Постановление Правительства Челябинской области от 15 декабря 2021 г. N 649-П
"О Положении о региональном государственном строительном надзоре"
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Правительство Челябинской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о региональном государственном строительном надзоре.
2. Признать утратившими силу:
1) постановление Правительства Челябинской области от 28.03.2012 г. N 93-П "Об уполномоченном органе" (Южноуральская панорама, 10 марта 2012 г., N 50, спецвыпуск N 11);
2) постановление Правительства Челябинской области от 20.06.2012 г. N 306-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 28.03.2012 г. N 93-П" (Южноуральская панорама, 14 июля 2012 г., N 105, спецвыпуск N 25);
3) постановление Правительства Челябинской области от 21.05.2014 г. N 204-П "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Челябинской области" (Южноуральская панорама, 7 июня 2014 г., N 83, спецвыпуск N 22);
4) постановление Правительства Челябинской области от 20.08.2014 г. N 424-П "Об уполномоченном органе и внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 28.03.2012 г. N 93-П" (Южноуральская панорама, 4 сентября 2014 г., N 135, спецвыпуск N 37);
5) постановление Правительства Челябинской области от 18.03.2015 г. N 103-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 28.03.2012 г. N 93-П" (Южноуральская панорама, 28 марта 2015 г., N 47, спецвыпуск N 15);
6) постановление Правительства Челябинской области от 25.01.2017 г. N 9-П "Об Административном регламенте исполнения государственной функции "Осуществление регионального государственного строительного надзора на территории Челябинской области в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 26 января 2017 г.);
7) постановление Правительства Челябинской области от 18.07.2017 г. N 389-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 28.03.2012 г. N 93-П" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 19 июля 2017 г.);
8) постановление Правительства Челябинской области от 18.07.2017 г. N 399-П "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Челябинской области" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 19 июля 2017 г.);
9) постановление Правительства Челябинской области от 22.11.2017 г. N 600-П "О внесении изменений в постановления Правительства Челябинской области от 28.03.2012 г. N 93-П, от 25.01.2017 г. N 9-П" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 24 ноября 2017 г.);
10) постановление Правительства Челябинской области от 20.12.2017 г. N 681-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 25.01.2017 г. N 9-П" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 21 декабря 2017 г.);
11) пункт 9 изменений, которые вносятся в некоторые постановления Правительства Челябинской области, утвержденных постановлением Правительства Челябинской области от 20.02.2018 г. N 90-П "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Челябинской области и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Челябинской области" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 22 февраля 2018 г.);
12) пункт 14 изменений, которые вносятся в некоторые постановления Правительства Челябинской области, утвержденных постановлением Правительства Челябинской области от 23.05.2018 г. N 250-П "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Челябинской области и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Челябинской области" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 28 мая 2018 г.);
13) постановление Правительства Челябинской области от 31.07.2018 г. N 363-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 28.03.2012 г. N 93-П" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 3 августа 2018 г.);
14) пункт 7 изменений, которые вносятся в некоторые постановления Правительства Челябинской области, утвержденных постановлением Правительства Челябинской области от 19.03.2020 г. N 127-П "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Челябинской области" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 27 марта 2020 г.);
15) постановление Правительства Челябинской области от 18.06.2021 г. N 248-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 25.01.2017 г. N 9-П" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 18 июня 2021 г.).
3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
Председатель Правительства |
А.Л. Текслер |
Утверждено
постановлением Правительства
Челябинской области
от 15 декабря 2021 г. N 649-П
Положение
о региональном государственном строительном надзоре
I. Общие положения
1. Настоящее Положение о региональном государственном строительном надзоре (далее именуется - Положение) устанавливает порядок организации и исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного строительного надзора (далее именуется - надзор) на территории Челябинской области.
2. К отношениям, связанным с осуществлением надзора, организацией и проведением профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов надзора, применяются положения Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее именуется - Закон N 248-ФЗ).
3. Надзор осуществляет Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области (далее именуется - Министерство).
4. Министерство осуществляет надзор при строительстве, реконструкции объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе если реконструкция такого объекта осуществляется только на территории Челябинской области, в случае если государственная экспертиза проектной документации проведена органом, уполномоченным на проведение государственной экспертизы проектной документации в Челябинской области или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением.
5. Надзор от имени Министерства вправе осуществлять следующие должностные лица (далее именуются - должностные лица):
1) Министр строительства и инфраструктуры Челябинской области (далее именуется - Министр), первый заместитель Министра, заместитель Министра (далее именуются - заместители Министра);
2) должностные лица Министерства, в должностные обязанности которых в соответствии с должностным регламентом или должностной инструкцией входит осуществление полномочий по осуществлению надзора, в том числе проведение профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий:
начальник управления регионального государственного строительного надзора;
заместители начальника управления регионального государственного строительного надзора;
начальники I, II, III, IV, V и VI территориальных отделов управления регионального государственного строительного надзора;
начальник отдела линейных сооружений управления регионального государственного строительного надзора;
начальник отдела обеспечения надзорных функций управления регионального государственного строительного надзора;
начальник отдела специальных видов надзора управления регионального государственного строительного надзора;
заместители начальников I, II, III, IV, V и VI территориальных отделов управления регионального государственного строительного надзора;
заместитель начальника отдела линейных сооружений управления регионального государственного строительного надзора;
заместитель начальника отдела обеспечения надзорных функций, управления регионального государственного строительного надзора;
заместитель начальника отдела специальных видов надзора управления регионального государственного строительного надзора;
консультанты I, II, III, V и VI территориальных отделов управления регионального государственного строительного надзора;
главные специалисты I, II, III, V и VI территориальных отделов управления регионального государственного строительного надзора;
главные государственные инженеры-инспекторы I, II, III, IV, V и VI территориальных отделов управления регионального государственного строительного надзора;
главный государственный инженер-инспектор отдела линейных сооружений управления регионального государственного строительного надзора;
главный государственный инженер-инспектор отдела обеспечения надзорных функций управления регионального государственного строительного надзора;
главный государственный инженер-инспектор отдела специальных видов надзора управления регионального государственного строительного надзора.
6. Составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 19.6, 19.7, частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее именуется - КоАП РФ), имеют право:
Министр;
первый заместитель Министра;
заместитель Министра.
7. Составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.3, 8.1, 9.4, 9.5, 9.5.1, частью 3 статьи 9.16, статьей 14.44, частями 6 и 15 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.33, частями 1 - 6.1, 8 статьи 20.4, частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, имеют право следующие должностные лица Министерства:
начальник управления регионального государственного строительного надзора;
заместители начальника управления регионального государственного строительного надзора;
начальники I, II, III, IV, V и VI территориальных отделов, отдела линейных сооружений, отдела обеспечения надзорных функций, отдела специальных видов надзора управления регионального государственного строительного надзора;
заместители начальников I, II, III, IV, V и VI территориальных отделов управления регионального государственного строительного надзора;
заместитель начальника отдела линейных сооружений управления регионального государственного строительного надзора;
заместитель начальника отдела обеспечения надзорных функций управления регионального государственного строительного надзора;
заместитель начальника отдела специальных видов надзора управления регионального государственного строительного надзора;
консультанты I, II, III, V и VI территориальных отделов управления регионального государственного строительного надзора;
главные специалисты I, II, III, V и VI территориальных отделов управления регионального государственного строительного надзора;
главные государственные инженеры-инспекторы I, II, III, IV, V и VI территориальных отделов управления регионального государственного строительного надзора;
главный государственный инженер-инспектор отдела линейных сооружений управления регионального государственного строительного надзора;
главный государственный инженер-инспектор отдела обеспечения надзорных функций управления регионального государственного строительного надзора;
главный государственный инженер-инспектор отдела специальных видов надзора управления регионального государственного строительного надзора.
8. К совершению отдельных контрольных (надзорных) действий Министерство в рамках своей компетенции и в порядке, установленном Законом N 248-ФЗ, имеет право привлекать специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками.
Министерством в рамках своей компетенции и в порядке, установленном Законом N 248-ФЗ, к осуществлению экспертизы могут быть привлечены эксперты и (или) экспертные организации.
9. Объектами надзора являются:
1) деятельность, действия (бездействие) застройщика, технического заказчика, лица, осуществляющего строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, лица, проводящего строительный контроль (далее именуется - контролируемое лицо), по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 11 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее именуется - ГрК РФ), в случаях, установленных частями 1 и 2 статьи 54 ГрК РФ;
2) объекты капитального строительства, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются и которые указаны в части 11 статьи 54 ГрК РФ, в случаях, установленных частями 1 и 2 статьи 54 ГрК РФ.
10. Предметом надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 статьи 54 ГрК РФ, является соблюдение:
1) соответствия выполняемых работ и применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям утвержденной в соответствии с частями 15, 15.2 и 15.3 статьи 48 ГрК РФ проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 ГрК РФ частью такой проектной документации) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями ГрК РФ);
2) требования наличия разрешения на строительство;
3) требований, установленных частями 2 и 3.1 статьи 52 ГрК РФ;
4) требований, установленных частью 4 статьи 52 ГрК РФ, к обеспечению консервации объекта капитального строительства;
5) требований к порядку осуществления строительного контроля, установленных ГрК РФ, иными нормативными правовыми актами.
11. Предметом надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 2 статьи 54 ГрК РФ, является соблюдение:
1) требований наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства параметрам, указанным в разрешении на строительство, если разрешение на строительство требуется для строительства или реконструкции объекта капитального строительства;
2) соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК РФ, другими федеральными законами, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется разрешение на строительство.
12. Надзор осуществляется без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий. Проверочные листы не применяются.
13. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в Министерство информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих присутствию контролируемого лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства, его участие в судебном заседании), в связи с чем проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится Министерством на срок, необходимый для устранения указанных обстоятельств.
14. В случае проведения контрольного (надзорного) мероприятия в отношении контролируемого лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, Министерство не позднее чем за 24 часа до его проведения обязано направить уведомление в саморегулируемую организацию о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в отношении контролируемого лица, являющегося ее членом, по электронной почте либо в случае отсутствия адреса электронной почты любым иным доступным способом связи в целях обеспечения возможности участия или присутствия представителя саморегулируемой организации при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
15. При осуществлении надзора на основании соглашения между участниками электронного взаимодействия осуществляется электронный документооборот в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении надзора
16. Надзор осуществляется на основе системы оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Министерство при осуществлении надзора относит объекты надзора к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее именуются - категории риска):
1) высокий риск;
2) значительный риск;
3) низкий риск.
17. Отнесение объекта надзора к одной из категорий риска осуществляется Министерством на основании критериев отнесения объектов надзора к категориям риска, предусмотренных приложением к настоящему Положению.
18. Перечень объектов надзора размещается на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
III. Организация проведения профилактических мероприятий при осуществлении надзора
19. При осуществлении надзора Министерством проводятся следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
20. Профилактические мероприятия при осуществлении надзора проводятся с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне и иной охраняемой законом тайне.
21. Информирование контролируемых лиц при осуществлении надзора осуществляется в соответствии со статьей 46 Закона N 248-ФЗ с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне и иной охраняемой законом тайне.
22. Обобщение правоприменительной практики при осуществлении надзора в соответствии со статьей 47 Закона N 248-ФЗ осуществляют должностные лица Министерства путем сбора и анализа данных о проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях и их результатах, а также поступивших в Министерство обращениях.
23. Доклад о правоприменительной практике, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики Министерства, готовится 1 раз в год, утверждается распоряжением Министра и размещается на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не позднее 15 марта года, следующего за отчетным.
Министерство в соответствии с частью 3 статьи 47 Закона N 248-ФЗ обеспечивает публичное обсуждение проекта доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики Министерства.
24. В случае наличия у Министерства сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований, указанных в пунктах 10, 11 настоящего Положения (далее именуются - обязательные требования), или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Министерство объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований (далее именуется - предостережение) в соответствии со статьей 49 Закона N 248-ФЗ, Правилами составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. N 166 (далее именуются - Правила). Предостережение оформляется на бумажном носителе или в форме электронного документа.
25. Министерство размещает объявленное предостережение в день его вынесения в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий и в течение 1 рабочего дня со дня объявления предостережения направляет его в адрес контролируемого лица в бумажном виде заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным доступным для юридического лица, индивидуального предпринимателя способом, включая направление в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, принявшего решение о направлении предостережения, указанного в пункте 2 Правил, с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в том числе по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, указанному соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо размещенному на официальном сайте юридического лица, индивидуального предпринимателя в составе информации, размещение которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
26. Министерство ведет журнал объявленных предостережений (далее именуется - Журнал предостережений), включая уведомления об исполнении предостережений, результаты рассмотрения возражений на объявленные предостережения, и использует соответствующие данные для проведения иных профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий.
27. Контролируемое лицо вправе после получения предостережения подать в Министерство возражение в произвольной форме, включив в него следующую информацию:
1) наименование контролируемого лица;
2) дату и номер полученного предостережения;
3) обоснование своей позиции, доводы в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований;
4) желаемый способ получения ответа по итогам рассмотрения возражения;
5) фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, направившего возражение;
6) дату направления возражения.
Контролируемое лицо направляет возражение в Министерство не позднее 15 рабочих дней со дня получения предостережения одним из следующих способов:
на адрес электронной почты, указанный в предостережении, в форме электронного документа;
на бумажном носителе почтовым отправлением в адрес Министерства.
28. Министерство рассматривает возражение в срок не позднее 30 календарных дней со дня его получения.
По итогам рассмотрения возражения Министерство принимает одно из следующих решений:
1) об отмене предостережения полностью или частично в случае признания доводов возражения контролируемого лица обоснованными с соответствующей отметкой в Журнале предостережений;
2) об оставлении возражения без удовлетворения в случае признания доводов возражения контролируемого лица несостоятельными с соответствующей отметкой в Журнале предостережений.
Информацию о принятом решении по результатам рассмотрения возражения Министерство направляет контролируемому лицу не позднее 15 рабочих дней со дня принятия такого решения.
29. Консультирование при осуществлении надзора проводится в соответствии со статьей 50 Закона N 248-ФЗ.
Консультирование осуществляется должностным лицом Министерства по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического или контрольного (надзорного) мероприятия.
Консультирование осуществляется по вопросам:
1) связанным с организацией и осуществлением надзора;
2) связанным с порядком обжалования действий (бездействия) должностных лиц Министерства;
3) по иным вопросам, определенным настоящим Положением.
Должностные лица Министерства осуществляют письменное консультирование по вопросам, указанным в настоящем пункте, в случае поступления обращения контролируемого лица в письменной форме.
В случае поступления пяти и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет письменного разъяснения, подписанного Министром (заместителем Министра).
30. Профилактический визит при осуществлении надзора проводится в соответствии со статьей 52 Закона N 248-ФЗ.
Обязательный профилактический визит проводится в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 11 статьи 54 ГрК РФ, а также в отношении объектов надзора, отнесенных к категориям высокого и значительного риска.
Обязательный профилактический визит проводится в отношении контролируемых лиц в течение трех месяцев со дня поступления в Министерство от контролируемого лица извещения о начале работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, направленного в соответствии с частью 5 статьи 52 ГрК РФ (далее именуется - извещение о начале работ).
Обязательный профилактический визит в отношении объектов надзора, отнесенных к категориям высокого и значительного риска, проводится Министерством 1 раз в пределах срока строительства, предусмотренного проектной документацией.
31. Срок проведения профилактического визита не должен превышать одного рабочего дня.
IV. Организация проведения контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 статьи 54 ГрК РФ
32. Надзор в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 статьи 54 ГрК РФ, проводится при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 57 Закона N 248-ФЗ.
33. Министерство осуществляет учет объектов надзора путем ведения реестра объектов капитального строительства, указанных в части 1 статьи 54 ГрК РФ, в отношении которых осуществляется надзор (далее именуется - реестр).
Должностные лица Министерства, ответственные за ведение реестра, назначаются распоряжением Министра (заместителя Министра).
34. Ведение реестра осуществляется посредством размещения и актуализации следующей информации о строящихся, реконструируемых объектах капитального строительства на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет:
1) наименование, адрес и этап строительства, реконструкции строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства;
2) реквизиты (дата и номер) разрешения на строительство;
3) полное наименование юридического лица либо фамилия, имя и отчество (при наличии) физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, являющихся застройщиками;
4) полное наименование юридического лица - технического заказчика (при наличии);
5) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, осуществляющих строительный контроль на основании договора с застройщиком (техническим заказчиком) (при наличии).
В случае если объект капитального строительства не подлежит надзору, он исключается из реестра в течение пяти рабочих дней со дня поступления в Министерство информации об этом.
35. Объект капитального строительства, в отношении которого осуществляется надзор, включается в реестр на основании распоряжения Министра (заместителя Министра) в течение 5 рабочих дней со дня поступления в Министерство извещения о начале работ.
Изменения в реестр вносятся в течение 5 рабочих дней со дня поступления в Министерство сведений об изменении информации, указанной в пункте 34 настоящего Положения.
36. Объект капитального строительства не включается в реестр, если при приеме извещения о начале работ установлено следующее:
1) при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства не осуществляется надзор;
2) извещение о начале работ и приложенные к нему документы оформлены с нарушением порядка, установленного частью 5 статьи 52 ГрК РФ;
3) извещение о начале работ подано ненадлежащим лицом;
4) извещение о начале работ подано без приложения документов, указанных в пунктах 2 - 4 части 5 статьи 52 ГрК РФ.
37. В случаях, указанных в пункте 36 настоящего Положения, извещение о начале работ и прилагаемые к нему документы подлежат возврату подавшему их лицу.
38. В соответствии с частью 14 статьи 54 ГрК РФ контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении надзора проводятся на основании программы проведения проверок (далее именуется - программа проверок).
Программа проверок формируется должностным лицом Министерства, ответственным за организацию осуществления надзора в отношении объекта надзора, не позднее чем через 10 рабочих дней после поступления извещения о начале работ на весь срок строительства, реконструкции объекта капитального строительства и должна содержать перечень контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении каждого из которых указывается информация, предусмотренная пунктами 1 - 3 части 14 статьи 54 ГрК РФ.
39. К событиям, наступление которых является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии с программой проверок, относятся:
1) завершение выполнения работ, которые подлежат проверке;
2) завершение строительства, реконструкции объекта капитального строительства.
40. О наступлении событий, указанных в подпункте 1 пункта 39 настоящего Положения, свидетельствует направление контролируемым лицом извещения о сроках завершения работ, подлежащих проверке, а в случае непоступления такого извещения - истечение предполагаемого согласно программе проверок срока завершения работ, подлежащих проверке.
41. Программа проверок формируется в электронном виде, утверждается Министром (заместителем Министра) и не позднее чем через 3 рабочих дня со дня утверждения направляется контролируемому лицу по адресу, указанному в извещении о начале работ, в форме электронного документа, а в случае, предусмотренном частью 9 статьи 21 Закона N 248-ФЗ, - на бумажном носителе.
42. Программа проверок формируется с учетом определенных проектной документацией архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, сроков выполнения работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства.
43. Формирование программы проверок обеспечивается должностным лицом Министерства, ответственным за осуществление надзора на конкретном объекте капитального строительства, которое назначается распоряжением Министерства (далее именуется - ответственное должностное лицо).
44. Ответственное должностное лицо вносит изменения в программу проверок в течение 7 рабочих дней со дня получения от контролируемого лица:
1) изменений, внесенных в проектную документацию (в том числе изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 ГрК РФ частью такой проектной документации), направленных в Министерство в соответствии с частью 5.2 статьи 52 ГрК РФ (в случае если такие изменения влекут за собой изменение состава событий, наступление которых является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, и (или) сроков наступления таких событий);
2) извещения об изменении сроков наступления события, которое является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
45. Утверждение и направление (вручение) контролируемому лицу программы проверок с внесенными в нее изменениями осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 41 настоящего Положения.
46. В случае получения Министерством от контролируемого лица изменений, внесенных в рабочую документацию, являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 ГрК РФ частью проектной документации, Министерство оценивает соответствие выполняемых работ и применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям измененной рабочей документации в части, в которой такая измененная рабочая документация является частью проектной документации.
47. При осуществлении надзора возможно проведение следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
1) инспекционный визит;
2) документарная проверка;
3) выездная проверка.
48. Решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, принимаемое по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 57 Закона N 248-ФЗ, подписывается Министром (заместителем Министра).
49. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия Министерством применяются следующие индикаторы риска нарушения обязательных требований:
1) привлечение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, в течение одного календарного года 3 и более раза к административной ответственности за нарушения обязательных требований;
2) непринятие юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, осуществляющими строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, указанных в предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований, выданном Министерством.
50. Инспекционный визит проводится в соответствии со статьей 70 Закона N 248-ФЗ.
В рамках инспекционного визита Министерством могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта надзора.
51. Выездная проверка проводится в соответствии со статьей 73 Закона N 248-ФЗ. В ходе выездной проверки Министерство совершает одно (или несколько) из следующих контрольных (надзорных) действий:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) истребование документов;
5) инструментальное обследование.
52. Срок проведения документарной и выездной проверок не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является пункт 6 части 1 статьи 57 Закона N 248-ФЗ, и которая для микропредприятия не может продолжаться более 40 часов.
53. Срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия может быть приостановлен Министром (заместителем Министра) на основании мотивированного представления должностного лица Министерства, осуществляющего надзор, в случае, если срок выполнения экспертиз превышает срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия, на срок выполнения экспертиз. Срок выполнения экспертиз определяется соответствующими правовыми актами, принятыми в отношении экспертиз.
54. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных подпунктами 1, 3 пункта 47 настоящего Положения, должностными лицами, уполномоченными на проведение таких контрольных (надзорных) мероприятий, лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, для фиксации доказательств соблюдения, нарушения обязательных требований может использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись.
Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации указанных доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований. Фотографии должны быть подписаны должностным лицом Министерства, проводившим контрольное (надзорное) мероприятие и представителем контролируемого лица. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств нарушений обязательных требований, прикладываются к акту контрольного (надзорного) мероприятия (далее именуется - акт).
55. Фотофиксация осуществляется с использованием фотоаппарата или иного устройства (с указанием названия, модели и марки), позволяющего получить фотоснимки, которые отражают параметры объекта фиксации и (или) факт выявленных в ходе проверки нарушений.
56. Аудио- и (или) видеозапись осуществляется открыто с уведомлением вслух в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи.
57. По окончании контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт.
В случае если по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в том числе несоответствие выполняемых работ и применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, результатов таких работ требованиям, предусмотренным в пункте 1 части 3 статьи 54 ГрК РФ, в акте в соответствии с частью 2 статьи 87 Закона N 248-ФЗ должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, а также каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено.
58. В случае, когда внесение результатов контрольного (надзорного) мероприятия осуществляется в электронном виде с внесением сведений в информационные системы и оформление акта невозможно на месте его проведения по причине отсутствия доступа к информационным системам, акт и иные результаты проверки должны быть сформированы и направлены контролируемым лицам, а также размещены в соответствующих информационных системах в порядке, установленном Законом N 248-ФЗ, не позднее трех рабочих дней, следующих за днём окончания контрольного (надзорного) мероприятия.
59. В случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований должностное лицо Министерства в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано принять одно из решений, предусмотренных частью 2 статьи 90 Закона N 248-ФЗ.
60. Акт, предписание, а также приложенные к акту составленные либо полученные в процессе проведения контрольного (надзорного) мероприятия документы (при их наличии) направляются (вручаются) контролируемому лицу в форме электронного документа посредством электронной почты, информационных систем либо в случае, предусмотренном частью 9 статьи 98 Закона N 248-ФЗ, на бумажном носителе.
61. В случае если основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия является истечение срока исполнения контролируемым лицом предписания, предметом такого контрольного (надзорного) мероприятия является исключительно исполнение выданного Министерством предписания.
В рамках проведения контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии с программой проверок проводится проверка устранения нарушений, указанных в предписании, если истек срок исполнения предписания, при этом контрольное (надзорное) мероприятие по исполнению предписания не проведено в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 57 Закона N 248-ФЗ.
62. В случае если по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия будет установлено, что предписание не исполнено или исполнено ненадлежащим образом, должностное лицо Министерства вправе повторно выдать контролируемому лицу предписание, предусмотренное статьей 90 Закона N 248-ФЗ, с указанием новых сроков его исполнения, а также принимает меры, установленные пунктом 3 части 2 статьи 90 Закона N 248-ФЗ.
63. Документы, составляемые в рамках осуществления надзора, в том числе при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, документы, их копии, полученные от контролируемого лица и иных источников, в том числе полученные в порядке межведомственного взаимодействия, материалы по итогам рассмотрения обращений граждан и юридических лиц подлежат учету и хранятся в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об архивном деле и требованиями к ведению делопроизводства, установленными Министерством, в том числе в государственных информационных программах, если это предусмотрено действующим законодательством.
64. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства Министерством проводится выездная проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 5 и (или) 6 части 1 статьи 57 Закона N 248-ФЗ (далее именуется - итоговая проверка), по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии либо решение об отказе в выдаче заключения о соответствии.
65. Министерство выдает заключение о соответствии, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства не были допущены нарушения обязательных требований, указанных в части 16 статьи 54 ГрК РФ, либо такие нарушения были устранены до дня окончания итоговой проверки.
66. Министерство отказывает в выдаче заключения о соответствии в следующих случаях:
если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства допущены нарушения требований, указанных в части 16 статьи 54 ГрК РФ, и такие нарушения не устранены до дня окончания итоговой проверки;
если при проведении итоговой проверки установлено, что работы по строительству, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме, предусмотренном проектной документацией, не завершены. В таком случае Министерство по согласованию с застройщиком или техническим заказчиком вносит изменение в программу проверок в части срока наступления события, указанного в подпункте 2 пункта 39 настоящего Положения.
67. Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче заключения о соответствии составляется в форме электронного документа и подписывается должностным лицом (должностными лицами), осуществлявшим итоговую проверку, утверждается распоряжением Министерства и направляется застройщику (техническому заказчику) в течение пяти рабочих дней с даты завершения итоговой проверки посредством электронной почты, информационных систем либо в случае, предусмотренном частью 9 статьи 98 Закона N 248-ФЗ, - на бумажном носителе.
V. Требования к осуществлению надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 2 статьи 54 ГрК РФ
68. Надзор в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 2 статьи 54 ГрК РФ, осуществляется при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1, 3 - 5 части 1 статьи 57 Закона N 248-ФЗ. В этом случае формирование программы проверок в соответствии с частью 14 статьи 54 ГрК РФ не осуществляется.
69. При получении Министерством сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, наличие которых является основанием проведения надзора в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 57 Закона N 248-ФЗ, должностное лицо последовательно предпринимает действия, предусмотренные частью 3 статьи 58, статьей 59, статьей 60 Закона N 248-ФЗ.
70. Надзор в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 2 статьи 54 ГрК РФ, осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
1) инспекционный визит;
2) выездная проверка;
3) наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности);
4) выездное обследование.
71. Решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия при осуществлении надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 2 статьи 54 ГрК РФ, принимается Министром (заместителем Министра).
72. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных подпунктами 1, 2 пункта 70 настоящего Положения, должностными лицами Министерства, уполномоченными на проведение таких контрольных (надзорных) мероприятий, лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, для фиксации доказательств соблюдения, нарушения обязательных требований может использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись.
73. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации указанных доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований. Фотографии должны быть подписаны должностным лицом Министерства, проводившим контрольное (надзорное) мероприятие и представителем контролируемого лица. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств нарушений обязательных требований, прикладываются к акту.
74. Фотофиксация осуществляется с использованием фотоаппарата или иного устройства (с указанием названия, модели и марки), позволяющего получить фотоснимки, которые отражают параметры объекта фиксации и (или) факт выявленных в ходе проверки нарушений.
75. Аудио- и (или) видеозапись осуществляется открыто с уведомлением вслух в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи.
76. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт в соответствии со статьей 87 Закона N 248-ФЗ.
Акт, а также приложенные к акту составленные либо полученные в процессе проведения контрольного (надзорного) мероприятия документы (при их наличии) направляются (вручаются) контролируемому лицу в форме электронного документа посредством электронной почты, информационных систем либо в случае, предусмотренном частью 9 статьи 21 Закона N 248-ФЗ, - на бумажном носителе.
77. В случае если по результатам проведенного контрольного (надзорного) мероприятия Министерством выявлено нарушение обязательных требований, проверка соблюдения которых является предметом надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 2 статьи 54 ГрК РФ, Министерством после оформления акта предпринимаются меры, предусмотренные частью 17 статьи 54 ГрК РФ.
VI. Досудебный порядок обжалования решений Министерства, действий (бездействия) должностных лиц при осуществлении надзора
78. Решения и действия (бездействие) должностных лиц Министерства могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
79. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления надзора, имеют право на досудебное обжалование:
1) решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
2) актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;
3) действий (бездействия) должностных лиц Министерства в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
80. Жалоба на решения и действия (бездействие) должностных лиц Министерства может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
81. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству контролируемого лица, подающего жалобу, может быть восстановлен уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом, определяемым в соответствии с пунктом 85 настоящего Положения.
82. Жалоба подается контролируемым лицом в Министерство в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и (или) автоматизированной системы "Портал государственных и муниципальных услуг Челябинской области", за исключением случая, предусмотренного пунктом 83 настоящего Положения. При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.
83. Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается в форме документа на бумажном носителе с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
84. Действия (бездействие) должностных лиц Министерства, решения, принятые Министерством в ходе осуществления надзора, могут быть обжалованы контролируемым лицом в досудебном порядке в соответствии с положениями главы 9 Закона N 248-ФЗ.
85. Жалоба на решения, действия (бездействие) должностных лиц Министерства, указанных в подпункте 1 пункта 5 настоящего Положения, рассматривается Губернатором Челябинской области.
Жалоба на решения, действия (бездействие) должностных лиц Министерства, указанных в подпункте 2 пункта 5 настоящего Положения, рассматривается Министром.
86. Уполномоченное на рассмотрение жалобы должностное лицо при рассмотрении жалобы использует подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности.
87. Уполномоченные на рассмотрение жалоб должностные лица должны обеспечить передачу в подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности сведений о ходе рассмотрения жалоб.
88. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации.
89. Срок рассмотрения жалобы может быть продлен на 20 рабочих дней в следующих исключительных случаях:
1) проведение в отношении должностного лица Министерства, действия (бездействие) которого обжалуются, служебной проверки по фактам, указанным в жалобе;
2) отсутствие должностного лица Министерства, действия (бездействие) которого обжалуются, по уважительной причине (временная нетрудоспособность, отпуск, командировка).
90. Уполномоченное на рассмотрение жалобы должностное лицо вправе запросить у контролируемого лица, подавшего жалобу, дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. Контролируемое лицо вправе представить указанные информацию и документы в течение 5 рабочих дней с момента направления запроса. Течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается с момента направления запроса о представлении дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, до момента получения их Министерством, но не более чем на 5 рабочих дней с момента направления запроса. Неполучение от контролируемого лица дополнительных информации и документов, относящихся к предмету жалобы, не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.
91. Не допускается запрашивать у контролируемого лица, подавшего жалобу, информацию и документы, которые находятся в распоряжении государственных органов либо подведомственных им организаций.
92. Лицо, подавшее жалобу, до принятия итогового решения по жалобе вправе по своему усмотрению представить дополнительные материалы, относящиеся к предмету жалобы.
93. Обязанность доказывания законности и обоснованности принятого решения и (или) совершенного действия (бездействия) возлагается на Министерство.
94. По итогам рассмотрения жалобы уполномоченное на рассмотрение жалобы должностное лицо Министерства принимает одно из следующих решений:
1) оставляет жалобу без удовлетворения;
2) отменяет решение Министерства полностью или частично;
3) отменяет решение Министерства полностью и принимает новое решение;
4) признает действия (бездействие) должностных лиц Министерства незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
95. Решение уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица Министерства, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, размещается в личном кабинете контролируемого лица в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и (или) автоматизированной системе "Портал государственных и муниципальных услуг Челябинской области" в срок не позднее 1 рабочего дня со дня его принятия.
Приложение
к Положению
о региональном государственном
строительном надзоре
Критерии
отнесения объектов надзора к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
N п/п |
Объекты капитального строительства |
Категория риска |
1. |
Общественные здания и сооружения, многоквартирные дома, путепроводы, тоннели, мосты и эстакады, а также объекты капитального строительства с пролетом от 20 до 100 метров |
высокий риск |
2. |
Производственные здания |
значительный риск |
3. |
Объекты капитального строительства, не указанные в пунктах 1, 2 настоящих критериев |
низкий риск |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Челябинской области от 15 декабря 2021 г. N 649-П "О Положении о региональном государственном строительном надзоре"
Вступает в силу с 24 декабря 2021 г.
Текст постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru/ 24 декабря 2021 г. N 7400202112240002
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Челябинской области от 26 апреля 2024 г. N 277-П
Изменения вступают в силу с 27 апреля 2024 г.
Постановление Правительства Челябинской области от 8 февраля 2024 г. N 93-П
Изменения вступают в силу с 9 февраля 2024 г.
Постановление Правительства Челябинской области от 4 августа 2023 г. N 422-П
Изменения вступают в силу с 4 августа 2023 г.
Постановление Правительства Челябинской области от 27 апреля 2023 г. N 258-П
Изменения вступают в силу с 28 апреля 2023 г.
Постановление Правительства Челябинской области от 27 декабря 2022 г. N 773-П
Изменения вступают в силу с 28 декабря 2022 г.
Постановление Правительства Челябинской области от 15 декабря 2022 г. N 714-П
Изменения вступают в силу с 16 декабря 2022 г.