Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Правительства
Красноярского края
от 30.09.2021 N 649-р
Отраслевая программа
"Развитие транспорта Красноярского края на 2022-2024 годы"
1. Паспорт отраслевой программы
Наименование отраслевой программы |
"Развитие транспорта Красноярского края на 2022-2024 годы" (далее - программа) |
Орган исполнительной власти Красноярского края, ответственный за разработку программы |
министерство транспорта Красноярского края |
Органы исполнительной власти Красноярского края, реализующие программу |
министерство транспорта Красноярского края |
Цель и задачи программы |
цель программы: комплексное развитие транспорта Красноярского края в целях совершенствования форм и методов удовлетворения потребностей населения и экономики Красноярского края в транспортных услугах. Задачи программы: совершенствование транспортной инфраструктуры Красноярского края с учетом обеспечения доступности и качества транспортно-логистических услуг в области перевозок на уровне развития экономики региона; обновление подвижного состава общественного пассажирского транспорта; повышение эффективности перевозочного процесса, направленное на обеспечение доступности и качества транспортных услуг, в том числе для маломобильных групп населения Красноярского края; повышение уровня безопасности транспортной системы Красноярского края |
Основные предприятия отрасли, вида экономической деятельности |
деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские перевозки: Красноярская железная дорога - филиал ОАО "РЖД" (далее - филиал ОАО "РЖД"); АО "Краспригород". Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта: АО "Краевое АТП"; МП "Гортранс"; МП города Красноярска "КПАТП N 5"; МП г.Красноярска "КПАТП-7"; МУП "НПОПАТ"; ООО "Норильскпромтранспорт". Деятельность водного транспорта: АО "ЕРП"; АО "ПассажирРечТранс". Деятельность воздушного и космического транспорта: АО "КрасАвиа"; ООО "АэроГео"; АО "Норильск Авиа". Складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность: Международный аэропорт Красноярск имени Д.А.Хворостовского (далее - аэропорт Красноярск); АО "КрасАвиаПорт"; ООО "Аэропорт "Норильск"; АО "КРП"; АО "Лесосибирский порт"; "Аэронавигация Центральной Сибири" - филиал ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" (далее - филиал ФГУП "Госкорпорация по ОрВД"); ООО "Нортранс-Норильск" |
Целевые показатели и показатели развития отрасли, вида экономической деятельности |
в период реализации программы к 2024 году по сравнению с 2020 годом ожидается значение следующих показателей: показатели развития отрасли, вида экономической деятельности: объем перевезенных грузов увеличится до 155,6 млн тонн, или на 14,7%; количество перевезенных пассажиров увеличится до 237,5 млн пассажиров, или на 33,0%. Целевые показатели: объем оказанных транспортных услуг увеличится до 311 567,5 млн рублей, или на 49,5%; среднемесячная заработная плата увеличится до 74,6 тыс. рублей, или на 24,0%; налоговые поступления - до 12,9 млрд рублей, или на 29,0% |
Сроки реализации программы |
2022-2024 годы |
2. Основные разделы программы
2.1. Постановка общекраевой проблемы
Транспорт является ключевой системообразующей инфраструктурной отраслью, непосредственно влияющей на развитие производительных сил и качество жизни населения. Инфраструктура отрасли и оказываемые услуги по перевозке грузов и населения обеспечивают доступность территорий, способствуют формированию безопасных и комфортных условий проживания для населения, создают необходимые условия для развития отраслей экономики.
В стратегической перспективе транспортный комплекс Красноярского края, сохраняя свое системообразующее значение для региона и развиваясь как один из ключевых элементов российской транспортной системы, должен быть ориентирован на решение социальных и экономических задач Красноярского края, обеспечивая:
доступность и качество транспортных услуг для населения;
экономическую связанность территорий Красноярского края.
Наибольшие проблемы в развитии транспортной инфраструктуры испытывают основные урбанизированные территории Красноярского края, а также отдаленные северные районы и районы нового освоения. Низкий уровень развития инфраструктуры и высокие затраты на ее строительство в северных районах и районах нового освоения являются существенными ограничителями в развитии Красноярского края.
Показатели транспортной отрасли (далее - отрасль) в общих объемах краевых показателей за 2020 год следующие:
численность занятых в отрасли составляет 80,0 тыс. человек, или 8,7% от общей численности занятых в экономике региона;
объем инвестиций в отрасли составляет 55,3 млрд рублей, или 13,2% от общих инвестиций в Красноярском крае.
Общий объем услуг, оказанных предприятиями транспорта в 2020 году, составил 208,4 млрд рублей, что на 15,0% ниже, чем в 2019 году.
В 2020 году объем перевезенных грузов составил 135,6 млн тонн. Основные объемы грузовых перевозок в Красноярском крае приходятся на автомобильный (59,1%) и железнодорожный (36,9%) виды транспорта.
Основными видами перевозимых в Красноярском крае грузов являются уголь, нефть и нефтепродукты, алюминий, руда, цветные металлы, лесные и строительные грузы.
В 2019 году количество перевезенных пассажиров составило 244,6 млн человек. В 2020 году - 178,6 млн человек (со снижением на 27,0% к уровню 2019 года), из них 160,4 млн человек, или 89,8% перевезено автомобильным транспортом; 9,2 млн человек, или 5,1% перевезено городским электрическим транспортом; 6,0, 2,3 и 0,7 млн человек, или 3,4%, 1,3% и 0,4% - железнодорожным, воздушным и водным видами транспорта соответственно.
В 2020 году наблюдается значительное снижение количества перевезенных пассажиров, что связано с вводом ряда ограничительных мер в целях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19. В целом в период с 2021 по 2024 годы ожидается стабилизация количества перевезенных пассажиров.
Предприятиями транспортной отрасли проводятся мероприятия по корректировке программ перевозок пассажиров в части изменения расписаний, количества рейсов, а также модернизации маршрутной сети в целях улучшения качества пассажирских перевозок.
Объем услуг, оказанный основными предприятиями, определяющими тенденции и показатели развития отрасли и обеспечивающими достижение целей и показателей программы, в 2020 году составил 101,5 млрд рублей.
К основным предприятиям отрасли относятся:
Филиал ОАО "РЖД";
АО "Краспригород";
АО "Краевое АТП";
МП "Гортранс";
МП города Красноярска "КПАТП N 5";
МП г.Красноярска "КПАТП-7";
МУП "НПОПАТ";
ООО "Норильскпромтранспорт";
АО "ЕРП";
АО "ПассажирРечТранс";
АО "КрасАвиа";
ООО "АэроГео";
АО "Норильск Авиа";
Аэропорт Красноярск;
АО "КрасАвиаПорт";
ООО "Аэропорт "Норильск";
АО "КРП";
АО "Лесосибирский порт";
Филиал ФГУП "Госкорпорация по ОрВД";
ООО "Нортранс-Норильск".
Железнодорожный транспорт представлен филиалом ОАО "РЖД" и АО "Краспригород".
Красноярская железная дорога является филиалом ОАО "РЖД". Дорога проходит по территории 4 субъектов: Красноярский край, Республика Хакасия, Кемеровская и Иркутская области. Эксплуатационная длина - 3 158 км. Протяженность железной дороги по краю - 2 066,5 км.
Всего на дороге 180 станций. Крупнейшая пассажирская станция - Красноярск, сортировочная - Красноярск-Восточный. Общее количество платформ для посадки и высадки пассажиров - 668.
На дороге функционируют 5 эксплуатационных локомотивных депо и 8 оборотных локомотивных депо Дирекции тяги, 5 производственных участков по ремонту тягового подвижного состава, 3 эксплуатационных вагонных депо.
АО "Краспригород" осуществляет перевозку пассажиров в пригородном сообщении железнодорожным транспортом. Перевозка осуществляется на участках: Иланская - Уяр, Боготол - Чернореченская, Чернореченская - Красноярск, Красноярск - Уяр, Красноярск - Дивногорск, Абакан - Кошурниково (к Красноярскому краю относится участок Енисейская - Кошурниково), Ачинск - Лесосибирск, Решоты - Чунояр. Основной объем перевозок пассажиров осуществляется в весенне-осенний (садово-огороднический) период.
АО "Краспригород" реализует мероприятия, направленные на увеличение доли железнодорожных перевозок на транспортном рынке и повышение качества обслуживания пассажиров в пригородном сообщении.
В апреле 2021 года завершилась реализация совместного мероприятия АО "Краспригород" и Сбербанк России - эквайринг "Сбер" (далее - Сбербанк), направленного на повышение качества обслуживания пассажиров. Непосредственно в пути следования стала возможной безналичная оплата проезда по банковской карте с функцией отложенного платежа в условиях отсутствия стабильной интернет-связи. Разъездные билетные кассиры АО "Краспригород" оснащены терминалами, которые предоставил Сбербанк.
Все пункты продажи пригородных проездных документов оборудованы банковскими терминалами для безналичного расчета.
Особая роль в транспортном обеспечении отведена проекту "Городская электричка", реализация которого предусмотрена в соответствии с соглашением между Правительством Красноярского края, администрацией города Красноярска и филиалом ОАО "РЖД" от 10.09.2014 N 56 "О взаимном сотрудничестве при организации перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пределах города Красноярска" (далее - проект "Городская электричка").
В 2022 году филиал ОАО "РЖД" планирует завершить I этап проекта "Городская электричка", предусматривающий развитие пассажирского железнодорожного сообщения в пределах Красноярской агломерации. В составе завершающих мероприятий I этапа планируется:
строительство островной посадочной платформы и пешеходного моста на станции Красноярск Северный;
строительство дополнительного стрелочного "съезда" между 3 и 1 главными путями на станции Злобино;
сдача в эксплуатацию вновь построенных посадочных платформ на остановочных пунктах Металлургов, Сады-2;
замыкание "кольца" - открытие пригородного движения на участке Красноярск Северный - Красноярск Восточный с назначением дополнительно 5 пар пригородных поездов через Коркинский мост (мост "777").
На II этапе проекта планируется строительство посадочных платформ с открытием новых остановочных пунктов Камская, Озеро парк, Гайдашовка, Музей Астафьева и дополнительной платформы на действующем остановочном пункте Красноярские столбы. Кроме того, планируется строительство соединительных веток в районе ул.Калинина и остановочного пункта Сады и строительство второго пролета Коркинского моста (мост "777"). Его реализация позволит увеличить скорость и сократить интервал движения электропоездов.
Для перевозок на территории Красноярского края в объемах, соответствующих Комплексному плану транспортного обслуживания населения Красноярского края на средне- и долгосрочную перспективу (до 2030 года) в части пригородных пассажирских перевозок, утвержденному распоряжением Правительства Красноярского края от 24.05.2016 N 384-р, АО "Краспригород" эксплуатируется 217 пассажирских вагонов.
Приобретение подвижного состава планируется осуществить силами ОАО "РЖД" с последующей передачей их в аренду для эксплуатации АО "Краспригород".
В целях достижения обеспечения доступности услуг пригородного железнодорожного транспорта для населения продолжается предоставление субсидии перевозчикам в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с государственным регулированием тарифов, сборов и платы на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении из краевого бюджета при условии распространения на последующие годы применения льготного исключительного тарифа на услуги по использованию инфраструктуры, а также обновление подвижного состава.
Внутренний водный транспорт представлен АО "ЕРП" и АО "ПассажирРечТранс".
АО "ЕРП" является основным перевозчиком грузов по водным путям бассейна реки Енисей с грузооборотом около 3-4 млн тонн в год. Предприятие обладает самым мощным в регионе сухогрузным и танкерным флотом. Флот АО "ЕРП" - это 460 судов общей грузоподъемностью около 650 тыс. тонн.
АО "ЕРП" располагает судостроительными и судоремонтными предприятиями и рядом структурных подразделений, которые обеспечивают полный производственный цикл деятельности АО "ЕРП".
География перевозок значительна: порядка 7 тыс.км, включая территории Крайнего Севера - Эвенкийский и Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальные районы, остров Диксон.
АО "ПассажирРечТранс" начиная с 2006 года является основным перевозчиком пассажиров водным транспортом в Красноярском крае, исполнителем муниципальной программы пассажирских перевозок внутренним водным транспортом, субсидируемой из краевого бюджета, в рамках государственной программы Красноярского края "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 510-п (далее - государственная программа).
Предприятие осуществляет перевозки на пригородном маршруте Торговый центр - Усть-Мана, на межмуниципальных маршрутах Енисейск - Бор и Красноярск - Дудинка; кроме того, обслуживает пассажирские линии и паромные переправы внутри муниципальных районов Красноярского края.
АО "ПассажирРечТранс" эксплуатирует 40 единиц флота, 9 из которых арендованные. В составе имеются водоизмещающие теплоходы, скоростные суда, суда на воздушной подушке, дебаркадеры для посадки (высадки) пассажиров в местах подхода к берегу, баржи-площадки, буксиры, паромы.
Расширение маршрутной сети, развитие пассажирских перевозок, в том числе туристического сектора (круизного туризма, прогулочных рейсов), напрямую зависит от исправности, достаточного количества флота, обустроенных подходов судна к берегу, наличия ремонтной базы.
В рамках государственной программы предусмотрена субсидия на возмещение затрат, связанных с приобретением новых пассажирских судов класса Российского Речного Регистра "М-ПР" для работы в Енисейском бассейне внутренних водных путей на условиях финансовой аренды (лизинга) в объеме: 319 538,3 тыс. рублей в 2021 году, 285 730,8 тыс. рублей в 2022 году.
По результатам работы Правительства Красноярского края, федеральных ведомств, отраслевых предприятий 31.07.2020 на Средне-Невском судостроительном заводе заложено головное пассажирское судно проекта А45-90.2; 30.07.2021 второе судно проекта А45-90.2 - "Виктор Астафьев". Согласно условиям контракта сроки поставки:
1-е судно - до 31.12.2023,
2-е судно - до 31.12.2024.
Для головного судна выбрано имя "Андрей Дубенский", для второго - "Виктор Астафьев". Обновление будет завершено после прибытия новых теплоходов в город Красноярск.
Прочий сухопутный пассажирский транспорт представлен АО "Краевое АТП", МП "Гортранс", МП города Красноярска "КПАТП N 5", МП г.Красноярска "КПАТП-7", МУП "НПОПАТ", ООО "Норильскпромтранспорт". Большинство из перечисленных предприятий осуществляют пассажирские перевозки по муниципальным и межмуниципальным маршрутам.
Транспортные организации Красноярского края различных форм собственности, осуществляющие пассажирские перевозки, обслуживают 145 маршрутов, из них 89 межмуниципальных маршрутов междугородного сообщения; 56 межмуниципальных маршрутов пригородного сообщения.
В настоящее время перевозки по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа осуществляют 46 перевозчиков: 10 - государственные (муниципальные) перевозчики, 36 - частной формы собственности.
Таким образом, доля перевозчиков частной формы собственности на межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильного транспорта в общем количестве перевозчиков на межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильного транспорта составляет 78,3%.
МП "Гортранс" осуществляет регулярные перевозки в городском сообщении трамваями и троллейбусами, эксплуатирует более 51,2 км трамвайных путей в однопутном исчислении. Среднесуточный выпуск на линию составляет 32,6 трамвайного вагона. Кроме того, эксплуатируются 89 пассажирских троллейбусов со среднесуточным выпуском на линию 52,5 единицы. Протяженность контактной сети троллейбуса составляет 123,1 км.
В 2021 году в рамках реализации подпрограммы "Развитие транспортного комплекса" государственной программы за счет средств краевого бюджета приобретено 30 автобусов.
Все автобусы будут эксплуатироваться филиалами АО "Краевое АТП" в Канско-Абанском экономическом районе, развитию которого в настоящее время уделяется особое внимание. Канскому филиалу АО "Краевое АТП" передано 18 автобусов среднего класса; Иланскому филиалу АО "Краевое АТП" передано 10 единиц автобусов (в Иланский район - 6 единиц, в Нижнеингашский район - 4 единицы); Тасеевскому филиалу АО "Краевое АТП" передано 2 единицы автобусов.
В рамках подпрограммы "Развитие транспортного комплекса" государственной программы на 2022-2024 годы предусмотрены средства в размере 200 млн рублей ежегодно на приобретение АО "Краевое АТП" 82 автобусов на условиях финансовой аренды (лизинга) сроком на 5 лет; и 100 млн рублей ежегодно в течение 5 лет на приобретение 60 автобусов муниципальным предприятиям Красноярского края путем прямой покупки.
Воздушные транспортные перевозки представлены АО "КрасАвиа", ООО "АэроГео", АО "Норильск Авиа".
Основными видами деятельности авиакомпаний являются:
перевозка воздушным пассажирским транспортом;
деятельность пассажирского воздушного транспорта;
деятельность грузового воздушного транспорта.
ООО "АэроГео" выполняет муниципальные перевозки пассажиров в Енисейском районе; срочные санитарные рейсы; коммерческие воздушные перевозки пассажиров и грузов; авиационные работы, техническое обслуживание и ремонт авиационной техники; услуги базирования, хранения, заправки воздушных судов; а также осуществляет строительство и эксплуатацию посадочных площадок. В настоящее время ООО "АэроГео" занимает одну из лидирующих позиций на территории Красноярского края по оказанию услуг с использованием вертолетов и легких самолетов.
АО "Норильск Авиа" осуществляет свою деятельность на территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, выполняет перевозку пассажиров на внутрирайонных направлениях, располагает достаточным парком собственных и арендуемых вертолетов Ми-8Т и Ми-8МТВ.
АО "КрасАвиа" выполняет социально значимые пассажирские перевозки и авиационные работы на внутрирегиональных и внутримуниципальных направлениях, преимущественно в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Красноярского края.
В рамках подпрограммы "Развитие транспортного комплекса" государственной программы в 2020 году на обновление парка воздушных судов выделено финансирование в размере 995 млн рублей. В ноябре 2020 года АО "КрасАвиа" приобретены 2 воздушных судна типа ATР-72, которые с февраля 2021 года введены АО "КрасАвиа" в эксплуатацию. Эксплуатация данных воздушных судов позволит решить проблему дефицита провозных емкостей для жителей северных территорий, в частности, в летний отпускной сезон, а также обеспечит бесперебойную доставку грузов и почты.
В рамках реализации соглашения о создании консорциума, подписанного в марте 2021 года между АО "Авиакомпания "НордСтар" и АО "КрасАвиа", достигнута договоренность с ПАО "ГМК "Норильский никель" о передаче краю 5 среднемагистральных самолетов АТR-42-500, из них 2 самолета уже закреплены за АО "КрасАвиа" на праве хозяйственного ведения.
В рамках подпрограммы "Развитие транспортного комплекса" государственной программы на 2022-2024 годы предусмотрена субсидия юридическим лицам (за исключением государственных и муниципальных учреждений) индивидуальным предпринимателям, осуществляющим воздушные перевозки, на финансовое обеспечение части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда. Планируется приобретение в период с 2021 по 2027 годов 10 вертолетов Ми-8МТВ/АМТ на условиях финансовой аренды (лизинга).
В настоящее время по договору лизинга АО "КрасАвиа" с АО "ГТЛК" поступило 2 вертолета Ми-8 МТВ-1.
Обновление парка воздушных судов позволит:
повысить безопасность полетов и качество обслуживания пассажиров;
развивать коммуникации с соседними регионами;
способствовать развитию хаба в аэропорту Красноярска совместно с ПАО "Аэрофлот" и АО "Авиакомпания "НордСтар";
приступить к реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", в соответствии с которым поставлена задача расширить сеть межрегиональных регулярных пассажирских авиационных маршрутов, минуя Москву, до 50% от общего количества внутренних регулярных авиационных маршрутов.
Складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность представлена аэропортом Красноярск, АО "КрасАвиаПорт", АО "КРП", АО "Лесосибирский порт", ООО "Аэропорт Норильск", филиалом ФГУП "Госкорпорация по ОрВД", ООО "Нортранс-Норильск".
Аэропорт Красноярск находится в 27 км к северо-западу от города Красноярска, имеет выгодное географическое положение, является одним из важнейших авиатранспортных узлов региона, играющим огромную роль в развитии торгово-экономических связей Красноярского края. Аэропорт Красноярск оснащен средствами управления воздушным движением, радионавигации, посадки и связи, обеспечивающими прием (выпуск) воздушных судов по II категории ИКАО, и соответствует сертификационным требованиям. Существующий аэровокзальный комплекс обслуживает пассажиров внутрироссийских авиалиний, международных линий, внутрироссийского трансфера и транзита. В 2012 году аэропорт Красноярск сертифицирован по международным стандартам PART-145 Европейского агентства по безопасности полетов.
За 2020 год аэропорт Красноярск обслужил 1,7 млн пассажиров. Из них полеты на внутренних линиях совершили 1,5 млн, а на международных - 137 тыс. человек. Транзитный пассажиропоток снизился на 71% и составил 24,6 тыс. человек.
Руководствуясь Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 N 207-р, заключено соглашение о взаимодействии в сфере развития межрегиональных и международных перевозок грузов через международный аэропорт Красноярск от 02.06.2021 между ООО "Аэропорт Емельяново", Группами компаний "Волга-Днепр" и Правительством Красноярского края.
Через аэропорт Красноярск проходят более 80% международных транзитных потоков Группы компаний "Волга-Днепр".
Успешная реализация данного соглашения позволит создать ключевой транзитный аэропорт на международных транспортных коридорах Азия - Европа и Азия - США с необходимыми условиями и преимуществами для ведения производственного и логистического бизнеса.
Основными видами деятельности оказываемых услуг АО "КрасАвиаПорт" являются аэропортовое и наземное обслуживание воздушных судов.
Основным потребителем услуг является АО "КрасАвиа", выполняющее социально значимые перевозки в труднодоступные и удаленные районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, а также другие авиакомпании, осуществляющие регулярные и нерегулярные (вахтовые) пассажирские и грузовые перевозки.
ООО "Аэропорт Норильск" располагается на севере Красноярского края, на юге Таймырского полуострова в 52 км от промышленного и индустриального центра город Норильск с его градообразующим стратегическим предприятием ПАО "ГМК "Норильский никель" и является аэродромом совместного базирования с государственной авиацией. ООО "Аэропорт Норильск" является единственным транспортным узлом, который обеспечивает круглогодичное сообщение с краевым центром и другими регионами Российской Федерации.
ООО "Аэропорт Норильск" осуществляет отправку и прием воздушных судов, используя новейшее высокотехнологичное оборудование.
Безопасное движение по воздушным трассам Красноярского края обеспечивает филиал ФГУП "Госкорпорация по ОрВД". Протяженность воздушного пространства, обслуживаемого предприятием, составляет с севера на юг 3500 км, с запада на восток - 1250 км. Филиал ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" обслуживает огромную площадь, которая охватывает не только Красноярский край, но и Республику Тыва.
В настоящее время филиал ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" насчитывает 14 центров обслуживания воздушного движения и входит в пятерку крупнейших предприятий Единой системы организации воздушного движения России. Это одно из самых молодых предприятий Красноярского края. Тем не менее, оно является наиболее динамично развивающимся и перспективным в деле освоения новой техники и технологий.
Филиал ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" обслуживает 40 международных, 60 внутренних российских, 6 спрямленных воздушных трасс общей протяженностью более 60 тыс.км. Кроме того, в зону ответственности филиала ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" входят более 290 местных воздушных линий общей протяженностью более 60 тыс.км.
ООО "Нортранс-Норильск" является сервисным предприятием и осуществляет свою деятельность, оказывая услуги по перевозке пассажиров, предоставлению стоянки, прохождению технического осмотра и ремонта транспортных средств подразделениям Заполярного филиала компании дочерним и зависимым обществам, а также внешним потребителям и физическим лицам.
Приоритетной задачей развития воздушного транспорта Красноярского края является обеспечение устойчивого и доступного для населения транспортного сообщения, в том числе с удаленными населенными пунктами, для которых авиационное сообщение является безальтернативным.
Хранение и обработка грузов на внутреннем водном транспорте на территории региона осуществляется в следующих речных портах.
АО "Лесосибирский порт" - основной специализацией является погрузочно-разгрузочные работы, хранение и накопление всех видов грузов. Подъездные автомобильные и железнодорожные пути, непосредственно примыкающие к порту, дают возможность производить перевалку грузов на автомобильный, железнодорожный и водный транспорт. Пропускная способность порта составляет около 1200 тыс. тонн в год. Портовый нефтеналивной причал позволяет перерабатывать более 45 тыс. тонн топлива в год.
АО "Лесосибирский порт" добывает песчано-гравийную смесь, производит гидротехнические работы. Кроме того, предприятие выполняет корпусный средний и текущий ремонт портальных кранов.
АО "КРП" является одним из крупнейших речных портов Восточной Сибири и самым крупным грузоперерабатывающим предприятием Енисейского бассейна.
Порт АО "КРП" расположен в промышленном центре региона - г.Красноярске на пересечении Енисейского водного пути (имеющего выход к северным морским портам) с Транссибирской железнодорожной магистралью, воздушными трассами, автомобильными дорогами (Р-255 "Сибирь"). Порт АО "КРП" является одним из важнейших звеньев мощного транспортного узла Сибири.
АО "КРП" является портом общего пользования и осуществляет перевалку грузов с железной дороги и автомобильного транспорта на воду, следуемых в северные районы Красноярского края, и прибываемых грузов с Севера на железную дорогу и автотранспорт.
Пропускная способность порта АО "КРП" составляет 1280 тыс. тонн, протяженность причалов - 1958,7 погонного метра, количество портальных кранов - 38 (грузоподъемностью от 5 до 40 тонн), мостовой причальный кран - 1 (грузоподъемностью до 160 тонн), количество плавучих кранов - 5 (грузоподъемностью от 5 тонн).
Сдерживающими факторами развития транспортного комплекса Красноярского края являются:
1. Недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры.
Плотность сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Красноярского края составляет 6,04 км/1000 кв.км - данный показатель является самым низким среди регионов Сибирского федерального округа, при этом в Республике Бурятия плотность сети выше в 3,3 раза; в Алтайском крае - в 20,4 раза. Среди регионов России Красноярский край по данному показателю находится на 79-м месте.
Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения составляет 14 016,75 км, из них 9818 км краевых дорог (69,17%) находятся в удовлетворительном состоянии и отвечают нормативным требованиям.
2. Износ подвижного состава и низкие темпы его обновления.
Высокий износ подвижного состава является общей проблемой транспортной отрасли Красноярского края, при этом наиболее острой она является для пассажирского транспорта всех видов.
2.2. Цель и задачи
Целью программы является комплексное развитие транспорта Красноярского края в целях совершенствования форм и методов удовлетворения потребностей населения и экономики Красноярского края в транспортных услугах.
Для достижения указанной цели необходимо реализовать следующие задачи:
1. Совершенствование транспортной инфраструктуры Красноярского края с учетом обеспечения доступности и качества транспортно-логистических услуг в области перевозок на уровне развития экономики региона.
2. Обновление подвижного состава общественного пассажирского транспорта.
3. Повышение эффективности перевозочного процесса, направленное на обеспечение доступности и качества транспортных услуг, в том числе для маломобильных групп населения Красноярского края.
4. Повышение уровня безопасности транспортной системы Красноярского края.
Приоритетность вышеуказанных задач обусловлена необходимостью их приведения в соответствие задачам, обозначенным в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 1734-р, Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.06.2008 N 877-р, государственной программой Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 N 1596.
Мероприятия программы определены с учетом ограничений регионального бюджета на основании выявленных отраслевых проблем с применением мер по уклонению от угроз и их компенсации, что обосновывает их выбор.
Ожидаемыми результатами реализации программы являются:
обновление подвижного состава общественного пассажирского транспорта;
повышение эффективности перевозочного процесса, направленного на обеспечение доступности и качества транспортных услуг, в том числе для маломобильных групп населения Красноярского края;
обеспечение транспортной доступности Красноярского края всеми видами транспорта за счет предоставления государственной поддержки транспортным предприятиям отрасли;
повышение уровня экономической связанности Красноярского края воздушным транспортом с другими субъектами Российской Федерации;
развитие безналичной системы оплаты проезда банковскими картами на территории Красноярского края.
2.3. План действий министерства транспорта Красноярского края по достижению планируемых показателей развития отрасли, вида экономической деятельности
В соответствии с поставленной целью программы и задачами программы министерством транспорта Красноярского края предусмотрена реализация следующих мероприятий.
Задача 1. Совершенствование транспортной инфраструктуры Красноярского края с учетом обеспечения доступности и качества транспортно-логистических услуг в области перевозок на уровне развития экономики региона:
финансирование мероприятий по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту, содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных дорожных сооружений на них в рамках подпрограмм "Дороги Красноярья" и "Региональные проекты в области дорожного хозяйства и повышения безопасности дорожного движения, реализуемые в рамках национальных проектов" государственной программы;
финансовое обеспечение части затрат в целях возмещения недополученных доходов от осуществления региональных воздушных перевозок пассажиров на обеспечение повышения уровня экономической связанности Красноярского края с другими субъектами Российской Федерации в рамках подпрограммы "Развитие транспортного комплекса" государственной программы;
развитие безналичной системы оплаты проезда на территории Красноярского края в рамках Закона Красноярского края от 07.07.2009 N 8-3568 "Об обеспечении равной доступности услуг общественного транспорта";
организация работы по возобновлению строительства участка первой линии метрополитена в г.Красноярске в рамках реализации транспортной стратегии Красноярского края до 2030 года, утвержденной приказом министерства транспорта Красноярского края от 09.01.2018 N 6/2-Н;
осуществление информационного взаимодействия с ООО "Аэропорт Емельяново" и Группой компаний "Волга-Днепр" по вопросу реализации Соглашения о взаимодействии в сфере развития межрегиональных и международных перевозок грузов через международный аэропорт Красноярск от 02.06.2021.
Задача 2. Обновление подвижного состава общественного пассажирского транспорта:
реализация мероприятий по обновлению самоходных транспортных судов, осуществляющих пассажирские перевозки водным транспортом в межмуниципальном и пригородном сообщении, в рамках подпрограммы "Развитие транспортного комплекса" государственной программы;
обеспечение обновления подвижного состава автомобильного транспорта, осуществляющего перевозки пассажиров в городском, межмуниципальном и пригородном сообщении, в рамках подпрограммы "Развитие транспортного комплекса" государственной программы;
финансовое обеспечение части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда в рамках подпрограммы "Развитие транспортного комплекса" государственной программы.
Задача 3. Повышение эффективности перевозочного процесса, направленного на обеспечение доступности и качества транспортных услуг, в том числе для маломобильных групп населения Красноярского края:
приобретение автобусов, адаптированных для пользования всеми категориями инвалидов и других маломобильных групп населения, в рамках подпрограммы "Доступная среда" государственной программы Красноярского края "Развитие системы социальной поддержки граждан", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 507-п;
реализация мер государственной поддержки организаций транспортной отрасли, направленных на обеспечение транспортной доступности Красноярского края всеми видами транспорта, в рамках подпрограммы "Развитие транспортного комплекса" государственной программы.
Задача 4. Повышение уровня безопасности транспортной системы Красноярского края:
финансирование мероприятий муниципальных образований Красноярского края, направленных на повышение безопасности дорожного движения в рамках подпрограммы "Региональные проекты в области дорожного хозяйства и повышения безопасности дорожного движения, реализуемые в рамках национальных проектов" государственной программы.
В целях обеспечения транспортной доступности населения министерство транспорта Красноярского края:
1. Предоставляет субсидии на:
1.1. Компенсацию недополученных доходов, возникающих в связи с государственным регулированием тарифов:
перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении;
перевозки пассажиров внутренним водным транспортом в местном сообщении, внутренним водным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
перевозки пассажиров воздушным транспортом на местных авиалиниях, воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
1.2. Возмещение недополученных доходов, возникающих в связи с регулярными перевозками пассажиров автомобильным транспортом на маршрутах с небольшой интенсивностью пассажиропотока.
1.3. Финансовое обеспечение части затрат на:
уплату лизинговых платежей и уплату вознаграждений за выдачу банковской гарантии за воздушные суда;
ремонт флота;
поддержание летной годности воздушных судов;
уплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) автобусов, приобретаемых АО "Краевое АТП" в целях обновления подвижного состава для организации перевозок пассажиров.
1.4. Возмещение недополученных доходов от осуществления региональных воздушных перевозок пассажиров в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 N 1242 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети".
1.5. Возмещение затрат, связанных с приобретением новых пассажирских судов класса Российского Речного Регистра "М-ПР" для работы в Енисейском бассейне внутренних водных путей на условиях финансовой аренды (лизинга).
1.6. Реализацию мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения.
2. Предоставляет субвенции бюджетам муниципальных образований для осуществления государственных полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в пригородном и междугородном сообщении, соединяющим населенные пункты, расположенные в границах муниципального района, муниципального округа с их административными центрами, находящимися на территориях соответствующих городских округов (в соответствии с Законом края от 19.12.2017 N 4-1274 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов края отдельными государственными полномочиями по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок").
3. Выделяет средства на приобретение автобусов, адаптированных для пользования всеми категориями инвалидов и других маломобильных групп населения в рамках подпрограммы "Доступная среда" государственной программы Красноярского края "Развитие системы социальной поддержки граждан", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 507-п.
4. Выделяет средства на приобретение автобусов в целях обновления подвижного состава для организации перевозок пассажиров.
Объем средств государственной поддержки на реализацию мероприятий программы указан в приложении N 1 к программе.
В период 2022-2024 годов в отрасли будут реализовываться крупнейшие инвестиционные проекты региона.
В рамках комплексного инвестиционного проекта "Енисейская Сибирь", утвержденного распоряжением Губернатора Красноярского края от 29.12.2018 N 730-рг (далее - проект "Енисейская Сибирь"), во исполнение пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в период 2020-2023 годов на территории Красноярского края в рамках регионального проекта "Дорожная сеть", обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Региональная и местная дорожная сеть", входящего в состав национального проекта "Безопасные качественные дороги", реализуется проект строительства автодорожного моста через р. Енисей в районе пос. Высокогорский Енисейского района Красноярского края и подходов к мосту.
В настоящее время автодорожные системы Северо-Енисейского района, а также северо-западной его части оторваны от автодорожной сети края двумя крупнейшими водотоками - реками Енисей и Ангара.
Строительство автодорожного моста через р. Енисей позволит обеспечить круглогодичную устойчивую транспортную связь с центральными районами края Северо-Енисейского района, который при всей своей инвестиционной привлекательности значительную часть года является труднодоступным для автомобильного транспорта. Строительство моста может послужить началом автодорожного развития Ангарского правобережья, а также создаст предпосылки для создания новой автодорожной оси, соединяющей центр края с его северо-восточными районами (прежде всего Мотыгинским по маршруту Высокогорский - Партизанск - Раздолинск, а через него - с Богучанским и Кежемским). Срок реализации проекта: 2020-2023 годы.
Строительство автомобильной дороги "Обход Высокогорского" и автомобильной дороги "271 км автодороги "Красноярск-Енисейск" - Высокогорский" предусмотрено за счет средств бюджета Красноярского края с привлечением средств федерального бюджета. Завершение строительства автомобильных дорог - 2022 год.
К объектам, обеспечивающим развитие транспортной инфраструктуры, необходимой для реализации проекта "Енисейская Сибирь", также относится проект по реконструкции участков автомобильной дороги Канск - Абан - Богучаны.
Формирование автодорожного направления стимулирует развитие лесопромышленного комплекса северных территорий, является одним из условий выхода на богатейшие нефтяные месторождения юга Эвенкии, обеспечивает надежной круглогодичной связью с соседними субъектами Российской Федерации и сетью автомобильных дорог общего пользования Красноярского края.
Общая протяженность автомобильной дороги Канск - Абан - Богучаны составляет 317 км, которая проходит по территории Канского, Абанского и Богучанского районов Красноярского края и имеет параметры III технической категории.
Вложение инвестиций в завершение реконструкции позволит обеспечить их максимальную эффективность, так как повышение транспортно-эксплуатационных характеристик позволяет максимально повысить скорость на всей дороге в целом и беспрепятственный проезд в межсезонные периоды. Ожидаемый после реконструкции прирост пассажиропотока на автомобильной дороге Канск - Абан - Богучаны составит 150%, а прирост грузопотока - 200%. Потребный объем финансовых средств составляет 8 926,0 млн рублей. Предполагаемый срок реализации проекта - 2021-2024 годы.
Строительство железнодорожной линии Карабула - Ярки в Богучанском районе Красноярского края (далее - железнодорожная линия, объект) осуществлялось в рамках инвестиционного проекта "Комплексное развитие Нижнего Приангарья", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2006 N 1708-р.
Стоимость строительства объекта составляла 6,4 млрд рублей, финансирование осуществлялось за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации в соответствии с договором между Правительством Красноярского края и Федеральным агентством железнодорожного транспорта (далее - Росжелдор) от 09.06.2007 N 235/2007/247д (далее - Договор).
В настоящее время железнодорожная линия находится в высокой степени строительной готовности, подрядными организациями выполнены работы на сумму 5,8 млрд рублей. На объекте завершены работы по устройству верхнего строения пути основного хода железнодорожной линии, монтажу путепровода и мостов как на железнодорожной линии, так и на притрассовой автодороге.
Железнодорожная линия Карабула - Ярки в качестве объекта незавершенного строительства в соответствии с приказом агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края от 05.06.2020 N 11-555п передана в хозяйственное ведение ГПКК "ЦТЛ".
15.04.2021 министерством транспорта Красноярского края совместно с министерством экономики и регионального развития Красноярского края, представителями филиала ОАО "РЖД", ГПКК "ЦТЛ", ООО "Роквелл Капитал" проведено совещание по вопросу завершения строительства железнодорожной линии Карабула - Ярки, и в рамках данного совещания сделаны выводы о необходимости продолжения работы по выделению денежных средств из резервного фонда Российской Федерации, а также рассмотрения возможности включения объекта в новый федеральный проект "Развитие железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона железных дорог" в рамках комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.2018 N 2101-р.
Вместе с тем, компании ООО "Роквелл Капитал" предложено рассмотреть возможность произвести за счет собственных средств обследование с проектным решением и подготовить обоснование инвестиций для завершения строительства объекта.
Учитывая высокую экономическую и социальную значимость проекта, Красноярским краем направлено обращение в адрес Председателя Правительства Российской Федерации М.В.Мишустина о выделении средств федерального бюджета на завершение строительства железнодорожной линии Карабула - Ярки в сумме 1,9 млрд рублей.
В рамках реализации объекта "Строительство первой линии метрополитена в г.Красноярске" по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш.Хуснуллина организована работа с участием привлеченных специалистов (Группы компаний "Моспроект-3") по рассмотрению возможных вариантов оптимизации проектных решений строительства метрополитена в г.Красноярске.
В настоящее время в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации направлена заявка на получение инфраструктурного бюджетного кредита на строительство первой линии метрополитена в г.Красноярске.
Информация об инвестиционных проектах представлена в приложении N 2 к программе.
Бюджетные ассигнования на реализацию научной, научно-технической и инновационной деятельности программой не предусмотрены.
План действий министерства транспорта Красноярского края, направленных на обеспечение стабильности поступлений доходов в консолидированный бюджет Красноярского края, представлен в приложении N 3 к программе.
2.4. Целевые показатели и показатели развития отрасли, вида экономической деятельности
Перечень целевых показателей и показателей развития отрасли, вида экономической деятельности представлен в приложении N 4 к программе.
В период реализации программы к 2024 году планируется увеличение следующих показателей:
объем оказанных транспортных услуг до - 311 567,5 млн рублей, или на 49,5% к уровню 2020 года;
объем перевезенных грузов - до 155,6 млн тонн, или на 14,7% к уровню 2020 года;
количество перевезенных пассажиров - до 237,5 млн чел., или на 33,0% к уровню 2020 года;
налоговых поступлений - до 12,9 млрд рублей, или на 29,0% к уровню 2020 года.
Информация об обязательных налоговых платежах, планируемых к поступлению в консолидированный бюджет Красноярского края, представлена в приложении N 5 к программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.