Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по международным делам
на проект федерального закона N 1263003-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации", Федеральный закон "О Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве и Постоянном представителе (представителе, постоянном наблюдателе) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве)" и признании утратившей силу статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов" (далее - законопроект)
Досье на проект федерального закона
Комитет по международным делам рассмотрел указанный законопроект, внесенный в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 8 октября 2021 года.
Основной целью законопроекта является совершенствование положений федеральных законов, регулирующих прохождение дипломатической службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации, с учетом правоприменительной практики и изменений в законодательстве.
Так, в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 205-ФЗ "Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации" на сотрудника дипломатической службы, помимо запретов, установленных статьей 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", налагается запрет выезжать за пределы территории Российской Федерации по частным делам без уведомления представителя нанимателя.
Законопроектом предлагается дополнить указанную статью положением, определяющим, что порядок такого уведомления устанавливается Министром иностранных дел Российской Федерации. Регламентация порядка подачи сотрудниками дипломатической службы уведомлений о выезде за пределы Российской Федерации по частным делам будет определяться соответствующим приказом Министерства иностранных дел Российской Федерации, принятие которого планируется в срок, не превышающий 90 дней со дня официального опубликования законопроекта.
Учитывая отраслевую специфику дипломатической службы, необходимость повышения мотивации эффективного исполнения сотрудниками дипломатической службы своих должностных полномочий, а также особый характер службы за рубежом, законопроектом предлагается в статью 8 Федерального закона ввести обязанность по исполнению решений представителя нанимателя о направлении на работу в загранучреждение Министерства иностранных дел Российской Федерации (ротацию) не только для дипломатических работников (такое положение предусмотрено действующей редакцией Федерального закона), но и для других государственных гражданских служащих Министерства иностранных дел Российской Федерации.
Реализация предлагаемых законопроектом изменений потребует подготовки приказа Министерства иностранных дел Российской Федерации "Об утверждении Положения о порядке ротации сотрудников дипломатической службы Министерства иностранных дел Российской Федерации", цель которого - включение в обязательную ротацию всех федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата и территориальных органов Министерства иностранных дел Российской Федерации; определение перечня должностей федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате Министерства иностранных дел Российской Федерации и его территориальных органах, замещение которых связано с обязательной ротацией; определение перечня причин, признаваемых уважительными для отказа от направления на работу в загранучреждение Министерства иностранных дел Российской Федерации.
Кроме того, статьей 2 законопроекта предлагается внести в Федеральный закон от 23 июня 2016 года N 186-ФЗ "О Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве и Постоянном представителе (представителе, постоянном наблюдателе) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве)" ряд изменений, в частности, дополнив часть 1 статьи 4, касающуюся ограничений и запретов, налагаемых на лиц, замещающих указанные государственные должности Российской Федерации, новым пунктом 2.1, что в полной мере соответствует части 3.2 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Статьей 3 законопроекта предлагается признать утратившей силу статью 11 Федерального закона от 5 октября 2015 года N 285-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов", поскольку указанные гарантии и обязанности содержатся в статье 12 и пункте 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 23 июня 2016 года N 186-ФЗ "О Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве и Постоянном представителе (представителе, постоянном наблюдателе) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве)".
Законопроект прошел правовую и лингвистическую экспертизы в Правовом управлении Аппарата Государственной Думы, в заключении которого не содержится замечаний концептуального характера.
Со своей стороны, Комитет по международным делам поддерживает предложение Правового управления Аппарата Государственной Думы по корректировке наименования законопроекта (замечание юридико-технического характера).
На законопроект имеется положительный отзыв Комитета Совета Федерации по международным делам.
По мнению Комитета по международным делам, принятие законопроекта будет способствовать эффективному функционированию российской дипломатической службы, поскольку именно высокопрофессиональная и хорошо организованная дипломатическая служба как неотъемлемая составляющая государственной службы Российской Федерации является важнейшим условием успешного выполнения государством своих функций, решения стратегических и тактических задач политики российского государства на международной арене.
В связи с изложенным Комитет по международным делам рекомендует Государственной Думе принять рассматриваемый проект федерального закона в первом чтении.
Председатель Комитета |
Л.Э. Слуцкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.