Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу министерства
природных ресурсов и экологии
Саратовской области
от 17 декабря 2021 г. N 602
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по региональному государственному экологическому контролю (надзору) на 2022 год
I. Общие положения
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по региональному государственному экологическому контролю (надзору) на 2022 год (далее - Программа) разработана на основании:
Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года N 990 "Об утверждении правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям"
II. Цели и задачи реализации программы профилактики
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям направлена на достижение следующих основных целей:
1) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
2) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
3) создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
Проведение профилактических мероприятий позволит решить следующие задачи:
формирование единого понимания обязательных требований в сфере охраны недр у всех участников контрольной (надзорной) деятельности (контрольного (надзорного) органа и контролируемых лиц);
выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей контролируемых лиц.
III. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
Министерством природных ресурсов и экологии области (далее - Министерство) проводятся следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
Срок реализации программы - 2022 год.
Формы, способы и периодичность проведения профилактических мероприятий устанавливаются Планом-графиком мероприятий по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по региональному государственному экологическому контролю (надзору), предусмотренным приложением к настоящей Программе.
IV. Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора), описание текущего развития профилактической деятельности министерства, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
Настоящая Программа предусматривает комплекс мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного экологического контроля (надзора):
а) соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору);
б) соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании":
технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года N 623 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта" (пункт 3, подпункты "л", "м" пункта 4, пункты 6, 9, 23, 25, 27, 93, 108, 119, 197, 201, 215, 234, подпункт "в" пункта 236, пункты 257, 274, 340, 351, 352, 375, 378-382, 385, 386, 401, 406-413, 415, 435, 438, 439, 470, 481, 497, 498, 501, 502, подпункт "в" пункта 503, пункт 8 раздела II приложения N 1 к техническому регламенту о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, приложение N 4 к техническому регламенту о безопасности объектов внутреннего водного транспорта);
технический регламент Таможенного союза "О безопасности маломерных судов";
технический регламент Таможенного союза "О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям".
Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора)
Региональный государственный экологический контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Саратовской области осуществляется Министерством в соответствии с Положением о порядке осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора)".
Региональный государственный экологический контроль (надзор) осуществляется в форме профилактических мероприятий и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий.
Плановые проверки в рамках регионального государственного экологического контроля (надзора) в 2022 года не проводятся.
В целях дифференциации обязательных требований для хозяйствующих субъектов, при постановке на государственный учет объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделены на четыре категории:
- объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории;
- объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории;
- объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории;
- объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.
По состоянию на 1 сентября 2021 года на учете в региональном реестре объектов негативного воздействия на окружающую среду стоит 5659 объектов.
Распределение объектов по категориям негативного воздействия следующее:
- 107 объектов II категории;
- 2596 объектов III категории;
- 2956 объектов IV категории.
Министерством применяется риск-ориентированный подход при организации и осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора).
Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.
Критерии отнесения используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями производственных объектов к определенной категории риска для регионального государственного экологического контроля (надзора) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2017 года N 1410 "О критериях отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора и об особенностях осуществления указанного надзора".
Применительно к организации и осуществлению регионального государственного экологического контроля (надзора) для производственных объектов установлены следующие категории риска:
- высокий риск
- значительный риск;
- средний риск;
- умеренный риск.
В настоящее время Министерством продолжается работа по отнесению объектов к определенной категории риска по мере постановки их хозяйствующими субъектами в "Региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду".
Министерством в рамках осуществления регионального государственного экологического надзора за 8 месяцев 2021 года проведено 24 проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, из них: 4 - плановых в соответствии с Ежегодным планом проверок на 2021 год, 20 - внеплановых.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2020 года N 1969 "Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" все плановые проверки в отношении субъектов малого предпринимательства, запланированные на 2021 год, были исключены из плана проведения проверок.
По итогам проведения плановых и внеплановых проверок выявлено 29 правонарушений. По 4 плановым проверкам (выявлено 5 нарушений обязательных требований законодательства), по 20 внеплановым проверкам выявлено 6 правонарушений (невыполнение предписаний органов государственного контроля (надзора).
Назначено 7 административных наказаний, в том числе: 4 в виде административных штрафов и 3 в виде предупреждения. Административные штрафы были наложены: 3 - на должностных лиц и 1 - на юридическое лицо.
Общая сумма назначенных штрафов составила 43,0 тыс. руб., из них на юридических лиц - 10,0 тыс. руб. и на должностных лиц - 33,0 тыс. руб.
На основании поступающих в Министерство устных и письменных обращений жителей области в случае подтверждения факта нарушения природоохранного законодательства, а также поступивших материалов из правоохранительных органов, государственными инспекторами за январь-август 2021 года было рассмотрено 244 административных дел, в том числе поступивших из:
органов прокуратуры Саратовской области - 144;
районных отделов по Саратовской области ГУ МВД России - 5.
По результатам рассмотрения к административной ответственности было привлечено:
59 юридических лиц, которым назначены административные наказания в виде предупреждения и 5 административных наказаний в виде штрафа на общую сумму 580,0 тыс. рублей;
23 индивидуальных предпринимателя, которым назначены административные наказания в виде предупреждения и 11 административных наказаний в виде штрафа на общую сумму 334,0 тыс. рублей;
64 должностных лица, которым назначены административные наказания в виде предупреждения и 14 административных наказаний в виде штрафа на общую сумму 164,1 тыс. рублей;
31 гражданин, которым назначены административные наказания в виде штрафа на общую сумму 52,5 тыс. рублей.
Также с целью предупреждения правонарушений было выдано 15 предостережений, в том числе:
7 юридическому лицу;
8 гражданам.
Министерством выявляются следующие типичные нарушения обязательных требований: несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления 51%, в области водного законодательства 12%, в области охраны атмосферного воздуха 4%, а также невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный контроль (надзор) 8%, прочие 2%.
Описание текущего развития профилактической деятельности министерства
Министерством регулярно проводится профилактическая работа с населением по вопросам соблюдения обязательных требований природоохранного законодательств по региональному государственному экологическому контролю (надзору), обобщение административной практики с рекомендациями в отношении мер, которые должны предприниматься контролируемыми лицами в целях недопущения таких нарушений.
В 2021 году профилактическая деятельность Министерства осуществлялась в соответствии с Программой профилактики нарушений обязательных требований законодательства в рамках регионального государственного экологического надзора на 2021 год и плановый период 2022-2023 годы.
В рамках этой программы проводились следующие профилактические мероприятия:
- информирование;
- обобщение правоприменительной практики;
- объявление предостережения;
- консультирование.
В рамках информирования на официальном сайте Министерства размещались перечни и тексты нормативных правовых актов, содержащие обязательные требования, оценка и соблюдение которых являлась предметом государственного экологического надзора, а также руководство по соблюдению обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды.
Перечень актов и порядок его ведения размещены в открытом доступе на официальном сайте контрольного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.minforest.saratov.gov.ru) в разделе перечень обязательных требований.
На официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет предусмотрена возможность оставить замечания и предложения по перечню правовых актов.
За январь - август 2021 года посредством взаимодействия со средствами массовой информации по вопросам соблюдения обязательных требований было дано 10 интервью министра природных ресурсов и экологии области, более 400 комментариев; вышло 33 сюжета на региональных телеканалах; размещено 640 публикаций в сети Интернет и 35 публикаций в печатных средствах массовой информации; организовано 12 пресс-выездов.
Ежеквартально проводились мероприятия по обобщению правоприменительной практики, результаты которых, а также рекомендации по недопущению нарушений природоохранного законодательства, размещены в разделе "Реформа контрольно-надзорной деятельности" и на новостной ленте сайта Министерства.
По всем поступающим от хозяйствующих субъектов вопросам в части осуществления в их отношении контрольно-надзорных мероприятий должностными лицами Министерства даются компетентные разъяснения и консультации.
Создан и функционирует раздел "интернет обращений" для оперативного получения сообщений о нарушениях природоохранного законодательства.
В целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, выдано 15 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
Проводится профилактическая работа межведомственного характера путем проведения мероприятий совместно с МЧС России, Роспотребнадзором, Россельхознадзором, Росприроднадзором и иными органами государственной власти.
В 2022 году Министерством будут проводиться профилактические мероприятия, предусмотренные разделом III настоящей Программы.
Характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
Совершенствование нормативной правовой базы в сфере охраны окружающей среды и природопользования, дифференциация обязательных требований в зависимости от категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, повышение квалификации руководителей и сотрудников контролируемых лиц могут способствовать снижению количества экологических правонарушений.
Основным направлением, на решение которого направлена настоящая Программа, является уменьшение количества правонарушений в сфере природоохранного законодательства и снижение негативного воздействия на окружающую среду.
Основными проблемами являются:
- образование несанкционированных свалок (обусловлено низкой ответственностью населения);
- загрязнение водных объектов и неправомерное использование территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов (обусловлено незнанием и неисполнением обязательных требований водного законодательства);
- загрязнение атмосферного воздуха населенных пунктов.
Выявлению наиболее проблемных вопросов в природоохранной сфере региона способствуют поступающие в Министерство сведения из различных источников, таких как средства массовой информации, органы государственной власти, общественные организации, экспертные организации, хозяйствующие субъекты и инициативные группы граждан.
Чрезвычайные ситуации природного характера могут привести к причинению ущерба окружающей среде.
Для решения этих проблем необходим соответствующий уровень экологического сознания, экологического мышления и экологического воспитания населения.
Основным видом профилактических мероприятий является непосредственная работа с хозяйствующими субъектами и гражданами (разъяснительная и консультационная работа, информирование по вопросам соблюдения обязательных требований).
При реализации настоящей Программы должны быть решены следующие задачи, обеспечивающие эффективность и результативность государственного экологического контроля (надзора):
- обеспечено сохранение эффективности контроля за соблюдением обязательных требований контролируемыми лицами с учетом внедрения риск-ориентированного подхода;
- обеспечение конструктивного взаимодействия Министерства с федеральными и региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями и гражданами Российской Федерации по вопросам соблюдения обязательных требований и осуществления контрольной (надзорной) деятельности;
- внедрение эффективных инструментов общественного контроля за соблюдением требований в области охраны окружающей среды;
- раскрытие механизмов проведения контрольных (надзорных) мероприятий и профилактической работы;
- разработка и реализация механизмов по предупреждению нарушений контролируемыми лицами обязательных требований в области охраны окружающей среды;
- выявление и устранение причин, факторов и условий, способствующих нарушениям контролируемыми лицами обязательных требований законодательства в сфере охраны окружающей среды на территории Саратовской области.
V. Показатели результативности и эффективности
Основными критериями оценки результативности и эффективности программы профилактики являются:
увеличение доли профилактических мероприятий в общем объёме контрольно-надзорной деятельности на 10% по сравнению с 2021 годом к концу 2022 года;
увеличение доли охвата контролируемых лиц профилактическими мероприятиями в общем объеме подконтрольных субъектов (объектов) в 2022 году не менее чем на 5%.;
улучшение информационного обеспечения по предупреждению нарушений обязательных требований контролируемыми лицами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.