Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 25 ноября 2021 г. N 9/1
(восьмого созыва)
о проекте федерального закона N 1262116-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части повышения кредитного качества облигаций с ипотечным покрытием)
(внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 1262116-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части повышения кредитного качества облигаций с ипотечным покрытием), внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект), Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) сообщает следующее.
Законопроект предполагает внесение изменений в Федеральный закон от 11 ноября 2003 года N 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах", Федеральный закон от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Проектируемые нормы направлены на исключение риска частичной утраты ипотечного покрытия при банкротстве кредитной организации, в которой открыты счета ипотечного агента, тем самым повышая надежность и привлекательность инвестиций в облигации с ипотечным покрытием.
Так, предлагается установить, что в случае осуществления эмиссии облигаций с ипотечным покрытием ипотечным агентом, денежные средства, входящие в полном объеме в состав ипотечного покрытия таких облигаций, должны находиться на открытом ипотечному агенту залоговом счете. Зачисление иных денежных средств на этот залоговый счет не допускается. Банковские реквизиты открытого ипотечным агентом залогового счета должны быть указаны в решении о выпуске облигаций с ипотечным покрытием.
В случае отзыва лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации, в которой был открыт залоговый счет, эмитенту облигаций с ипотечным покрытием может быть открыт новый залоговый счет только в кредитной организации, которая на дату открытия указанного залогового счета соответствует одному из устанавливаемых нормами законопроекта условий (в части уровня присвоенного кредитного рейтинга).
При этом залогодержателями прав по договору такого залогового счета являются владельцы облигаций с ипотечным покрытием, в состав которого включены денежные средства, находящиеся на залоговом счете.
Законопроектом устанавливаются основания осуществления списания денежных средств с залогового счета, открытого ипотечным агентом, а также цели, на которые эмитент ипотечных облигаций вправе использовать денежные средства с залогового счета.
В случае обращения взыскания на ипотечное покрытие облигаций, законопроектом устанавливается порядок зачисления/списания денежных средств при реализации имущества, составляющего ипотечное покрытие, а также при реализации заложенных прав по договору залогового счета.
Законопроектом предлагается изложить второе предложение пункта 10 статьи 27.3-1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" в следующей редакции: "Согласие владельцев облигаций на внесение изменений в решение о выпуске облигаций с залоговым обеспечением денежными требованиями после регистрации выпуска таких облигаций, связанных с изменением банковских реквизитов залогового счета в той же кредитной организации, в которой он был открыт или в другой кредитной организации в случае предусмотренном Федеральным законом от 11 ноября 2003 года N 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах", не требуется."
Комитет считает, что дополнение предлагаемой выше редакции прямой ссылкой на норму, определяющую условие открытия залогового счета в другой кредитной организации, предусмотренное Федеральным законом от 11 ноября 2003 года N 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах", не будет являться избыточным. Исходя из текста законопроекта, Комитет полагает, что условие открытия залогового счета в другой кредитной организации, предусмотрено частью 3 проектируемой статьи 16.3 Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах".
В соответствии с проектируемыми нормами Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", в случае, если должник осуществлял в соответствии с Федеральным законом "Об ипотечных ценных бумагах" эмиссию облигаций с ипотечным покрытием, конкурсный управляющий обязан открыть специальный счет в банке или иной кредитной организации для зачисления на него денежных средств, составляющих ипотечное покрытие и поступающих в ходе конкурсного производства во исполнение обязательств, права требования по которым составляют ипотечное покрытие, а также использовать такой счет для зачисления на него денежных средств, поступающих в ходе реализации ипотечного покрытия. (В действующей редакции в тех же целях предусматривается обязанность открытия конкурсным управляющим отдельного счета и специального ипотечного счета).
Кроме того, в целях нивелирования риска утраты ипотечного покрытия, законопроектом устанавливается запрет на оспаривание сделок по списанию кредитной организацией денежных средств с залогового счета, открытого в соответствии с Федеральным законом "Об ипотечных ценных бумагах", для исполнения денежных обязательств ипотечного агента перед владельцами таких облигаций, в том числе в связи с досрочным погашением облигаций.
Статьей 3 законопроекта установлена 180-дневная отсрочка вступления в силу проектируемых норм в случае принятия законопроекта. При этом для эмитентов облигаций с ипотечным покрытием - ипотечных агентов законопроектом устанавливается обязанность открыть залоговые счета в отношении выпусков облигаций с ипотечным покрытием, зарегистрированных до вступления в силу предлагаемых норм.
Комитет полагает целесообразным дополнить законопроект следующими положениями:
1. Если в составе ипотечного покрытия имеются права требования по кредитам (займам), обеспеченных залогом прав участника долевого строительства по договору участия в долевом строительстве, то изменения в электронную закладную необходимо вносить одновременно или после государственной регистрации права собственности на объект долевого строительства и государственной регистрации ипотеки на основании заявления владельца закладной и (или) залогодателя.
2. Установить, что наличие закладной, удостоверяющей право требования, обеспеченное залогом прав участника долевого строительства, является достаточным основанием для включения такого требования в состав ипотечного покрытия без необходимости предоставления иных документов (часть 7 статьи 3 Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах").
3. В целях снижения повышенной финансовой нагрузки на заемщика при получении ипотечного кредита требуется устранить неоднозначность нормы о включении в состав ипотечного покрытия прав требований по обеспеченным ипотекой обязательствам только при наличии страхования недвижимого имущества на весь срок действия обязательства (абзац четвертый части 2 статьи 3 Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах"), поскольку заемщик вправе заключить несколько последовательных краткосрочных договоров страхования. Особое значение это имеет при досрочном возврате ипотечного кредита.
Комитет отмечает, что принятие вышеизложенных предложений при доработке законопроекта ко второму чтению необходимо в целях развития института ипотечных ценных бумаг и повышения их привлекательности для секьюритизации прав требования по кредитам (займам), обеспеченных залогом прав требования участника долевого строительства.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рекомендует Государственной Думе принять представленный законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.