Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 1217650-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части освобождения от налогов на имущество и земельного налога в период ограничительных и иных мероприятий)", внесенному депутатом Государственной Думы С.М. Катасоновым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается установить льготные ставки в размере 0 процентов по налогу на имущество организаций, налогу на имущество физических лиц и земельному налогу в отношении объектов, используемых в предпринимательской деятельности, на период действия ограничительных мер и иных мероприятий, направленных на приостановление (ограничение) деятельности на соответствующей территории субъектов Российской Федерации отдельных организаций, в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации.
По законопроекту имеется ряд замечаний концептуального характера.
Обращаем внимание, что согласно пункту 6 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить. Однако предложенная законопроектом редакция новых пунктов статей 380, 394, 406 НК РФ не отвечает критериям ясности и определенности. Так, формулировка "комплекс ограничительных и иных мероприятий" имеет неоднозначное толкование с учетом того, что возможность применения ограничительных мероприятий предусмотрена, в том числе Законом Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (см. статью 2.2), Федеральным законом от 30.12.2020 N 492-ФЗ "О биологической безопасности в Российской Федерации" (см. часть 3 статьи 10), Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (см. статью 31), согласно которым вышеназванные ограничительные мероприятия имеют различные основания, период действия и отличаются по объему принимаемых мер. В этой связи, в том числе, не ясно, каким образом будет осуществляться исчисление и уплата налогов, учитывая, что налоговым периодом по указанным налогам признается календарный год.
В соответствии со статьями 14 и 15 НК РФ налог на имущество организаций относится к региональным налогам, а налог на имущество физических лиц и земельный налог - к местным налогам. Согласно положениям НК РФ законодательные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, городов федерального значения, муниципальных образований имеют полномочия при установлении соответствующих налогов предусматривать налоговые льготы.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 56 НК РФ нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. Однако в законопроекте речь идет о приостановлении (ограничении) деятельности "на соответствующей территории отдельных организаций", что подразумевает индивидуальный характер установления льготной налоговой ставки в размере 0 процентов.
В законопроекте отсутствует статья, определяющая порядок вступления федерального закона в силу, что не соответствует требованиям статьи 5 НК РФ.
Дополнительно отмечаем, что реализация норм законопроекта может привести к уменьшению налогового потенциала субъекта Российской Федерации, используемого в соответствии со статьей 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2004 N 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации" для расчета бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации, исходя из которого, субъекту Российской Федерации предоставляются дотации из федерального бюджета.
Начальник управления |
Р.Н. Колачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.