Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1184595-7 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
(повторно ко второму чтению)
Досье на проект федерального закона
Дополнение части второй статьи 38 ("Следователь") Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) новым пунктом 4.1, в соответствии с которым к полномочиям следователя будет относиться дача поручения следователю, дознавателю или органу дознания об организации участия в следственном действии лица, участие которого в данном следственном действии признано необходимым, представляется излишним. Отмечаем, что пунктом 4 части второй указанной статьи УПК РФ уже предусмотрено полномочие следователя давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК РФ, обязательные для исполнения письменные поручения, в частности, о производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении. На наш взгляд, организация участия какого-либо лица в следственном действии (по поручению следователя) является одним из видов содействия при осуществлении следственного действия. Также отмечаем, что пунктом 5 части второй статьи 38 УПК РФ установлено, что следователь уполномочен осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.
Замечание аналогичного характера вызывает предложение о дополнении части третьей статьи 41 УПК РФ, определяющей полномочия дознавателя, новым пунктом 1.3.
Следует также иметь в виду, что УПК РФ не содержит положений, позволяющих следователю давать поручения непосредственно дознавателю. Обязательные для исполнения поручения следователя, в том числе связанные с необходимостью производства следственных или розыскных действий не по месту производства предварительного расследования, адресуются органу дознания (пункт 4 части второй статьи 38, часть первая статьи 144, часть первая статьи 152, часть четвертая статьи 157, часть первая статьи 210 УПК РФ). При этом полномочием поручать должностным лицам органа дознания исполнение соответствующих поручений следователя наделен начальник органа дознания (пункт 6 части первой статьи 40.2 УПК РФ).
Предлагаемые проектом изменения в статью 166 ("Протокол следственного действия") не учитывают, что данная статья УПК РФ содержит общие правила составления протокола следственного действия. Дополнительные же правила составления протокола, учитывающие особенности каждого следственного действия, содержатся в других статьях УПК РФ, посвященных производству конкретных следственных действий или предусматривающих особенности их проведения в зависимости, например, от процессуального статуса лица в уголовном судопроизводстве, возраста участника уголовного судопроизводства и т.д. Внесение изменений, указывающих на наличие особенностей составления протокола того или иного следственного действия, в норму, определяющую общие правила составления протокола, при этом не требуется.
Ссылка на правила главы 26 УПК РФ в проектируемой части первой новой статьи 189.1 УПК РФ некорректна, поскольку данная глава определяет процессуальный порядок производства не только таких следственных действий, как допрос, очная ставка и опознание, но и проверки показаний на месте, в связи с чем необходимо сделать ссылку на соответствующие статьи этой главы УПК РФ.
Учитывая, что часть третья новой статьи 189.1 УПК РФ посвящена правилам составления протокола допроса, очной ставки и опознания путем использования систем видеоконференц-связи, а не порядку производства указанных следственных действий, из текста данной проектируемой нормы следует исключить ссылки на требования, предусмотренные статьями 189 ("Общие правила проведения допроса") и 170 ("Участие понятых") УПК РФ.
В части шестой новой статьи 189.1 УПК РФ речь следует вести о направлении подписки, к которой прилагаются полученные в ходе следственного действия документы и материалы. Кроме того, ордер адвоката также является официальным документом, имеющим установленную Министерством юстиции Российской Федерации форму и выдаваемым адвокатским образованием.
В части седьмой новой статьи 189.1 УПК РФ необходимо предусмотреть приобщение к протоколу не только подписки, но и прилагаемых к ней документов и материалов, о чем в протоколе должна быть сделана соответствующая запись (см., например часть пятую статьи 190 УПК РФ).
Проект не содержит положений о порядке удостоверения личности лица (лиц), участвующего (участвующих) в следственном действии. Урегулирование данного вопроса особенно необходимо для производства очной ставки и опознания, когда один из участников уголовного судопроизводства находится по месту производства предварительного расследования, а другой - за его пределами.
Замечания лингвистического и юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Р.Н. Колачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.