Постановление Правительства Пензенской области от 23 декабря 2021 г. N 901-пП
"Об утверждении Положения о региональном государственном строительном надзоре на территории Пензенской области"
17 февраля 2022 г.
Информация о внесении изменений в настоящий документ содержится в документе:
Постановление Правительства Пензенской области от 20 мая 2022 г. N 385-пП "О внесении изменений в Положение о региональном государственном строительном надзоре на территории Пензенской области, утвержденное постановлением Правительства Пензенской области от 23.12.2021 N 901-пП"
В соответствии со статьей 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, частью 5 статьи 1, пунктом 3 части 2 статьи 3, статьей 5 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (с последующими изменениями), руководствуясь Законом Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями), Правительство Пензенской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о региональном государственном строительном надзоре на территории Пензенской области.
2. Пункт 70 Положения вступает в силу с 1 января 2023 года.
3. Признать утратившими силу следующие нормативные правовые акты:
- постановление Правительства Пензенской области от 24.07.2017 N 356-пП "Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Пензенской области";
- постановление Правительства Пензенской области от 12.09.2017 N 442-пП "О внесении изменений в Порядок осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Пензенской области, утвержденный постановлением Правительства Пензенской области от 24.07.2017 N 356-пП";
- постановление Правительства Пензенской области от 27.12.2017 N 638-пП "О внесении изменений в Порядок осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Пензенской области, утвержденный постановлением Правительства Пензенской области от 24.07.2017 N 356-пП";
- постановление Правительства Пензенской области от 31.01.2018 N 29-пП "О внесении изменений в Порядок осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Пензенской области, утвержденный постановлением Правительства Пензенской области от 24.07.2017 N 356-пП (с последующими изменениями)";
- постановление Правительства Пензенской области от 07.05.2018 N 254-пП "О внесении изменений в Порядок осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Пензенской области, утвержденный постановлением Правительства Пензенской области от 24.07.2017 N 356-пП (с последующими изменениями)";
- постановление Правительства Пензенской области от 17.10.2018 N 553-пП "О внесении изменений в Порядок осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Пензенской области, утвержденный постановлением Правительства Пензенской области от 24.07.2017 N 356-пП";
- постановление Правительства Пензенской области от 29.04.2019 N 241-пП "О внесении изменений в Порядок осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Пензенской области, утвержденный постановлением Правительства Пензенской области от 24.07.2017 N 356-пП (с последующими изменениями)";
- постановление Правительства Пензенской области от 09.08.2019 N 480-пП "О внесении изменений в Порядок осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Пензенской области, утвержденный постановлением Правительства Пензенской области от 24.07.2017 N 356-пП (с последующими изменениями)";
- постановление Правительства Пензенской области от 12.12.2019 N 787-пП "О внесении изменений в Порядок осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Пензенской области, утвержденный постановлением Правительства Пензенской области от 24.07.2017 N 356-пП (с последующими изменениями)";
- постановление Правительства Пензенской области от 06.04.2020 N 205-пП "О внесении изменений в Порядок осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Пензенской области, утвержденный постановлением Правительства Пензенской области от 24.07.2017 N 356-пП (с последующими изменениями)";
- пункт 3 постановления Правительства Пензенской области от 22.05.2020 N 335-пП "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Пензенской области";
- постановление Правительства Пензенской области от 02.06.2020 N 371-пП "О внесении изменений в Порядок осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Пензенской области, утвержденный постановлением Правительства Пензенской области от 24.07.2017 N 356-пП (с последующими изменениями)";
- пункт 3 постановления Правительства Пензенской области от 30.06.2020 N 437-пП "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Пензенской области";
- пункт 4 постановления Правительства Пензенской области от 04.02.2021 N 38-пП "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Пензенской области";
- постановление Правительства Пензенской области от 17.05.2021 N 261-пП "О внесении изменений в порядок осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Пензенской области, утвержденный постановлением Правительства Пензенской области от 24.07.2017 N 356-пП".
4. Настоящее постановление опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости" и разместить (опубликовать) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и на официальном сайте Правительства Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Пензенской области, координирующего вопросы осуществления государственного строительного надзора.
Губернатор Пензенской области |
О.В. Мельниченко |
Утверждено
постановлением
Правительства Пензенской области
23.12.2021 N 901-пП
Положение о региональном государственном строительном надзоре на территории Пензенской области
17 февраля 2022 г.
I. Общие положения
1. Настоящее Положение о региональном государственном строительном надзоре на территории Пензенской области (далее - Положение) устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Пензенской области (далее - региональный государственный строительный надзор).
2. Объектами регионального государственного строительного надзора являются:
1) деятельность, действия (бездействие) застройщика, технического заказчика и лица, осуществляющего строительство, реконструкцию объекта капитального строительства (далее - контролируемое лицо), по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 11 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), в случаях, установленных частями 1 и 2 статьи 54 ГрК РФ;
2) объекты капитального строительства, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются и которые указаны в части 11 статьи 54 ГрК РФ, в случаях, установленных частями 1 и 2 статьи 54 ГрК РФ.
3. Региональный государственный строительный надзор осуществляется Министерством строительства и дорожного хозяйства Пензенской области (контрольный (надзорный) орган).
Исполнение функции по региональному государственному строительному надзору возложено на Управление (Инспекцию) государственного строительного надзора долевого строительства и сохранности автомобильных дорог (далее - Управление).
4. От имени контрольного (надзорного) органа региональный государственный строительный надзор осуществляется следующими должностными лицами (далее - должностное лицо):
1) Министр строительства и дорожного хозяйства Пензенской области (далее - Министр);
2) заместитель Министра - начальник управления строительства (далее - заместитель Министра);
3) начальник Управления;
4) заместитель начальника Управления;
5) главные специалисты-эксперты Управления;
6) ведущий специалист Управления.
5. Решение о проведении профилактического мероприятия или контрольного (надзорного) мероприятия принимается Министром и заместителем Министра.
6. Предметом регионального государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в части 1 статьи 54 ГрК РФ, является соблюдение требований, установленных частью 3 статьи 54 ГрК РФ, в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 2 статьи 54 ГрК РФ, является проверка соблюдения требований, установленных частью 4 статьи 54 ГрК РФ (далее - обязательные требования).
7. Должностные лица при осуществлении регионального государственного строительного надзора в пределах своих полномочий имеют право:
1) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и в соответствии с полномочиями, установленными решением контрольного (надзорного) органа о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, посещать (осматривать) производственные объекты, если иное не предусмотрено федеральными законами;
2) знакомиться со всеми документами, касающимися соблюдения обязательных требований, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
3) требовать от контролируемых лиц, в том числе руководителей и других работников контролируемых организаций, представления письменных объяснений по фактам нарушений обязательных требований, выявленных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, а также представления документов для копирования, фото- и видеосъемки;
4) знакомиться с технической документацией, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) мероприятия;
5) составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления контролируемым лицом документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, невозможности провести опрос должностных лиц и (или) работников контролируемого лица, ограничения доступа в помещения, воспрепятствования иным мерам по осуществлению контрольного (надзорного) мероприятия;
6) выдавать контролируемым лицам рекомендации по обеспечению безопасности и предотвращению нарушений обязательных требований, принимать решения об устранении контролируемыми лицами выявленных нарушений обязательных требований и о восстановлении нарушенного положения;
7) обращаться в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" за содействием к органам полиции в случаях, если инспектору оказывается противодействие или угрожает опасность;
8) совершать иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
8. Должностные лица при осуществлении регионального государственного строительного надзора обязаны:
1) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы контролируемых лиц;
2) своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований, принимать меры по обеспечению исполнения решений контрольных (надзорных) органов вплоть до подготовки предложений об обращении в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством;
3) проводить контрольные (надзорные) мероприятия и совершать контрольные (надзорные) действия на законном основании и в соответствии с их назначением только во время исполнения служебных обязанностей и при наличии соответствующей информации в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а в случае взаимодействия с контролируемыми лицами проводить такие мероприятия и совершать такие действия только при предъявлении служебного удостоверения, иных документов, предусмотренных федеральными законами;
4) не допускать при проведении контрольных (надзорных) мероприятий проявление неуважения в отношении богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, не препятствовать их проведению, а также не нарушать внутренние установления религиозных организаций;
5) не препятствовать присутствию контролируемых лиц, их представителей, а с согласия контролируемых лиц, их представителей присутствию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей или его общественных представителей, уполномоченного по защите прав предпринимателей в Пензенской области при проведении контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие контрольных (надзорных) органов с контролируемыми лицами) и в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), осуществлять консультирование;
6) предоставлять контролируемым лицам, их представителям, присутствующим при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, информацию и документы, относящиеся к предмету государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе сведения о согласовании проведения контрольного (надзорного) мероприятия органами прокуратуры в случае, если такое согласование предусмотрено Федеральным законом N 248-ФЗ;
7) знакомить контролируемых лиц, их представителей с результатами контрольных (надзорных) мероприятий и контрольных (надзорных) действий, относящихся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;
8) знакомить контролируемых лиц, их представителей с информацией и (или) документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия и относящимися к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;
9) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для охраняемых законом ценностей, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов контролируемых лиц, неправомерного вреда (ущерба) их имуществу;
10) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
11) соблюдать установленные законодательством Российской Федерации сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий и совершения контрольных (надзорных) действий;
12) не требовать от контролируемых лиц документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации либо которые находятся в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления.
9. Должностные лица при осуществлении регионального государственного строительного надзора не вправе:
1) оценивать соблюдение обязательных требований, если оценка соблюдения таких требований не относится к полномочиям контрольного (надзорного) органа;
2) проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия, не предусмотренные решением контрольного (надзорного) органа;
3) проводить контрольные (надзорные) мероприятия, совершать контрольные (надзорные) действия в случае отсутствия при проведении указанных мероприятий (действий) контролируемого лица, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) действий, не требующих взаимодействия с контролируемым лицом, а также за исключением случаев, если оценка соблюдения обязательных требований без присутствия контролируемого лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия может быть проведена, а контролируемое лицо было надлежащим образом уведомлено о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
4) требовать представления документов, информации, материалов, если они не относятся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия, а также изымать оригиналы таких документов;
5) требовать от контролируемого лица представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, ранее представленные контролируемым лицом или имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций;
6) распространять информацию и сведения, полученные в результате осуществления регионального государственного надзора и составляющие государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
7) представлять по запросам третьих лиц информацию, ставшую известной в ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий, акты контрольных (надзорных) мероприятий, а также выданные по их итогам предписания, если в ходе контрольных (надзорных) мероприятий не было выявлено нарушений обязательных требований или если не затронуты права обратившегося в контрольный (надзорный) орган лица;
8) требовать от контролируемого лица представления документов, информации ранее даты начала проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
9) осуществлять выдачу контролируемым лицам предписаний или предложений о проведении за их счет контрольных (надзорных) мероприятий и совершении контрольных (надзорных) действий;
10) превышать установленные сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
11) препятствовать осуществлению контролируемым лицом, присутствующим при проведении профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, фотосъемки, аудио- и видеозаписи, если совершение указанных действий не запрещено федеральными законами и если эти действия не создают препятствий для проведения указанных мероприятий.
10. Должностные лица контрольного (надзорного) органа в рамках своей компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право привлекать к проведению контрольных (надзорных) мероприятий экспертные организации, экспертов и специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия, в том числе при применении технических средств, осуществлении отбора, удостоверения и представления на экспертизу образцов.
11. Региональный государственный строительный надзор осуществляется без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.
12. Проверочные листы в рамках регионального строительного надзора не применяются.
13. Должностные лица при проведении контрольных (надзорных) мероприятий обязаны соблюдать ограничения и запреты, установленные статьей 37 Федеральным законом N 248-ФЗ.
14. Контрольный (надзорный) орган ведет учет строящихся, реконструируемых объектов капитального строительства (далее - объект надзора) посредством ведения реестра объектов капитального строительства (далее - реестр объектов), указанных в части 1 статьи 54 ГрК РФ, в отношении которых осуществляется региональный государственный строительный надзор в порядке, установленном частью 19 статьи 54 ГрК РФ.
Реестр объектов размещается на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://minstroy.pnzreg.ru/ (далее - официальный сайт).
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемых законном# ценностям при осуществлении регионального государственного строительного надзора
15. Региональный государственный строительный надзор осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.
16. Присвоение категории риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска) объекту надзора осуществляется контрольным (надзорным) органом в течение 5 рабочих дней после поступления извещения о начале работ на таком объекте в соответствии с критериями отнесения объектов надзора к категориям риска при осуществлении регионального государственного строительного надзора с учетом сведений проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы проектной документации, на основании соответствующего приказа Министра (заместителя Министра) и отражается в программе проверок.
17. Контрольный (надзорный) орган при осуществлении регионального государственного строительного надзора относит объекты надзора к одной из следующих категорий риска:
1) высокий риск;
2) значительный риск;
3) низкий риск.
18. При отнесении объектов надзора к определенной категории риска используются признаки зданий и сооружений, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", а также функциональное назначение объектов надзора согласно национальным стандартам и сводам правил.
19. Объекты надзора относятся к следующим категориям риска:
высокий риск - общественные здания и сооружения, многоквартирные жилые дома, путепроводы, тоннели, мосты и эстакады, а также объекты надзора с пролетом от 20 до 100 метров;
значительный риск - производственные здания;
В случае, если объект надзора не отнесен контрольным (надзорным) органом к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.
При наличии критериев, позволяющих отнести объект надзора к различным категориям риска, подлежат применению критерии, относящие объект надзора к более высоким категориям риска.
20. В случае пересмотра решения об отнесении объекта надзора к одной из категорий риска решение об изменении категории риска принимается Министром (заместителем Министра).
Контрольный (надзорный) орган, в течение пяти рабочих дней со дня поступления сведений о соответствии объекта надзора критериям риска иной категории риска либо об изменении критериев риска должен принять решение об изменении категории риска указанного объекта надзора.
Контролируемое лицо вправе подать в контрольный (надзорный) орган заявление об изменении категории риска осуществляемой им деятельности в случае ее соответствия критериям риска для отнесения к иной категории риска.
III. Требования к организации и проведению профилактических мероприятий при осуществлении регионального государственного строительного надзора
21. Профилактические мероприятия осуществляются на основании программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики рисков).
Программа профилактики разрабатывается с учетом требований, установленных статьей 44 Федерального закона N 248-ФЗ, и утверждается на очередной календарный год ежегодно не позднее 20 декабря текущего года. Утвержденная программа профилактики рисков размещается на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в течение 5 дней со дня утверждения.
22. Контрольный (надзорный) орган при осуществлении регионального государственного строительного надзора проводит следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики
в) объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
23. Информирование осуществляется в соответствии со статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне и об иной охраняемой законом тайне.
Размещенные сведения должностные лица контрольного (надзорного) органа поддерживают в актуальном состоянии и обновляют в срок не позднее 5 рабочих дней со дня их изменения.
24. Обобщение правоприменительной практики осуществляется в соответствии со статьей 47 Федерального закона N 248-ФЗ.
Доклад по итогам обобщения правоприменительной практики по осуществлению регионального государственного строительного надзора готовится один раз в год, утверждается приказом Министра (заместителя Министра) и размещается на официальном сайте контрольного (надзорного) органа не позднее 15 марта года, следующего за отчетным.
Контрольный (надзорный) орган в соответствии с частью 3 статьи 47 Федерального закона N 248-ФЗ обеспечивает публичное обсуждение проекта доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики.
25. Объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) осуществляется в соответствии со ст. 49 Федерального закона N 248-ФЗ.
Контролируемое лицо не позднее 15 рабочих дней с даты получения предостережения вправе подать в контрольный (надзорный) орган возражение на объявленное предостережение (далее - возражение), включив в него следующую информацию:
наименование юридического лица, фамилию, имя, отчество (при наличии) предпринимателя, являющихся контролируемыми лицами;
идентификационный номер налогоплательщика - юридического лица, индивидуального предпринимателя, являющихся контролируемыми лицами;
дату и номер полученного предостережения;
обоснование позиции, возражения в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований;
желаемый способ получения ответа по итогам рассмотрения возражения;
дату направления возражения.
Возражение подается в контрольный (надзорный) орган на бумажном носителе почтовым отправлением, в виде электронного документа на адрес электронной почты контрольного (надзорного) органа или иными указанными в таком предостережении способами.
Контрольный (надзорный) орган по итогам рассмотрения возражения в отношении предостережения направляет ответ контролируемому лицу в течение 20 рабочих дней со дня получения такого возражения.
Управление ведет журнал объявленных предостережений, включая уведомления об исполнении предостережений, результаты рассмотрения возражений, и использует соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
26. Должностное лицо контрольного (надзорного) органа по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляет консультирование в соответствии со статьей 50 Федерального закона N 248-ФЗ.
Консультирование может осуществляться должностным лицом контрольного (надзорного) органа по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
Консультирование осуществляется по следующим вопросам:
а) организация и осуществление регионального государственного строительного надзора;
б) порядок осуществления контрольных (надзорных) мероприятий, установленных Положением;
в) обязательные требования;
г) исполнение обязательных требований;
д) порядок обжалования действий (бездействий#) должностных лиц.
По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется.
В случае поступления от контролируемого лица запроса о предоставлении письменного ответа, ответ на такой запрос направляется в сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Время консультирования не должно превышать 15 минут.
Личный прием контролируемых лиц проводит начальник или заместитель начальника Управления.
Информацию о месте личного приема, об установленных для приема днях и часах Управление размещает на официальном сайте контрольного (надзорного) органа.
Если поставленные во время консультирования вопросы не относятся к осуществляемому виду регионального государственного строительного надзора, контролируемым лицам и их представителям даются необходимые разъяснения по обращению в соответствующие органы государственной власти или к соответствующим должностным лицам.
Управление осуществляет учет консультирований в журнале консультирования.
При проведении консультирования во время контрольных (надзорных) мероприятий запись о проведенной консультации отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт).
В случае поступления 5 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на официальном сайте контрольного (надзорного) органа, письменного разъяснения, подписанного начальником Управления (заместителем начальника Управления), без указания в нем сведений, отнесенных к категории ограниченного доступа.
27. Профилактический визит осуществляется в соответствии со статьей 52 Федерального закона N 248-ФЗ;
Профилактический визит выполняет должностное лицо контрольного (надзорного) органа в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица, либо путем использования видео-конференц-связи.
В ходе профилактического визита должностное лицо контрольного (надзорного) органа информирует контролируемое лицо об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности.
Срок проведения профилактического визита не должен превышать одного рабочего дня.
Обязательный профилактический визит проводится при поступлении в контрольный (надзорный) орган извещения о начале работ по строительству, реконструкции объекта надзора, направленного в соответствии с частью 5 статьи 52 ГрК РФ (далее - извещение о начале работ), от лица, впервые приступающего к осуществлению деятельности в сфере строительства, а также в отношении объектов надзора, отнесенных к высокому и значительному риску.
IV. Организация контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении регионального государственного строительного надзора в отношении объектов надзора, указанных в части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации
28. Региональный государственный строительный надзор в отношении объектов надзора, указанных в части 1 статьи 54 ГрК РФ, проводится при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
29. В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ контрольные надзорные мероприятия при осуществлении регионального государственного строительного надзора проводятся на основании программы проверок.
Программа проверок формируется должностным лицом контрольного (надзорного) органа, ответственным за организацию осуществления регионального государственного строительного надзора, в отношении объекта надзора, не позднее чем через 10 рабочих дней после поступления извещения о начале работ на весь срок строительства, реконструкции объекта надзора и должна содержать перечень контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении каждого из которых указывается следующая информация:
а) вид надзорного мероприятия и его предмет;
б) событие, наступление которого является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, в том числе завершение строительства, реконструкции объекта надзора, срок (не более 10 рабочих дней после поступления информации о наступлении события), в течение которого Управлением должно быть начато надзорное мероприятие, срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
в) перечень документов, представление которых необходимо для оценки соблюдения обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
г) должности представителей контролируемого лица, присутствие которых при проведении надзорного мероприятия является необходимым.
30. К событиям, наступление которых является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии с программой проверок, относятся:
а) завершение выполнения работ, которые подлежат проверке;
б) завершение строительства, реконструкции объекта капитального строительства.
О наступлении события, указанного в подпункте "а" пункта 30 настоящего Положения, свидетельствует поступление от контролируемого лица извещения о сроках завершения работ, подлежащих проверке, а в случае непоступления такого извещения - истечение предполагаемого согласно программе проверок срока завершения работ, подлежащих проверке.
31. Программа проверок разрабатывается Управлением с учетом присвоенной объекту надзора категории риска.
Программа проверок составляется с учетом следующего количества проверок за период строительства, реконструкции объекта надзора для соответствующей категории риска:
1) для категории высокого риска - не более 12 проверок;
2) для категории значительного риска - не более 10 проверок;
3) для категории низкого риска - не более 7 проверок.
32. Программа проверок формируется в 2 экземплярах, один из которых не позднее 3 рабочих дней со дня утверждения программы проверок направляется контролируемому лицу в форме электронного документа по адресу, указанному в извещении о начале работ, посредством информационных систем или посредством почтового отправления в случае, предусмотренном частью 9 статьи 98 Федерального закона N 248-ФЗ.
33. Программа проверок формируется с учетом определенных проектной документацией архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений для обеспечения строительства, реконструкции объектов надзора, их частей, а также сроков выполнения работ по строительству, реконструкции.
34. Изменение в программу проверок вносится контрольным (надзорным) органом в течение 7 рабочих дней со дня получения от контролируемого лица извещения об изменении сроков наступления события, которое является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусмотренного программой проверок.
Утверждение и направление (вручение) контролируемому лицу программы проверок с внесенными в нее изменениями осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 32 настоящего Положения.
35. При осуществлении регионального государственного строительного надзора проводятся следующие внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия:
а) инспекционный визит;
б) документарная проверка;
б) выездная проверка.
36. Инспекционный визит проводится в соответствии со статьей 70 Федерального закона N 248-ФЗ.
Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта надзора.
В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) инструментальное обследование;
5) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта надзора.
Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица. Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности не может превышать один рабочий день. Контролируемые лица или их представители обязаны обеспечить беспрепятственный доступ должностного лица контрольного (надзорного) органа в здание, сооружение, помещения.
37. Документарная проверка проводится в соответствии со статьей 72 Федерального закона N 248-ФЗ.
В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) получение письменных объяснений;
б) истребование документов.
38. Выездная проверка проводится в соответствии со статьей 73 Федерального закона N 248-ФЗ.
В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) истребование документов.
39. Срок проведения документарной и выездной проверок не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является пункт 6 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ и которая для микропредприятия не может продолжаться более 40 часов.
40. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия должностными лицами контрольного (надзорного) органа применяются индикаторы риска нарушения обязательных требований, установленные приложением N 1 к настоящему Положению.
41. Информация о контрольных (надзорных) мероприятиях вносится в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне и об иной охраняемой законом тайне.
42. Должностное лицо контрольного (надзорного) органа не позднее чем за 24 часа до начала контрольного (надзорного) мероприятия информирует контролируемое лицо о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии со статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
43. Контролируемое лицо вправе представить в контрольный (надзорный) орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих присутствию контролируемого лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства, его участие в судебном заседании), в связи с чем проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится контрольным (надзорным) органом на срок, необходимый для устранения указанных обстоятельств.
44. При проведении выездной проверки в отношении контролируемого лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, должностное лицо контрольного (надзорного) органа не позднее чем за 24 часа до его проведения обязано направить уведомление в саморегулируемую организацию о проведении контрольного (надзорного) мероприятия соответствующего контролируемого лица, являющегося его членом, по электронной почте либо в случае отсутствия адреса электронной почты любым иным доступным способом связи в целях обеспечения возможности участия или присутствия представителя саморегулируемой организации при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
45. Решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, принимаемого по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, подписывается Министром (заместителем Министра).
46. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий для фиксации должностными лицами контрольного (надзорного) органа и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств нарушений обязательных требований используются средства фото-видеосъемки#, аудио-видеозаписи#, иные способы фиксации доказательств.
Фотографии, аудио- видеозаписи, используемые для фиксации указанных доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований. Фотографии, аудио-видеозаписи#, используемые для фиксации доказательств нарушений обязательных требований, прикладываются к акту.
47. Результатом осуществления регионального государственного строительного надзора является установление факта соблюдения (несоблюдения) контролируемым лицом обязательных требований в процессе осуществления его деятельности.
48. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт.
В случае если по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в том числе несоответствие выполняемых работ и применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства, реконструкции объекта надзора, результатов таких работ требованиям, предусмотренным в пункте 1 части 3 статьи 54 ГрК РФ, в акте в соответствии с частью 2 статьи 87 Федерального закона N 248-ФЗ должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено.
В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований должностное лицо контрольного (надзорного) органа в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано принять одно из решений, предусмотренных частью 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ.
49. Предписание об устранении выявленных нарушений законодательства (далее - предписание) подлежит исполнению контролируемым лицом в установленный в нем срок.
50. Акт, выданное на основании его предписание, а также приложенные к акту составленные либо полученные в процессе проведения контрольного (надзорного) мероприятия документы (при их наличии) не позднее 3 рабочих дней со дня утверждения направляются контролируемому лицу в форме электронного документа, подписанного в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ по адресу, указанному в извещении о начале работ, посредством информационных систем или посредством почтового отправления в случае, предусмотренном частью 9 статьи 98 Федерального закона N 248-ФЗ.
51. В случае, если основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия является истечение срока исполнения контролируемым лицом предписания, предметом такого контрольного (надзорного) мероприятия является исключительно исполнение выданного контрольным (надзорным) органом предписания.
52. В случае, когда внесение результатов проверки осуществляется в электронном виде с внесением сведений в информационные системы и оформление акта невозможно на месте ее проведения по причине отсутствия доступа к информационным системам, акт и иные результаты проверки должны быть сформированы и направлены контролируемым лицам, а также размещены в соответствующих информационных системах в порядке, установленном Федеральным законом N 248-ФЗ, не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем окончания контрольного (надзорного) мероприятия.
После завершения строительства, реконструкции объекта надзора Управлением проводится выездная проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 5 или 6 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта надзора требованиям, указанным в части 16 статьи 54 ГрК РФ (далее - заключение о соответствии) либо об отказе в выдаче заключения о соответствии.
Контрольный (надзорный) орган выдает заключение о соответствии, если при строительстве, реконструкции объекта надзора не были допущены нарушения требований, указанных в части 16 статьи 54 ГрК РФ, либо такие нарушения были устранены до дня окончания выездной проверки, проводимой по основаниям, предусмотренным пунктами 5 или 6 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ (далее - итоговая проверка).
Контрольный (надзорный) орган отказывает в выдаче заключения о соответствии, если при строительстве, реконструкции объектов надзора были допущены нарушения требований, указанных в части 16 статьи 54 ГрК РФ, и такие нарушения не были устранены до дня окончания итоговой проверки, при этом указанные нарушения отражаются в решении об отказе в выдаче заключения о соответствии.
53. Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче заключения о соответствии составляется в форме электронного документа и подписывается должностным лицом (должностными лицами) контрольного (надзорного) органа, осуществлявшим (осуществляющими) выездную проверку, в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ, утверждается приказом контрольного (надзорного) органа и направляется контролируемому лицу по адресу, указанному в извещении о начале работ, посредством информационных систем или посредством почтового отправления в случае, предусмотренном частью 9 статьи 98 Федерального закона N 248-ФЗ, в течение 5 рабочих дней с даты завершения итоговой проверки.
54. Решение об отказе в выдаче заключения о соответствии может быть обжаловано в судебном порядке.
55. Осуществление регионального государственного строительного надзора может быть прекращено без выдачи заключения о соответствии в следующих случаях:
а) внесение изменений в законодательные акты РФ или в проектную документацию объекта надзора, исключающих основание для исполнения государственной функции по осуществлению государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объекта надзора;
б) заявление застройщика или технического заказчика о прекращении строительства, реконструкции объекта надзора;
в) вступивших в законную силу постановлений судов РФ, а также их законных распоряжений, требований.
56. Документы, составляемые в рамках осуществления регионального государственного строительного надзора, в том числе при осуществлении контрольных (надзорных) действий, документы, их копии, полученные от контролируемого лица и иных источников, в том числе полученные в порядке межведомственного взаимодействия, материалы по итогам рассмотрения обращения граждан и юридических лиц подлежат учету и хранятся в Управлении, в том числе в информационной системе, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об архивном деле и государственной тайне.
V. Требования к осуществлению регионального государственного строительного надзора в отношении объектов надзора, указанных в части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации
57. Региональный государственный строительный надзор в отношении объектов надзора, указанных в части 2 статьи 54 ГрК РФ, проводится при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1, 3-5 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ. В этом случае формирование программы проверок в соответствии с частью 14 статьи 54 ГрК РФ не осуществляется.
58. При поступлении информации о нарушении требований, установленных частью 4 статьи 54 ГрК РФ, должностное лицо контрольного (надзорного) органа последовательно предпринимает действия, предусмотренные статьей 59, частью 3 статьи 58, статьей 60 Федерального закона N 248-ФЗ.
Пункт 59 изменен с 18 февраля 2022 г. - Постановление Правительства Пензенской области от 17 февраля 2022 г. N 115-пП
59. Региональный государственный строительный надзор в отношении объектов надзора, указанных в части 2 статьи 54 ГрК РФ, осуществляется посредством проведения следующих надзорных мероприятий:
а) инспекционный визит
б) выездная проверка;
в) наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности);
г) выездное обследование.
Контрольные (надзорные) мероприятия, указанные в подпунктах "в" и "г" пункта 59 настоящего Положения, проводятся без взаимодействия с контролируемым лицом.
60. Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) проводится в соответствии со статьей 74 Федерального закона N 248-ФЗ.
Управлением в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований проводится сбор, анализ данных об объектах надзора, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемым лицом в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из сети "Интернет", иных общедоступных данных, а также данных, полученных с использованием работающих в автоматическом режиме технических средств фиксации правонарушений, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи.
При наблюдении за соблюдением обязательных требований на контролируемых лиц не могут возлагаться обязанности, не установленные обязательными требованиями.
61. Выездное обследование проводится в соответствии со статьей 75 Федерального закона N 248-ФЗ.
В ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектах могут осуществляться:
1) осмотр;
2) отбор проб (образцов);
3) экспертиза.
Выездное обследование может проводиться по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту осуществления деятельности гражданина, месту нахождения объекта контроля, при этом не допускается взаимодействие с контролируемым лицом.
Срок проведения выездного обследования одного объекта (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать один рабочий день.
62. Решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия при осуществлении регионального государственного строительного надзора в отношении объектов надзора, указанных в части 2 статьи 54 ГрК РФ, принимается Министром (заместителем Министра).
Решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия принимается в течение 10 рабочих дней со дня следующего за днем поступления в контрольный (надзорный) орган соответствующего обращения (заявления) гражданина или организации либо в срок, указанный в поручении Президента Российской Федерации или поручении Правительства Российской Федерации о проведении надзорных мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц либо в требовании прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках регионального государственного строительного надзора.
63. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий для фиксации должностными лицами контрольного (надзорного) органа и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств нарушений обязательных требований используются средства фото-видеосъемки, аудио-видеозаписи#, иные способы фиксации доказательств.
Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации указанных доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств нарушений обязательных требований, прикладываются к акту.
64. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт в соответствии со статьей 87 Федерального закона N 248-ФЗ.
65. В случае, если по результатам проведенного контрольного (надзорного) мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, проверка соблюдения которых является предметом регионального государственного строительного надзора в отношении объектов надзора, указанных в части 2 статьи 54 ГрК РФ, контрольным (надзорным) органом после оформления акта предпринимаются меры, предусмотренные частью 17 статьи 54 ГрК РФ.
Нумерация раздела изменена с 18 февраля 2022 г. - Постановление Правительства Пензенской области от 17 февраля 2022 г. N 115-пП
VI. Досудебный порядок обжалования решений контрольного (надзорного) органа регионального государственного строительного надзора, действий (бездействия) должностных лиц при осуществлении регионального государственного строительного надзора
66. Решения контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) должностных лиц контрольного (надзорного) органа могут быть обжалованы в досудебном (внесудебном) порядке в соответствии со статьей 40 Федерального закона N 248-ФЗ.
67. Жалоба на решение контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается Министром, либо лицом, исполняющим его обязанности.
Жалоба на решения и действия (бездействие) Министра подается в Правительство Пензенской области.
68. Форма и содержание жалобы установлены статьей 41 Федерального закона N 248-ФЗ.
69. Жалоба рассматривается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом в порядке, установленном статьей 43 Федерального закона N 248-ФЗ.
Пункт 70 настоящего Положения вступает в силу с 1 января 2023 г.
70. Судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательскую деятельность.
Приложение
к Положению
о региональном государственном строительном
надзоре на территории Пензенской области
Индикаторы риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении регионального государственного строительного надзора
17 февраля 2022 г.
К индикаторам риска относятся:
1. Получение извещения от лица, осуществляющего строительство, реконструкцию, о возникновении аварийной ситуации, повлекшей за собой причинение вреда.
Пункт 2 изменен с 18 февраля 2022 г. - Постановление Правительства Пензенской области от 17 февраля 2022 г. N 115-пП
2. Наличие на земельном участке, на котором планируется осуществить строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, указанного в части 11 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, работающей строительной техники для производства сваебойных, свайных работ, работающей стационарной техники для изготовления и применения бетонных смесей при отсутствии направленного застройщиком или техническим заказчиком в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации извещения о начале работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства.
3. Истечение 90 календарных дней со дня поступления копии разрешения на строительство в случае, если от застройщика (технического заказчика) не поступило извещение о начале работ.
4. Истечение 90 календарных дней со дня предполагаемого завершения работ, подлежащих проверке, в случае отсутствия извещения о сроках завершения таких работ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Пензенской области от 23 декабря 2021 г. N 901-пП "Об утверждении Положения о региональном государственном строительном надзоре на территории Пензенской области"
Вступает в силу с 3 января 2022 г.
Пункт 70 Положения, утвержденного настоящим постановлением, вступает в силу с 1 января 2023 г.
Текст постановления опубликован на Официальном портале Правительства Пензенской области (www.pnzreg.ru) 23 декабря 2021 г., на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 24 декабря 2021 г. N 5800202112240001, в газете "Пензенские губернские ведомости" N 105 от 29 декабря 2021 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Пензенской области от 22 декабря 2023 г. N 1166-пП
Изменения вступают в силу с 25 декабря 2023 г.
Постановление Правительства Пензенской области от 29 августа 2023 г. N 720-пП
Изменения вступают в силу с 30 августа 2023 г.
Постановление Правительства Пензенской области от 26 июня 2023 г. N 537-пП
Изменения вступают в силу с 27 июня 2023 г.
Постановление Правительства Пензенской области от 21 апреля 2023 г. N 318-пП
Изменения вступают в силу с 24 апреля 2023 г.
Постановление Правительства Пензенской области от 9 декабря 2022 г. N 1108-пП
Изменения вступают в силу с 23 декабря 2022 г.
Постановление Правительства Пензенской области от 26 августа 2022 г. N 741-пП
Изменения вступают в силу с 29 августа 2022 г.
Постановление Правительства Пензенской области от 20 мая 2022 г. N 385-пП
Изменения вступают в силу с 23 мая 2022 г.
Постановление Правительства Пензенской области от 17 февраля 2022 г. N 115-пП
Изменения вступают в силу с 18 февраля 2022 г.