Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1192824-7 "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", внесенному депутатами Государственной Думы С.М. Катасоновым, И.С. Пиляевым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается представить субъектам Российской Федерации право снижать установленные статьей 10 Федерального закона от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (далее - Федеральный закон N 422-ФЗ) ставки налогообложения по налогу на профессиональный доход с 4 до 2 процентов и с 6 до 4 процентов в целях, как указано в пояснительной записке к законопроекту, совершенствования указанного налогового режима.
Обращаем внимание, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона N 422-ФЗ введение в действие специального налогового режима в виде налога на профессиональный налог осуществляется на территориях субъектов Российской Федерации поэтапно начиная с 1 января 2019 года по 1 июля 2020 года, то есть, указанный налоговый режим действует непродолжительное время, что не дает оснований оценить установленные им ставки налогообложения как экономически необоснованные.
С учетом непродолжительного действия данного налогового режима и исходя из сформулированного в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2019 года N 13-П правового подхода, предполагающего сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему правовых норм, приятие мер по его совершенствованию представляется преждевременным.
Также полагаем, что предлагаемые изменения не учитывают следующее.
Статьей 12 Федерального закона N 422-ФЗ предусмотрена возможность уменьшения суммы подлежащего уплате в налоговом периоде налога на налоговый вычет в размере не более 10 000 рублей, рассчитанный нарастающим итогом в порядке, предусмотренном названной статьей. Данный вычет определяется в отношении налога, исчисленного по налоговой ставке, указанной в пункте 1 статьи 10 Федерального закона N 422-ФЗ (4 процента), как соответствующая налоговой ставке в размере 1 процента процентная доля налоговой базы; в отношении налога, исчисленного по налоговой ставке, указанной в пункте 2 статьи 10 Федерального закона N 422-ФЗ (6 процентов), как соответствующая налоговой ставке в размере 2 процентов процентная доля налоговой базы. Соответствующее уменьшение осуществляется налоговым органом самостоятельно.
Таким образом применительно к действующему механизму исчисления налогового вычета налоговые ставки по налогу на профессиональный доход в результате предлагаемого законопроектом снижения могут уменьшиться в пределах налоговой базы, не превышающей 10 000 рублей, соответственно до 1 процента в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) физическим лицам и до 2 процентов в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) индивидуальным предпринимателям для использования при ведении предпринимательской деятельности и юридическим лицам, что не соотносится с такими принципами налогообложения как всеобщность и равенство налогообложения, а также может затруднить администрирование данного налога вследствие утраты им экономической обоснованности.
Дополнительно отмечаем, что в соответствии со статьей 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации налог на профессиональный доход является источником формирования доходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и зачисляется в него по нормативу 37 процентов. Предлагаемое снижение налоговых ставок может повлечь уменьшение доходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования, что, в свою очередь, приведет к необходимости компенсации выпадающих доходов за счет средств федерального бюджета.
При этом Федеральный закон от 08 декабря 2020 года N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" был принят без учета проектируемых изменений.
В законопроекте отсутствует норма, регламентирующая порядок и срок вступления его в силу (статья 5 Налогового кодекса).
Исполняющий обязанности |
А.А. Дубровский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.