Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу министерства образования
и науки Республики Адыгея
от 23.07.2021 г. N 1608
Положение
о создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Республики Адыгея
26 августа 2021 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее соответственно - Положение, система научно-методического сопровождения, РСНМС) определяет цели и задачи, принципы формирования, структуру и субъекты РСНМС, организационные, содержательные и процессуальные основы деятельности существующих и вновь создаваемых в региональной системе образования структур и форм научного и методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в целях обеспечения реализации мероприятий федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в части создания условий для развития кадрового потенциала и профессионального роста педагогических работников и управленческих кадров системы образования Республики Адыгея.
1.2. Нормативная правовая основа создания и функционирования региональной системы научно-методического сопровождения:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
- Указы Президента Российской Федерации "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" N 204 от 07 мая 2018 г. (с изменениями и дополнениями от 19 июля 2018 г.) и от 21.07.2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
- Национальный проект Российской Федерации "Образование", федеральный проект "Современная школа".
- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" (Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642).
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. N 3273-р "Основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 года N 2580-р).
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 01.02.2021 г. N 37 "Об утверждении методик расчета показателей федеральных проектов национального проекта "Образование".
- Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 06.08.2020 N Р-76 "Об утверждении Концепции создания федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров".
- Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 04.02.2021 г. N Р-33 "Об утверждении методических рекомендаций по реализации мероприятий по формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров".
- Распоряжение Кабинета Министров Республики Адыгея от 29.10.2018 N 306-р "О мерах по созданию в Республике Адыгея аккредитационного центра системы образования и центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в рамках федерального проекта "Учитель будущего", национального проекта "Образование".
- Приказ Министерства образования и науки Республик Адыгея от 28.05.2019 года N 625 "О создании в структуре государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования "Адыгейский республиканский институт повышения квалификации" Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников по модели "Стандарт".
- Приказ ГБУ ДПО РА "Адыгейский республиканский институт повышения квалификации" от 03.06.2019 года N 73од "Об утверждении Положения о центре непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Республики Адыгея "Адыгейский республиканский институт повышения квалификации".
- Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 28.06.2019 года N 156 "О создании государственного бюджетного учреждения Республики Адыгея "Адыгейский республиканский центр оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов".
2. Цель, задачи и принципы формирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
2.1. Целью РСНМС является создание единого научно-методического пространства, являющегося компонентом Единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, обеспечивающего субъектов научно-методической деятельности регионального, муниципального и институционального (образовательных организаций) уровней для осуществления сетевого непрерывного научно-методического сопровождения повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в соответствии с приоритетными задачами в области образования.
2.2. Задачи РСНМС:
- выстраивание единой региональной системы профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, а также тьюторское сопровождение Центром непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников ГБУ ДПО РА "Адыгейский республиканский институт повышения квалификации" (далее - ЦНППМ) индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников, построенных как на основе личных запросов педагогических работников, так и на основе диагностики профессиональных дефицитов, выявленных на базе государственного бюджетного учреждения Республики Адыгея "Адыгейский республиканский центр оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов" (далее - АРЦОПМКП);
- обеспечение наполнения федерального реестра дополнительных профессиональных программ педагогического образования (ФР ДПП) программами переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, с целью внедрения единых подходов к профессиональному развитию педагогических работников и управленческих кадров, направленного на устранение выявленных профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
- развитие сетевого взаимодействия между субъектами научно-методической деятельности для создания единой информационно-методической среды, способствующей профессиональному росту педагогических работников и управленческих кадров, разработки, апробации и внедрения инновационных моделей повышения квалификации (профессиональной переподготовки) на основе объединения и совместного использования ресурсов;
- разработка различных форм поддержки и сопровождения учителей;
- создание условий для овладения педагогическими работниками и управленческим кадрами навыкам использования современных технологий, в том числе цифровых;
- внедрение в образовательный процесс современных технологий обучения и воспитания;
- создание условий для вовлечения педагогических работников в исследовательскую и экспертную деятельности;
- создание единой системы выявления, обобщения, продвижения и внедрения подтвердивших эффективность педагогических и управленческих практик;
- стимулирование разработки, апробации и внедрения инновационных форм методической работы, деятельности профессиональных сообществ, ассоциаций и методических объединений в региональной сфере образования, направленных на освоение современных профессиональных компетенций;
- активизация продуктивного взаимодействия в методических объединениях и профессиональных сообществах разных уровней, в том числе для мотивации развития профессионализма педагогических работников, профилактики их профессионального выгорания и диссимиляции передового опыта;
- стимулирование профессионального роста педагогических работников на основе выявления их профессиональных дефицитов и кадровых потребностей региона, в том числе через участие в профессиональных конкурсах;
- развитие кадрового потенциала образовательных организаций. 2.3. Принципами формирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров являются:
- соответствие целям, задачам, показателям и результатам национального проекта "Образование", региональных проектов и программ отрасли "Образование" в части обеспечения возможности профессионального развития педагогических работников;
- соответствие реализуемых в Республике Адыгея мероприятий по повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров потребностям личностно-профессионального роста педагогических работников и управленческих кадров и их направленность на выявление и ликвидацию профессиональных дефицитов;
- консолидация ресурсов региональной системы образования, в том числе формируемой в рамках национального проекта "Образование", для обеспечения устранения профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров и эффективного повышения уровня их профессионального мастерства.
3. Структура и субъекты региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
3.1. Региональная система научно-методического сопровождения включает структурные компоненты регионального, муниципального и институционального уровней и обеспечивает преемственность научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в региональной системе образования на всех уровнях.
3.2. Структурно-функциональная модель (далее - Модель) научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Республики Адыгея включает совокупность функционально связанных компонентов, составляющих целостную систему.
3.3. В качестве структурных субъектов Модели определены:
на региональном уровне
1. Министерство образования и науки Республики Адыгея
2. Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Адыгея "Адыгейский педагогический колледж имени Х. Б. Андрухаева"
3. ГБУ ДПО РА "Адыгейский республиканский институт повышения квалификации"
4. Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Республики Адыгея (далее - ЦНППМ)
5. Государственное бюджетное учреждение Республики Адыгея "Адыгейский республиканский центр оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов" (далее - АРЦОПМКП)
6. Центры дополнительного образования детей и молодёжи:
- Государственная бюджетная организация дополнительного образования Республики Адыгея "Республиканская естественно-математическая школа" (далее - РЕМШ)
- Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Республики Адыгея "Центр дополнительного образования детей Республики Адыгея" (далее - РЦДОД)
7. Государственное бюджетное учреждение Республики Адыгея "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" (далее - ЦППМиСП)
8. Региональные инновационные площадки (далее - РИП)
9. Региональные стажировочные площадки (далее - РСП)
10. Региональные опорные методические площадки (далее - РОМП)
11. Республиканское учебно-методическое объединение учителей (далее - РУМО)
12. Республиканский клуб "Учитель года Адыгеи"
13. Республиканский клуб "Воспитатель года Адыгеи"
14. Региональный методический актив (далее - РМА)
на муниципальном уровне
1. Муниципальные (городские) методические службы (методические кабинеты) (далее - ММС)
2. Муниципальные инновационные площадки (далее - МИП)
3. Муниципальные стажировочные площадки (далее - МСП)
4. Муниципальные опорные методические площадки (далее - МОМП)
5. Муниципальные (городские) методические объединения (далее - ММО)
6. Муниципальные клубы "Учитель года", "Воспитатель года"
7. Методический актив
на институциональном уровне
1. Методические (научно-методические) советы образовательных организаций (далее - МС)
2. Методические объединения педагогов образовательной организации (далее - МО)
3. Группы педагогов, объединенных на разных основаниях: по предметному принципу, "наставник - молодой специалист", "учитель, владеющий определенной компетенцией, и учитель, которому необходимо сформировать эту компетенцию" и др.
3.4. Структурный компонент регионального уровня РСНМС представляют субъекты:
3.4.1. Региональный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования (Министерство образования и науки Республики Адыгея).
Функции:
- обеспечивает условия (материально-технические, финансовые, кадровые и иные) для достижения показателей национального проекта "Образование";
- разрабатывает и утверждает паспорт региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее - паспорт ДПП) и направляет на согласование Федеральному оператору в сроки, определяемые Федеральным оператором;
- обеспечивает заключение трехсторонних соглашений между муниципальными органами управления образованием, РОИВ и ЦНППМ, о взаимодействии и совместной реализации мероприятий, направленных на научно-методическое сопровождение педагогических работников и управленческих кадров;
- обеспечивает согласование с Федеральным оператором руководителя ЦНППМ;
- обеспечивает финансирование региональной системы научно-методического сопровождения.
3.4.2. Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Адыгея "Адыгейский педагогический колледж имени Х. Б. Андрухаева".
Функции:
- обеспечивает базовую подготовку кадров, трансфер научных достижений и передовых педагогических технологий в сферу образования;
- обеспечивает доступ ЦНППМ к результатам своей деятельности, в том числе на официальных сайтах.
- транслирует для педагогического сообщества подтвердившие эффективность педагогические и управленческие практики через научно-практические конференции и иные мероприятия в рамках научных исследований;
- формирует и развивает исследовательскую культуру педагогических работников и управленческих кадров;
- обеспечивает научно-методическую поддержку педагогических работников и образовательных организаций для работы в системе допрофессионального педагогического образования;
- выполняет иные задачи и функции, возложенные учредителем.
Подпункт 3.4.3 изменен. - Приказ Министерства образования и науки Республики Адыгея от 26 августа 2021 г. N 1749
3.4.3. ГБУ ДПО РА "Адыгейский республиканский институт повышения квалификации".
Функции:
- осуществляет организационную, методическую, экспертно-консультационную поддержку развития РСНМС;
- создаёт единое информационное пространство РСНМС;
- обеспечивает координацию развития и функционирования РСНМС;
- обеспечивает разработку ДПП в соответствии с запросом, сформулированным на основе выявленных ЦНППМПР и АРЦОПМКП у педагогических работников и руководителей образовательных организаций дефицитов;
- обеспечивает федеральный реестр дополнительных профессиональных педагогических программ (ФР ДПП) программами переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, отвечающих запросам системы образования;
- предоставляет данные о реализуемых ДПП для формирования паспорта ДППО;
- осуществляет анализ показателей эффективности функционирования РСНМС, разрабатывает рекомендации по повышению эффективности функционирования РСНМС и предоставляет их в МОиН РА.
- организует и проводит образовательные мероприятия для педагогических работников;
- обеспечивает проведение региональных конкурсов организационно-методического характера для педагогических работников и творческого характера для обучающихся образовательных организаций Республики Адыгея;
- обеспечивает разработку и внедрение нового содержания образования, технологий обучения;
- организует сопровождение системы управления образовательных организаций на основе результатов оценочных процедур;
- обеспечивает вовлечение предметных методических объединений в региональную систему научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
- формирует и сопровождает стратегические инициативы и образовательные проекты системы образования Республики Адыгея;
- выполняет иные задачи и функции, возложенные учредителем.
Подпункт 3.4.4 изменен. - Приказ Министерства образования и науки Республики Адыгея от 26 августа 2021 г. N 1749
3.4.4. Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Республики Адыгея ГБУ ДПО РА "Адыгейский республиканский институт повышения квалификации".
Функции:
- обеспечивает комплексное взаимодействие с Федеральным оператором;
- обеспечивает формирование и заполнение регионального паспорта ДППО в цифровой экосистеме дополнительного профессионального образования (далее - цифровая экосистема ДПО);
- определяет ответственного за работу в цифровой экосистеме ДПО в соответствии с регламентом, устанавливаемым Федеральным оператором;
- обеспечивает ведение реестра работников муниципальных методических служб;
- обеспечивает обучение работников муниципальных методических служб (муниципальных тьюторов) в рамках трехстороннего соглашения;
- формирует запрос на проведение научных (научно-практических) исследований и направляет его Федеральному оператору для дальнейшей передачи центрам научно-методического сопровождения;
- обеспечивает формирование системы методического и содержательного сопровождения и учет освоения программ дополнительного профессионального образования с использованием индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников, сформированных на основе выявленных дефицитов профессиональных компетенций, в том числе с применением сетевых форм реализации программ;
- разрабатывает различные формы поддержки и сопровождения учителей;
- создает условия (кадровые, материально-технические, методические и иные) для овладения педагогическими работниками и управленческими кадрами навыками использования современных технологий, в том числе цифровых;
- способствует внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения и воспитания;
- обеспечивает тьюторское сопровождение реализации программ повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров с учетом новейших программ ДПО (в том числе из федерального реестра);
- организует адресную методическую поддержку/ консультирование/сопровождение педагогических работников и управленческих кадров, в том числе через организацию построения индивидуальных образовательных маршрутов;
- организует и проводит образовательные мероприятия для педагогических работников;
- обеспечивает проведение региональных конкурсов профессионального мастерства педагогических работников и руководителей образовательных организаций;
- обеспечивает вовлечение профессиональных сообществ (клубов и ассоциаций) в региональную систему научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
- обеспечивает проведение стажировок педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием инфраструктуры, созданной в рамках национального проекта "Образование";
- осуществляет отбор стажировочных (менторских) площадок на базе образовательных организаций, имеющих успешный педагогический и управленческий опыт, в целях обеспечения доступных условий профессионального развития и непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
- способствует развитию управленческого и экспертного потенциала в системе образования Республики Адыгея;
- выполняет иные задачи и функции, возложенные учредителем.
Подпункт 3.4.5 изменен. - Приказ Министерства образования и науки Республики Адыгея от 26 августа 2021 г. N 1749
3.4.5. Государственное бюджетное учреждение Республики Адыгея "Адыгейский республиканский центр оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов". Функции:
- организует оценку/диагностику профессиональных дефицитов педагогических кадров и управленческих кадров в Республике Адыгея с применением современных диагностических процедур, в том числе разработанных Федеральным оператором;
- обеспечивает организационно-технологическое сопровождение проведения оценочных процедур и диагностических исследований уровня компетенций педагогических работников, руководителей и заместителей руководителей образовательных организаций;
- проводит независимую оценку квалификации педагогических и руководящих работников с применением современных диагностических процедур, в том числе разработанных Федеральным оператором;
- обеспечивает организационно-технологическое сопровождение добровольной независимой оценки квалификаций педагогических работников и руководителей образовательных организаций;
- обеспечивает организационно-технологическое сопровождение проведения мониторинговых мероприятий в рамках обеспечения развития РСНМС педагогических работников и управленческих кадров;
- организует проведение оценочных процедур при формировании управленческого кадрового резерва образовательных организаций в Республике Адыгея и направляет результаты оценки субъектам РСНМС педагогических работников и управленческих кадров;
- формирует сведения о результатах оценки уровня профессиональных компетенций педагогических работников и заместителей руководителей, профессиональных управленческих компетенций руководителей образовательных организаций для последующего определения для них индивидуального образовательного маршрута в рамках функционирования РСНМС педагогических работников и управленческих кадров;
- формирует сведения о результатах аттестационных процедур руководителей образовательных организаций и передачу их учредителям для принятия кадровых решений, организации прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации в рамках РСНМС педагогических работников и управленческих кадров (при необходимости);
- формирует профессиональные запросы педагогических коллективов, отдельных педагогов, руководителей образовательных организаций по результатам диагностики профессиональных компетенций и выявления профессиональных педагогических и управленческих дефицитов, в том числе для обеспечения эффективного повышения их квалификации и профессионального мастерства в рамках РСНМС педагогических работников и управленческих кадров;
- разрабатывает рекомендации по устранению выявленных дефицитов профессиональных компетенций и (или) по повышению профессионального мастерства педагогических и руководящих работников по результатам оценочных процедур и доводит до сведения субъектов РСНМС педагогических работников и управленческих кадров;
- организует и проводит для педагогических и руководящих работников методические, обучающие семинары, курсы, тренинги, пробные оценочные процедуры.
3.4.6. Региональные Центры дополнительного образования и воспитания детей и молодёжи:
- Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Республики Адыгея "Центр дополнительного образования детей Республики Адыгея";
- Государственная бюджетная организация дополнительного образования Республики Адыгея "Республиканская естественно-математическая школа".
Функции:
- организуют мероприятия по повышению уровня профессиональных компетентностей педагогов по работе с одаренными детьми и талантливой молодежью;
- принимают участие в реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров по направлению "Работа с одаренными детьми".
- создают и обеспечивают условия, необходимые для координации деятельности образовательных организаций по развитию научно-технического творчества;
- осуществляют организационную, методическую, экспертно-консультационную поддержку развития региональной системы дополнительного образования детей;
- создают единое информационное пространство региональной системы дополнительного образования детей;
- выявляют и распространяют эффективный опыт воспитания, в том числе патриотического, дополнительного образования и творческого развития детей;
- выполняют иные задачи и функции, возложенные учредителем.
3.4.7. Государственное бюджетное учреждение Республики Адыгея "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи".
Осуществляет следующие функции для педагогических работников и управленческих кадров, а также специалистов системы образования, реализующих профилактику асоциального и деструктивного поведения подростков и молодежи:
- осуществляет методическую помощь в организации комплексного сопровождения образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
- оказывает методическую помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ обучения и воспитания обучающихся, в том числе осуществление психолого-педагогического сопровождения реализации основных общеобразовательных программ;
- осуществляет методическую помощь в разработке образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов воспитания обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению;
- осуществляет организационно-методическое содействие формированию у участников образовательного процесса психологической компетентности, а также потребности в психологических знаниях;
- осуществляет организационную, методическую, экспертно-консультационную поддержку по выявлению и предупреждению возникновения явлений дезадаптации детей и подростков и оказанию им социальной помощи, осуществлению связи с семьей;
- выполняет иные задачи и функции, возложенные учредителем.
3.4.8. Региональные инновационные площадки.
Функции:
- разрабатывают, апробируют и внедряют инновационные образовательные модели;
- осуществляют инновационную деятельность в сфере образования, направленную на совершенствование учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования в Республике Адыгея;
- реализуют системные инновации, которые имеют важное научное и общественное значение, отвечают федеральным и региональным приоритетам развития образования;
- выполняют иные задачи и функции, определенные договором о сотрудничестве.
3.4.9. Региональные стажировочные площадки.
Функции:
- реализуют практическую часть дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации, программ профессиональной переподготовки) в форме стажировки;
- осуществляют методическую поддержку педагогических работников по наиболее актуальным вопросам обучения и воспитания;
- создают среду для мотивации педагогических работников к непрерывному совершенствованию и саморазвитию;
- выполняют иные задачи и функции, определенные договором о сотрудничестве.
3.4.10. Региональные опорные методические площадки. Функции:
- осуществляют апробацию, внедрение, распространение эффективных педагогических практик по перспективным направлениям развития образования;
- создают условия для трансляции педагогам образовательных организаций современных методам и средствам обучения;
- участвуют в мероприятиях, организованных для различных категорий педагогических работников по внедрению в практику работы образовательных организаций новейших достижений в области образования, овладению современными образовательными технологиями обучения и воспитания, навыками управления в условиях модернизации образования;
- развивают горизонтальные связи между организациями региональной системы образования по диссеминации опыта по направлению деятельности, создает профессиональные педагогические сообщества;
- выявляют проблемы и затруднения педагогов, активизируют коммуникации и обмен опытом, мнениями и знаниями;
- обобщают научно-методические материалы по направлению деятельности;
- формируют банк информации о состоянии развития своего направления деятельности, осуществляют анализ результативности деятельности;
- участвуют в экспертных процедурах;
- выполняют иные задачи и функции, определенные договором о сотрудничестве.
3.4.11. Региональные профессиональные клубы "Учитель года Адыгеи", "Воспитатель года Адыгеи".
Функции:
- создают условия для профессионального роста педагогических работников, формирования у них высоких профессиональных идеалов, потребностей в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании;
- создают образовательную среду для проявления творческой активности педагогических работников, развития профессиональных компетенций и преодоления профессиональных дефицитов;
- организуют непрерывное внутрикорпоративное обучение в процессе совместного решения актуальных задач;
- организуют "горизонтальное" обучение на основе обмена опытом, в том числе в рамках реализации программы наставничества;
- пропагандируют конкурсное движение в профессиональной среде;
- организуют мониторинг профессиональных и информационных потребностей педагогических работников;
- выявляют, изучают, обобщают и распространяют передовой педагогический опыт.
3.4.12. Региональный методический актив. Функции:
- осуществляет методическую поддержку слушателям курсов повышения квалификации, в том числе ФР, участникам образовательных мероприятий;
- организует сопровождение реализации индивидуальных образовательных маршрутов;
- принимает участие в экспертной деятельности;
- выступает в роли наставников молодых специалистов, педагогов, имеющих профессиональные дефициты по итогам оценки компетенций;
- организует работу творческих педагогических лабораторий, предметных мастерских, педагогических ассоциаций, сетевых сообществ на региональном уровне;
- участвуют в экспертных процедурах в рамках проведения конкурсов и реализации проектов, аттестационных процедурах педагогических работников;
- транслируют свои достижения и разработки педагогической и родительской общественности через публикации, ведение собственного сайта с интерактивной обратной связью, на сайте регионального оператора;
- осуществляют иную деятельность в соответствии с поставленными задачами.
3.5. Структурный компонент муниципального уровня РСНМС представляют субъекты:
3.5.1. Муниципальная методическая служба.
Функции:
- обеспечивает фасилитацию переноса приобретенных в ходе освоения индивидуальных образовательных маршрутов компетенций в реальную педагогическую практику во взаимодействии с ЦНППМ (в формате стажировок, мастер-классов, организации обмена опытом, посещения учебных занятий педагогических работников);
- предоставляет в ЦНППМ информацию о муниципальной системе ДПО для паспорта ДППО;
- обеспечивает изучение запросов и оказание практической помощи педагогическим работникам;
- координирует методическую работу и формирует методическую инфраструктуру муниципальной системы образования для сопровождения профессиональной деятельности педагогических работников и управленческих кадров, образовательных организаций;
- выполняет иные задачи и функции, возложенные учредителем. Работники ММС проходят обучение по тьюторскому сопровождению педагогических работников на базе ЦНППМ.
3.5.2. Инновационные площадки.
Функции:
- транслируют лучшие образовательные практики на муниципальном и региональном уровне;
- обеспечивают организацию открытой образовательной среды, обеспечивающей онлайн-трансляцию уроков, в том числе для студентов педагогических ВУЗов и колледжей;
- осуществляют модераторские функции в работе со школами, имеющими низкие результаты образовательной деятельности;
- организуют "горизонтальное" взаимодействие в работе с молодыми специалистами и педагогами региона и муниципалитета;
- выполняют иные задачи и функции, определенные договором о сотрудничестве.
3.5.3. Стажировочные площадки.
Функции:
- транслируют лучшие образовательные практики на муниципальном и региональном уровне;
- обеспечивают организацию открытой образовательной среды, обеспечивающей онлайн-трансляцию уроков, в том числе для студентов педагогических ВУЗов и колледжей;
- выступают в роли наставников (тьюторов) педагогов, в том числе молодых;
- выступают в роли экспертов образовательной деятельности образовательных организаций (педагогов);
- выполняют иные задачи и функции, определенные договором о сотрудничестве.
3.5.4. Опорные методические площадки.
Функции:
- осуществляют апробацию, внедрение, распространение эффективных педагогических практик по перспективным направлениям развития образования;
- создают условия для трансляции педагогам образовательных организаций современных методам и средствам обучения;
- участвуют в мероприятиях, организованных для различных категорий педагогических работников по внедрению в практику работы образовательных организаций новейших достижений в области образования, овладению современными образовательными технологиями обучения и воспитания, навыками управления в условиях модернизации образования;
- развивают горизонтальные связи между организациями региональной системы образования по диссеминации опыта по направлению деятельности, создает профессиональные педагогические сообщества;
- выявляют проблемы и затруднения педагогов, активизируют коммуникации и обмен опытом, мнениями и знаниями;
- обобщают научно-методические материалы по направлению деятельности;
- формируют банк информации о состоянии развития своего направления деятельности, осуществляют анализ результативности деятельности;
- участвуют в экспертных процедурах;
- выполняют иные задачи и функции, определенные договором о сотрудничестве.
3.5.5. Муниципальные методические объединения.
Функции:
- осуществляют методическую поддержку педагогических работников по наиболее актуальным вопросам обучения и воспитания;
- создают среду для мотивации педагогических работников к непрерывному совершенствованию и саморазвитию.
- анализируют состояние учебно-методической и воспитательной работы в учреждениях и разрабатывают предложения по повышению ее эффективности;
- принимают участие в разработке методических и информационных материалов, диагностике, прогнозировании и планировании подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов учреждений;
- обобщают наиболее результативный педагогический опыт и организуют мероприятия по его распространению;
- обобщают и распространяют информацию о передовых технологиях обучения и воспитания (в том числе информационных), передовом отечественном и мировом опыте в сфере образования.
3.5.6. Муниципальные профессиональные клубы "Учитель года", "Воспитатель года".
Функции:
- создают условия для профессионального роста педагогических работников, формирования у них высоких профессиональных идеалов, потребностей в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании;
- выявляют профессиональные и информационные потребности педагогических работников, проблемы дидактического и методического характера в образовательном и воспитательном процессе;
- осуществляют "горизонтальное" обучение педагогических работников на основе обмена опытом, в том числе реализуют программы наставничества;
- способствуют выявлению, изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта.
3.5.7. Методический актив.
Функции:
- осуществляет методическую поддержку участникам образовательных мероприятий;
- организует сопровождение реализации индивидуальных образовательных маршрутов;
- выступает в роли наставников молодых специалистов, педагогов, имеющих профессиональные дефициты по итогам оценки компетенций;
- организует работу творческих педагогических лабораторий, предметных мастерских, педагогических ассоциаций, сетевых сообществ на уровне образовательной организации или муниципального образования;
- участвуют в экспертных процедурах в рамках проведения конкурсов и реализации проектов, аттестационных процедурах педагогических работников;
- транслируют свои достижения и разработки педагогической и родительской общественности через публикации, ведение собственного сайта с интерактивной обратной связью, на сайте муниципального оператора, на сайте общеобразовательной организации;
- осуществляют иную деятельность в соответствии с поставленными задачами.
3.6. Структурный компонент институционального уровня РСНМС представляют субъекты:
3.6.1. Методический (научно-методический) совет образовательной организации.
Функции:
- обеспечивает взаимодействие с ММС и ЦНППМ в целях организации повышения профессионального мастерства педагогических работников в соответствии с индивидуальными образовательными маршрутами на основе выявленных профессиональных дефицитов;
- организует и сопровождает деятельность профессиональных организаций, в том числе создает в образовательной организации профессиональные сообщества (самообучающиеся организации) на основе индивидуальных профессиональных профилей каждого педагогического работника;
- обеспечивает условия для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, в том числе реализующих программы наставничества;
- проводит семинары, мастер-классы, стажировки для освоения педагогическими работниками организации компетенций, необходимых для повышения их профессионального мастерства;
- выполняет иные задачи и функции, возложенные учредителем.
3.6.2. Методические объединения, профессиональные объединения педагогических работников.
Функции:
- создают образовательную среду для проявления творческой активности педагогических работников, развития профессиональных компетенций и преодоления профессиональных дефицитов;
- организуют непрерывное внутрикорпоративное обучение в процессе совместного решения актуальных задач организации и возникающих в работе проблем;
- организуют взаимодействие и "горизонтальное" обучение педагогических работников на основе обмена опытом, в том числе реализуют программы наставничества;
- оказывают помощь педагогическим работникам в обобщении и презентации своего опыта работы;
- выполняет иные задачи и функции, возложенные учредителем.
3.6.3. Группы педагогов, объединенных на разных основаниях: по
предметному принципу, "наставник - молодой специалист", "учитель, владеющий определенной компетенцией, и учитель, которому необходимо сформировать эту компетенцию" и др. Функции:
- осуществляют "горизонтальное" обучение педагогических работников на основе обмена опытом, в том числе реализуют программы наставничества;
- выполняет иные задачи и функции, возложенные учредителем. Данный перечень субъектов институционального (образовательной
организации) уровня региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров является достаточным, но не избыточным.
4. Основные механизмы формирования и функционирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
4.1. Нормативные правовые документы, обеспечивающие формирование и функционирование РСНМС:
- распорядительный акт РОИВ, утверждающий положение о формировании и функционировании РСНМС, включая: проведение мониторинга показателей эффективности функционирования РСНМС; комплекс мер ("дорожная карта мер") по формированию и функционированию РСНМС; назначение ответственного от РОИВ за контроль мероприятий по формированию и ведению паспорта ДППО; регламент сетевого взаимодействия организаций, осуществляющих деятельность по повышению квалификации и профессиональной переподготовке работников образования и управленческих кадров;
- распорядительный акт РОИВ, утверждающий ежегодный план проведения региональных мероприятий, направленных на повышение квалификации и профессиональную переподготовку работников образования, в том числе научно-практических конференций, педагогических чтений и других образовательных мероприятий для педагогических работников и управленческих кадров.
4.2. Оптимизация расходования финансовых средств бюджета субъекта Российской Федерации на разработку и реализацию дополнительных профессиональных педагогических программ с учетом программ, размещенных в федеральном реестре программ ДПО и реализуемых Федеральным оператором, а также сетевой формы реализации образовательных программ.
4.3. Формирование и ведение паспорта ДППО.
4.4. Формирование кадрового состава РСНМС, осуществляющего функции методического, тьюторского сопровождения педагогических работников и управленческих кадров на основе результатов диагностических процедур по определению уровня сформированности предметных и методических компетенций, в том числе проводимых Федеральным оператором.
4.5. Обеспечение федерального реестра дополнительных профессиональных педагогических программ программами переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.
4.6. Наделение региональных ЦНППМ и АРЦОПМКП полномочиями по формированию индивидуальных образовательных маршрутов повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров и агрегированию информации об имеющихся в субъекте Российской Федерации ресурсах для профессионального развития работников системы образования, формированию паспорта ДППО.
4.7. Применение современных диагностических процедур, в том числе разработанных федеральным оператором, на этапе формирования индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников и при проведении промежуточной и итоговой аттестации в рамках реализации программ ДПО.
4.8. Использование цифровой экосистемы дополнительного профессионального образования для организации процессов сопровождения профессионального развития педагогических работников и аккумуляции ресурсов дополнительного профессионального педагогического образования субъекта Российской Федерации.
5. Механизмы взаимодействия субъектов региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
5.1. Предметом взаимодействия субъектов РСНМС является:
- разработка программ ДПО для включения в федеральный реестр дополнительных профессиональных педагогических программ;
- создание проектных методических команд для освоения педагогическими работниками и управленческими кадрами компетенций, необходимых для реализации системных новшеств;
- реализация сетевых программ ДПО;
- реализация сетевых инновационных проектов;
- разработка, освоение и внедрение нового содержания образования и технологий обучения;
- взаимодействие методических объединений (предметных, межпредметных и метапредметных), профессиональных ассоциаций, сообществ и клубов педагогических работников и управленческих кадров различных уровней;
- разработка концепций развития региональных (при необходимости муниципальных) систем образования.
5.2. Основные каналы взаимодействия субъектов РСНМС:
- цифровая экосистема ДПО;
- общедоступные коммуникации (совещания, образовательные мероприятия и др.);
- онлайн-каналы (вебинары, размещение информации на тематических порталах и др.);
- прямые связи, включая заключение соглашений с взаимными обязательствами.
6. Показатели эффективности функционирования региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
6.1. При разработке показателей эффективности функционирования РСНМС учитываются показатели мотивирующего мониторинга и показатели оценки механизмов управления качеством образования субъектов Российской Федерации в части повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров. При оценке эффективности функционирования системы РСНМС учитываются все субъекты, выполняющие функции по реализации дополнительного профессионального (педагогического) образования и научно-методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров Республики Адыгея.
6.2. Методы сбора информации и инструменты оценки:
- данные мониторинга;
- данные официальной статистики;
- данные федеральных цифровых информационных систем (в том числе цифровой экосистемы ДПО);
- данные официального сайта Министерства образования и науки Республики Адыгея, региональных организаций, реализующих программы дополнительного профессионального образования педагогических кадров, муниципальных методических служб, образовательных организаций (иные информационные ресурсы Республики Адыгея).
Мониторинг проводится не реже одного раза в год. По результатам мониторингов проводится анализ, разрабатываются адресные рекомендации.
6.3. Принятие и исполнение управленческих решений.
По итогам проведения анализа и разработки адресных рекомендаций принимаются меры и проводятся различные мероприятия, направленные на совершенствование показателей мониторинга. По результатам проводимых мероприятий и принятых мер регионом принимаются соответствующие управленческие решения.
Завершающим звеном управленческого цикла является анализ эффективности принятых мер, который включает в себя сведения о сроках его проведения, выводы по каждому направлению. Итогом проведения такого анализа становится определение проблемы, которая будет являться основой для формирования нового управленческого цикла.
Понятия, используемые в Положении
"Горизонтальное обучение" педагогических работников и управленческих кадров - обучение внутри профессиональных сообществ педагогических работников и управленческих кадров.
Диагностика профессиональных (педагогических) компетенций - комплекс оценочных процедур (в том числе в электронном виде), обеспечивающих возможность установления уровня владения педагогическими работниками и управленческими кадрами профессиональными компетенциями.
Дополнительная профессиональная программа - программа повышения квалификации (профессионально переподготовки) (далее - программа ДПО).
Индивидуальный образовательный маршрут - персональный путь педагогического работника по повышению уровня профессионального мастерства, реализуемый на основе диагностики профессиональных компетенций в форматах формального, неформального и информального образования.
Менторство (здесь) - "управленческое наставничество", инструмент формирования управленческих кадров региона за счет обмена эффективными практиками между опытными управленческими командами и управленческими командами, испытывающими затруднения.
Методическая поддержка педагогических работников - вид взаимодействия методической службы и педагогов, ориентированный на совместное выявление, осознание социально-педагогических проблем и оказание помощи в преодолении затруднений педагогов, с опорой на сильные стороны его индивидуальных способностей и возможностей.
Методическая работа - специальный комплекс практических мероприятий, которые базируются на достижениях передового педагогического опыта и направлены на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства педагогических кадров.
Непрерывное развитие профессионального мастерства педагогических работников - система целенаправленных действий педагогических работников, направленных на совершенствование своих профессиональных компетенций в процессе освоения индивидуальных образовательных маршрутов, составленных на основе диагностики профессиональных дефицитов.
Паспорт региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров - единый федеральный информационно-аналитический ресурс, формируемый посредством заполнения личных кабинетов субъектов Российской Федерации, включающий в себя сведения о кадровом составе, программах ДПО, в том числе включенных в федеральный реестр дополнительных профессиональных педагогических программ (ФР ДПП), региональной инфраструктуре дополнительного профессионального образования, финансовом обеспечении, вовлечении педагогических работников в мероприятия региональной системы научно-методического сопровождения, информационных ресурсах (сайты организаций, системы дистанционного обучения, базы данных и т.д.), результативности работы системы и корреляции с результатами обучающихся общеобразовательных организаций.
Педагогический работник (педагог) - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (за исключением педагогических работников образовательных организаций высшего профессионального образования).
Профессиональная ассоциация - добровольное объединение педагогических работников с целью создания условий для профессионального общения в процессе обсуждения актуальных профессиональных проблем.
Профессиональное сообщество - группа педагогических работников, объединенная общими ценностями, профессиональными ориентирами, нормами мышления, поведения и взаимодействия, формирующими профессиональную среду на уровне организации, муниципалитета, региона.
Профессиональные дефициты - отсутствие или недостаточное развитие профессиональных компетенций педагогических работников, вызывающее типичные затруднения в реализации определенных направлений педагогической деятельности.
Профессиональные компетенции педагогического работника - совокупность профессиональных знаний, навыков и практического опыта, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Региональная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров - совокупность взаимосвязанных и интегрированных между собой, но при этом относительно самостоятельных субъектов научно-методической деятельности регионального, муниципального и институционального (образовательной организации) уровней, обеспечивающих сопровождение педагогических работников и управленческих кадров в повышении квалификации (профессиональной переподготовке) и профессиональном развитии, в том числе с учетом выявления профессиональных дефицитов и построения на их основе индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного развития профессионального мастерства, а также использования стажировочных площадок, сетевых форм взаимодействия и внедрения механизмов наставничества.
Сетевое сообщество педагогов - организационная форма социальной структуры, обеспечивающая при помощи компьютерных сетевых средств коммуникацию группы педагогов, ведущих совместную инновационную деятельность. Деятельность сетевых сообществ педагогов направлена на обмен информацией об инновациях, взаимопомощь в преодолении рисков и затруднении при освоении новшества, организацию коллективной интеллектуальной деятельности при разработке или модернизации новшества.
Субъект научно-методической деятельности - организация, лицо, уполномоченная(ое) выполнять деятельность по повышению квалификации (профессиональной переподготовке) и научно-методическому сопровождению профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров.
Управленческие кадры - физические лица, которые в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляют руководство этой организацией, в том числе выполняют функции ее единоличного исполнительного органа.
В целях настоящего Положения к управленческим кадрам относятся: руководитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, заместитель руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, руководитель структурного подразделения организации, осуществляющей образовательную деятельность,
Федеральный реестр дополнительных профессиональных программ педагогического образования - инструмент единого федерального портала дополнительного профессионального педагогического образования, созданный в целях унификации стандартов дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров, обеспечения широкого доступа к качественным дополнительным профессиональным образовательным программам, отвечающим современным задачам системы образования, в том числе повышению результатов участия российских обучающихся в международных исследованиях, и диссеминации эффективного опыта субъектов Российской Федерации в этой области.
Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМ) - структурное подразделение организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дополнительного профессионального образования, или структурное подразделение организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, осуществляющее непрерывное дополнительное профессиональное образование педагогических работников и управленческих кадров на основе диагностики профессиональных компетенций с учетом анализа запросов педагогически работников в овладении новыми компетенциями, необходимыми для профессиональной деятельности, обеспечивающее разработку и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников.
Цифровая экосистема ДПО - информационно-аналитический ресурс, обеспечивающий единые подходы к представляемым образовательными организациями программам дополнительного профессионального образования, верификации, учету слушателей и анализу их результатов; включающий в себя следующие модули: паспорт региональной системы ДППО; специализированная обучающая среда, федеральный реестр программ дополнительного профессионального педагогического образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.