Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 1200861-7 "О внесении изменения в статью 150 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость), внесенный Д.А. Иониным в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается дополнить перечень товаров, ввоз которых на территорию Российской Федерации освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС), рудой, концентратами и другими промышленными продуктами, содержащими драгоценные металлы, ломом и отходами драгоценных металлов для производства драгоценных металлов и аффинажа.
Согласно пояснительной записке к законопроекту при отмене существующих таможенных пошлин и НДС на ввоз драгоценных металлов отсутствуют выпадающие доходы, так как ввоз металлов на сегодняшний день не осуществляется. В то же время ввоз на территорию Российской Федерации дополнительно 300 тонн золота повлечёт значительное увеличение налоговых поступлений в бюджеты и бюджетную систему и даст толчок развитию российской экономики в целом.
Вместе с тем, Счетная палата Российской Федерации в своем заключении на законопроект приводит таможенную статистику по коду ТН ВЭД 7112 (отходы и лом драгоценных металлов или металлов, плакированных драгоценными металлами; прочие отходы и лом, содержащие драгоценный металл или соединения драгоценных металлов, используемые главным образом для извлечения драгоценных металлов), согласно которой в 2020 году осуществлялся импорт товаров в Российскую Федерацию общим весом 317,7 тонн на сумму 149 млн. долларов США.
Таким образом, принятие законопроекта приведет к выпадающим доходам федерального бюджета, размер и источники компенсации которых автором законопроекта не приводится.
Правительство Российской Федерации и Счетная палата Российской Федерации, указывая на данное обстоятельство, не поддерживают законопроект.
Одновременно обращается внимание на следующее.
Как следует из статьи 1 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - Федеральный закон N 41-ФЗ) аффинаж драгоценных металлов - деятельность по очистке извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих химических элементов с доведением содержания драгоценного металла до установленных этим Федеральным законом значений. Между тем, драгоценные металлы не поименованы в перечне товаров, предлагаемых к освобождению от НДС при их ввозе, а использование для аффинажа руды, концентратов и других промышленных продуктов не предусмотрено.
Из статьи 1 Федерального закона N 41-ФЗ также следует, что производство драгоценных металлов - это извлечение драгоценных металлов из добытых комплексных руд, концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, а также из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы; аффинаж драгоценных металлов.
Таким образом, перечень предлагаемых к освобождению от налогообложения НДС товаров не соответствует перечню товаров, из которых могут быть произведены драгоценные металлы, а аффинаж драгоценных металлов подпадает под определение производства драгоценных металлов. При этом, указание аффинажа в качестве конечной цели ввоза вышеперечисленных товаров дает основание предположить, что по его результатам драгоценные металлы должны быть вывезены с территории Российской Федерации. В связи с этим следует учитывать, что в соответствии со статьей 163 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенная процедура переработки на таможенной территории предусматривает совершение операций по переработке на таможенной территории Союза иностранных товаров в целях получения продуктов их переработки, предназначенных для последующего вывоза с таможенной территории Союза, без уплаты в отношении таких иностранных товаров ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой.
Учитывая изложенное, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 1200861-7 "О внесении изменения в статью 150 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.