Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды
(восьмого созыва)
на проект федерального закона N 6601-8 "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации" (в части обеспечения реализации полномочий в сфере изучения, использования и охраны водных объектов), внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды рассмотрел проект федерального закона N 6601-8 "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект), и отмечает следующее.
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту, его принятие обеспечит реализацию государством полномочий в сфере изучения, использования и охраны водных объектов, а также предотвращения негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.
В связи с исключением из оснований формирования федеральных перечней государственных услуг положений о федеральных органах исполнительной власти с 2021 года у Федерального агентства водных ресурсов отсутствуют правовые основания для формирования и исполнения государственных заданий подведомственными ему учреждениями. Это влечет невозможность выполнения противопаводковых, берегоукрепительных и других водохозяйственных и водоохранных мероприятий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, в отношении водных объектов, расположенных на территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также водных объектов по которым проходит государственная граница Российской Федерации.
В настоящее время обязательства по выполнению работ в сфере водного хозяйства возникают у подведомственных учреждений Росводресурсов только на основании Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. N 282.
В целях обеспечения реализации подведомственными Росводресурсам учреждениями установленных задач в сфере водного хозяйства, недопущению срыва выполнения мероприятий, запланированных к реализации в рамках федерального проекта "Сохранение уникальных водных объектов" национального проекта "Экология" законопроектом предусматривается внесение изменений в статью 7.1 Водного кодекса Российской Федерации, наделяющих государственные и муниципальные учреждения полномочиями по осуществлению мероприятий в сфере изучения, использования и охраны водных объектов, предотвращения негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Также статьей 1 законопроекта уточняется определение "водное хозяйство".
Кроме того, законопроектом предлагается статью 67.1 Водного кодекса Российской Федерации изложить в новой редакции, конкретизирующей состав мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод, осуществляемых в соответствии с водным законодательством, а также обеспечения сооружениями инженерной защиты территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Также законопроектом предусмотрено возложение полномочия по установлению или изменению границ зон затопления, подтопления, не обеспеченных инженерной защитой, на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с участием органов местного самоуправления.
В условиях осуществления региональными органами полномочий по подготовке материалов, обосновывающих границы зон затопления, подтопления (сведения о границах зон затопления, подтопления, включая графическое и текстовое описание, перечень координат), согласованию их с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, в целях оптимизации процедуры утверждения или изменения зон затопления и подтопления представляется целесообразным установить правовые основания для утверждения либо изменения соответствующих границ актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации (что в случае принятия законопроекта найдет свое отражение в Положении о зонах затопления, подтопления).
Такая оптимизация обеспечит их синхронизацию с закрепленными Градостроительным кодексом Российской Федерации полномочиями по подготовке и утверждению документов территориального планирования, согласованию проектов схем территориального планирования и проектов правил землепользования и застройки муниципальных образований, осуществлению регионального государственного строительного надзора.
Кроме того, предлагается уточнить перечень ограничений использования территорий, подверженных затоплению, подтоплению, установив запрет на строительство в таких зонах объектов капитального строительства, не обеспеченных сооружениями инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод.
Правоприменительная практика, связанная с предотвращением негативного воздействия вод, также выявила потребность в расширении применяемых способов инженерной защиты территорий.
В целях развития территорий, попадающих в зоны затопления, подтопления, предлагается установить возможность строительства объектов капитального строительства в зонах затопления, подтопления при обеспечении инженерной защиты данного объекта путем искусственного повышения поверхности земельного участка или устройства свайных фундаментов.
Вцелом поддерживая концепцию законопроекта, Комитет считает необходимым дополнить предлагаемую редакцию части 5 статьи 67.1 нормой о том, что Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации.
Указанное замечание может быть устранено при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 6601-8 "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель Комитета |
Д.Н. Кобылкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.