Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
Контролируемыми лицами регионального государственного контроля (надзора) являются поставщики социальных услуг из числа негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания и индивидуальных предпринимателей, осуществляющие социальное обслуживание, обязанные исполнять требования Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов Саратовской области, регулирующих правоотношения в сфере социального обслуживания.
Объектами регионального государственного контроля (надзора) (далее - объектами контроля) являются:
1) деятельность, действия (бездействие) поставщиков социальных услуг, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования;
2) результаты деятельности поставщиков социальных услуг, в том числе услуги, к которым предъявляются обязательные требования.
Значимыми рисками в деятельности контролируемых лиц являются:
наличие информации об отсутствии принятых мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, если ранее необходимость принятия таких мер устанавливалась в предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований;
наличие информации о принятии недостаточных мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, если ранее необходимость принятия таких мер устанавливалась в предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований.
Приказом министерства социального развития Саратовской области от 31 декабря 2019 года N 1256 "Об утверждении Программы профилактики нарушений обязательных требований законодательства в сфере социального обслуживания на территории Саратовской области на 2020 год и плановый период на 2021-2022 годы" (далее - приказом N 1256) были предусмотрены следующие профилактические мероприятия:
1) актуализация перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по государственному контролю (надзору), а также текстов соответствующих нормативных правовых актов, на официальном сайте министерства в сети "Интернет";
2) актуализация на официальном сайте министерства в сети "Интернет" руководств для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований;
3) проведение семинаров и совещаний по вопросам, возникающим при оказании социальных услуг;
4) проведение ежеквартальных публичных мероприятий по обсуждению результатов правоприменительной практики осуществления регионального контроля (надзора) и размещение результатов публичных мероприятий на официальном сайте министерства в сети "Интернет";
5) размещение ежегодной информации, подготовленной по результатам обобщения практики осуществления регионального контроля (надзора) в сфере социального обслуживания населения на официальном сайте министерства в сети "Интернет";
6) проведение консультаций с поставщиками социальных услуг по разъяснению законодательства;
7) подготовка и направление методических рекомендаций по соблюдению обязательных требований;
8) выдача предостережения юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю о недопустимости нарушения обязательных требований;
9) подготовка и размещение ежегодного доклада об осуществлении государственного контроля (надзора) и об эффективности такого контроля (надзора) на официальном сайте министерства в сети "Интернет".
Указанные мероприятия, в том числе в отношении поставщиков социальных услуг из числа негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание, были реализованы в течение 2020 года соответствующими структурными подразделениями министерства.
Анализируя достижение отчетных (целевых) показателей результативности мероприятий программы, предусмотренных приложением N 2 к Программе профилактики нарушений обязательных требований законодательства в сфере социального обслуживания на территории Саратовской области на 2020 год и плановый период на 2021-2022 годы, утвержденной приказом N 1256, можно сделать следующие выводы:
Показатель "1" "Снижение нарушений обязательных требований на одну плановую проверку, ед.". Этот показатель за 2020 год составил 4 при целевом показателе 1,85 (12 нарушений к числу проведенных плановых проверок - 3). Показатель "2" на 2020 год ("доля поставщиков социальных услуг, у которых выявлены нарушения обязательных требований, % от общего числа поставщиков, в отношении которых проводились проверки"): в 2020 году из 3 проведённых плановых проверок нарушения выявлены в 2 проверках, что составляет 66,7% (при целевом значении 61,5%). Невыполнение показателей "1" и "2" объясняется введением ограничений в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) в части проведения мероприятий по государственному контролю (надзору), исключением проверок из плана. Исполнение показателей возможно при условии охвата проверочными мероприятиями широкого круга организаций социального обслуживания разных видов, а также наличия в числе проверенных организаций, добросовестно исполняющих обязательные требования к организации социального обслуживания в полном объёме. Таким образом, подведение итогов контрольно-надзорной деятельности за 2020 год не позволяет объективно оценить динамику влияния профилактических мероприятий.
Тем не менее достигнуты показатели:
"3" ("количество проведенных профилактических мероприятий, ед.") - 348 при целевом показателе 50;
"4" ("доля поставщиков социальных услуг, в отношении которых проведены профилактические мероприятия, %") - 100%.
В целях предотвращения рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, предупреждения нарушений обязательных требований в 2021 году проводились профилактические мероприятия, предусмотренные планом-графиком, установленным программой профилактики на 2021 год, утвержденной приказом министерства от 18 декабря 2020 года N 978.
В соответствии с частями 5-7 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), проведены 25 мероприятий по контролю без взаимодействия с поставщиками социальных услуг, по результатам которых выдано 21 предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в части информационной открытости поставщиков социальных услуг.
Также в 2021 году проведено 7 плановых проверок поставщиков социальных услуг. В ходе проведения проверок выявлено 27 нарушений обязательных требований.
Наиболее часто встречающимися нарушениями являются: применение заявлений, договоров о предоставлении социальных услуг не установленной формы; отсутствие заявлений о предоставлении социальных услуг в личных делах получателей; заключение договоров о предоставлении социальных услуг с нарушением срока; отсутствие дополнительных соглашений к договорам о предоставлении социальных услуг при пересмотре индивидуальной программы предоставления социальных услуг; превышение стандарта предоставления социальных услуг, установленного порядком предоставления социальных услуг; нарушения ведения регистра получателей социальных услуг; нарушения норм питания, нормативов мягкого инвентаря, нормативов обеспечения площадью жилых помещений; нарушение порядка определения размера платы; неподтверждение количества не оказанных социальных заявлениями получателей социальных услуг об отказе от социальных услуг; оказание социальных услуг в количестве большем, чем определено в утвержденной индивидуальной программе предоставления социальных услуг; отсутствие решений о признании граждан нуждающимися в получении срочных социальных услуг; принятие решений об оказании срочных социальных услуг ранее подачи заявления о предоставлении социальных услуг.
Организациям социального обслуживания, допустившим нарушения, выданы предписания со сроками устранения нарушений. По итогам анализа допускаемых поставщиками социальных услуг нарушений в их адрес направлены разъяснительные письма.
Результаты проведения контрольных (надзорных) мероприятий свидетельствуют о недостаточной информированности контролируемых лиц о действующих обязательных требованиях.
Настоящая программа профилактики направлена на повышение эффективности предупреждения нарушений обязательных требований и повышение информированности, правовой грамотности контролируемых лиц, разработана с учетом требований Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федерального закона N 248-ФЗ), Постановления Правительства РФ N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.