Заключение Счетной палаты РФ от 29 ноября 2021 г. N ЗСП-223/03-01
на проект федерального закона N 20316-8 "О публично-правовой компании "Роскадастр"
Досье на проект федерального закона
Счетная палата Российской Федерации на основании статьи 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" рассмотрела проект федерального закона N 20316-8 "О публично-правовой компании "Роскадастр" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроект определяет порядок создания, правовое положение, цели деятельности, функции, полномочия и порядок управления деятельностью публично-правовой компании "Роскадастр" (далее - ППК "Роскадастр").
Создание ППК "Роскадастр" предлагается осуществить путем реорганизации находящихся в ведении Росреестра федеральных государственных учреждений и (или) акционерных обществ, определенных Правительством Российской Федерации (предварительно - ФГБУ "ФКП Росреестра", ФГБУ "Центр геодезии, картографии и ИПД", АО "Роскартография: и АО "Ростехинвентаризация" - Федеральное БТИ").
По результатам рассмотрения законопроекта и дополнительных материалов к нему необходимо отметить следующее.
ПИК "Роскадастр" создается для целей предоставления государственных и иных услуг в сфере геодезии и картографии, развития инфраструктуры пространственных данных, земельных отношений, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и государственного кадастрового учет недвижимого имущества, создания и развития государственных и иных: информационных систем и электронных сервисов в указанных сферах, осуществления функций их оператора и осуществления иных функций и полномочий публично-правового характера.
При этом предусматривается выполнение ППК "Роскадастр" государственных функции и полномочий, в настоящее время осуществляемых подведомственными Росреестру федеральными государственными бюджетными учреждениями, включая внедрение электронных сервисов, оказание государственных услуг и иных видов деятельности.
Согласно статье 4 законопроекта ППК "Роскадастр" в целях осуществления возложенных на нее функций и полномочий может являться соисполнителем, участником отдельных мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации и иными документами стратегического планирования. При этом в законопроекте отсутствуют положения по дальнейшему финансированию осуществления ППК "Роскадастр" государственных функций и полномочий, которые в настоящее время финансируются за счет субсидии на выполнение государственного задания, субсидии на иные цели, что создает риски ненадлежащего исполнения переданных полномочий.
Кроме того, совмещение ППК "Роскадастр" функций органов власти и хозяйствующих субъектов на конкурентных товарных рынках, в том числе при проведении кадастровых работ, создают риски ограничения конкуренции, препятствования их развития.
Частью 17 статьи 12 законопроекта предусмотрено, что за осуществление государственной регистрации прав в связи с реорганизацией организаций, созданием ППК "Роскадастр" и ее реорганизацией государственная пошлина не уплачивается.
Однако взимание государственных пошлин регламентируется Налоговым кодексом Российской Федерации. При этом согласно статье 1 Налогового кодекса Российской Федерации внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, а также приостановление, отмена или признание утратившими силу положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах осуществляются отдельными федеральными законами и не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих (приостанавливающих, отменяющих, признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.
Таким образом, указанная норма должна быть исключена из законопроекта.
Вместе с тем необходимо отметить, что в соответствии с подпунктом 4.4 пункта 3 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина не уплачивается за внесение изменений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия нормативного правового акта, влекущего необходимость внесения соответствующих изменений по не зависящим от правообладателей, владельцев или пользователей объектов недвижимости причинам.
Согласно части 15 статьи 12 законопроекта наделение ППК "Роскадастр" функциями и полномочиями осуществляется с 1 января 2022 года в сроки и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, при осуществлении реорганизации организаций. Однако указанная реорганизация может потребовать значительного времени, что создает риски ненадлежащего исполнения передаваемых полномочий.
В этой связи полагаем целесообразном предусмотреть в законопроекте переходные положения при введении в действие предлагаемых им решений.
На основании изложенного законопроект требует доработки до его рассмотрения Государственной Думой во втором чтении.
Аудитор |
А.Н. Батуркин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.