Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего развития профилактической деятельности Агентства по охране культурного наследия Республики Дагестан, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
На территории Республики Дагестан расположено 6358 объектов культурного наследия, в том числе 1994 - федерального значения, 4361 - регионального значения, 3 - местного (муниципального) значения.
Из числа объектов культурного наследия федерального значения: 3 - памятника истории; 1833 - памятника археологии; 157 - памятников градостроительства и архитектуры; 1 - достопримечательное место.
Выявленных объектов культурного наследия - 2407, из них памятники истории - 827; памятники архитектуры - 1061; памятники археологии - 320; памятники искусства - 196; достопримечательные места - 3.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 9.1, п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ), п. 3 ч. 2 ст. 7, ч. 1 ст. 8 Закона Республики Дагестан от 03.02.2009 N 7 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Республики Дагестан", Положением об Агентстве по охране культурного наследия, утвержденным постановлением Правительства Республики Дагестан от 18.11.2016 N 342, Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1093, Агентство по охране культурного наследия Республики Дагестан (далее - Агентство) осуществляет федеральный государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) (далее - федеральный государственный контроль (надзор).
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия на 2022 год (далее - Программа) разработана во исполнение статьи 44 Федерального закона от 30.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 года N 990.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "31.07.2020"
Программа представляет собой взаимосвязанный по целям, задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс профилактических мероприятий, обеспечивающих эффективное решение проблем, препятствующих соблюдению контролируемыми лицами обязательных требований, направленных на выявление и устранение конкретных причин и факторов несоблюдения обязательных требований, а также на создание и развитие системы профилактики.
К контролируемым лицам при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) относятся юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, являющиеся собственниками или иными законными пользователями объектов культурного наследия федерального значения, их частей или помещений в них, расположенных на территории Республики Дагестан (далее - контролируемые лица).
За период с 1 января 2021 года по 1 октября 2021 Агентством в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) проведено 34 проверок, из которых - 15 плановые, 19 - в рамках мероприятий по систематическому наблюдению. По результатам проверок выявлено 30 фактов нарушений требований в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения (далее - обязательные требования), составлено 8 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.13, 7.14, выдано 21 предписания об устранении выявленных нарушений.
Кроме того, в целях предупреждения нарушений контролируемыми лицами обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, при наличии у Агентства сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю без взаимодействия с контролируемыми лицами, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований причинило вред объектам культурного наследия, Агентство объявляет предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, физическому лицу принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований. В 2021 году Агентством объявлено 1 предостережение в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора).
В результате реализации программы ожидается повышение уровня информированности контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, повышение правовой грамотности контролируемых лиц, формирование ответственного отношения к проблемам сохранения объектов культурного наследия и выработка внутренней мотивации к позитивному правовому поведению, что в результате должно привести к снижению количества нарушений обязательных требований и минимизации угрозы причинения вреда охраняемым законом ценностям и предотвращению рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, снижению административной нагрузки на контролируемые лица и формированию модели социально ответственного, добросовестного, правового поведения контролируемых лиц.
Исходя из практики проведения мероприятий по федеральному государственному контролю (надзору) типичными нарушениями обязательных требований законодательства Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия являются:
1) ненадлежащее содержание объекта культурного наследия (невыполнение требований ст. 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ);
2) непроведение собственником (пользователем) объекта культурного наследия работ по сохранению объекта культурного наследия при наличии необходимости проведения таких работ;
3) несвоевременное извещение органа охраны объектов культурного наследия собственником (пользователем) объекта культурного наследия органа охраны объектов культурного наследия о повреждениях, авариях (иных обстоятельствах), причинивших вред объекту культурного наследия, и непринятие мер по предотвращению дальнейшего разрушения (повреждения) такого объекта;
4) проведение работ, изменяющих предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающих условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия (размещение кондиционеров, вывесок и пр.);
5) проведение работ по сохранению объекта культурного наследия без разрешения и согласования органа охраны объектов культурного наследия;
6) проведение строительных и иных работ вблизи объекта культурного наследия в отсутствие в проектной документации разделов, предусматривающих мероприятия по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, согласованных органами охраны объектов культурного наследия.
Анализ причин и условий, способствующих совершению правонарушений, показывает, что собственники или иные законные владельцы и/или фактические пользователи объектов культурного наследия либо осуществляющие проведение хозяйственных и иных работ на объектах культурного наследия, в границах территорий объектов культурного наследия, в границах территорий зон охраны объектов культурного наследия, защитных зонах, в отношении которых федеральными законами предусмотрено осуществление государственного надзора в большинстве случаев не в состоянии обеспечить соблюдение обязательных требований в силу слабого знания норм законодательства и трудностей в понимании существа обязательных требований, что препятствует их эффективному исполнению с грамотным распределением материальных, финансовых и трудовых затрат, а также в силу безразличного отношения к вопросам сохранения объектов культурного наследия и отрицания их приоритетного значения в системе общественных отношений.
В этой связи Агентством организованы мероприятия по проведению публичных обсуждений правоприменительной практики, на которые приглашаются все заинтересованные контролируемые лица - юридические и физические лица, являющиеся собственниками или пользователями объектов культурного наследия, а также представители организаций, осуществляющих деятельность по реставрации объектов культурного наследия, лица, аттестованные Министерством культуры Российской Федерации на право проведения государственной историко-культурной экспертизы. Указанные мероприятия проводятся в форме заседания коллегии, на которой сотрудники Агентства выступают с докладами по проблемным вопросам в сфере охраны объектов культурного наследия. В 2021 году указанные заседания состоялись 1 раз.
Благодаря проводимой профилактической работе в течение 2021 года, в том числе по разъяснению норм действующего законодательства, повышается уровень информированности контролируемых лиц о действующих обязательных требованиях законодательства в сфере государственной охраны объектов культурного наследия, новеллах законодательства и практике правоприменения, что влечет за собой снижение фактов выявления правонарушений со стороны собственников и пользователей объектов культурного наследия, а, следовательно, уменьшает необходимость применения мер административного реагирования со стороны Агентства как органа государственного надзора, что в конечном итоге снижает административную нагрузку на бизнес.
В результате реализации программы ожидается повышение уровня информированности контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, повышение правовой грамотности контролируемых лиц, формирование ответственного отношения к проблемам сохранения объектов культурного наследия и выработка внутренней мотивации к позитивному правовому поведению, что в результате должно привести к снижению количества нарушений обязательных требований и минимизации угрозы причинения вреда охраняемым законом ценностям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.