Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Кабинета
Министров Республики Адыгея
от 20 декабря 2021 года N 279
Положение
о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - региональный контроль (надзор)).
2. Предметом регионального контроля (надзора) является:
1) соблюдение организациями лицензионных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением лицензионных требований к производству, поставкам, хранению и розничной продаже произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции);
2) соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 настоящего Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48; 1997, N 3; 1999, N 2; 2001, N 53; 2002, N 30; 2004, N 45; 2005, N 30; 2006, N 31, 43; 2007, N 1, 17, 31, 49; 2008, N 30; 2009, N 1, 52; 2010, N 15, 31; 2011, N 1, 27, 30; 2012, N 26, 31, 53; 2013, N 30, 44; 2015, N 1, 14, 27; 2016, N 1, 26, 27; 2017, N 31; 2018, N 1, 31, 32, 49, 53; 2019, N 18, 30, 52; 2020, N 14, 17, 24, 52; 2021, N 18, 24, 27) (далее - Федеральный закон N 171), обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, обязательных требований к фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе сведений об обороте алкогольной продукции лицами, осуществляющими ее розничную продажу, за исключением обязательных требований, установленных техническими регламентами;
3) соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами обязательных требований к декларированию объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, объема собранного винограда для производства винодельческой продукции.
3. Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Адыгея по осуществлению контроля (надзора) является Министерство экономического развития и торговли Республики Адыгея (далее - контрольный орган).
4. Должностным лицом контрольного органа, уполномоченным на принятие решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, является Министр экономического развития и торговли Республики Адыгея, а в случае его отсутствия - первый заместитель Министра экономического развития и торговли Республики Адыгея (далее - уполномоченное должностное лицо).
5. Должностными лицами контрольного органа, уполномоченными на осуществление регионального контроля (надзора), в том числе на проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий (далее - инспекторы), являются:
1) Министр экономического развития и торговли Республики Адыгея;
2) первый заместитель Министра экономического развития и торговли Республики Адыгея;
3) начальник Управления контрольно-надзорной и правовой деятельности Министерства экономического развития и торговли Республики Адыгея;
4) заместитель начальника Управления контрольно-надзорной и правовой деятельности Министерства экономического развития и торговли Республики Адыгея;
5) ведущий консультант Управления контрольно-надзорной и правовой деятельности Министерства экономического развития и торговли Республики Адыгея;
6) консультанты Управления контрольно-надзорной и правовой деятельности Министерства экономического развития и торговли Республики Адыгея;
7) ведущий специалист-эксперт Управления контрольно-надзорной и правовой деятельности Министерства экономического развития и торговли Республики Адыгея.
6. Инспекторы при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий пользуются правами, установленными частью 2 статьи 29 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31; 2021, N 24) (далее - Федеральный закон).
7. К отношениям, связанным с осуществлением регионального контроля (надзора), организацией и проведением профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов государственного контроля (надзора) (далее - объект контроля), применяются положения Федерального закона.
8. Объектами регионального контроля (надзора) являются:
1) деятельность, действия (бездействие) организаций и индивидуальных предпринимателей (далее - контролируемые лица) в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, в рамках которых должны соблюдаться обязательные и (или) лицензионные требования;
2) результаты деятельности контролируемых лиц в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе продукция (товары), к которым предъявляются обязательные требования в рамках регионального государственного контроля (надзора);
3) здания, помещения, сооружения, территории, оборудование, устройства, предметы и другие объекты, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются в рамках осуществления деятельности в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и к которым предъявляются обязательные требования.
9. Учет объекта контроля осуществляется с использованием государственной информационной системы "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности".
10. Контрольным органом осуществляется фиксация сведений об объекте контроля путем ведения перечня сведений об объекте контроля, а также посредством государственной информационной системы "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности". Внесение сведений об объектах контроля осуществляется в течение 2 рабочих дней со дня их поступления.
11. Формирование и ведение учетных документов осуществляется по каждому объекту контроля отдельно.
12. Индикаторы риска нарушения обязательных требований, на основании которых контрольный орган осуществляет оценку риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, приведены в приложении N 1 к Положению.
II. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
1. При осуществлении регионального контроля (надзора) проводятся следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
2. Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений, предусмотренных частью 3 статьи 46 Федерального закона, на официальном сайте, в республиканских средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
3. Должностные лица контрольного органа поддерживают сведения, размещаемые в соответствии с пунктом 2 настоящего раздела, в актуальном состоянии и обновляют в срок не позднее 5 рабочих дней с момента их изменения.
4. По итогам обобщения правоприменительной практики контрольный орган ежегодно до 31 марта года, следующего за отчетным, готовит доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики (далее - доклад), утверждаемый приказом руководителя контрольного органа и размещаемый на официальном сайте в срок не позднее 5 рабочих дней со дня его утверждения.
5. В случае наличия у контрольного органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
6. Предостережение объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном статьей 49 Федерального закона.
7. Контролируемое лицо после получения предостережения вправе подать в контрольный орган возражение в отношении предостережения в срок не позднее 30 дней со дня его получения.
8. Возражение направляется в контрольный орган на бумажном носителе посредством почтовой связи либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, уполномоченного действовать от имени контролируемого лица, на указанный в предостережении адрес электронной почты контрольного органа.
9. Контрольный орган в течение 30 дней со дня получения возражения:
1) рассматривает возражение;
2) принимает решение:
а) об удовлетворении возражения в форме отмены объявленного предостережения;
б) об отказе в удовлетворении возражения с указанием основания отказа.
10. Основаниями для отказа в удовлетворении возражения являются:
1) подача возражения по истечении срока подачи возражения, указанного в пункте 8 настоящего раздела;
2) доводы, изложенные контролируемым лицом в возражении, не обоснованы.
11. Контрольный орган в срок не позднее дня, следующего за днем принятия решения, указанного в подпункте 2 пункта 9 настоящего раздела, направляет лицу, подавшему возражение, мотивированный ответ о результатах рассмотрения возражения посредством почтовой связи либо на адрес электронной почты, указанный в возражении (в случае если контролируемое лицо указало в возражении адрес электронной почты, на который необходимо направить ответ на возражение).
12. Консультирование осуществляется должностными лицами контрольного органа по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме.
13. Время консультирования по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме одного контролируемого лица или его представителя не может превышать 15 минут.
14. Консультирование осуществляется по следующим вопросам:
1) по разъяснению положений нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального контроля (надзора);
2) по разъяснению положений нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления регионального контроля (надзора);
3) по порядку обжалования действий или бездействия должностных лиц.
15. В случае поступления в течение месяца 10 и более однотипных обращений от контролируемых лиц и их представителей консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте письменного разъяснения, подписанного руководителем контрольного органа или уполномоченным им должностным лицом.
16. По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не представляется, за исключением случаев, установленных в пункте 17 настоящего раздела.
17. Письменное консультирование осуществляется в следующих случаях:
1) контролируемым лицом или его представителем представлен письменный запрос о представлении письменного ответа по вопросу консультирования;
2) за время консультирования, установленное пунктом 13 настоящего раздела, представить ответ на поставленный вопрос не представляется возможным. Письменный ответ направляется контролируемому лицу в сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19; 2010, N 27, 31; 2013, N 19, 27; 2014, N 48; 2015, N 45; 2017, N 49; 2018, N 53).
18. Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности.
19. Должностное лицо контролируемого органа уведомляет контролируемое лицо о проведении обязательного профилактического визита не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения в письменной форме посредством почтовой связи либо в форме электронного документа в соответствии с частью 4 статьи 21 Федерального закона.
20. Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом должностное лицо контрольного органа не позднее чем за 3 рабочих дня до дня его проведения.
21. Обязательный профилактический визит проводится в течение 1 рабочего дня. По ходатайству должностного лица контрольного органа руководитель контрольного органа может продлить срок проведения профилактического визита не более чем на 3 рабочих дня.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
IV. Осуществление регионального государственного контроля (надзора)
1. При осуществлении регионального контроля (надзора) плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
2. Региональный контроль (надзор) осуществляется посредством проведения следующих внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий:
1) контрольной закупки;
2) инспекционного визита;
3) рейдового осмотра;
4) выездной проверки;
5) документарной проверки.
3. В ходе проведения контрольной закупки осуществляются следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) эксперимент.
4. Контрольная закупка проводится по основаниям, указанным в пунктах 1, 3-5 части 1 статьи 57 Федерального закона.
5. В ходе проведения инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) инструментальное обследование;
5) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
6. Инспекционный визит проводится по основаниям, указанным в пунктах 1, 3-5 части 1 статьи 57 Федерального закона.
7. В ходе проведения рейдового осмотра могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов;
5) отбор проб (образцов);
6) инструментальное обследование;
7) экспертиза.
8. Рейдовый осмотр проводится по основаниям, указанным в пунктах 1, 3-5 части 1 статьи 57 Федерального закона.
9. В ходе проведения документарной проверки могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) получение письменных объяснений;
2) истребование документов.
10. Документарная проверка проводится по основаниям, указанным в пунктах 1,3-5 части 1 статьи 57 Федерального закона.
11. В ходе проведения выездной проверки могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов;
5) отбор проб (образцов);
6) инструментальное обследование;
7) экспертиза.
12. Выездная проверка проводится по основаниям, указанным в пунктах 1, 3-5 части 1 статьи 57 Федерального закона.
13. Срок проведения выездной проверки составляет 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятидесяти часов для малого предприятия и пятнадцати часов для микропредприятия.
14. Индивидуальный предприниматель, являющийся контролируемым лицом, вправе представить в контрольный орган документально подтвержденную информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случаях:
1) временной нетрудоспособности;
2) смерти близкого родственника;
3) нахождения индивидуального предпринимателя в служебной командировке в ином населенном пункте;
4) участия индивидуального предпринимателя в судебном заседании.
15. По результатам рассмотрения указанной информации проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится контрольным органом на срок, необходимый для устранения обстоятельств, указанных в пункте 14 настоящего раздела.
16. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий инспекторами для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись.
17. Решение об использовании фотосъемки, аудио- и видеозаписи при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, совершении контрольных (надзорных) действий принимается инспектором самостоятельно.
18. В обязательном порядке инспектором для доказательства нарушений обязательных требований используются фотосъемка, аудио- и видеозапись в следующих случаях:
1) проведение контрольного (надзорного) мероприятия в отношении контролируемого лица, которым создавались (создаются) препятствия в проведении контрольного (надзорного) мероприятия, совершении контрольных (надзорных) действий;
2) если в ходе контрольного (надзорного) мероприятия усматривается состав административного правонарушения, за совершение которого предусмотрено административное приостановление деятельности;
3) проведение досмотра в ходе контрольного (надзорного) мероприятия в отсутствие контролируемого лица;
4) проведение выездной проверки.
19. При осмотре, осуществляемом в присутствии контролируемого лица или его представителя, может применяться видеозапись.
20. Контрольные (надзорные) мероприятия, указанные в подпунктах 1-4 пункта 2 настоящего раздела, с целью фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут проводиться должностными лицами контрольного органа с применением фотосъемки, аудио- и видеозаписи.
21. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для доказательств нарушений обязательных требований, прикладываются к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
22. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и использованных для этих целей технических средствах отражается в акте по результатам контрольного (надзорного) мероприятия.
23. Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований.
24. Аудио- и видеозапись осуществляются в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи.
25. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.
26. Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
V. Особенности оценки соблюдения лицензионных требований контролируемыми лицами, имеющими лицензию
К отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона с учетом особенностей, установленных Федеральным законом N 171-ФЗ.
VI. Обжалование решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц
1. Жалоба контролируемого лица на решение контрольного органа, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается уполномоченным должностным лицом.
2. Уполномоченное должностное лицо принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в течение 5 рабочих дней со дня получения жалобы, если:
1) жалоба подана по истечении сроков подачи жалобы, установленных частями 5 и 6 статьи 40 Федерального закона, и не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы;
2) в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
3) до принятия решения по жалобе от контролируемого лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы;
4) имеется решение суда по вопросам, поставленным в жалобе;
5) ранее уполномоченному на рассмотрение жалобы должностному лицу была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;
6) жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного органа, а также членов их семей;
7) ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, исключающий возможность повторного обращения данного контролируемого лица с жалобой, и не приводятся новые доводы или обстоятельства;
8) жалоба подана в ненадлежащий уполномоченный орган;
9) законодательством Российской Федерации предусмотрен только судебный порядок обжалования решений контрольного органа.
3. Уполномоченное должностное лицо в течение 20 рабочих дней со дня регистрации жалобы:
1) рассматривает жалобу;
2) принимает одно из следующих решений:
а) оставляет жалобу без удовлетворения;
б) отменяет решение контрольного органа полностью или частично;
в) отменяет решение контрольного органа полностью и принимает новое решение;
г) признает действия (бездействие) должностных лиц контрольного органа незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
4. Уполномоченное должностное лицо при рассмотрении жалобы использует подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности.
5. При рассмотрении жалобы уполномоченное должностное лицо вправе запросить у контролируемого лица, подавшего жалобу, дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. Контролируемое лицо вправе представить указанные информацию и документы в течение 5 рабочих дней с момента направления запроса. Течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается с момента направления запроса о представлении дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, до момента получения их уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом, но не более чем на 5 рабочих дней с момента направления запроса. Неполучение от контролируемого лица дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.
6. Не допускается запрашивать у контролируемого лица, подавшего жалобу, информацию и документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.
7. Решение уполномоченного должностного лица, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, размещается в личном кабинете контролируемого лица в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и (или) в государственной информационной системе "Региональный портал государственных и муниципальных услуг (функций) Республики Адыгея" в срок не позднее 1 рабочего дня со дня его принятия.
Раздел VII вступает в силу с 1 марта 2021 г.
VII. Оценка результативности и эффективности деятельности контрольного органа
1. Оценка результативности и эффективности деятельности контрольного органа осуществляется на основе системы показателей результативности и эффективности регионального контроля (надзора) по итогам каждого календарного года.
2. Контрольный орган ежегодно осуществляет подготовку доклада о региональном контроле (надзоре) с указанием сведений о достижении ключевых показателей и сведений об индикативных показателях регионального контроля (надзора), в том числе о влиянии профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий на достижение ключевых показателей.
3. Ключевым показателем регионального контроля (надзора) является уровень легального оборота алкогольной продукции.
4. Показатель, предусмотренный пунктом 3 настоящего раздела (), рассчитывается по формуле:
где:
- уровень легального оборота алкогольной продукции (%);
- объем выявленной алкогольной продукции, находящейся в нелегальном обороте (дал);
- объем розничных продаж алкогольной продукции (дал).
5. Целевые значения ключевого показателя регионального контроля (надзора) приведены в приложении N 2 к Положению.
6. Индикативные показатели регионального контроля (надзора) приведены в приложении N 3 к Положению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.