Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Утверждено
приказом министерства
социально-демографической
и семейной политики
Самарской области
от 16.12.2021 N 754
Руководство
по соблюдению обязательных требований в сфере социального обслуживания в части организации предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг
I. Описание и пояснение положений нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования в сфере социального обслуживания, в части организации предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг
Данное руководство по соблюдению обязательных требований в сфере социального обслуживания в части организации предоставления социальных услуг (далее - Руководство) разработано министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее - министерство) с целью предотвращения нарушений законодательства в сфере социального обслуживания негосударственными (коммерческими и некоммерческими) организациями социального обслуживания и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими социальное обслуживание на территории Самарской области (далее - поставщики социальных услуг).
Руководство содержит рекомендации по соблюдению обязательных требований, касающихся предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг, указание на юридические последствия нарушения данных обязательных требований.
Основные нормативные правовые акты в сфере социального обслуживания, содержащие обязательные требования в части организации предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг:
Основным нормативным правовым актом Российской Федерации, содержащим обязательные требования в сфере социального обслуживания, является Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
Кроме того, обязательные требования в сфере социального обслуживания в части организации предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг (далее - обязательные требования) содержатся в иных нормативных правовых актах федерального и регионального уровня:
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
Федеральный закон от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании";
постановление Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей";
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.11.2014 N 940н "Об утверждении Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений";
постановление Правительства Самарской области от 30.12.2014 N 863 "Об утверждении порядков представления социальных услуг в Самарской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Самарской области";
приказ министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 08.02.2019 N 59 "Об утверждении основных требований к объему, периодичности и качеству предоставления социальных услуг, предоставляемых в Самарской области поставщиками социальных услуг".
II. Рекомендации по обеспечению соблюдения обязательных требований в части организации предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг
Социальные услуги оказываются их получателям в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной, стационарной формах в соответствии с перечнем социальных услуг, предоставляемых в Самарской области поставщиками социальных услуг, утвержденным Законом Самарской области от 31.12.2014 N 136-ГД (далее - Перечень).
Социальные услуги в полустационарной форме предоставляются их получателям организацией социального обслуживания в определенное время суток.
Социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания.
Социальное обслуживание осуществляется на основании договора о предоставлении социальных услуг (далее - договор), заключенного с получателем социальных услуг или его законными представителем и поставщиком социальных услуг.
Важно! Существенными условиями договора являются предмет договора, стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Кроме того, в случае оказания социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг (далее - ИППСУ) существенными условиями договора являются положения, определенные ИППСУ.
Основные сведения об оказанных социальных услугах фиксируются в акте сдачи-приемки оказанных услуг, составляемом в двух экземплярах, один из которых, подписанный получателем социальных услуг, хранится у поставщика социальных услуг.
Предоставление срочных социальных услуг в целях оказания неотложной помощи осуществляется без заключения договора. Подтверждением предоставления срочных социальных услуг является акт, содержащий сведения о получателе социальных услуг, поставщике социальных услуг, наименованиях предоставленных срочных социальных услуг, сроках, дате и условиях их предоставления.
По инициативе поставщика социальных услуг и/или получателя социальных услуг предоставление социального обслуживания прекращается по основаниям, предусмотренным действующим законодательством, в заявительном порядке при условии возмещения получателем поставщику фактически понесенных расходов.
Важно! Предоставлять социальные услуги их получателям в соответствии с условиями договоров, заключенных с получателями социальных услуг или их законными представителями.
Фактически оказанные поставщиком социальные услуги должны соответствовать объему (кратность и продолжительность), периодичности, сроку, качеству и др., которые были согласованы с получателями социальных услуг.
Важно! В случае оказания социальных услуг в соответствии с ИППСУ, составленной с учетом индивидуальной нуждаемости в них граждан, к поставщикам социальных услуг предъявляются требования, установленные действующим законодательством к объему, срокам, периодичности оказания социальных услуг, условиям (бесплатно, за плату либо за частичную плату), размеру, порядку взимания платы за оказание социальных услуг и иные требования.
Тарифы на социальные услуги устанавливаются министерством на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг.
Ко всем поставщикам социальных услуг предъявляются следующие требования:
Наименование группы обязательных требований, предъявляемых к поставщику социальных услуг |
Описание обязательных требований, предъявляемых к поставщику социальных услуг |
Требования к условиям размещения поставщика социальных услуг и обеспечения доступности предоставления социального обслуживания |
Состояние зданий, помещений поставщика социальных услуг (размещение, устройство, содержание зданий, помещений), а также его деятельность должны соответствовать санитарно-гигиеническим нормам и правилам, установленным в постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28, разделах I, II, IX постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12.2020 N 44. Состояние помещений (здания) поставщика социальных услуг должно соответствовать требованиям противопожарной безопасности. Поставщик социальных услуг должен исполнять в полном объеме требования законодательства в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. Помещения (здания), занимаемые поставщиком социальных услуг, должны обеспечивать размещение соответствующего персонала, получателей социальных услуг, их законных представителей. Получатели социальных услуг в стационарной форме должны быть обеспечены жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления всех видов социальных услуг, в том числе социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых услуг, а также услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов. Помещения (здания) поставщика социальных услуг должны быть обеспечены всеми средствами коммунально-бытового обслуживания. Основные помещения поставщика социальных услуг должны быть оснащены телефонной связью. Доступ в помещение (здание) поставщика социальных услуг должен осуществляется в течение рабочего дня, определенного графиком его работы. Поставщик социальных услуг должен определить сотрудника, осуществляющего первичный прием получателей социальных услуг и/или регистрацию обращений граждан, обратившихся за предоставлением социального обслуживания. |
Требования к укомплектованности и квалификации персонала |
Поставщик социальных услуг должен располагать необходимым количеством представителей, осуществляющих социальное обслуживание, в соответствии со штатным расписанием. Представитель поставщика социальных услуг должен иметь профессиональную подготовку, квалификацию и опыт работы, необходимые для выполнения возложенных на него обязанностей, с учетом требований профессиональных стандартов. Поставщиком социальных услуг для каждого представителя должны быть разработаны и действовать должностные инструкции, устанавливающие его права и обязанности. Поставщиком социальных услуг должен быть разработан и реализовываться план повышения уровня профессиональной компетенции представителей поставщика социальных услуг, учитывающий необходимость повышения их компетенции. |
Требования к техническому оснащению |
Поставщик социальных услуг должен располагать необходимым специальным и табельным техническим оснащением надлежащего качества для предоставления социального обслуживания. Специальное и табельное техническое оснащение поставщика социальных услуг должно соответствовать требованиям стандартов, технических условий и других нормативных документов, а также основным видам социальных услуг, для выполнения которых эти средства предназначены. Специальное и табельное техническое оснащение поставщика социальных услуг должно применяться строго по назначению в соответствии с эксплуатационными документами и содержаться в технически исправном состоянии и систематически проверяться. Поставщиком социальных услуг ежегодно разрабатывается план работы, в котором отражаются перспективы закупки, проверки и ремонта оснащения. Руководитель поставщика социальных услуг должен назначать лицо, ответственное за эксплуатацию оснащения, правильность и эффективность его использования. Поставщиком социальных услуг должен вестись журнал по технике безопасности работы с оснащением. |
Требования к информации о поставщике социальных услуг, порядке и правилах предоставления социального обслуживания |
Информирование граждан должно осуществляться непосредственно в помещениях поставщиков социальных услуг с использованием электронной или телефонной связи, информационно-телекоммуникационной сети Интернет, иными общедоступными способами. На входе в помещения (здания) поставщика социальных услуг должна быть вывеска с указанием наименования поставщика социальных услуг. В помещении поставщика социальных услуг должно быть не менее одного информационного стенда в местах, доступных для всех посетителей, содержащего полную актуальную информацию, предусмотренную действующим законодательством. Руководитель поставщика социальных услуг должен назначать лицо, ответственное за своевременную актуализацию информации, размещенной на стенде. Поставщики социальных услуг должны обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к информации. |
Требования к внутренней системе (службе) контроля качества обслуживания |
Поставщики социальных услуг должны осуществлять внутренний контроль качества обслуживания по показателям, установленным действующим законодательством. Степень удовлетворенности получателей социальных услуг качеством обслуживания выявляется посредством их опроса в письменной форме (анкетируется не менее 30% получателей социальных услуг). Поставщиком социальных услуг должен быть разработан порядок и план проведения внутренних проверок качества обслуживания. Результаты внутренних и внешних проверок фиксируются в письменном виде, рассматриваются на заседаниях комиссии по контролю качества и оценке эффективности социального обслуживания с составлением соответствующих протоколов не реже одного раза в год. Поставщиком социальных услуг разрабатывается и исполняется план мероприятий по совершенствованию деятельности поставщика социальных услуг, устранению выявленных недостатков. |
Взимание платы за предоставление социальных услуг |
Плата за предоставление социальных услуг их получателем должна производиться в соответствии с договором. |
Предоставление информации для формирования регистра получателей социальных услуг |
Поставщики социальных услуг обязаны предоставлять министерству информацию, установленную действующим законодательством, для формирования регистра получателей социальных услуг и своевременно актуализировать ее. |
При предоставлении социальных услуг в стационарных организациях социального обслуживания, предназначенных для лиц, страдающих психическими расстройствами, поставщики социальных услуг должны соблюдать права лиц, проживающих в этих организациях, и выполнять обязанности, установленные законодательством о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании.
Кроме того, действующим законодательством установлены основания и порядок помещения лиц в такие организации, которые надлежит соблюдать поставщикам социальных услуг.
При предоставлении социальных услуг несовершеннолетним, помещенным в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставщики социальных услуг должны соблюдать требования действующего законодательства, в том числе к порядку осуществления деятельности данными организациями, порядку устройства в них детей, а также условиям пребывания в них несовершеннолетних.
При предоставлении социальных услуг в стационарной форме поставщики социальных услуг должны соблюдать требования к организации питания, установленные действующим законодательством (разделы VII, VIII постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.10.2020 N 32).
Важно! При предоставлении социального обслуживания получателю социальных услуг должны быть обеспечены:
уважительное и гуманное отношение;
защита его прав и законных интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной при оказании услуг;
надлежащий уход;
свободное посещение законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами с учетом правил внутреннего распорядка поставщика социальных услуг;
предоставление бесплатно в доступной форме получателям социальных услуг или их законным представителям информации об их правах и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг либо о возможности получать их бесплатно;
использование информации о получателях социальных услуг в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации о персональных данных требованиями о защите персональных данных;
сохранность личных вещей и ценностей получателей социальных услуг
Запрещено! Поставщики социальных услуг при оказании социальных услуг не вправе:
ограничивать права, свободы и законные интересы получателей социальных услуг;
применять физическое или психологическое насилие в отношении получателей социальных услуг, допускать их оскорбление, грубое обращение с ними;
помещать детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в стационарные организации социального обслуживания, предназначенные для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, и наоборот;
передавать исполнение обязательств по договору третьим лицам.
III. Описание действий (бездействия) поставщиков социальных услуг, влекущих нарушение обязательных требований в части организации предоставления социальных услуг, ответственности за данное нарушение
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", пунктом 10 раздела VIII Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 30.12.2014 N 864, в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом уполномоченное должностное лицо министерства обязано выдать предписание об устранении нарушений обязательных требований с указанием сроков их устранения.
Неисполнение предписания в установленный срок влечет ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
КоАП РФ также предусмотрена административная ответственность за совершение правонарушения по статье 19.4.1 КоАП РФ (воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля).
Кроме того, согласно статье 9.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.
<< Приложение 1 Приложение 1 |
Приложение 3 >> Приложение 3 |
|
Содержание Приказ Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 16 декабря 2021 г. N 754 "О внесении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.