Письмо Министерства спорта РФ от 6 августа 2020 г. N ИСХ-02-5-10/7350
Направляем для использования в работе информацию по вопросу применения положений приказа Министерства спорта Российской Федерации от 19 марта 2020 г. N 224 "Об утверждении порядка присвоения квалификационных категорий тренеров и квалификационных требований к присвоению квалификационных категорий тренеров".
Приложение: на 7 л. в 1 экз.
Директор Департамента |
А.А. Морозов |
Информация к приказу Минспорта России от 19.03.2020 N 224
"Об утверждении порядка присвоения квалификационных категорий тренеров и квалификационных требований к присвоению квалификационных категорий тренеров"
I. Последовательность присвоения квалификационных категорий
Исходя из положений части 12 статьи 22 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 329-ФЗ) и приказа Министерства спорта Российской Федерации от 19.03.2020 N 224 "Об утверждении порядка присвоения квалификационных категорий тренеров и квалификационных требований к присвоению квалификационных категорий тренеров" (далее соответственно - Приказ, Порядок), в Российской Федерации устанавливаются следующие квалификационные категории тренеров:
тренер высшей квалификационной категории;
тренер первой квалификационной категории;
тренер второй квалификационной категории.
В соответствии с абзацем вторым пункта 5 Порядка вторая квалификационная категория присваивается тренерам независимо от продолжительности работы тренера в организации, осуществляющей спортивную подготовку (далее - организация).
Кроме того, исходя из содержания квалификационных требований, а также документов, подтверждающих их выполнение, квалификационная категория может быть присвоена только тем тренерам, которые реализуют программы спортивной подготовки, то есть осуществляют проведение тренировочных мероприятий, а также осуществляют руководство деятельностью для достижения спортивных результатов лиц, проходящих спортивную подготовку.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в рамках применения Порядка, вторая квалификационная категория может быть присвоена только тем тренерам, которые осуществляют свою деятельность в организациях и соответствуют определению понятия "тренер", закрепленному Федеральным законом N 329-ФЗ.
Тренер, осуществляющий свою трудовую деятельность в организации, вправе, независимо от продолжительности своей работы в ней, подать заявление на присвоение второй квалификационной категории. При этом, следует учитывать, что тренеру может быть отказано в присвоении квалификационной категории только на основании пункта 27 Порядка, а именно несоответствия результатов профессиональной деятельности тренера квалификационным требованиям. Иных оснований для принятия решения о неприсвоении тренеру квалификационной категории Порядком не предусмотрено.
Исходя из содержания пункта 5 Порядка, первая или высшая квалификационные категории присваиваются тренеру не ранее, чем через один год после присвоения второй квалификационной категории. Таким образом, Порядком не предусмотрена прямая последовательность присвоения последующих более высоких категорий и предоставлена возможность присвоения тренеру как первой, так и высшей квалификационной категории при наличии второй квалификационной категории, но спустя 1 год после ее присвоения. В свою очередь, пунктом 6 Порядка предусмотрено, что повышение квалификационной категории возможно при условии прохождения тренером обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам.
Пункты 2 и 4 Приказа определяют преемственность ранее существующих механизмов аттестации тренеров, действовавших на территории субъектов Российской Федерации до вступления в силу Порядка. Так, квалификационные категории, присвоенные на основании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации до вступления в силу Порядка и Требований, сохраняются в течение срока, на который они были присвоены, а тренеры, которым были присвоены первая или высшая квалификационные категории вправе подать заявление на присвоение первой и высшей квалификационных категорий тренера (без необходимости получения второй квалификационной категории).
Согласно пункту 3 Приказа, тренеры которым ранее была присвоена первая или высшая квалификационные категории по должности тренер-преподаватель, в соответствии с Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденным приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 N 276 "Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" вправе подать заявление на присвоение первой или высшей квалификационной категории тренера (без необходимости получения второй квалификационной категории).
II. Организация работы комиссии по оценке профессиональной деятельности тренера
Пункт 8 Порядка устанавливает требования к комиссии, проводящей оценку результатов профессиональной деятельности тренеров на их соответствие квалификационным требованиям (далее - комиссия). В соответствии с указанным пунктом Порядка, комиссия должна состоять не менее чем из 7 человек, из числа которых в обязательном порядке должен быть избран ее председатель и его заместитель, а также секретарь комиссии.
В пунктах 9-12 Порядка предусмотрены комиссии, формирование которых зависит от присваиваемых квалификационных категорий. Так комиссии формируются Минспортом России, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в целях присвоения первой и высшей квалификационной категории) и организациями, в которых осуществляет свою деятельность тренер (в целях присвоения второй квалификационной категории).
Также, пунктами 9-12 Порядка определены составы представителей в формируемых комиссиях в зависимости от субъекта правоотношений, при котором соответствующая комиссия создается. Следует учитывать, что поименованный в пунктах 9-12 Порядка перечень представителей в формируемых комиссиях не является исчерпывающим и может быть расширен. При этом, предъявляемые к членам комиссии требования, а также их возможное наименование, требования к уровню образования, стажу работы и иные требования, их права и обязанности, порядок организации деятельности комиссии и обеспечение ее деятельности, способы принятия решений и другие вопросы рекомендуется определять Положением о комиссии.
Для полноценного регулирования вопроса присвоения первой и высшей квалификационных категорий в субъектах Российской Федерации рекомендуется внести изменения в региональный закон, регулирующий правоотношения в сфере физической культуры и спорта в части уточнения полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области физической культуры и спорта по присвоению первой и высшей квалификационных категорий, в том числе в части определения сроков действия присвоенных квалификационных категорий.
При внесении таких изменений рекомендуется предусмотреть возможность утверждения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта региональных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы, не урегулированные порядком, например:
1. Регламент процедуры присвоения квалификационных категорий, где могут быть установлены сроки подачи документов, сроки проведения заседаний комиссии, сроки принятия решений о соответствии или несоответствии тренера квалификационным требованиям, возможность обжалования решений комиссии и иные вопросы, не противоречащие Порядку и Федеральному закону N 329-ФЗ.
2. 4-летний срок присвоения квалификационной категории тренеру.
3. Положение о комиссии и ее составе, в котором рекомендуется отразить порядок принятия решений о соответствии или несоответствии тренера квалификационным требованиям, а также порядок формирования комиссии.
4. Положение об апелляционной комиссии, в котором рекомендуется установить процедуру обжалования решений комиссии.
Право самостоятельного закрепления субъектом Российской Федерации в законодательных или иных нормативных правовых актах срока, на который может быть присвоена квалификационная категория тренеру, вытекает из положений Конституции Российской Федерации, а также Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Так, в соответствии со статьей 3 указанного закона субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения, к которым в частности относятся вопросы физической культуры и спорта, до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
III. Документы, сведения и порядок присвоения квалификационных категорий
В соответствии с пунктом 8 Порядка комиссии проводят оценку профессиональной деятельности тренеров на соответствие их квалификационным требованиям.
Согласно пункту 7 Порядка результаты профессиональной деятельности тренера оцениваются за 4 года предшествующих дню подачи заявления.
Пунктами 13-19 Порядка определен порядок подачи заявления, перечислены сведения, которые необходимо представить в целях присвоения квалификационной категории, основания возврата заявления, порядок рассмотрения заявления, сроки рассмотрения заявления и оценки профессиональной деятельности тренера.
Пунктом 15 предусмотрен перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению о присвоении квалификационной категории. Каждый из документов, предоставляемых тренером, должен содержать либо индивидуализирующие признаки тренера, либо подтверждение выполнения соответствующего квалификационного требования.
Пунктами 23-28 Порядка определяется порядок принятия решений о присвоении или неприсвоении квалификационной категории тренеру. Основанием для принятия решений является протокол заседания комиссии.
IV. Порядок расчета баллов на основании квалификационных требований к присвоению квалификационных категорий тренеров
В соответствии с Порядком присвоение квалификационной категории осуществляется на основании балльной оценки профессиональной деятельности тренера за последние 4 года.
В соответствии с нормами Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2020 год, к ставкам заработной платы, окладам (должностным окладам) тренеров рекомендуется применять повышающие коэффициенты и (или) повышения за наличие квалификационной категории, размер которых устанавливается в Положениях об оплате труда.
При установлении выплат рекомендуется засчитывать тренеру результаты спортсмена, при условии достижения срока работы с ним - не менее 2 лет.
Кроме того, согласно пункту 19 Порядка оценка проводится на предмет соответствия профессиональной деятельности тренера квалификационным требованиям, указанным в Требованиях.
Согласно пункту 20 Порядка для присвоения квалификационной категории тренеру необходима определенная сумма баллов. Сумма баллов должна составлять:
при присвоении высшей квалификационной категории - не менее 1000 баллов;
при присвоении первой квалификационной категории - не менее 700 баллов;
при присвоении второй квалификационной категории - не менее 300 баллов.
Сумма баллов рассчитывается путем суммирования баллов, указанных в пунктах 1-12 таблицы приложения N 2.
В пунктах 1-12 таблицы приложения N 2 предусмотрены квалификационные требования и количество баллов, которое зависит от уровня выполнения квалификационного требования и соответствующей квалификационной категории.
Уровень выполнения квалификационного требования это предусмотренное в пунктах 1-12 таблицы приложения N 2 разделение результатов выполнения квалификационного требования. Например, выполнение квалификационного требования, предусмотренного пунктом 1 таблицы приложения N 2 при присвоении высшей квалификационной категории имеет 3 уровня выполнения, которые зависят от занятых мест.
При присвоении:
второй квалификационной категории тренеру в сумму баллов могут быть включены баллы, указанные в столбцах 5, 4, 3 таблицы;
первой квалификационной категории тренеру в сумму баллов могут быть включены баллы, указанные в столбцах 4, 3 таблицы;
высшей квалификационной категории тренеру в сумму баллов могут быть включены баллы, указанные в столбце 3 таблицы.
Кроме того, количество баллов, которое может быть начислено за выполнение квалификационного требования имеет минимальное и максимальное значение в зависимости от уровня выполнения квалификационного требования и квалификационной категории.
В соответствии с пунктом 7 Порядка при присвоении квалификационной категории оцениваются результаты профессиональной деятельности тренера за 4 года, предшествующие дню подачи заявления. Таким образом, указанное максимальное количество баллов это то количество баллов, которое может получить тренер при оценке соответствия его профессиональной деятельности квалификационному требованию за 4 года, то есть. Например, если у тренера каждый год на протяжении 4 лет 2 спортсмена занимали 1 и 2 места на чемпионатах мира и тренер претендует на присвоение высшей квалификационной категории, то за выполнение квалификационного требования, предусмотренного пунктом 1 таблицы из приложения N 2 к приказу ему начислят 400 баллов, поскольку за 4 года на чемпионате мира у тренера 8 спортсменов заняли 1-3 место, что соответствует 400 баллам.
При этом, баллы, которые получит тренер за выполнение различных уровней соответствия квалификационного требования, могут суммироваться. Например, если у вышеуказанного тренера на протяжении 4 лет помимо двух указанных спортсменов, был 1 спортсмен, который занимал каждый год 7-10 места на чемпионате мира, то такому тренеру за выполнение квалификационного требования, предусмотренного пунктом 1 таблицы из приложения N 2 к приказу начислят 400 + 330 баллов, поскольку за 4 года на чемпионате мира у тренера 8 спортсменов заняли 1-3 место, а также 4 спортсмена заняли 7-10 места, что соответствует 400 + 330 баллам.
Положения пунктов 1-12 таблицы приложения N 2 использующие обозначение "*" учитываются только при расчете суммы баллов для присвоения высшей и первой квалификационной категории для тренеров, реализующих программы спортивной подготовки на этапе начальной подготовки и тренировочном этапе.
Положения пунктов 1-12 таблицы приложения N 2 использующие обозначение "**" учитываются только при расчете суммы баллов для присвоения высшей и первой квалификационной категории для тренеров, реализующих программы спортивной подготовки на этапе начальной подготовки.
Пример расчета суммы баллов:
1. Тренер претендует на присвоение второй квалификационной категории.
Тренер осуществляет спортивную подготовку на тренировочном этапе.
За прошедшие 4 года у тренера:
1 спортсмен занял 1-3 места, 3 спортсмена 4-6 места, 2 спортсмена 7-10 места в спортивных соревнованиях, проводимых на муниципальном уровне (80 + 50 + 20 = 150 баллов);
Участие тренера в 4 семинарах, проводимых организацией, и 1 конференции, проводимой муниципальным образованием (30 + 30 = 60 баллов);
Тренер имеет поощрение уровня муниципального образования (100 баллов).
Итог: 150 + 60 + 100 = 310 баллов.
2. Тренер претендует на присвоение первой квалификационной категории.
Тренер осуществляет спортивную подготовку на этапе начальной подготовки.
За прошедшие 4 года у тренера:
1 спортсмен занял 7-10 место, 1 спортсмен принял участие в первенстве субъекта Российской Федерации (110 + 100 = 210 баллов);
1 человек занял 1-3 места, 2 человека 4-6 места в спортивных соревнованиях, проводимых на муниципальном уровне (80 + 50 = 130 баллов);
10 спортсменов заняли 1-3 места в спортивных соревнованиях, проводимых организацией, осуществляющей спортивную подготовку (30 баллов);
2 спортсмена у тренера имеют "второй юношеский спортивный разряд" (70 баллов);
2 спортсмена перешли на тренировочный этап в спортивную школу олимпийского резерва (20 + 20 = 40 баллов);
тренер участвовал в 3 семинарах, проводимых организацией, 3 мастер-классах, проводимых муниципальным образованием, и 1 конференции, проводимой субъектом Российской Федерации и 1 конференции, проводимой международной организацией (30 + 40 + 60 + 90 = 220 баллов);
методические разработки тренера были включены в сборник итогов международной конференции (100 баллов);
тренер получил 2 поощрения от организации, 3 от муниципального образования (50 + 100 = 150).
Итог: 210 + 130 + 30 + 70 + 40 + 220 + 100 + 150 = 960# баллов.
3. Тренер претендует на присвоение высшей квалификационной категории.
Тренер осуществляет спортивную подготовку на этапе высшего спортивного мастерства.
За прошедшие 4 года у тренера:
1 спортсмен занял 1-3 место, 1 спортсмен занял 7-10 место на чемпионате мира (380 + 320 = 700 баллов);
2 спортсмена заняли 1-3 места на первенстве России (280 баллов);
2 спортсмена заняли 1-3 места на первенстве субъекта Российской Федерации (170 баллов);
2 спортсмена имеют спортивное звание "мастер спорта России" (250 баллов);
2 спортсмена были включены в спортивную сборную команду Российской Федерации (100 баллов);
тренер имеет ведомственную награду уровня Российской Федерации (300 баллов).
Итог: 700 + 280 + 170 + 250 + 100 + 300 = 1800 баллов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства спорта РФ от 6 августа 2020 г. N ИСХ-02-5-10/7350
Текст письма опубликован не был