Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу министерства
природных ресурсов и экологии
Саратовской области
от 17 декабря 2021 года N 604
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по региональному государственному контролю (надзору) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий на 2022 год
I. Общие положения
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по региональному государственному контролю (надзору) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий на 2022 год (далее - Программа) разработана на основании:
Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года N 990 "Об утверждении правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям".
II. Цели и задачи реализации программы профилактики
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям направлена на достижение следующих основных целей:
1) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
2) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
3) создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
Проведение профилактических мероприятий позволит решить следующие задачи:
формирование единого понимания обязательных требований в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий у всех участников контрольной (надзорной) деятельности (контрольного (надзорного) органа и контролируемых лиц);
выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей контролируемых лиц.
III. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
Министерством природных ресурсов и экологии области (далее - Министерство) проводятся следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
Срок реализации программы - 2022 год.
В рамках контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий объект может быть отнесён к одной из категорий риска в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Формы, способы и периодичность проведения профилактических мероприятий устанавливаются Планом-графиком мероприятий по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по региональному государственному контролю (надзору) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий на 2022 год, предусмотренным приложением к настоящей Программе.
IV. Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, описание текущего развития профилактической деятельности министерства, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
Настоящая Программа предусматривает комплекс мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований законодательства в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, установленных Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", положениями об особо охраняемых природных территориях регионального значения, положениями об охранных зонах особо охраняемых природных территорий регионального значения, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (далее - обязательные требования), касающихся:
режима особо охраняемой природной территории регионального значения;
особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения;
режима охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
Государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется в форме профилактических мероприятий и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в рамках регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий в 2022 году не проводятся.
Министерством в рамках осуществления регионального государственного экологического надзора за 8 месяцев 2021 года проведено 15 контрольно-надзорных мероприятий в отношении неопределенного круга лиц.
По итогам проведения контрольно-надзорных мероприятий выявлено 8 правонарушений. При рассмотрении дел об административных правонарушениях назначено 8 административных наказаний в виде административных штрафов. Административные наказания были назначены: 1 - должностному лицу и 7 - гражданам.
Общая сумма назначенных штрафов составила 36,0 тыс. руб., из них на должностное лицо - 15,0 тыс. руб. и на граждан - 21,0 тыс. руб.
Министерством выявляются следующие типичные нарушения обязательных требований: Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях регионального значения, а именно стоянка автотранспорта вне дорог общего пользования и специально оборудованных парковок 6, разведение костров вне специально оборудованных для этих целей мест 1, захламление растительными отходами территории природного парка 1.
Описание текущего развития профилактической деятельности Министерства
Министерством регулярно проводится профилактическая работа с населением по вопросам соблюдения обязательных требований природоохранного законодательства, обобщение административной практики с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься контролируемыми лицами в целях недопущения нарушений обязательных требований в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения.
В 2021 году профилактическая деятельность Министерства осуществлялась в соответствии с Программой профилактики нарушений обязательных требований законодательства в рамках регионального государственного экологического надзора на 2021 год и плановый период 2022-2023 годы.
В рамках этой программы проводились следующие профилактические мероприятия:
- информирование;
- обобщение правоприменительной практики;
- объявление предостережения;
- консультирование.
В рамках информирования на официальном сайте Министерства размещались перечни и тексты нормативных правовых актов, содержащие обязательные требования, оценка и соблюдение которых являлась предметом государственного надзора, а также руководство по соблюдению обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды.
Перечень актов и порядок его ведения размещены в открытом доступе на официальном сайте контрольного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://www.minforest.saratov.gov.ru) в разделе перечень обязательных требований.
На официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет предусмотрена возможность представить замечания и предложения по перечню правовых актов.
За январь - август 2021 года посредством взаимодействия со средствами массовой информации, по вопросам соблюдения обязательных требований, было дано 10 интервью министра природных ресурсов и экологии области более 400 комментариев; вышло 33 сюжета на региональных телеканалах; размещено 640 публикаций в сети Интернет и 35 публикаций в печатных СМИ; организовано 12 пресс-выездов.
Ежеквартально проводились мероприятия по обобщению правоприменительной практики, результаты которых, а также рекомендации по недопущению нарушений природоохранного законодательства, размещены в разделе "Реформа контрольно-надзорной деятельности" и на новостной ленте сайта Министерства.
По всем поступающим от контролируемых лиц вопросам в части осуществления в их отношении контрольно-надзорных мероприятий должностными лицами Министерства даются компетентные разъяснения и консультации.
В 2022 году Министерством будут проводиться профилактические мероприятия, предусмотренные разделом III настоящей Программы.
Характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
Основным направлением, на решение которого направлена программа профилактики, является уменьшение количества правонарушений в сфере в охраны и использования особо охраняемых природных территорий и снижение негативного воздействия на окружающую среду.
Профилактические мероприятия должны быть направлены на предотвращение совершения нарушений в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения. С учетом меняющихся приоритетов надзорной деятельности и повышения значимости разъяснительной функции приобретает особую актуальность профилактическая работа.
В ходе реализации настоящей Программы должны быть решены следующие задачи:
- снижение административной нагрузки на контролируемых лиц;
- обеспечение конструктивного взаимодействия Министерства с федеральными и региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями и гражданами Российской Федерации по вопросам соблюдения обязательных требований и осуществления контрольно-надзорной деятельности;
- внедрение эффективных инструментов общественного контроля за соблюдением требований в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
- раскрытие механизмов проведения контрольно-надзорных мероприятий и профилактической работы;
- разработка и реализация механизмов по предупреждению нарушений контролируемыми лицами обязательных требований в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
- выявление и устранение причин, факторов и условий, способствующих нарушениям контролируемыми лицами обязательных требований законодательства в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий на территории Саратовской области.
V. Показатели результативности и эффективности программы профилактики
Основными критериями оценки результативности и эффективности программы профилактики являются:
увеличение доли профилактических мероприятий в общем объёме контрольно-надзорной деятельности на 10% по сравнению с 2021 годом к концу 2022 года;
увеличение доли охвата контролируемых лиц профилактическими мероприятиями в общем объеме подконтрольных субъектов (объектов) в 2022 году не менее чем на 5%.;
улучшение информационного обеспечения по предупреждению нарушений обязательных требований контролируемыми лицами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.