Распоряжение Губернатора Московской области
от 30 ноября 2021 г. N 532-РГ
"Об утверждении Инвестиционной декларации Московской области и признании утратившим силу распоряжения Губернатора Московской области от 26.07.2013 N 282-РГ "Об инвестиционной декларации Московской области"
В целях создания условий для опережающего инвестиционного развития Московской области, достижения национальных целей развития Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года":
1. Утвердить прилагаемую Инвестиционную декларацию Московской области.
2. Определить Министерство инвестиций, промышленности и науки Московской области ответственным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области по:
1) обеспечению размещения Инвестиционной декларации Московской области на "Инвестиционном портале Московской области" (www.invest.mosreg.ru);
2) внесению изменений в Инвестиционную декларацию Московской области (при необходимости).
3. Признать утратившим силу распоряжение Губернатора Московской области от 26.07.2013 N 282-РГ "Об инвестиционной декларации Московской области".
4. Главному управлению по информационной политике Московской области обеспечить официальное опубликование настоящего распоряжения путем размещения (опубликования) на Интернет-портале Правительства Московской области.
5. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
6. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Московской области Духина В.В.
Губернатор |
А.Ю. Воробьев |
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Губернатора
Московской области
от 30.11.2021 N 532-РГ
Инвестиционная декларация
Московской области
I. Общее описание целей инвестиционного развития Московской области
Главной целью инвестиционного развития Московской области является увеличение реального роста инвестиций в основной капитал в качестве вклада в достижение национальной цели развития - обеспечения к 2030 году реального роста объема инвестиций в основной капитал на 70% по сравнению с показателем 2020 года.
Целью проводимой Правительством Московской области инвестиционной политики является обеспечение условий для устойчивого социально-экономического развития Московской области и повышения качества жизни за счет привлечения российских и зарубежных инвестиций.
Основными направлениями деятельности Правительства Московской области в части проведения инвестиционной политики являются:
повышение экономического потенциала Московской области;
улучшение условий ведения бизнеса в Московской области;
повышение конкурентоспособности Московской области в борьбе за квалифицированную рабочую силу за счет улучшения качества жизни в Московской области;
обеспечение прозрачности Московской области, как для внутренних, так и для зарубежных инвесторов.
II. Ключевые характеристики Московской области
Московская область является одним из лидеров среди субъектов Российской Федерации по привлечению инвестиций в основной капитал, объему валового регионального продукта и традиционно занимает высокие позиции в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.
В Московской области проживает более 7,7 млн человек, величина трудовых ресурсов Московской области составляет 4,6 млн человек.
Географическое положение обусловливает то, что Московская область является одним из основных распределительных центров грузовых перевозок в Российской Федерации, местом сосредоточения складских и логистических центров, а также центром оптовой торговли, складских услуг и ответственного хранения грузов. К ключевым характеристикам Московской области относятся:
1) наличие инфраструктуры для инвесторов.
Московская область является транспортным центром России. Целый ряд крупнейших магистралей, ведущих к ключевым промышленным районам страны, сходится в Московской области.
Существующая сеть основных автомобильных дорог Московской области имеет выраженную радиально-кольцевую систему. В радиальных направлениях ее составляют 18 автомобильных дорог федерального значения и основных автомобильных дорог регионального значения. В их число входят 12 федеральных автомобильных дорог, в том числе 9 - магистральных, обеспечивающих автотранспортные связи г. Москвы и Московской области с другими территориями, 5 из которых входят в состав международных транспортных коридоров. Остальные радиальные дороги обеспечивают связи между районами и городами Московской области.
Автомобильная дорога А-113 "Центральная кольцевая автомобильная дорога" (далее - ЦКАД) формирует новый потенциал для развития складского рынка как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
В систему автомобильных дорог общего пользования Московской области входят 14,2 тыс. км автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, 26,6 тыс. км местного значения, 2,6 тыс. км федерального значения.
За последние 10 лет общая протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального и местного значения увеличена на 18,6% и составляет 43 406,6 км.
Московская область входит в состав Московского авиационного узла (далее - МАУ) - третьего по загруженности авиационного хаба в Европе (после Лондонского и Парижского), основного опорного пункта в системе воздушных перевозок гражданской авиации России. Основными элементами МАУ являются международные аэропорты. На территории Московской области расположены 3 международных аэропорта: Домодедово, Шереметьево и Жуковский (также в непосредственной близости находится международный аэропорт Внуково, располагающийся на территории г. Москвы).
В рамках улучшения транспортного обслуживания населения в Центральном транспортном узле развиваются радиальные направления Московской железной дороги. Московская область совместно с г. Москвой реализуют проект по созданию Московских центральных диаметров (МЦД) - нового вида транспорта, который объединяет формат пригородных электричек и метрополитена, создавая фактически систему наземного метро.
Развитие промышленной инфраструктуры Подмосковья обуславливается наличием большого выбора площадок для размещения производства - индустриальных парков, технопарков.
Наибольшая концентрация индустриальных парков сосредоточена на северо-востоке, востоке, а также на юго-востоке Московской области. Всего в Подмосковье насчитывается 59 индустриальных парков (46 действующих и 13 создаваемых) и 16 технопарков;
2) наличие преференциальных режимов.
В Московской области созданы 5 особых экономических зон (далее - ОЭЗ): ОЭЗ технико-внедренческого типа "Дубна", ОЭЗ технико-внедренческого типа "Исток", ОЭЗ промышленно-производственного типа "Кашира", ОЭЗ промышленно-производственного типа "Ступино Квадрат", ОЭЗ промышленно-производственного типа "Максимиха". При этом развитие четырех из них обеспечивается за счет средств частных инвесторов, без привлечения бюджетного финансирования.
Специализация технико-внедренческих ОЭЗ Московской области - ядерно-физические и нанотехнологии, информационные технологии, проектирование сложных технических систем, био- и медицинские технологии, новые материалы, СВЧ-электроника.
В промышленно-производственных ОЭЗ Московской области расположены высокотехнологичные предприятия различных отраслей, в том числе легкой, пищевой, химической промышленности, производства строительных материалов. Кроме того, на территории созданной в 2020 году ОЭЗ "Максимиха" планируется строительство крупного логистического центра.
Кроме того, в ряде округов Московской области предусмотрены особые условия поддержки инвесторов (налоговые льготы, субсидии, займы), реализующих проекты на территориях данных городских округов. В их число входят городские округа: Зарайск, Шаховская, Лотошино, Серебряные Пруды, Шатура, Волоколамский, Орехово-Зуевский, Луховицы, Электрогорск.
Соблюдение центральными исполнительными органами государственной власти Московской области сроков согласований и предоставления разрешительной документации, необходимых для ведения инвестиционной деятельности.
Центральными исполнительными органами государственной власти Московской области строго соблюдаются сроки согласований, необходимых для осуществления инвесторами своих проектов. В целях дополнительной поддержки инвесторов в Подмосковье создан Центр содействия строительству Московской области, который осуществляет сопровождение инвесторов в ходе прохождения всех этапов реализации проектов от получения градостроительного плана земельного участка до получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В Московской области ведется непрерывная работа по сокращению и оптимизации сроков прохождения инвесторами административных процедур;
3) приоритетные направления инвестиционного развития.
Инвестиционное развитие Подмосковья планируется осуществлять на основе ряда приоритетных направлений:
развитие торговой и логистической инфраструктуры вокруг ЦКАД; комплексное развитие территорий среднего пояса Московской области с созданием современных мест торговли и услуг;
стимулирование инвестиционного развития отдалённых городских округов Московской области;
развитие промышленных кластеров и высокотехнологичных производств; развитие переработки сельскохозяйственной продукции вблизи направлений поставок и агропромышленных предприятий; развитие малого и среднего предпринимательства; развитие индустрии туризма и туристской деятельности; модернизация механизмов предоставления мер поддержки инвесторов.
Исторически отдельные ключевые отрасли Московской области тяготеют к определенным территориям и формируют зоны концентрации данной отрасли, которые включают крупнейших производителей, научно-исследовательские институты и вузы:
пищевое производство - Домодедово, Ленинский, Подольск, Одинцово;
производство машин и оборудования - Красногорск, Балашиха, Химки;
переработка вторичного сырья - Пушкино, Домодедово;
производство стройматериалов - Мытищи, Химки;
легкая промышленность - Солнечногорск, Мытищи;
химическое производство - Истра, Одинцово;
складская деятельность - Подольск, Ленинский;
фармацевтика - Ленинский, Химки;
металлообработка - Химки, Солнечногорск, Лобня;
производство медицинских изделий (в том числе средств индивидуальной защиты) - Химки, Солнечногорск;
4) инновационные отрасли экономики.
Московская область обладает значительным потенциалом в области науки и инноваций и является одним из ключевых регионов по проведению научных исследований и разработок в Российской Федерации. Доля профессиональной, научной и технической деятельности в валовом региональном продукте (далее - ВРП) Московской области значительно превышает показатель в среднем по Российской Федерации. По итогам 2019 года данный показатель составил по Московской области - 6,4%, по России - 4,3%.
Высокая роль науки в экономике Подмосковья обусловлена развитием мощного научно-технического потенциала в советский период. На текущий момент основная доля НИОКР сосредоточена на оборонных предприятиях и в научных учреждениях.
На территории Московской области расположены 8 из 13 наукоградов России, среди которых Дубна, Жуковский, Королёв, Протвино, Пущино, Реутов, Фрязино и Черноголовка. Научно-технический комплекс Московской области располагает конкурентными технологиями и кадровым потенциалом в областях ядерных исследований, производства авиационной и космической техники, лазерных технологий, производства новых материалов и биопрепаратов.
В числе инновационных приоритетов Московской области выделяется развитие:
зелёных технологий и рециклинга - поддержка экологически чистых и социально ответственных проектов является приоритетом Московской области;
атомных и нанотехнологий - наличие в Московской области мощного научного потенциала, 8 наукоградов;
медицинских и биотехнологий - 25% фармацевтического производства России сосредоточено в Московской области;
информационных технологий - 20 центров молодежного инновационного творчества создано в Московской области;
5) развитие традиционных отраслей экономики Московской области.
Традиционными отраслями экономики Подмосковья, вносящими наибольший вклад в ВРП, являются:
обрабатывающие производства (доля в ВРП в 2019 году - 18,3%);
оптовая и розничная торговля (доля в ВРП в 2019 году - 20,5%);
строительство (доля в ВРП в 2019 году - 5,3%);
деятельность профессиональная, научная, техническая (доля в ВРП в 2019 году - 6,4%о);
транспортировка и хранение (доля в ВРП в 2019 году - 6,6%).
Оценка развития данных отраслей осуществляется в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Московской области по следующим показателям:
объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг;
численность занятых в экономике;
объем инвестиций в основной капитал.
III. Инвестиционные обязательства Московской области
Московская область гарантирует стабильность прав и защиту интересов субъектов предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности, в том числе:
неухудшение условий реализации инвестиционных проектов;
соблюдение регламентных сроков по предоставлению инвестору присоединения к инфраструктуре в рамках Свода инвестиционных правил, разработанного в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации;
оперативное рассмотрение споров, возникающих при реализации инвестиционных проектов на территории Московской области, в досудебном порядке;
общедоступность для инвесторов информации о мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Московской области, за исключением информации, составляющей государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну;
соблюдение условий предоставления мер поддержки инвесторов в Московской области;
обеспечение конкурентного распределения ресурсов для целей реализации инвестиционных проектов на территории Московской области;
реализацию мероприятий, направленных на повышение уровня доходов населения Московской области.
IV. Инвестиционная команда Московской области
Инвестиционная политика Московской области реализуется следующими должностными лицами Московской области (инвестиционная команда Московской области):
Губернатор Московской области;
первый Вице-губернатор Московской области - Председатель Правительства Московской области;
заместитель Председателя Правительства Московской области, отвечающий за ведение вопросов в сфере формирования и реализации инвестиционной политики;
министр инвестиций, промышленности и науки Московской области;
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Московской области.
Также в работе инвестиционной команды Московской области принимают участие генеральный директор акционерного общества "Корпорация развития Московской области", директор автономной некоммерческой организации "Агентство инвестиционного развития Московской области", представители бизнеса, общественных организаций, представляющих интересы бизнес-сообщества в Московской области, финансовых организаций.
Инвестиционная команда Московской области формируется с учетом положений Закона Московской области N 230/2005-ОЗ "О Правительстве Московской области" и постановления Губернатора Московской области от 10.06.2021 N 174-ПГ "О распределении обязанностей между первым Вице-губернатором Московской области - Председателем Правительства Московской области, Вице-губернатором Московской области - руководителем Администрации Губернатора Московской области, Вице-губернаторами Московской области, заместителями Председателя Правительства Московской области".
Участники инвестиционной команды Московской области осуществляют взаимодействие с инвесторами в рамках имеющихся у них полномочий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Губернатора Московской области от 30 ноября 2021 г. N 532-РГ "Об утверждении Инвестиционной декларации Московской области до 2028 года и признании утратившим силу распоряжения Губернатора Московской области от 26.07.2013 N 282-РГ "Об инвестиционной декларации Московской области"
Вступает в силу с 30 ноября 2021 г.
Текст распоряжения опубликован на Интернет-портале Правительства Московской области (http://mosreg.ru) 23 декабря 2021 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Губернатора Московской области от 19 января 2024 г. N 23-РГ
Изменения вступают в силу с 19 января 2024 г.