Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Исполнительного
комитета г. Казани
от 15 декабря 2021 г. N 3349
Муниципальная программа
"Развитие жилищно-коммунального хозяйства города Казани на 2022-2024 годы"
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Развитие жилищно-коммунального хозяйства города Казани на 2022-2024 гг. |
Муниципальный заказчик |
Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета г. Казани |
Основные разработчики Программы |
Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета г. Казани |
Цели и задачи Программы |
Цель Программы - обеспечение комфортных и безопасных условий проживания граждан, а также лиц, находящихся на территории города, обеспечение населения жилищно-коммунальными услугами надлежащего качества. Задачи Программы: - совершенствование муниципальной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства; - обеспечение сохранности, текущее содержание, реконструкция и модернизация объектов инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства |
Сроки и этапы реализации Программы |
2022-2024 гг. |
Перечень подпрограмм |
- |
Объемы финансирования с разбивкой по годам и источникам |
Финансирование Программы на 2022-2024 гг. - 2462678,2 тыс. руб., в том числе: - на 2022 г. - 619467,40 тыс. руб.; - на 2023 г. - 784908,40 тыс. руб.; - на 2024 г. - 1058302,40 тыс. руб. По источникам финансирования: муниципальный бюджет - 333972,20 тыс. руб., в том числе: - на 2022 г. - 111274,40 тыс. руб.; - на 2023 г. - 111323,40 тыс. руб.; - на 2024 г. - 111374,40 тыс. руб.; - внебюджетные источники - 2128706,00 тыс. руб.; - на 2022 г. - 508193,00 тыс. руб.; - на 2023 г. - 673585,00 тыс. руб.; - на 2024 г. - 946928,00 тыс. руб. Финансовое обеспечение носит прогнозный характер и подлежит ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджета г. Казани и внебюджетных источников |
Ожидаемые конечные результаты реализации целей и задач Программы (индикаторы оценки результатов) с разбивкой по годам и показатели эффективности Программы |
Реализация целей и задач программы позволит к 2024 г.: 1) капитально отремонтировать 476 многоквартирных домов (далее - МКД), в том числе: - в 2022 г. - 170 МКД; - в 2023 г. - 167 МКД; - в 2024 г. - 139 МКД; 2) заменить 128 км тепловых сетей, в том числе: - в 2022 г. - 42 км; - в 2023 г. - 39 км; - в 2024 г. - 47 км; 3) подготовить к отопительному периоду 555 котельных, в том числе: - в 2022 г. - 185 котельных; - в 2023 г. - 185 котельных; - в 2024 г. - 185 котельных |
I. Характеристика сферы реализации Программы, в том числе проблемы, на решение которых направлена Программа
Жилищно-коммунальное хозяйство - социально значимая отрасль городского хозяйства, представляющая собой основу жизнеобеспечения города. При реализации Программы необходимо учитывать полномочия органов местного самоуправления в решении вопросов в сфере применения Программы. В рамках реализуемых мероприятий сфера приложения муниципальных бюджетных средств часто ограничена правообладанием объектами инфраструктуры, на которые направлены бюджетные средства.
Жилищный фонд города Казани составляет 33,57 млн. кв. м, в том числе 27,56 млн. кв. м (5721 дом) - площадь МКД, 0,5 млн. кв. м - площадь общежитий (114 общежитий), 5,503 млн. кв. м (50037 домов) - площадь домов блокированной застройки и индивидуальных жилых домов. Управление МКД осуществляется 127 частными управляющими организациями (22 крупные), 795 ТСЖ и ЖСК.
Основная застройка МКД г. Казани осуществлялась после 1940-х гг., 34 процента домов было построено в период с 1946 по 1970 г. Жилищный фонд города Казани, несмотря на беспрецедентные масштабы капитального ремонта, все еще имеет высокий уровень недоремонта: в 36 процентах домов от общего количества МКД требуется капитальный ремонт. Площадь муниципального жилищного фонда составляет на дату разработки Программы 776,55 тыс. кв. м. Размер платы за содержание и ремонт общего имущества МКД в более чем 90 процентах домов определяется на основании расценок, утвержденных для муниципального жилищного фонда города Казани.
Коммунальный сектор отрасли представлен такими крупными организациями, как МУП "Водоканал", АО "Татэнерго", АО "Казэнерго", АО "Сетевая компания", ОАО "ТГК-16", ООО "Газпром трансгаз Казань". Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 16.08.2018 N 658 утверждена актуализированная схема теплоснабжения города. Коммунальная инфраструктура города характеризуется недостаточной степенью обеспеченности энергоресурсами в жилых массивах, а также высокой степенью износа инженерных сетей и сооружений (более 60 процентов). В связи с наличием участков бесхозяйных инженерных сетей, находящихся в крайне неудовлетворительном техническом состоянии, требуется дополнительное финансирование работ по их перекладке и восстановлению в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций. В связи с особенностями расположения районов города имеются проблемы по распределению тепловых нагрузок от источников ТЭЦ в другие части города, что требует строительства дополнительных тепловых источников. Необходимо решить проблемы теплоснабжения жилых домов г. Казани, присоединенных к проблемным ведомственным котельным, которые хотят отказаться от отопления в отопительный период с выводом своих котельных из эксплуатации в связи с убыточностью и физическим износом оборудования и сооружений.
Схемы водоснабжения и водоотведения г. Казани утверждены постановлением Исполнительного комитета г. Казани от 08.10.2021 N 2565 "Об утверждении актуализированных схем водоснабжения и водоотведения в административных границах муниципального образования города Казани на период с 2021 по 2028 год". Основными целями разработанных схем являются обеспечение для абонентов доступности услуг водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем водоснабжения и водоотведения; обеспечение водоснабжения и водоотведения наиболее экономичным способом при минимальном воздействии на окружающую среду; строительство новых сетей и объектов водоснабжения; модернизация, реконструкция существующих объектов водоснабжения, обеспечение возможности подключения по мере необходимости новых потребителей к существующим сетям водоснабжения.
В процессе биологической очистки сточных вод на городских биологических очистных сооружениях канализации образуется осадок, который согласно технологическому регламенту вывозится на иловые поля, расположенные на берегу р. Волги, являющиеся одной из стадий технологического цикла обезвоживания осадка в естественных условиях. Заполнение иловых полей составляет 130 процентов (1-я очередь) и 120 процентов (2-я очередь). На берегу реки накоплены миллионы кубометров токсичного осадка, что создает угрозу экологической безопасности.
Для исключения угрозы экологической безопасности, связанной с иловыми полями, необходима рекультивация существующих иловых полей. Срок полной рекультивации иловых полей в зависимости от выбранной технологии и финансирования займет ориентировочно от пяти до 10 лет.
МУП "Водоканал" в 2021 г. построено сооружение термомеханической обработки осадка на территории очистных сооружений канализации МУП "Водоканал". Данный объект даст возможность вывести из эксплуатации существующие иловые поля, в настоящее время ведутся пусконаладочные работы. Следующий этап - рекультивация иловых полей и возврат 95 га земель в оборот на хозяйственные или иные нужды. В результате город будет обеспечен полным экологически безопасным циклом утилизации стоков.
В 2021 г. завершено строительство канализационной насосной станции (далее - КНС) "Заречная". На период 2022-2028 гг. инвестиционной программой МУП "Водоканал" предусмотрено строительство двух напорных коллекторов d 1400 мм от КНС "Заречная" до биологических очистных сооружений канализации г. Казани. Реализация данного проекта обеспечит водоотведение северной части города, на территории которой проживают 553 тыс. жителей (66 процентов от объемов всего канализования города), а также дополнительно построить до 12 млн. кв. м жилья.
В 2014 г. был разработан проект строительства КНС "Заречная" производительностью 20 тыс. куб. м/час с напорными коллекторами от КНС "Заречная" до очистных сооружений города протяженностью более 9 км.
Строительство КНС начато в декабре 2016 г. силами подрядной организации ООО "ВТС" и завершено в феврале 2021 г.
В соответствии с проектом выполнено строительство здания насосной станции и административно-бытового корпуса, здания трансформаторной подстанции, построены канализационные коллекторы общей протяженностью 763 п.м. с камерами переключения, смонтирована запорная арматура в камерах, проложены три кабельные линии от подстанций "Ново-Кремлевская", "Заречная" и "Западная" общей протяженностью 7 км, выполнено строительство наружных сетей теплоснабжения, связи и сигнализации, общее благоустройство территории.
Насосная станция оснащена современным энергосберегающим оборудованием, позволяющим эксплуатацию в широком диапазоне производительности от 3 до 20 тыс. куб. м/час.
В настоящее время КНС готова к эксплуатации, выполнено переключение канализационных коллекторов Юдинского (d 600 мм) и Кызыл-Армейского (d 1000 мм), объемом стоков 2000 куб. м/час.
В 2021-2022 гг. предусмотрено переключение еще пяти коллекторов объемом стоков 10500 куб. м/час. Для недопущения отключения потребителей северной части города в количестве более 700 тыс. человек от услуг холодного водоснабжения на время производства работ переключение планируется выполнить поэтапно.
Ввод в эксплуатацию станции на первом этапе с транспортировкой стоков по существующим коллекторам позволит осуществлять прием и транспортировку стоков в объеме до 15 тыс. куб. м/час.
С 2022 по 2028 г. планируется реализация 2-5-го этапов строительства - поэтапное строительство напорных коллекторов 2 d 1400 мм от КНС "Заречная" до биологических очистных сооружений общей протяженностью 9 км (каждый), а также санация существующего коллектора d 1200 мм для обеспечения резервирования с доведением объема перекачки стоков до проектных параметров в размере 20 тыс. куб. м/час.
В 2013 г. оформлены документы по приобретению МУП "Водоканал" комплекса сооружений водозабора "Мирный" и водопровода Ду500 мм, расположенного по адресу: г. Казань, пос. Мирный, от ул. Ново-Давликеевская до ОАО ПО "КВ "Солодовпиво". Необходимость приобретения водозабора "Мирный" обусловлена отсутствием дополнительного источника водоснабжения в данном районе, в том числе и централизованного водоснабжения. Существующие артезианские скважины в жилых массивах Петровский, Кояшлы малодебитные, часто выходят из строя, химический состав добываемой артезианской воды имеет превышения по жесткости, железу, мутности.
После проведенного обследования водозабора выявлено, что техническое состояние сетей, сооружений, зданий, дорог требует немедленной реконструкции и модернизации.
Из 22-х скважин:
- 11 скважин законсервированы, выполнен демонтаж насосного оборудования, устья скважин заглушены с 2010 г.;
- в работе три скважины;
- восемь скважин находятся в ремонте или в резерве.
Производительность водозабора снижена на 72 процента. (с 22,1 тыс. куб. м/сут. до 6,1 тыс. куб. м/сут.).
Инженерные сооружения забора, подготовки, перекачки, транспортирования и передачи абонентам питьевой воды из-за значительного износа требуют значительных капитальных вложений на их реконструкцию и модернизацию.
За период 2014-2021 гг. за счет собственных средств МУП "Водоканал" выполнены гидрогеологические и геодезические исследования, обследование зданий и сооружений, разработаны проекты на бурение новых скважин. Выполнено устройство 11 новых скважин, что позволило довести производительность водозабора до 22 тыс. куб. м/час.
На период 2022-2028 гг. запланирована разработка проекта реконструкции комплекса зданий и сооружений водозабора и реконструкция очистных сооружений водозабора, насосной станции, станции обезжелезивания и реагентного умягчения, хлораторной станции, резервуаров чистой воды, инженерных сетей и прочих сооружений.
Схемы водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения должны соответствовать темпам развития муниципального образования. Согласно пунктам 8, 9 Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 N 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения" актуализация (корректировка) схем водоснабжения и водоотведения должна осуществляться органами местного самоуправления. Актуализация схем водоснабжения и водоотведения необходима для осуществления инвестиционных проектов по модернизации систем и объектов водоснабжения и водоотведения, для разработки производственных и инвестиционных программ организаций, осуществляющих поставку товаров и услуг в сфере водоснабжения и водоотведения. Необходимость ежегодной актуализации схемы теплоснабжения закреплена на законодательном уровне пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 27.07.2010 N 190 "О теплоснабжении".
Реформирование жилищно-коммунального хозяйства коснулось и сферы оказания таких бытовых услуг для граждан, как банные услуги. На сегодня бани являются коммерческими организациями и находятся в частной собственности, в результате чего самостоятельно применяют расценки, по которым предоставляют населению услуги по помывке. В силу сложившихся традиций отделения общественных бань посещают ветераны Великой Отечественной войны, а также люди преклонного возраста. Для указанной категории лиц важным условием является территориальное расположение мест помывки, так как состояние здоровья и финансовое положение ограничивают получение этих услуг вдали от мест проживания.
В целях создания благоприятной атмосферы среди горожан, снижения количества жалоб, а также оказания поддержки определенной категории населения Казанской городской Думой разработан Порядок предоставления из бюджета муниципального образования города Казани субсидий организациям для возмещения недополученных доходов, возникновение которых связано с льготным обслуживанием инвалидов Великой Отечественной войны и сопровождающих их лиц, участников Великой Отечественной войны, проживающих на территории города Казани, в общих отделениях бань 1-го и 2-го разрядов на территории города Казани, а также с бесплатным обслуживанием пенсионеров (по старости), проживающих на территории города Казани, в День пожилых людей 1 октября.
Таким образом, в настоящее время существует ряд проблем, препятствующих формированию комфортной и безопасной среды проживания населения:
- значительный физический износ жилищного фонда;
- высокий процент износа действующих коммуникаций;
- наличие бесхозяйных сетей и объектов;
- недостаточность финансовых ресурсов;
- отсутствие механизмов, позволяющих привлекать средства внебюджетных источников, за исключением концессионных соглашений.
II. Цели и задачи Программы с указанием сроков реализации, перечень и краткое описание мероприятий
Программа включает в себя комплекс мероприятий, направленных на обеспечение комфортными и безопасными условиями проживания граждан, а также лиц, находящихся на территории города, обеспечение населения жилищно-коммунальными услугами надлежащего качества.
Задачи Программы:
1. Совершенствование муниципальной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Достигается осуществлением приема (консультирования) граждан по вопросам жилищно-коммунального хозяйства на личных приемах, рассмотрением обращений граждан в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", инициированием изменений действующего законодательства, изданием правовых актов в сфере жилищно-коммунального хозяйства в рамках действующего законодательства, ведением и анализом статистической информации, участием в разработке и реализации федеральных и республиканских целевых программ, осуществлением муниципального жилищного контроля.
2. Обеспечение сохранности, текущее содержание, реконструкция и модернизация объектов инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства.
Достигается реализацией программы капитального ремонта жилищного фонда, не включенного в состав Республиканской программы по капитальному ремонту многоквартирных домов, реконструкцией объектов водоснабжения и водоотведения, бесплатным обслуживанием льготной категории граждан в банях г. Казани.
Реализация программы капитального ремонта выражается в софинансировании программы средствами бюджета города как средствами собственника жилых помещений согласно пункту 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Перечень индикаторов оценки результатов основных мероприятий Программы и финансирование мероприятий за счет средств муниципального бюджета г. Казани и внебюджетных средств приведены в приложении к настоящей Программе.
Срок реализации Программы - 2022-2024 гг.
III. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансовое обеспечение реализации Программы предполагает использование средств бюджета муниципального образования города Казани и привлечение внебюджетных средств, то есть за счет прибыли предприятий, амортизационных отчислений, заемных средств, средств застройщиков и инвесторов и т.п.
Год |
Объем средств, тыс. рублей |
||
Всего |
Муниципальный бюджет г. Казани |
Внебюджетные источники |
|
2022 |
619467,40 |
111274,40 |
508193,00 |
2023 |
784908,40 |
111323,40 |
673585,00 |
2024 |
1058302,40 |
111374,40 |
946928,00 |
Итого |
2462678,20 |
333972,20 |
2128706,00 |
Финансовое обеспечение реализации Программы носит прогнозный характер и подлежит ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджета муниципального образования города Казани.
IV. Механизм реализации Программы, включающий в себя механизм управления Программой
Основные мероприятия Программы будут реализовываться на основании проведения конкурсных процедур по определению исполнителя муниципального заказа на основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". С исполнителем муниципального заказа будут заключаться муниципальные контракты. Этапы выполнения работ, сроки исполнения мероприятий, порядок оплаты будут определены на основании муниципального контракта. Помимо проведения конкурсных процедур существуют услуги и работы, выполняемые на основании заключенного муниципального контракта с единственным поставщиком (услуги и работы, выполняемые организациями, занимающими монопольное положение на рынке). Условия заключения подобных контрактов четко определены в вышеуказанном федеральном законе.
Финансирование мероприятий по содержанию объектов, находящихся в хозяйственном ведении, а также мероприятий, связанных с социальной поддержкой, будет осуществляться на основании правового акта Представительного органа муниципального образования города Казани и муниципального правового акта. После согласования комиссией о принятии решений о предоставлении субсидий из бюджета муниципального образования города Казани с получателями средств заключаются договоры о предоставлении субсидий.
Реализация программы капитального ремонта жилищного фонда, не включенного в состав Республиканской программы по капитальному ремонту многоквартирных домов, выражается в софинансировании программы средствами бюджета города как средствами собственника жилых помещений согласно пункту 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации. Средства бюджета города перечисляются на счета управляющих организаций, а далее - на счет регионального оператора - НО "Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан" на софинансирование программы капитального ремонта.
Контроль за использованием средств бюджета города в рамках реализации мероприятий Программы осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством и законодательством в сфере закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Выполнение Программы с учетом всех этапов ее реализации, контроль ее исполнения будут осуществляться сотрудниками Комитета жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета г. Казани при тесном взаимодействии и обмене информацией с районными администрациями, Управлением капитального строительства и реконструкции, Комитетом внешнего благоустройства, Финансовым управлением Исполнительного комитета г. Казани, Дирекцией по конкурентной политике и закупкам г. Казани, органами государственной власти Республики Татарстан - Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, предприятиями и организациями жилищно-коммунальной сферы.
Муниципальный заказчик Программы представляет:
- ежеквартально, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в комитет экономического развития Аппарата Исполнительного комитета г. Казани и Финансовое управление Исполнительного комитета г. Казани отчет о выполнении Программы по утвержденной форме (приложение N 2 к постановлению Исполнительного комитета г. Казани);
- ежегодно, до 1-го февраля года, следующего за отчетным периодом, в комитет экономического развития Аппарата Исполнительного комитета г. Казани и Финансовое управление Исполнительного комитета г. Казани статистическую, справочную и аналитическую информацию о подготовке и реализации Программы, а также об эффективности использования финансовых средств.
V. Оценка экономической, социальной эффективности Программы
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется путем сравнения достигнутых значений индикаторов с плановыми значениями при соответствующем финансировании. Учитывая социальную значимость отрасли, важными показателями выполнения Программы будут социальные эффекты. Ожидаются следующие результаты реализации Программы:
- повышение комфортности проживания жителей города;
- повышение доступности услуг жилищно-коммунального хозяйства для жителей города;
- рост привлекательности города для проживания;
- рост инвестиционной привлекательности города и отрасли в целом;
- сокращение количества аварий и отказов в работе оборудования;
- своевременное обеспечение населения города Казани теплоснабжением;
- сокращение количества жалоб от жителей города по вопросам неудовлетворительно оказываемых жилищно-коммунальных услуг по сравнению с базовым годом;
- выполнение в установленные контрольные сроки поручений Президента Республики Татарстан, Премьер-министра Республики Татарстан, Руководителя Аппарата Президента Республики Татарстан, заместителей Премьер-министра Республики Татарстан, Мэра г. Казани, Руководителя Исполнительного комитета г. Казани и его заместителей;
- проведение капитального ремонта в 476 МКД г. Казани.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.