, осуществляющего строительство, реконструкцию объекта капитального строительства (далее - контролируемые лица), по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 11 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случаях, установленных частями 1 и 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
б) объекты капитального строительства, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются и которые указаны в части 11 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случаях, установленных частями 1 и 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
12. Учет объектов надзора осуществляется путем ведения реестра объектов капитального строительства, указанных в части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в отношении которых осуществляется региональный государственный строительный надзор (далее - реестр).
13. Ведение реестра осуществляется посредством размещения и актуализации на официальном сайте Администрации Курской области в разделе "Экономика" в подразделе "Строительство", "Строительный надзор" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт Администрации Курской области в сети "Интернет") следующей информации о строящихся, реконструируемых объектах капитального строительства:
а) наименование, адрес и этап строительства, реконструкции строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства;
б) реквизиты (дата и номер) разрешения на строительство;
в) полное наименование юридического лица либо фамилия, имя и отчество (при наличии) физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, являющихся застройщиками;
г) полное наименование юридического лица - технического заказчика (при наличии);
д) полное наименование юридического лица либо фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, осуществляющих строительный контроль на основании договора с застройщиком (техническим заказчиком) (при наличии).
14. Объект капитального строительства, в отношении которого осуществляется региональный государственный строительный надзор, включается в реестр на основании приказа начальника Инспекции (заместителя начальника Инспекции) в течение 5 рабочих дней со дня поступления в Инспекцию извещения о начале работ.
15. Объект капитального строительства не включается в реестр, если при приеме извещения о начале работ будет установлено следующее:
а) при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства не осуществляется региональный государственный строительный надзор;
б) извещение о начале работ и приложенные к нему документы оформлены с нарушением порядка, установленного частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
в) извещение о начале работ подано ненадлежащим лицом;
г) извещение о начале работ подано без приложения документов, указанных в пунктах 2 - 4 части 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
16. В случаях, указанных в пункте 15 настоящего раздела, извещение о начале работ и прилагаемые к нему документы подлежат возврату подавшему их лицу.
17. Изменения вносятся в реестр в течение 5 рабочих дней со дня поступления сведений об изменении информации, указанной в пункте 13 настоящего раздела.
18. В случае, если объект капитального строительства не подлежит региональному государственному строительному надзору, он исключается из реестра.
19. Региональный государственный строительный надзор осуществляется без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.
II. Критерии отнесения объектов надзора к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в рамках осуществления регионального государственного строительного надзора
1. При отнесении строящихся, реконструируемых объектов капитального строительства к определенной категории риска используются признаки зданий и сооружений, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", а также функциональное назначение объектов капитального строительства согласно национальным стандартам и сводам правил.
2. В соответствии с критерием тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства такие объекты Инспекцией относятся к следующим категориям риска:
а) высокий риск - общественные здания и сооружения, многоквартирные жилые дома, путепроводы, тоннели, мосты и эстакады, а также объекты капитального строительства с пролетом от 20 до 100 метров, объекты с массовым пребыванием людей;
б) значительный риск - производственные здания.
В случае, если объект контроля не отнесен Инспекцией к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.
3. Инспекция в течение 5 рабочих дней со дня поступления сведений о соответствии объекта надзора критериям риска иной категории риска либо об изменении критериев риска должен принять решение об изменении категории риска указанного объекта надзора.
4. Контролируемое лицо вправе подать в Инспекцию заявление об изменении категории риска осуществляемой им деятельности либо категории риска принадлежащих ему (используемых им) иных объектов надзора в случае их соответствия критериям риска для отнесения к иной категории риска.
III. Перечень профилактических мероприятий в рамках осуществления регионального государственного строительного надзора
1. Инспекция при утверждении программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики рисков причинения вреда) учитывает категории риска, к которым отнесены объекты надзора.
2. В целях общественного обсуждения проект программы профилактики рисков причинения вреда размещается на официальном сайте Администрации Курской области в сети "Интернет" не позднее 1 октября предшествующего года с одновременным указанием способов подачи предложений по итогам его рассмотрения.
3. Программа профилактики рисков причинения вреда утверждается начальником (заместителем начальника) Инспекции в срок не позднее 20 декабря предшествующего года и размещается на официальном сайте Администрации Курской области в сети "Интернет" в течение 5 дней со дня утверждения.
4. При осуществлении регионального государственного строительного надзора проводятся следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
5. Профилактические мероприятия проводятся в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о государственной тайне и об иной охраняемой законом тайне.
6. Информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется в соответствии со статьей 46 Федерального закона о контроле (надзоре) посредством размещения и поддержания в актуальном состоянии на официальном сайте Администрации Курской области в сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах следующие сведения:
1) тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление регионального государственного строительного надзора;
2) сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление регионального государственного строительного надзора, о сроках и порядке их вступления в силу;
3) перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом надзора, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;
4) руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";
5) перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска;
6) программа профилактики рисков причинения вреда;
7) исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться Инспекцией у контролируемого лица;
8) сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
9) сведения о порядке досудебного обжалования решений Инспекции, действий (бездействие) инспекторов;
10) доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики Инспекции;
11) доклады о региональном государственном строительном надзоре;
12) иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Курской области и (или) программами профилактики рисков причинения вреда.
7. Обобщение правоприменительной практики осуществляется в соответствии со статьей 47 Федерального закона о контроле (надзоре).
8. Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики по осуществлению регионального государственного строительного надзора, утверждается один раз в год приказом начальника Инспекции не позднее 10 марта и размещается на официальном сайте Администрации Курской области в сети "Интернет" не позднее 15 марта года, следующего за отчетным.
Инспекция обеспечивает публичное обсуждение проекта доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики.
9. В случае наличия у Инспекции сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Инспекция объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
10. Объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона о контроле (надзоре).
11. Контролируемое лицо в течение 15 рабочих дней со дня получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований вправе подать в Инспекцию возражение в отношении указанного предостережения (далее - возражение), в котором указываются:
а) наименование контролируемого лица - юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) контролируемого лица - индивидуального предпринимателя;
б) идентификационный номер налогоплательщика - контролируемого лица;
в) дата и номер предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, направленного в адрес контролируемого лица;
г) обоснование позиции контролируемого лица в отношении указанных в предостережении его действий (бездействия), которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
12. Возражение может быть подано контролируемым лицом на бумажном носителе почтовым отправлением, в виде электронного документа на адрес электронной почты, указанный в предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований, или иными указанными в таком предостережении способами.
Возражение регистрируется в Инспекции в день его поступления.
13. По результатам рассмотрения возражения Инспекция принимает одно из следующих решений:
1) об отмене объявленного предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;
2) об отказе в удовлетворении возражения с указанием причины отказа.
14. Инспекция направляет контролируемому лицу решение о результатах рассмотрения возражения не позднее двадцати рабочих дней со дня его регистрации в Инспекции, способом, которым получено возражение.
Повторное направление контролируемым лицом возражения по тем же основаниям не допускается.
15. Инспектор по обращениям контролируемых лиц и (или) их представителей осуществляет консультирование (дает разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контроля).
Консультирование осуществляется в соответствии со статьей 50 Федерального закона о контроле (надзоре).
Консультирование осуществляется без взимания платы.
16. Консультирование осуществляется по следующим вопросам:
а) разъяснение по вопросам, связанным с организацией и осуществлением регионального государственного строительного надзора;
б) порядок обжалования решений Инспекции, действий (бездействия) инспекторов;
в) порядка принятия решений по итогам профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий.
17. Консультирование осуществляется инспектором по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия. Консультирование осуществляется в устной форме.
18. По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется. Контролируемое лицо вправе направить запрос в Инспекцию о предоставлении письменного ответа в сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" на вопросы, указанные в пункте 16 настоящего раздела.
19. В случае поступления 5 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на официальном сайте Администрации Курской области в сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного начальником (заместителем начальника) Инспекции.
20. Инспекция ведет учет консультирований путем внесения записи о проведенном консультировании в журнал учета консультирований.
21. Профилактический визит осуществляется в соответствии со статьей 52 Федерального закона о контроле (надзоре).
22. О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.
23. Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом Инспекцию не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.
24. Профилактический визит в обязательном порядке проводится в отношении контролируемых лиц в течение 3 месяцев со дня поступления в Инспекцию от контролируемого лица извещения о начале работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, направленного в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - извещение о начале работ).
25. Срок проведения профилактического визита не должен превышать 1 рабочий день.
IV. Организация и проведение контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении регионального государственного строительного надзора
1. Контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении регионального государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проводятся на основании программы проверок.
2. Программа проверок формируется Инспекцией не позднее чем через 10 рабочих дней после поступления извещения о начале работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, направленного в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на весь срок строительства, реконструкции и должна содержать перечень контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении каждого из которых указывается следующая информация:
1) вид контрольного (надзорного) мероприятия и его предмет;
2) событие, наступление которого является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, срок (не более 10 рабочих дней после поступления информации о наступлении события), в течение которого Инспекцией должно быть начато контрольное (надзорное) мероприятие, срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
3) перечень документов, предоставление которых необходимо для оценки соблюдения обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
3. К событиям, наступление которых является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии с программой проверок, относятся:
а) завершение выполнения работ, которые подлежат проверке;
б) завершение строительства, реконструкции объекта капитального строительства.
4. О наступлении события, указанного в подпункте "а" пункта 3 настоящего раздела, свидетельствует поступление от контролируемого лица извещения о сроках завершения работ, подлежащих проверке, а в случае непоступления такого извещения - истечение предполагаемого согласно программе проверок срока завершения работ, подлежащих проверке.
5. Программа проверок формируется в электронном виде, утверждается начальником (заместителем начальника) Инспекции и не позднее чем через 3 рабочих дня со дня утверждения направляется контролируемому лицу по адресу, указанному в извещении о начале работ, в форме электронного документа, а в случае, предусмотренном частью 9 статьи 21 Федерального закона о контроле (надзоре), - на бумажном носителе.
6. Программа проверок формируется с учетом определенных проектной документацией архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, а также сроков выполнения работ по строительству, реконструкции.
7. Формирование программы проверок обеспечивается инспектором (инспекторами), ответственным за осуществление регионального государственного строительного надзора на конкретном объекте капитального строительства, который назначается приказом начальника (заместителя начальника) Инспекции (далее - ответственный инспектор).
8. Ответственный инспектор вносит изменения в программу проверок в течение 7 рабочих дней со дня получения от контролируемого лица:
а) изменений, внесенных в проектную документацию (в том числе изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации частью такой проектной документации), направленных в Инспекцию в соответствии с частью 5.2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в случае если такие изменения влекут за собой изменение состава событий, наступление которых является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, и (или) сроков наступления таких событий);
б) извещения об изменении сроков наступления события, которое является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
9. Утверждение и направление (вручение) контролируемому лицу программы проверок с внесенными в нее изменениями осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящего раздела.
10. В случае получения Инспекцией от контролируемого лица изменений, внесенных в рабочую документацию, являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации частью проектной документации, Инспекция оценивает соответствие выполняемых работ и применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям измененной рабочей документации в части, в которой такая измененная рабочая документация является частью проектной документации.
При внесении изменений в рабочую документацию, являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации частью проектной документации, рассматривают рабочую документацию только в объеме внесенных изменений.
11. В рамках осуществления регионального государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
а) инспекционный визит;
б) документарная проверка;
в) выездная проверка.
12. Решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, принимаемое по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 57 Федерального закона о контроле (надзоре) подписывается начальником (заместителем начальника) Инспекции.
13. Информация об объектах капитального строительства, указанных в части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в отношении которых осуществляется региональный государственный строительный надзор вносится в реестр.
14. Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица либо объекта надзора.
В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
инструментальное обследование;
истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта надзора.
Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица.
Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности не может превышать 1 рабочий день.
Контролируемые лица или их представители обязаны обеспечить беспрепятственный доступ инспектора в здание, сооружение, помещения.
15. Под документарной проверкой понимается контрольное (надзорное) мероприятие, которое проводится по месту нахождения Инспекции и предметом которого являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и решений Инспекции. В ходе документарной проверки рассматриваются документы контролируемых лиц, имеющиеся в распоряжении Инспекции, результаты предыдущих контрольных (надзорных) мероприятий, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах, осуществленных в отношении этих контролируемых лиц регионального государственного строительного надзора.
В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
истребование документов;
экспертиза.
В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Инспекции, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение контролируемым лицом обязательных требований, Инспекция направляет в адрес контролируемого лица требование предоставить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы. В течение 10 рабочих дней со дня получения данного требования контролируемое лицо обязано направить в Инспекцию указанные документы.
Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления Инспекцией контролируемому лицу требования предоставить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента предоставления указанных в требовании документов в Инспекцию, а также период с момента направления контролируемому лицу информации о выявлении Инспекцией ошибок и (или) противоречий в представленных в Инспекцию либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведений, содержащихся в имеющихся у Инспекции документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля (надзора), и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в Инспекцию.
16. Под выездной проверкой понимается комплексное контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое посредством взаимодействия с конкретным контролируемым лицом в целях оценки соблюдения таким лицом обязательных требований, а также оценки исполнения предписания Инспекции. Выездная проверка проводится по месту осуществления контролируемым лицом деятельности по строительству или реконструкции объекта капитального строительства или нахождения объекта надзора.
О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона о контроле (надзоре).
Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является пункт 6 части 1 статьи 57 Федерального закона о контроле (надзоре) и которая для микропредприятия не может продолжаться более сорока часов.
В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
отбор проб (образцов);
инструментальное обследование;
испытание;
экспертиза.
Содержание и оформление контрольных (надзорных) действий, совершаемых в ходе выездной проверки, определены статьей 76, статьями 78 - 84 Федерального закона о контроле (надзоре).
17. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства Инспекцией проводится выездная проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 5 или 6 части 1 статьи 57 Федерального закона о контроле (надзоре) (далее - итоговая проверка), по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям, указанным в части 16 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - заключение о соответствии) либо об отказе в выдаче заключения о соответствии.
Инспекция выдает заключение о соответствии, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства не были допущены нарушения требований, указанных в части 16 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, либо такие нарушения были устранены до дня окончания итоговой проверки.
Инспекция отказывает в выдаче заключения о соответствии в следующих случаях:
а) при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства допущены нарушения требований, указанных в части 16 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и такие нарушения не устранены до дня окончания итоговой проверки;
б) при проведении итоговой проверки установлено, что работы по строительству, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме, предусмотренном проектной документацией, не завершены. В этом случае Инспекция по согласованию с застройщиком или техническим заказчиком вносит изменение в программу проверок в части срока завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства.
18. Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче заключения о соответствии составляются в форме электронного документа, подписываются инспектором (инспекторами), осуществлявшим итоговую проверку, утверждаются приказом Инспекции и направляются застройщику или техническому заказчику в течение 5 рабочих дней со дня завершения итоговой проверки посредством электронной почты, информационных систем, а в случае, предусмотренном частью 9 статьи 21 Федерального закона о надзоре (контроле), - на бумажном носителе.
19. Решение об отказе в выдаче заключения о соответствии может быть обжаловано в судебном порядке.
20. Региональный государственный строительный надзор в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проводится при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1, 3 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона о контроле (надзоре). В этом случае формирование программы проверок в соответствии с частью 14 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации не осуществляется.
21. При получении сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, наличие которых является основанием проведения регионального государственного строительного надзора в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 57 Федерального закона о контроле (надзоре), инспектор последовательно предпринимает действия, предусмотренные частью 3 статьи 58, статьей 59, статьей 60 Федерального закона о контроле (надзоре).
22. В рамках осуществления регионального государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
а) инспекционный визит;
б) выездная проверка;
в) наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности);
г) выездное обследование.
Проведение указанных контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 14, 16 раздела IV настоящего Положения.
23. Решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия принимается начальником (заместителем начальника) Инспекции.
24. Индивидуальный предприниматель или гражданин, являющийся контролируемым лицом, вправе представить в Инспекцию информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства, их участие в судебном заседании), в связи с чем проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится Инспекцией на срок, необходимый для устранения указанных обстоятельств.
V. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
1. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт).
В случае, если по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в том числе несоответствие выполняемых работ и применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, результатов таких работ требованиям, предусмотренным в пункте 1 части 3 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в акте в соответствии с частью 2 статьи 87 Федерального закона о контроле (надзоре) должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в акте указывается факт его устранения.
2. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
3. В случае оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу Инспекция обязана выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Акт, предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, а также приложенные к акту подготовленные либо полученные в процессе проведения контрольного (надзорного) мероприятия документы (при их наличии) составляются в форме электронного документа и направляются (вручаются) контролируемому лицу посредством электронной почты, информационных систем, указанных в статье 17 Федерального закона о контроле (надзоре) (далее - информационные системы), а в случае, предусмотренном частью 9 статьи 21 Федерального закона о контроле (надзоре), - на бумажном носителе.
4. В случае если основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия является истечение срока исполнения контролируемым лицом предписания, предметом такого контрольного (надзорного) мероприятия является исключительно исполнение выданного Инспекцией предписания.
5. В случае если по результатам контрольного (надзорного) мероприятия акт подлежит составлению в форме электронного документа и это невозможно осуществить на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия по причине отсутствия доступа к информационным системам, акт составляется не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем окончания контрольного (надзорного) мероприятия.
6. Документы, составляемые и полученные при осуществлении регионального государственного строительного надзора, в том числе документы, их копии, полученные от контролируемого лица и иных источников, в том числе полученные в порядке межведомственного взаимодействия, а также материалы, полученные по итогам рассмотрения обращений граждан и юридических лиц, подлежат учету и хранению в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об архивном деле. Указанные документы хранятся в информационной системе Инспекции.
7. В случае, если по результатам проведенного контрольного (надзорного) мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, проверка соблюдения которых является предметом регионального государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия принимаются меры, предусмотренные частью 17 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
8. Порядок оформления результатов контрольного (надзорного) мероприятия и ознакомления с ними контролируемого лица осуществляются в соответствии с требованиями статей 87, 88 Федерального закона о контроле (надзоре).
9. В случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте, контролируемое лицо вправе направить жалобу в порядке, предусмотренном разделом VII настоящего Положения.
VI. Перечень способов фиксации и порядок их осуществления, используемых при осуществлении регионального государственного строительного надзора
1. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий инспекторами, уполномоченными на проведение таких контрольных (надзорных) мероприятий, лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, для фиксации доказательств соблюдения, нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации указанных доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований.
2. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств нарушений обязательных требований, прикладываются к акту. Применение фотосъемки, аудио- и видеозаписи должностными лицами, уполномоченными на проведение документарных проверок и выездных проверок, лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, осуществляется с учетом выполнения технических мероприятий, обеспечивающих соблюдение требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне и об иной охраняемой законом тайне.
3. Фотосъемка используется для фиксации каждого нарушения обязательных требований при проведении:
осмотра;
отбора проб (образцов).
4. Видеозапись используется в следующих случаях:
проведение осмотра;
в случае невозможности однозначной идентификации нарушений обязательных требований при фотосъемке;
при проведении опроса (при наличии письменного согласия контролируемого лица на проведение видеозаписи опроса);
при отборе проб (образцов);
в случае отказа контролируемого лица или его уполномоченного представителя, в отношении которого проводится проверка, от дачи письменного объяснения и при его согласии давать устные объяснения с применением видеозаписи.
5. Аудиозапись используется в следующих случаях:
проведение опроса (при наличии письменного согласия контролируемого лица на проведение аудиозаписи опроса);
в случае отказа контролируемого лица или его представителя, в отношении которого проводится контрольное (надзорное) мероприятие, от дачи письменного объяснения и при его согласии давать устные объяснения с применением аудиозаписи.
6. Аудио- и видеозапись устных пояснений контролируемого лица или его уполномоченного представителя проводятся при условии предварительного уведомления контролируемого лица или его представителя и наличии его письменного согласия.
7. В этом случае в письменном согласии инспектором или лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, должна быть сделана отметка о проведении аудио- или видеозаписи с указанием наименования и серийного номера звуко- или видеозаписывающей аппаратуры и носителя, на который эта запись осуществлялась.
Аналогичным образом фиксируются устные объяснения иных лиц, которым могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, подлежащих установлению в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
8. Фото-, аудио- и видеозапись осуществляются в следующем порядке:
для фиксации хода и результатов контрольного (надзорного) мероприятия осуществляются ориентирующая, обзорная, узловая и детальная фотосъемка и видеозапись;
фото-, аудио-, видеофиксация проводятся инспектором, назначенным ответственным за проведение контрольного (надзорного) мероприятия, посредством использования фотоаппаратов, диктофонов, видеокамер, а также мобильных устройств (телефоны, смартфоны, планшеты);
оборудование, используемое для проведения фото- и видеофиксации, должно иметь техническую возможность отображения на фотоснимках и видеозаписи текущей даты и времени, а также сохранения данных о месте съемки (координат);
аудиозапись ведет инспектор, назначенный ответственным должностным лицом за проведение контрольного (надзорного) мероприятия.
9. При проведении фото- и видеофиксации должны соблюдаться следующие требования:
необходимо применять приемы фиксации, при которых исключается возможность искажения свойств объекта надзора;
следует обеспечивать условия фиксации, при которых полученные фотоснимки, видеозапись максимально точно и полно отображают свойства объектов надзора;
информация о проведении фото-, аудио- и видеозаписи отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия с указанием типа и марки оборудования, с помощью которого проводилась фиксация;
фото-, аудио- и видеоматериалы являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
VII. Порядок отбора образцов продукции (товаров)
1. Отбор проб (образцов) применяемых строительных материалов (изделий) осуществляется в количестве, необходимом и достаточном для проведения инструментального обследования, испытания, экспертизы в соответствии с утвержденными документами по стандартизации, правилами отбора проб (образцов) и методами их исследований (испытаний) и измерений, техническими регламентами или иными нормативными техническими документами, правилами, методами исследований (испытаний) и измерений и иными документами.
Выборка проб (образцов) продукции (товаров) по количеству проб (образцов) должна обеспечивать принятие обоснованных решений о соответствии продукции (товаров) установленным требованиям.
2. Отбор проб (образцов) осуществляется в присутствии контролируемых лиц или их представителей с применением фотосъемки и (или) видеозаписи в порядке, установленном разделом VI настоящего Положения.
VIII. Досудебный порядок подачи жалобы
1. Контролируемые лица, в отношении которых приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 Федерального закона о контроле (надзоре), имеют право на обжалование решений Инспекции, действий (бездействия) инспекторов, осуществляющих региональный государственный строительный надзор в досудебном порядке.
2. Досудебное обжалование решений Инспекции, действий (бездействия) инспекторов осуществляется в соответствии с главой 9 Федерального закона о контроле (надзоре).
3. Жалоба подается контролируемым лицом в Инспекцию в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и государственной информационной системы "Региональный портал государственных и муниципальных услуг (функций) Курской области".
Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается контролируемым лицом без использования единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг на бумажном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной или иной охраняемой законом тайне.
4. Жалоба на решение Инспекции, действия (бездействие) инспекторов рассматривается начальником Инспекции.
Жалоба на действия (бездействие) заместителя начальника Инспекции рассматривается начальником Инспекции.
Жалоба на решение начальника Инспекции рассматривается заместителем Губернатора Курской области, курирующем деятельность Инспекции.
5. Жалоба на решение Инспекции, действия (бездействие) инспекторов может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Жалоба на предписание может быть подана в течение 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен лицом, уполномоченным рассматривать жалобу.
Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.
6. Жалоба в день поступления регистрируется в Инспекции и подлежит рассмотрению в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы может быть продлен на 20 рабочих дней в следующих исключительных случаях:
а) проведение в отношении инспектора, действия (бездействие) которого обжалуются, служебной проверки по фактам, указанным в жалобе;
б) отсутствие должностного лица, действия (бездействие) которого обжалуются, по уважительной причине (временная нетрудоспособность, отпуск, командировка).
7. По итогам рассмотрения жалобы Инспекция принимает одно из следующих решений:
1) оставляет жалобу без удовлетворения;
2) отменяет решение Инспекции полностью или частично;
3) отменяет решение Инспекции полностью и принимает новое решение;
4) признает действия (бездействие) инспекторов незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
Решение Инспекции, содержащее обоснование его принятия, срок и порядок его исполнения, размещается в личном кабинете контролируемого лица на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональном портале государственных и муниципальных услуг в срок не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Органом, уполномоченным на осуществление надзора, является Государственная инспекция строительного надзора Курской области. Установлен предмет регионального государственного строительного надзора. Определены критерии отнесения объектов надзора к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в рамках осуществления строительного надзора. Утвержден перечень профилактических мероприятий в рамках осуществления надзора, а также перечень контрольных (надзорных) мероприятий. Определена форма результатов контрольных (надзорных мероприятий). По окончании проведения мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролирующим лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия.
Постановление вступает в силу с 1 января 2022 г.
Постановление Администрации Курской области от 20 декабря 2021 г. N 1401-па "Об утверждении Положения о региональном государственном строительном надзоре"
Вступает в силу с 1 января 2022 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте Администрации Курской области (https://курск.рф/) 20 декабря 2021 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 22 декабря 2021 г. N 4600202112220010
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Курской области от 27 июля 2023 г. N 836-пп
Изменения вступают в силу с 27 июля 2023 г.
Постановление Правительства Курской области от 9 июня 2023 г. N 637-пп
Изменения вступают в силу с 9 июня 2023 г.
Постановление Правительства Курской области от 16 февраля 2023 г. N 198-пп
Изменения вступают в силу с 17 февраля 2023 г.
Постановление Администрации Курской области от 23 августа 2022 г. N 936-па
Изменения вступают в силу с 23 августа 2022 г.