Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации города Орла
от 13 декабря 2021 г. N 5233
Ведомственная целевая программа
"Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющими специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в городе Орле на 2022 - 2024 годы"
Паспорт
ведомственной целевой программы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющими специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (далее - физических лиц, применяющих специальный налоговый режим) в городе Орле на 2022 - 2024 годы"
Наименование Программы |
Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющими специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" в городе Орле на 2022 - 2024 годы" (далее - Программа) |
Главный распорядитель бюджетных средств |
Администрация города Орла |
Цели Программы |
Основной целью Программы является формирование благоприятных условий для устойчивого развития и увеличения количества субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъектов МСП), физических лиц, применяющих специальный налоговый режим, осуществления их деятельности, создания новых рабочих мест, развития экономики, пополнения бюджета муниципального образования "Город Орел"; укрепления социально-экономических позиций среднего класса, ориентированного на самозанятость |
Сроки реализации Программы |
2022 - 2024 годы |
Ответственные исполнители |
Управление экономического развития администрации города Орла |
Соисполнители: |
- Управление муниципального имущества и землепользования администрации города Орла; - Управление муниципальных закупок администрации города Орла; - Управление образования, спорта и физической культуры администрации города Орла |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий для развития малого и среднего предпринимательства; увеличение количества занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и физических лиц, применяющих специальный налоговый режим; укрепление социально-экономических позиций среднего класса, ориентированного на самозанятость |
Целевые индикаторы и показатели |
- число субъектов МСП, физических лиц, применяющих специальный налоговый режим, в расчете на 10 тыс. человек населения; - доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций; - количество субъектов МСП, физических лиц, применяющих специальный налоговый режим, получающих финансовую и информационно-консультационную поддержку; - количество проведенных мероприятий для субъектов МСП, физических лиц, применяющих специальный налоговый режим, в рамках реализации Программы |
Объемы и источники финансирования Программы |
Источник финансирования - бюджет города Орла. Общий объем финансирования - 1500,0 тыс. руб., из них: 2022 год - 500,0 тыс. руб. 2023 год - 500,0 тыс. руб. 2024 год - 500,0 тыс. руб. |
1. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Муниципальная политика в области развития малого и среднего предпринимательства муниципального образования "Город Орел" является частью социально-экономической политики Российской Федерации, Орловской области и представляет собой комплекс мер, направленных на реализацию целей, установленных Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и Стратегией развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 N 1083-р.
Малое и среднее предпринимательство развивается как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики и имеет большое социально-экономическое значение, так как обеспечивает социальную и политическую стабильность, быстро адаптируется к потребностям рынка, оперативно создает и применяет новые технологии и научные разработки, способствует формированию конкурентной среды, росту занятости, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Согласно данным Единого реестра субъектов МСП по состоянию на 10.10.2021 их общее количество по городу Орлу составило 12912, из них:
юридические лица - 5436:
- средние - 29;
- малые - 483;
- микропредприятия - 4924;
индивидуальные предприниматели - 7476.
По данным Инспекции ФНС России по г. Орлу по состоянию на 01.08.2021 количество физических лиц, состоящих на учете в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, составило 6358 человек.
В 2021 году количество субъектов МСП и их распределение по видам экономической деятельности по сравнению с 2020 годом практически не изменилось. Наиболее привлекательной для малого бизнеса по-прежнему является сфера торговли и общественного питания (этим видом деятельности занимаются около 40%). В промышленности и строительстве занято 18,5% от общего числа субъектов среднего и малого предпринимательства, в транспорте - 10,2%, в операциях с недвижимым имуществом - 7,0%, в профессиональной, научной и технической деятельности - 10,0%.
Планируемое увеличение количества субъектов МСП и самозанятых соответствует Прогнозу социально-экономического развития города Орла на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
Стратегический (SWOT) анализ развития малого и среднего предпринимательства города Орла
Таблица 1
Сильные стороны |
Слабые стороны |
- выгодное экономико-географическое расположение; - наличие промышленного потенциала действующих предприятий и свободных производственных площадок; - наличие научной базы, научного и интеллектуального потенциала, развитие инновационных технологий на ряде предприятий города; - наличие инфраструктуры и системы поддержки малого и среднего предпринимательства; - богатое историко-культурное наследие города, на основе которого могут эффективно развиваться туризм и сфера услуг. |
- дефицит квалифицированных рабочих и инженерно-технических работников; - низкая доля субъектов малого предпринимательства, занятых в производственной сфере, в их общем количестве; - высокая степень физического и морального износа основных средств предприятий; - замедление темпов роста инвестиционной активности; - недостаточная интеграция образования, науки и бизнеса; - недостаточно высокий уровень жизни населения. |
Возможности |
Угрозы |
- общеэкономический рост в России и регионе; - развитие инновационных процессов и производств на базе имеющегося научного потенциала, в том числе и через реализацию научных разработок ученых города; - выход на новые рынки сбыта продукции предприятий города; - сотрудничество органов местного самоуправления и бизнес-сообщества в целях развития экономики города; - формирование перспективной системы подготовки кадров на базе университетов и других учреждений профессионального образования города; - развитие народных промыслов; - развитие отрасли приборостроения и электроники. |
- неблагополучная санитарно-эпидемиологическая ситуация; - наличие экономически мощных конкурентов из других регионов и городов; - трудно прогнозируемая политика собственников хозяйствующих субъектов, находящихся на территории города, в отношении перспектив развития бизнеса; - миграция высококвалифицированных трудовых ресурсов в другие регионы. |
С учетом проведенного анализа можно сформулировать основные проблемы развития предпринимательства в городе Орле:
- недостаток финансовых ресурсов для начала предпринимательской деятельности;
- недостаточное материально-техническое обеспечение субъектов МСП, трудности в привлечении финансовых средств на развитие бизнеса, особенно на стадии становления бизнеса, в том числе из-за отсутствия у малых предприятий необходимого залога;
- дефицит инвестиционных ресурсов;
- опережающий рост цен и тарифов на услуги естественных монополий;
- слабые навыки субъектов МСП, самозанятых в позиционировании своих товаров, услуг, расширении производства с учетом рыночных механизмов (на основе анализа спроса и предложения), в определении рисков;
- фокусирование предпринимательской деятельности на нескольких доминирующих отраслях;
- неблагоприятные внешние факторы (высокая конкуренция, низкая платежеспособность населения, напряженная санитарно-эпидемиологическая ситуация).
Решение вышеуказанных проблем развития малого и среднего предпринимательства программно-целевым методом, планирование и реализация программных мероприятий в рамках Программы обусловлены необходимостью координации разноплановых мероприятий нормативно-методического, финансового, организационного и образовательного характера.
Необходимость разработки Программы обусловлена рядом объективных факторов:
- сложностью и многообразием проблем МСП и необходимостью их интеграции с целью разработки и осуществления программных мероприятий, взаимоувязанных по конкретным целям, срокам реализации и исполнителям;
- потребностью в координации усилий органов власти различных уровней и негосударственных организаций, в том числе общественных объединений предпринимателей, для решения проблем предпринимателей.
Программа предполагает продолжение работы по развитию МСП, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим, в целях формирования конкурентной среды в экономике города, обеспечения благоприятных условий для устойчивого функционирования и роста малого и среднего бизнеса, повышения вклада предпринимателей в экономику города, увеличения поступления налогов в городской бюджет и решения проблем в сфере деятельности субъектов МСП и самозанятых.
Опыт реализации предыдущих программ развития МСП в городе Орле позволил отработать механизм взаимодействия органов местного самоуправления с организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов МСП.
В городе Орле осуществляют свою деятельность следующие органы и организации инфраструктуры поддержки МСП:
- Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Орловской области;
- Союз "Орловская торгово-промышленная палата";
- Фонд поддержки предпринимательства Орловской области;
- научно-образовательный центр "Бизнес-инкубатор" Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева;
- Орловское региональное отделение общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ";
- Координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства в городе Орле.
Программа является логическим продолжением предыдущих программ, учитывает результаты их реализации и направлена на содействие дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства и самозанятых в городе Орле.
2. Цель и задачи Программы, показатели результата реализации
Основной целью Программы является формирование благоприятных условий для устойчивого развития субъектов МСП, физических лиц, применяющих специальный налоговый режим, осуществления их деятельности, способствующих созданию новых рабочих мест, развитию экономики, пополнению бюджета города Орла; содействия качественному и количественному росту эффективно работающих субъектов МСП и самозанятых в приоритетных для города отраслях экономики.
Программа действует на всей территории города Орла в отношении субъектов МСП, физических лиц, применяющих специальный налоговый режим, а также в отношении организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП.
Для достижения поставленной цели предполагается решить главную задачу - осуществление комплекса мероприятий по созданию благоприятных условий для развития МСП, физических лиц, применяющих специальный налоговый режим, на территории города:
- развитие финансовой, имущественной поддержки приоритетных направлений деятельности субъектов МСП, физических лиц, применяющих специальный налоговый режим;
- обеспечение информационно-консультационной поддержки субъектов МСП, физических лиц, применяющих специальный налоговый режим;
- взаимодействие органов местного самоуправления с некоммерческими организациями инфраструктуры поддержки субъектов МСП в части повышения доступности оказываемых услуг для представителей МСП, физических лиц, применяющих специальный налоговый режим.
Путем реализации Программы на территории города Орла создаются условия, стимулирующие граждан к осуществлению самостоятельной предпринимательской деятельности и обеспечивающие качественный и количественный рост эффективно работающих субъектов МСП, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим.
Ожидаемые показатели реализации Программы представлены в таблице:
N п/п |
Показатели |
Единица измерения |
Период действия Программы |
||
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||
1 |
Число субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, в расчете на 10 тыс. человек населения |
единиц на 10 тыс. человек населения |
595,1 |
601,5 |
608,2 |
2 |
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций |
процентов |
28,4 |
28,9 |
29,0 |
3 |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, получающих финансовую и информационно-консультационную поддержку |
ед. |
900 |
950 |
1050 |
4 |
Количество проведенных мероприятий для субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых города Орла, в рамках реализации Программы |
ед. |
13 |
14 |
15 |
3. Описание общепрограммной деятельности
В рамках Программы осуществляются следующие основные мероприятия:
1. Разработка нормативных правовых актов, устанавливающих порядок предоставления финансовой поддержки по субсидированию части затрат субъектов МСП, физических лиц, применяющих специальный налоговый режим, по участию в выставках, ярмарках, деловых миссиях и части затрат по получению консультационных (консалтинговых) услуг.
2. Организация и проведение процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов города Орла, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
3. Организация и проведение заседаний Координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства в городе Орле.
4. Предоставление в соответствии с действующим законодательством на льготных условиях субъектам МСП, физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим, во владение и (или) в пользование муниципального имущества согласно Перечню муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП.
5. Обеспечение участия субъектов МСП, физических лиц, применяющих специальный налоговый режим, в муниципальных закупках в соответствии с требованиями действующего законодательства.
6. Предоставление консультационных, информационных и иных услуг, создание условий и оказание поддержки в сфере образования субъектам МСП, физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим.
7. Организация выставок-ярмарок, обучающих курсов, семинаров, проведение форумов, круглых столов, конференций по актуальным вопросам развития МСП, физических лиц, применяющих специальный налоговый режим.
8. Содействие в продвижении продукции, производимой субъектами МСП, физическими лицами, применяющими специальный налоговый режим, на региональный и межрегиональный рынки.
9. Содействие в области инноваций и промышленного производства.
10. Реализация комплекса мероприятий, направленных на развитие и поддержку социального предпринимательства.
11. Организация ежегодной выставки-ярмарки ремесел в рамках проведения Дня города в целях популяризации и развития ремесленной деятельности.
12. Реализация мероприятий в области пропаганды и популяризации предпринимательской деятельности.
13. Реализация мероприятий, направленных на популяризацию отрасли приборостроения и электроники.
14. Обеспечение функционирования на официальном сайте администрации города Орла информационного раздела, ориентированного на субъекты МСП, физических лиц, применяющих специальный налоговый режим, а также обеспечение работы "горячей линии" по вопросам предпринимательской деятельности.
4. Сроки (период) реализации Программы
Срок реализации Программы: 2022 - 2024 годы без деления на этапы.
5. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджета города Орла в размере 1500,0 тыс. рублей, из них:
2022 год - 500,0 тыс. рублей;
2023 год - 500,0 тыс. рублей;
2024 год - 500,0 тыс. рублей.
Объем финансирования по Программе определен исходя из средней стоимости затрат на аналогичные мероприятия, проводимые за прошедшие периоды.
Объемы финансирования Программы увеличиваются в случае предоставления субсидий на ее реализацию из областного и федерального бюджетов.
Выделение ассигнований для финансирования мероприятий Программы будет осуществляться в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета города Орла, лимитами бюджетных обязательств на очередной финансовый год и порядком исполнения расходной части бюджета города Орла, установленным бюджетным законодательством.
Объемы бюджетных ассигнований из бюджета города Орла подлежат ежегодному уточнению при формировании городского бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Администрация города Орла является главным распорядителем бюджетных средств Программы.
6. Перечень программных мероприятий и ожидаемые результаты их реализации
Комплексный характер взаимосвязанных проблем в секторе МСП определяет в качестве возможного программно-целевой метод их решения, предполагающий увязку в рамках Программы множества мероприятий по задачам и целям, их содержанию и ресурсам.
В целях создания благоприятных условий для развития и устойчивой деятельности субъектов МСП, физических лиц, применяющих специальный налоговый режим, система программных мероприятий строится исходя из поставленных в Программе задач.
Перечень программных мероприятий Программы и результаты их реализации, структурированные по целям и задачам, представлен в приложении N 1 к Программе.
7. Описание механизма реализации Программы и организация контроля за ходом ее исполнения
Механизм управления Программой основан на координации деятельности структурных подразделений администрации города Орла, задействованных в ее исполнении.
Управление экономического развития администрации города Орла:
- осуществляет координацию действий исполнителей Программы и обеспечивает ее реализацию;
- несет ответственность за реализацию Программы, осуществляет координацию исполнителей мероприятий Программы и других получателей бюджетных средств в части обеспечения целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на ее реализацию;
- с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно в установленном порядке принимает меры по уточнению целевых показателей и затрат по программным мероприятиям, механизму реализации Программы, составу исполнителей;
- разрабатывает в пределах своих полномочий муниципальные правовые акты, необходимые для выполнения Программы;
- разрабатывает перечень целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации программных мероприятий и осуществляет ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы;
- организует размещение на официальном сайте администрации города Орла информации о ходе и результатах реализации Программы.
Меры поддержки, предусмотренные Программой, распространяются на субъекты МСП, осуществляющие деятельность на территории города Орла, соответствующие критериям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", внесенные в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также на организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующие установленным требованиям. Поддержка субъектов МСП, физических лиц, применяющих специальный налоговый режим, осуществляется на основе принципов, закрепленных статьями 14, 14.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" для организаций, которые могут входить в инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются следующие требования:
- соответствие уставной деятельности (уставных целей) организации целям и (или) направлениям настоящей Программы;
- непроведение ликвидации организации; отсутствие решения арбитражного суда о признании ее банкротом, открытии конкурсного производства, а также отсутствие признаков реорганизации организации;
- отсутствие приостановления деятельности организации в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
- наличие документов, подтверждающих правоспособность организации инфраструктуры, полномочия ее должностных лиц (для юридических лиц - наличие копии решения или выписки из решения о назначении руководителя и доверенности уполномоченного представителя в случае представления интересов лицом, не имеющим права на основании учредительных документов действовать от имени лица без доверенности; для физических лиц - доверенности на осуществление действий от имени участника конкурса, копии документов, удостоверяющих личность);
- наличие у организации необходимых лицензий, сертификатов на соответствующие виды деятельности и иных разрешений в случае необходимости таковых;
- наличие у организации помещения (помещений) для ведения уставной деятельности в достаточном размере для реализации своих прав и обязанностей, предусмотренных законодательством, соглашениями и иными нормативными актами;
- обеспеченность организации инфраструктуры квалифицированным персоналом, необходимым для выполнения работ в полном объеме в соответствии с трудозатратами по нормам законодательства, квалификация которого подтверждена соответствующими документами;
- обеспеченность организации достаточным количеством собственных средств для обеспечения текущей хозяйственной деятельности и отсутствие задолженностей перед бюджетами всех уровней, а также по коммунальным платежам;
- отсутствие неисполненных в срок обязательств по государственным (муниципальным) контрактам;
- наличие подтвержденного положительного опыта реализации проектов (мероприятий) в рамках установленных Программой направлений (целей);
- регистрация и местонахождение организации на территории города Орла.
Приоритетные направления деятельности субъектов МСП определены в соответствии со статьями 21 - 25 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
В качестве основного вида экономической деятельности субъекта малого и среднего предпринимательства в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014, утвержденным приказом от 31 января 2014 г. N 14-ст "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)", должен быть зарегистрирован один из следующих кодов ОКВЭД:
- раздел А класс 01 Растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях (все виды экономической деятельности, входящие в данный класс);
- раздел С Обрабатывающие производства (все виды экономической деятельности, входящие в данный раздел, за исключением групп 11.01 - 11.06, 12.00, 19.10 - 19.34);
- раздел Е класс 38 Сбор, обработка и утилизация отходов; обработка вторичного сырья (все виды экономической деятельности, входящие в данный класс);
- раздел Е класс 39 Предоставление услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов (все виды экономической деятельности, входящие в данный класс);
- раздел I класс 55 Деятельность по предоставлению мест для временного проживания (все виды экономической деятельности, входящие в данный класс);
- раздел I класс 56 Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков (все виды экономической деятельности, входящие в данный класс);
- раздел J класс 63 Деятельность в области информационных технологий (все виды экономической деятельности, входящие в данный класс);
- раздел M класс 72 Научные исследования и разработки (все виды экономической деятельности, входящие в данный класс);
- раздел N класс 79 Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма (все виды экономической деятельности, входящие в данный класс);
- раздел P класс 85 Образование (подгруппы 85.41.1, 85.41.2, 85.41.9);
- раздел Q класс 88 Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания (группы 88.10, 88.91).
Ежегодно до 1 февраля года, следующего за отчетным, проводится мониторинг выполнения плановых показателей эффективности реализации Программы.
Оценка эффективности реализации Программы определяется по следующим показателям:
- увеличение числа субъектов МСП, физических лиц, применяющих специальный налоговый режим, в расчете на 10 тыс. человек населения не менее чем на 0,4 процента ежегодно;
- увеличение доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций не менее чем на 0,1 процентного пункта ежегодно;
- увеличение количества субъектов МСП, физических лиц, применяющих специальный налоговый режим, получающих финансовую и информационно-консультационную поддержку, не менее чем на 6 процентов ежегодно;
- увеличение количества проведенных мероприятий для субъектов МСП, физических лиц, применяющих специальный налоговый режим, города Орла в рамках реализации Программы не менее чем на 10 процентов ежегодно.
8. Возможные риски реализации Программы и мероприятия по их снижению
Риск |
Мероприятия по снижению риска |
Сокращение объемов финансирования из городского бюджета |
- обеспечение дополнительного финансирования из областного и федерального бюджетов; - обоснование эффективности бюджетных вложений |
Снижение интереса предпринимателей к отдельным формам поддержки |
- постоянный мониторинг востребованности мер поддержки, регулярный анализ эффективности мероприятий муниципальной программы; - перераспределение средств между мероприятиями Программы |
Значительные изменения в сфере налогообложения (повышение налогов и отчислений во внебюджетные фонды) |
- анализ последствий изменения уровня налогообложения для субъектов малого и среднего предпринимательства; - взаимодействие с общественными и профессиональными организациями и объединениями предпринимателей в части выработки предложений по изменению законодательства |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.