Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу министерства
природных ресурсов и экологии
Саратовской области
от 17 декабря 2021 года N 603
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по региональному государственному геологическому контролю (надзору) в отношении участков недр местного значения на территории Саратовской области на 2022 год
I. Общие положения
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по региональному государственному геологическому контролю (надзору) на 2022 год (далее - Программа) разработана на основании:
Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года N 990 "Об утверждении правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям".
II. Цели и задачи реализации программы профилактики
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям направлена на достижение следующих основных целей:
1) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
2) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
3) создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
Проведение профилактических мероприятий позволит решить следующие задачи:
формирование единого понимания обязательных требований в сфере охраны и использования недр у всех участников контрольной (надзорной) деятельности (контрольного (надзорного) органа и контролируемых лиц);
выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей контролируемых лиц.
III. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
Министерством природных ресурсов и экологии области (далее - Министерство) проводятся следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
Срок реализации Программы - 2022 год.
В рамках геологического контроля (надзора) объект может быть отнесён к одной из категорий риска, установленных пунктом 7 Положения о региональном государственном геологическом контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 9 декабря 2021 года N 1076-П.
Формы, способы и периодичность проведения профилактических мероприятий устанавливаются Планом-графиком мероприятий по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по региональному государственному геологическому контролю (надзору) в отношении участков недр местного значения на территории Саратовской области на 2022 год, предусмотренным приложением к настоящей Программе.
IV. Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного геологического контроля (надзора), описание текущего развития профилактической деятельности министерства, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
Настоящая Программа предусматривает комплекс мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований законодательства в области охраны и использования недр, оценка соблюдения которых является предметом государственного геологического контроля (надзора) в отношении участков недр местного значения, установленных Законом Российской Федерации "О недрах", Водным кодексом Российской Федерации (в части требований к охране подземных водных объектов), Налоговым кодексом Российской Федерации (в части нормативов потерь при добыче полезных ископаемых и подземных водных объектов) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми ими в пределах полномочий по регулированию отношений в области использования и охраны недр на своих территориях, а также требований, содержащихся в лицензиях на пользование недрами и иных разрешительных документах, предусмотренных указанными нормативными правовыми актами.
Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного геологического контроля (надзора)
Государственный геологический контроль (надзор) осуществляется в форме профилактических мероприятий и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в рамках регионального государственного геологического контроля (надзора) в 2022 году не проводятся.
Министерством в рамках осуществления регионального государственного геологического надзора за 8 месяцев 2021 года проведено 8 надзорных мероприятий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющимися пользователями участков недр местного значения.
По итогам проведения надзорных мероприятий выявлено 8 правонарушений, за совершение которых назначено 8 административных наказаний: 5 в виде предупреждения (3 юридическим лицам и 2 должностным лицам) и 3 в виде штрафа на общую сумму 334,0 тыс. руб. (1 юридическому лицу на 300,0 тыс. руб., 1 индивидуальному предпринимателю на 30,0 тыс. руб. и 1 гражданину на 4,0 тыс. руб.).
На основании поступающих в Министерство материалов из правоохранительных органов, иных органов государственной власти и организаций государственными инспекторами Министерства за январь-август 2021 года было рассмотрено 21 дело об административных правонарушениях, в том числе поступивших из:
органов прокуратуры Саратовской области - 18;
ФБУ Территориальный фонд геологической информации - 2;
Межрегионального Управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям - 1.
1. По результатам рассмотрения материалов, поступивших из правоохранительных органов, к административной ответственности было привлечено:
6 юридических лиц, которым назначены административные наказания в виде предупреждения;
2 индивидуальных предпринимателя, которым назначено одно административное наказание в виде предупреждения и одно административное наказание в виде штрафа на сумму 10,0 тыс. рублей;
13 должностных лиц, которым назначено 10 административных наказаний в виде предупреждения и 4 административных наказания в виде штрафа на общую сумму 80,0 тыс. рублей.
Министерством выявляются следующие типичные нарушения обязательных требований: пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами 86%, а также пользование недрами в отсутствие лицензии на пользование недрами 14%.
Описание текущего развития профилактической деятельности Министерства
Министерством регулярно проводится профилактическая работа с населением по вопросам соблюдения обязательных требований законодательства в области охраны и использования недр, обобщение административной практики с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься контролируемыми лицами в целях недопущения нарушений обязательных требований в области охраны и использования недр.
В 2021 году профилактическая деятельность Министерства осуществлялась в соответствии с Программой профилактики нарушений обязательных требований законодательства в рамках регионального государственного экологического надзора на 2021 год и плановый период 2022-2023 годы.
В рамках этой программы проводились следующие профилактические мероприятия:
- информирование;
- обобщение правоприменительной практики;
- объявление предостережения;
- консультирование.
В рамках информирования на официальном сайте Министерства размещались перечни и тексты нормативных правовых актов, содержащие обязательные требования, оценка и соблюдение которых являлась предметом государственного геологического надзора, а также руководство по соблюдению обязательных требований законодательства в области недропользования.
Перечень актов и порядок его ведения размещены в открытом доступе на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.minforest.saratov.gov.ru) в разделе "Перечень обязательных требований".
На официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет предусмотрена возможность представить замечания и предложения по перечню правовых актов.
За январь - август 2021 года посредством взаимодействия со средствами массовой информации по вопросам соблюдения обязательных требований было дано 10 интервью министра природных ресурсов и экологии области более 400 комментариев; вышло 33 сюжета на региональных телеканалах; размещено 640 публикаций в сети Интернет и 35 публикаций в печатных СМИ; организовано 12 пресс-выездов.
Ежеквартально проводились мероприятия по обобщению правоприменительной практики, результаты которых, а также рекомендации по недопущению нарушений природоохранного законодательства размещены в разделе "Реформа контрольно-надзорной деятельности" и на новостной ленте сайта Министерства.
По всем поступающим от хозяйствующих субъектов вопросам в части осуществления в их отношении контрольных (надзорных) мероприятий должностными лицами Министерства даются компетентные разъяснения и консультации.
В 2022 году Министерством будут проводиться профилактические мероприятия, предусмотренные разделом III настоящей Программы.
Характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
Основным направлением, на решение которого направлена настоящая Программа, является уменьшение количества правонарушений в сфере охраны и использования недр и снижение негативного воздействия на окружающую среду.
Основными проблемами являются:
- несоблюдение лицензионных требований в области недропользования;
- самовольное пользование недрами.
Наиболее часто выявляемые административные нарушения в сфере охраны и использования недр - это пользование недрами в отсутствие лицензии на пользование недрами и недропользование с нарушениями условий лицензии. Факты безлицензионного недропользования выявляются, как правило, в карьерах, доступ в которые для нарушителей не ограничен. Часто выявляются также нарушения условий лицензий, в частности, непредставление (или представление с нарушением сроков) форм обязательной статистической отчетности, отсутствие необходимой технической документации на пользование недрами.
Профилактические мероприятия должны быть направлены на предотвращение совершения нарушений в области охраны и использования недр, предотвращение причинения вреда недрам. С учетом меняющихся приоритетов надзорной деятельности и повышения значимости разъяснительной функции приобретает особую актуальность профилактическая работа.
В ходе реализации настоящей Программы должны быть решены следующие задачи:
- снижение административной нагрузки на контролируемых лиц;
- обеспечение конструктивного взаимодействия Министерства с федеральными и региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями и гражданами Российской Федерации по вопросам соблюдения обязательных требований и осуществления контрольной (надзорной) деятельности;
- внедрение эффективных инструментов общественного контроля за соблюдением требований в области охраны и использования недр;
- раскрытие механизмов проведения контрольных (надзорных) мероприятий и профилактической работы;
- разработка и реализация механизмов по предупреждению нарушений контролируемыми лицами обязательных требований в области охраны и использования недр;
- выявление и устранение причин, факторов и условий, способствующих нарушениям контролируемыми лицами обязательных требований законодательства в сфере охраны и использования недр на территории Саратовской области.
V. Показатели результативности и эффективности программы профилактики
Основными критериями оценки результативности и эффективности Программы профилактики являются:
увеличение доли профилактических мероприятий в общем объёме контрольной (надзорной) деятельности на 10% по сравнению с 2021 годом к концу 2022 года;
увеличение доли охвата контролируемых лиц профилактическими мероприятиями в общем объеме подконтрольных субъектов (объектов) в 2022 году не менее чем на 5%;
улучшение информационного обеспечения по предупреждению нарушений обязательных требований контролируемыми лицами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.