Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
В соответствии Положением о комитете по сохранению культурного наследия Ленинградской области, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 24.12.2020 N 850, комитет по сохранению культурного наследия Ленинградской области (далее - Комитет) является органом, осуществляющим государственный контроль за состоянием государственной части Музейного фонда Российской Федерации в следующей форме:
- проверка состояния сохранности и условий хранения музейных предметов и музейных коллекций;
- направление запросов и получение информации о музейных предметах и музейных коллекциях, необходимой для осуществления государственного учета Музейного фонда Российской Федерации (далее - государственный контроль).
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля за состоянием государственной части Музейного фонда Российской Федерации на 2022 год (далее - Программа профилактики) разработана во исполнение статьи 44 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ и Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года N 990.
В соответствии с Федеральным законом "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" от 26.05.1996 N 54-ФЗ (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ), Положением о Музейном фонде Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1998 г. N 179, проблема сохранения музейных предметов и музейных коллекций относится к числу приоритетных направлений в деятельности Министерства культуры Российской Федерации, органов исполнительной власти Российской Федерации в сфере культуры.
Предметом государственного контроля является соблюдение объектом проверки обязательных требований федерального законодательства и законодательства Ленинградской области, установленных в части обеспечения сохранности и условий хранения музейных предметов и музейных коллекций.
Субъектами профилактических мероприятий при осуществлении государственного контроля за состоянием государственной части Музейного фонда Российской Федерации являются музеи, в собственности, во владении или в пользовании которых находятся музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации (далее - подконтрольные субъекты).
Основные цели создания музея - хранение, выявление и собирание, изучение и публикация музейных предметов и коллекций, осуществление просветительской и образовательной деятельности.
В зависимости от того, какой статус имеет музей и за счет каких средств музейные предметы и коллекции были приобретены, допускаются разные формы собственности на музейные предметы и коллекции, включенные в состав Музейного фонда РФ, - государственная, муниципальная, частная или иная.
В составе Музейного фонда РФ выделяют две части: государственную и негосударственную. К государственной относятся музейные предметы и коллекции, приобретаемые государственными музеями, иными государственными учреждениями за счет средств учредителей или собственных, а также и иных средств. Негосударственную часть Музейного фонда РФ составляют музейные предметы и коллекции, не относящиеся к государственной.
За государственными музеями и иными государственными учреждениями музейные предметы и коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, закрепляются на праве оперативного управления.
Государственный контроль осуществляется посредством следующих мероприятий:
- организация и проведение проверок деятельности подконтрольных субъектов на предмет обеспечения ими состояния сохранности и условий хранения музейных предметов и музейных коллекций, относящихся к государственной части Музейного фонда Российской Федерации, находящихся на территории Ленинградской области;
- привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- направление запросов и получение информации о музейных предметах и музейных коллекциях, необходимой для осуществления государственного учета Музейного фонда Российской Федерации;
- проведение разъяснительной, методической и консультативной работы с подконтрольными субъектами.
На официальном сайте Комитета размещается информация:
- перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля;
- тексты нормативных правовых актов; мероприятия проверок;
- сведения об итогах проведенных проверок и иные документы.
По состоянию на 01.10.2021 общая численность музеев, в отношении которых Комитет осуществляет государственный контроль, составляет - 6, кроме этого ГБУК ЛО "Музейное агентство" имеет филиальную сеть в количестве 28 музеев.
Обязательным условием безопасности и сохранности музейных коллекций является соблюдение требований к состоянию зданий, в которых расположены музеи.
Часть строений музеев, в отношении которых осуществляется государственный контроль, не соответствует нормативным документам по обеспечению сохранности Музейного фонда Российской Федерации.
Фондохранилища музеев располагаются в старых помещениях, не соответствующих нормам хранения, часто в подвалах и полуподвалах, где проходят инженерные коммуникации, зачастую находящиеся в аварийном состоянии, на первых этажах жилых домов, что чревато самыми негативными последствиями. Отсутствие достаточного финансирования тормозит внедрение новых технологий обеспечения сохранности музейных предметов и коллекций, проведение необходимых работ по их реставрации. При этом более половины Музейного фонда нуждается в реставрации и консервации. Большая часть музейных зданий оборудована охранными системами устаревшей модификации. Техническая укрепленность большинства музейных зданий также не отвечает требованиям нормативных документов из-за их неудовлетворительного состояния.
Одной из главных и самых серьезных по своим последствиям опасностей является угроза возникновения пожаров. Подавляющее большинство музеев нуждается в оборудовании новейшими системами пожарной сигнализации, модульного автоматического пожаротушения, а также в создании надежных систем молниезащиты.
Министерством культуры Российской Федерации как федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, принято решение о необходимости завершения работы по внесению данных в Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации в части внесения сведений в реестр музеев, а также в реестр музейных предметов и музейных коллекций в 2024 году.
По состоянию на настоящий момент объем внесенных данных составляет менее 70% от общего объема предметов музейного фонда.
Перечни обязательных требований включают в себя установленные в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом N 54-ФЗ, иными федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Ленинградской области в сфере музейного дела, соблюдение которых является предметом государственного контроля, в том числе требования:
1) ко включению музейных предметов и музейных коллекций в состав Музейного фонда Российской Федерации;
2) к исключению музейных предметов и музейных коллекций из состава Музейного фонда Российской Федерации (в связи с утратой музейного предмета, разрушения, а также отсутствием историко-культурной, художественной, научной и иной их ценности, установленным экспертизой, проведенной в отношении этих музейных предметов и музейных коллекций, наличием судебного решения, вступившего в законную силу);
3) ко включению сведений о музейных предметах и музейных коллекциях в Государственный каталог музейных предметов и музейных коллекций Музейного фонда Российской Федерации;
4) к исключению сведений о музейных предметах и музейных коллекциях из Государственного каталога музейных предметов и музейных коллекций Музейного фонда Российской Федерации:
- утраты или физического разрушения музейных предметов и музейных коллекций;
- обмена на другие музейные предметы и музейные коллекции;
- ошибочного экспертного заключения о культурно-историческом значении, физическом состоянии и других особенностях характеристики музейных предметов, музейных коллекций и иных культурных ценностей;
- в иных случаях, предусмотренных законодательством;
5) к обеспечению физической сохранности и безопасности музейных предметов и музейных коллекций;
6) к ведению и сохранности учетной документации, связанной с музейными предметами и музейными коллекциями;
7) к использованию музейных предметов и музейных коллекций в научных, культурных, образовательных, творческих целях;
8) к использованию по назначению недвижимого имущества, закрепленного за подконтрольным субъектом на праве оперативного управления;
9) к учету музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации.
Перечни обязательных требований разрабатываются на основе Перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по государственному контролю за состоянием государственной части Музейного фонда Российской Федерации.
Мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований реализуются Комитетом по следующим направлениям:
1. Обеспечение размещения на официальном сайте Комитета в сети "Интернет" перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов.
2. Осуществление информирования подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством: разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований.
3. Проведения семинаров и конференций.
4. Обеспечение регулярного обобщения практики и размещение на официальном сайте комитета в сети "Интернет" соответствующих обобщений.
5. Выдача предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
6. Анализ и оценка рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.