Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению мэрии города
от 22.12.2021 N 4965
Общая характеристика сферы реализации Программы, описание текущего состояния, основных проблем и прогноз ее развития
В городе Череповце последовательно реализуется политика, направленная на обеспечение отдельных категорий граждан доступным и комфортным жильем. Данная политика закреплена системой нормативных правовых актов и осуществляется через комплекс мероприятий, в числе которых предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда социального, специализированного и коммерческого использования.
Жилищным законодательством предусмотрено право на получение жилых помещений областного и государственного жилищного фонда установленным в федеральном законе или законе субъекта различным категориям граждан, таким как ветераны Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг., ветераны боевых действий, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, граждане, уволенные с военной службы, граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф на ЧАЭС, граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера, вынужденные переселенцы и др.
В рамках реализации полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны за счет средств федерального бюджета в период 2009 - 2012 годов обеспечено жильем 262 ветерана Великой Отечественной войны.
Однако крайне недостаточное финансирование из федерального бюджета мероприятий по обеспечению жильем ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, позволило предоставить социальные выплаты ежегодно лишь 6% от общего количества очередников по данным категориям, за 2009 - 2012 годы денежные выплаты предоставлены 92 гражданам по состоянию на 01.08.2012, обязательства имелись перед 522 гражданами данной категории.
Основной формой поддержки отдельных категорий граждан при приобретении жилья является предоставление социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья, в том числе частичную или полную оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита на эти цели.
Также право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма предоставлено гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат, гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.
Первоочередного права получения жилых помещений для таких категорий граждан, как молодые семьи и работники бюджетной сферы, жилищным законодательством не предусмотрено.
Следует отметить, что на начало 2013 года в мэрии города на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях состояло 8814 семей, большинство из которых семьи с низкой платежеспособностью. При этом 69,2% нуждающихся в жилье состояло на учете более 10 лет.
Из числа состоящих на учете в 2010 - 2012 годах улучшили свои жилищные условия в целом по городу 950 семей-очередников, в том числе с помощью мер государственной поддержки - 451 семья.
Высокая стоимость жилья и низкий уровень платежеспособности делает невозможным для граждан, в особенности для работников бюджетных учреждений здравоохранения, молодых семей, самостоятельное решение жилищной проблемы, даже с использованием стандартных механизмов ипотечного жилищного кредитования.
Как правило, данные категории граждан не могли получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки.
Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в жизни жилья, следовательно, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа.
К тому же, как правило, они еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства. Однако данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, поэтому бюджетная поддержка для предоставления средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.
Необходимо устойчивое функционирование системы улучшения жилищных условий молодых семей, поскольку эта проблема является одним из приоритетных направлений развития и не может быть решена в пределах одного финансового года, ее решение:
- позволит обеспечить улучшение жилищных условий и качество жизни молодых семей;
- зависит от участия федерального центра и носит межотраслевой и межведомственный характер;
- требует бюджетных расходов в течение нескольких лет.
К сожалению, мероприятия по обеспечению жильем молодых семей финансируются недостаточно.
Так, на начало 2013 года сохранялись обязательства более чем перед 2 тыс. молодых семей Вологодской области, признанных участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище", в том числе перед 802 молодыми семьями г. Череповца. Таким образом, существующие механизмы обеспечения жильем молодых семей обеспечивали доступ к мерам государственной поддержки лишь для небольшой части молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Данная ситуация объясняется тем, что сумма средств, выделяемых для обеспечения молодых семей бюджетной поддержкой, распределяется в соответствии с требованиями программы "Жилище" пропорционально количеству молодых семей, включенных в сводные списки в планируемом году конкретного субъекта Российской Федерации, и ограничивается объемом средств регионального бюджета. При этом заявки субъектов Российской Федерации на обеспечение социальными выплатами намного превышали запланированный в федеральном бюджете объем средств и не могли быть удовлетворены в полном объеме.
С 01.01.2018 мероприятия федеральной целевой программы "Жилище" интегрированы в состав государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - Государственная программа).
Основное мероприятие "Обеспечение жильем молодых семей" Государственной программы, реализовавшееся в 2018 году, с 2019 года считается завершенным.
Предоставление молодым семьям социальных выплат осуществляется в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" Государственной программы.
Молодые семьи, признанные до 01.01.2018 участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и (или) участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, признаются участниками основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" Государственной программы, а с 09.02.2019 - участниками мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" Государственной программы.
В Стратегии развития города Череповца до 2022 года "Череповец - город возможностей" в направлении развития "Здоровый город" приведен статистический анализ укомплектованности бюджетных учреждений здравоохранения кадровыми ресурсами, который показывает, что город Череповец испытывает острую нехватку специалистов в данной сфере.
Отсутствие возможности приобретения собственного жилья являлось серьезным фактором, сдерживающим приток квалифицированных специалистов в данную сферу города.
Низкая укомплектованность кадрами бюджетных учреждений здравоохранения, растущий дефицит медицинского персонала оказывали серьезное негативное влияние на деятельность сферы здравоохранения, приводили к снижению доступности и качества предоставляемых услуг населению города.
Привлечение молодых специалистов для работы невозможно без формирования базовых условий социального комфорта, в том числе удовлетворения их первоочередной потребности в доступном и комфортном жилье.
Возможность решения жилищной проблемы позволяет создать комфортные условия проживания в городе, улучшить качество жизни, создать стимул к повышению трудовой деятельности у 100 молодых семей города, большинство из которых являются работниками бюджетных учреждений.
При реализации Программы будет:
- продолжена бюджетная поддержка молодых семей в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" Государственной программы путем софинансирования из федерального и областного бюджетов социальных выплат на приобретение жилья, в том числе на оплату первоначального взноса, основной суммы долга и процентных выплат по ипотечным кредитам;
- внедрена система социальной помощи в форме социальных выплат на оплату первоначального взноса и субсидирования части ежемесячного платежа по ипотечному кредиту (займу) при приобретении жилья врачам, привлеченным на вакантные места в бюджетные учреждения здравоохранения из других муниципальных образований Вологодской области, субъектов Российской Федерации или иных государств, организаций, не относящихся к бюджетным учреждениям здравоохранения Вологодской области, расположенных на территории города Череповца, и после окончания высших учебных заведений (мероприятие реализовывалось до 31.12.2020);
- внедрена система социальной помощи в виде предоставления единовременной социальной выплаты при приобретении жилого помещения врачам, привлеченным на вакантные места в бюджетные учреждения здравоохранения из других муниципальных образований Вологодской области, субъектов Российской Федерации или иных государств, организаций, не относящихся к бюджетным учреждениям здравоохранения Вологодской области, расположенных на территории города Череповца, и после окончания высших учебных заведений (мероприятие реализовывалось до 31.12.2020);
- продолжена государственная поддержка по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным и областным законодательством в рамках мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" Государственной программы путем предоставления мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета.
В результате проводимых мероприятий Программы с 2014 по 2021 гг. достигнуты следующие результаты:
- в рамках Подпрограммы 1 молодым семьям было выдано 44 свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе: в 2015 г. - 8, 2016 г. - 6, в 2017 г. - 4, в 2018 г. - 7, в 2019 г. - 7, в 2020 г. - 4, в 2021 г. - 8.
По состоянию на 01.06.2021 сформирован список молодых семей - участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" Государственной программы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2022 г. по г. Череповцу, в который включено 53 молодых семьи;
- в рамках Подпрограммы 2 за счет предоставления работникам бюджетных учреждений здравоохранения социальных выплат при приобретении жилого помещения привлечено 44 квалифицированных специалиста, в том числе: в 2014 г. - 7 чел., 2015 г. - 8 чел., 2016 г. - 7 чел.; 2017 г. - 11 чел., в 2018 г. - 6 чел., в 2019 г. - 4 чел., в 2020 г. - 1 чел.
Муниципальными правовыми актами установлены меры социальной помощи работникам бюджетных учреждений здравоохранения в виде предоставления единовременной социальной выплаты при приобретении жилого помещения.
В рамках Основного мероприятия 1 мерой социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения обеспечены:
18 ветеранов Великой Отечественной войны, в том числе: в 2015 г. - 8 чел.; 2016 г. - 5 чел.; 2017 г. - 2 чел.; 2018 г. - 1 чел.; 2019 г. - 2 чел.;
57 ветеранов боевых действий, в том числе: в 2014 г. - 2 чел.; 2015 г. - 4 чел.; 2016 г. - 5 чел.; 2017 г. - 4 чел.; 2018 г. - 11 чел.; 2019 г. - 18 чел.; 2020 г. - 10 чел., 2021 г. - 3 чел.;
72 гражданина, относящихся к категории инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, в том числе: в 2014 г. - 17 чел.; 2015 г. - 15 чел.; 2016 г. - 11 чел.; 2017 г. - 10 чел.; 2018 г. - 4 чел.; 2019 г. - 7 чел., 2020 г. - 4 чел., 2021 г. - 4 чел.
В списки, сформированные на 01.09.2021, по категории "инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 в мэрии г. Череповца", включено 19 чел.; по категории "ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 в мэрии г. Череповца", - 7 чел.
Следует отметить, что с 2018 г. финансирование данных категорий граждан осуществляется отдельно с разбивкой по кодам бюджетной классификации.
В 2014 - 2020 гг. земельные участки предоставлены 1 075 гражданам, имеющим трех и более детей; в 2019 и 2020 гг. единовременная денежная выплата взамен земельного участка предоставлена 357 гражданам ежегодно, в 2021 г. - 140 гражданам.
По состоянию на 31.12.2020 в списки граждан, имеющих право на приобретение в собственность бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории города Череповца, включено 1 048 человек. В 2021 году планируется обеспечить единовременной денежной выплатой взамен земельного участка 381 человека.
<< Назад |
Приложение 2 >> Приложение 2 |
|
Содержание Постановление мэрии города Череповца Вологодской области от 22 декабря 2021 г. N 4965 "О внесении изменений в постановление... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.