Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Утверждено
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 22 декабря 2021 г. N 1176-П
Положение
о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в Ямало-Ненецком автономном округе
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - лицензионный контроль, автономный округ).
2. Организация и осуществление лицензионного контроля регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
3. Лицензионный контроль уполномочен осуществлять департамент государственного жилищного надзора автономного округа (далее - департамент).
4. От имени департамента лицензионный контроль вправе осуществлять следующие должностные лица департамента (далее - инспекторы):
1) первый заместитель директора департамента - главный государственный жилищный инспектор автономного округа (далее - первый заместитель директора департамента);
2) заместитель директора департамента - заместитель главного государственного жилищного инспектора автономного округа;
3) начальник Ноябрьского отдела;
4) начальник Новоуренгойского отдела;
5) начальник Салехардского отдела;
6) заведующий Тарко-Салинским сектором;
7) заведующий Надымским сектором;
8) главный специалист - инспектор (далее - инспекторы).
5. Должностными лицами департамента, уполномоченными на принятие решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются заместитель Губернатора автономного округа, директор департамента (далее - директор департамента), первый заместитель директора департамента.
6. В ходе осуществления лицензионного контроля департамент в случае необходимости может привлекать для совершения отдельных контрольных (надзорных) действий (далее - контрольные действия) специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия департаменту (далее - специалисты), в том числе при применении технических средств.
7. Объектами лицензионного контроля являются деятельность, действия (бездействие), в рамках которых должны соблюдаться лицензионные требования, установленные пунктом 3 Положения о лицензировании предпринимательской правлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года N 1110, юридических лиц независимо от организационно-правовой формы или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии (далее - контролируемые лица, лицензионные требования).
8. Учет объектов лицензионного контроля осуществляется с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее - система жилищно-коммунального хозяйства) посредством сбора, обработки, анализа и учета информации об объектах государственного жилищного надзора, размещаемой в системе жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с требованиями, установленными статьей 7 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", информации, получаемой в рамках межведомственного информационного взаимодействия, общедоступной информации, а также информации, получаемой по итогам проведения профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
9. Предметом лицензионного контроля является соблюдение контролируемыми лицами лицензионных требований.
10. Инспекторы при осуществлении лицензионного контроля имеют права и выполняют обязанности, установленные статьей 29 Федерального закона N 248-ФЗ.
11. Инспекторы имеют служебные удостоверения единого образца, установленного постановлением Правительства автономного округа от 16 мая 2013 года N 312-П "О служебных удостоверениях лиц, замещающих государственные должности Ямало-Ненецкого автономного округа, должности государственной гражданской службы Ямало-Ненецкого автономного округа в системе исполнительной власти Ямало-Ненецкого автономного округа".
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении лицензионного контроля
12. При осуществлении лицензионного контроля применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба).
13. Департамент при осуществлении лицензионного контроля относит объекты лицензионного контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба):
а) высокий риск;
б) средний риск;
в) умеренный риск;
г) низкий риск.
14. Отнесение объектов лицензионного контроля к определенной категории риска причинения вреда (ущерба) осуществляется на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов лицензионного контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям согласно приложению к настоящему Положению.
15. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов лицензионного контроля в зависимости от категории риска проводятся со следующей периодичностью:
а) для категории высокого риска одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
инспекционный визит - один раз в 2 года;
документарная проверка - один раз в 2 года;
выездная проверка - один раз в 2 года;
б) для категории среднего риска одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
инспекционный визит - один раз в 3 года;
документарная проверка - один раз в 3 года;
выездная проверка - один раз в 3 года;
в) для категории умеренного риска одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
документарная проверка - один раз в 3 года;
выездная проверка - один раз в 3 года.
16. В отношении объектов лицензионного контроля, которые отнесены к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
III. Организация проведения профилактических мероприятий при осуществлении лицензионного контроля
17. В целях стимулирования добросовестного соблюдения лицензионных требований контролируемыми лицами, устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям лицензионных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также в целях создания условий для доведения лицензионных требований до контролируемых лиц, повышения информированности о способах их соблюдения при осуществлении лицензионного контроля осуществляются профилактические мероприятия в соответствии с ежегодно утверждаемой программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
18. В рамках лицензионного контроля осуществляются следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
19. Информирование осуществляется в порядке, установленном статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ, с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне.
Департамент в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, обязан размещать и поддерживать в актуальном состоянии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет) сведения, предусмотренные частью 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ.
20. Обобщение правоприменительной практики осуществляется ежегодно должностными лицами департамента путем сбора и анализа данных о проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях и их результатах, а также анализа поступивших в адрес департамента обращений.
По итогам обобщения правоприменительной практики департаментом готовится проект доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики департамента (далее - доклад), который в обязательном порядке проходит публичные обсуждения.
Доклад утверждается приказом департамента до 10 марта года, следующего за отчетным годом, и размещается на официальном сайте департамента в сети Интернет до 15 марта года, следующего за отчетным годом.
21. Доклад подлежит направлению департаментом в адрес федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в течение 2 рабочих дней со дня его размещения на официальном сайте департамента в сети Интернет.
22. В случае наличия у департамента сведений о готовящихся нарушениях лицензионных требований или признаках нарушений лицензионных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение лицензионных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, департамент объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения лицензионных требований (далее - предостережение) в порядке, установленном статьей 49 Федерального закона N 248-ФЗ, и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения лицензионных требований.
23. Контролируемое лицо не позднее 15 рабочих дней после получения предостережения вправе подать в департамент возражение в отношении указанного предостережения, в котором указываются:
1) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя или гражданина;
2) идентификационный номер налогоплательщика - контролируемого лица;
3) номер (номера) контактных телефонов, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ контролируемому лицу;
4) дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
5) обоснование позиции контролируемого лица в отношении указанных в предостережении его действий (бездействия), которые приводят или могут привести к нарушению лицензионных требований.
Возражение в отношении предостережения может быть подано контролируемым лицом на бумажном носителе почтовым отправлением, в виде электронного документа на адрес электронной почты, указанный в предостережении, или иными указанными в таком предостережении способами.
Департамент по итогам рассмотрения возражения в отношении предостережения направляет ответ контролируемому лицу способом, позволяющим подтвердить факт и дату направления ответа, в течение 20 рабочих дней со дня получения такого возражения.
В случае удовлетворения возражения в отношении предостережения по итогам его рассмотрения данные такого предостережения не используются для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
24. Консультирование осуществляется в соответствии со статьей 50 Федерального закона N 248-ФЗ.
25. Консультирование осуществляется по следующим вопросам:
а) организация и осуществление государственного жилищного надзора;
б) порядок проведения профилактических мероприятий;
в) предмет государственного жилищного надзора.
26. Устное консультирование осуществляется по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия.
27. Устное консультирование не должно превышать 15 минут.
28. Письменное консультирование осуществляется по вопросу, предусмотренному подпунктом "в" пункта 25 настоящего Положения, в случае поступления соответствующего обращения в письменной форме.
29. Письменное консультирование осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Законом автономного округа от 28 сентября 2017 года N 60-ЗАО "О дополнительных гарантиях права граждан на обращение в Ямало-Ненецком автономном округе".
30. В случае поступления 5 и более обращений, содержащих однотипные вопросы, контролируемых лиц и (или) их представителей консультирование по таким вопросам осуществляется посредством размещения на официальном сайте департамента в сети Интернет письменного разъяснения с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне, подписанного должностным лицом департамента.
31. Профилактический визит осуществляется в соответствии со статьей 52 Федерального закона N 248-ФЗ.
Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица или с использованием видео-конференц-связи.
32. Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении:
а) объектов лицензионного контроля, отнесенных к категории высокого риска;
б) контролируемых лиц, приступающих к осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
33. Департамент предлагает проведение профилактического визита лицам, приступающим к осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, не позднее одного года с момента начала такой деятельности.
34. О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо уведомляется департаментом не позднее 5 рабочих дней до дня проведения профилактического визита в письменной форме на бумажном носителе почтовым отправлением либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
35. Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита не позднее чем за 3 рабочих дня до дня его проведения, уведомив об этом департамент любым доступным способом, позволяющим подтвердить факт и дату уведомления.
36. Обязательный профилактический визит проводится в рабочее время и не может превышать 1 рабочего дня.
IV. Организация проведения контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении лицензионного контроля
37. При осуществлении лицензионного контроля проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
а) предусматривающие взаимодействие с контролируемым лицом на плановой и внеплановой основе:
инспекционный визит;
документарная проверка;
выездная проверка;
б) без взаимодействия с контролируемым лицом:
наблюдение за соблюдением лицензионных требований;
выездное обследование.
38. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры, в порядке, установленном статьей 61 Федерального закона N 248-ФЗ.
39. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся в порядке и по основаниям, установленным статьей 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
40. Инспекционный визит осуществляется должностными лицами департамента в соответствии со статьей 70 Федерального закона N 248-ФЗ.
Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
41. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) истребование документов, которые в соответствии с лицензионными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
42. Документарная проверка проводится в порядке, установленном статьей 72 Федерального закона N 248-ФЗ.
В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) получение письменных объяснений;
б) истребование документов.
43. Выездная проверка проводится в порядке, установленном статьей 73 Федерального закона N 248-ФЗ.
В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) инструментальное обследование;
д) экспертиза.
44. Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
Срок проведения выездной проверки не может превышать сроков, установленных частью 7 статьи 73 Федерального закона N 248-ФЗ.
45. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении лицензионного контроля проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
46. Индивидуальный предприниматель, являющийся контролируемым лицом, вправе представить в департамент информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случаях:
1) заболевания, связанного с утратой трудоспособности;
2) препятствия, возникшего в результате действия непреодолимой силы.
47. По результатам рассмотрения представленной информации департаментом принимается решение о переносе проведения контрольного (надзорного) мероприятия на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для представления индивидуальным предпринимателем информации о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
48. При осуществлении наблюдения за соблюдением лицензионных требований департамент:
а) проверяет своевременность, полноту и достоверность поступивших документов и сведений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
б) изучает размещенную в системе жилищно-коммунального хозяйства информацию о деятельности контролируемых лиц.
49. При проведении выездной проверки или инспекционного визита инспекторы для фиксации доказательств нарушений лицензионных требований могут использовать фотосъемку, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.
Решение о необходимости использования технических средств, в том числе электронных вычислительных машин и электронных носителей информации, копировальных аппаратов, сканеров, телефонов (в том числе сотовой связи), средств аудио- и видеозаписи, фотоаппаратов, необходимых для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, фотосъемки, аудио- и видеозаписи при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, принимается инспектором самостоятельно. Для фиксации доказательств нарушений лицензионных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и об использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт).
Фиксация нарушений лицензионных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений лицензионных требований. Аудио- и видеозапись осуществляются в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения лицензионных требований.
Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту.
Использование фотосъемки, аудио- и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений лицензионных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной, коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны.
V. Оформление результатов контрольного (надзорного) мероприятия
50. Оформление результатов контрольного (надзорного) мероприятия осуществляется в соответствии со статьей 87 Федерального закона N 248-ФЗ.
51. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт.
52. Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия.
53. При отказе или невозможности подписания контролируемым лицом или его представителем акта в акте делается соответствующая отметка. В этом случае акт направляется контролируемому лицу в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
54. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
55. В случае выявления по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия нарушения контролируемым лицом лицензионных требований департаментом после оформления акта выдается предписание об устранении таких нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля.
56. Контролируемое лицо или его представитель знакомится с содержанием акта на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия, за исключением случаев, установленных частью 2 статьи 88 Федерального закона N 248-ФЗ.
VI. Обжалование решений департамента, действий (бездействия) его должностных лиц, разрешение вопросов, связанных с исполнением решений департамента
57. Досудебное обжалование решений департамента, действий (бездействия) его должностных лиц осуществляется в соответствии с главой 9 Федерального закона N 248-ФЗ.
58. Жалоба подается контролируемым лицом в департамент в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 40 Федерального закона N 248-ФЗ.
59. Правом на досудебное обжалование решений департамента, актов, действий (бездействия) должностных лиц департамента в рамках контрольных (надзорных) мероприятий обладают контролируемые лица, указанные в части 4 статьи 40 Федерального закона N 248-ФЗ.
60. Жалоба на решение территориального отдела (сектора) департамента, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается заместителем директора департамента - заместителем главного государственного жилищного инспектора автономного округа, осуществляющим руководство соответствующим территориальным отделом (сектором).
61. Жалоба на действия (бездействие) заместителя директора департамента - заместителя главного государственного жилищного инспектора автономного округа рассматривается первым заместителем директора департамента.
62. Жалоба подлежит рассмотрению департаментом в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации.
В случае направления запроса о предоставлении дополнительных документов и материалов в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам первый заместитель директора департамента либо заместитель директора департамента - заместитель главного государственного жилищного инспектора автономного округа вправе продлить срок рассмотрения жалобы не более чем на 20 рабочих дней, уведомив о продлении срока рассмотрения контролируемое лицо, направившее жалобу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.