Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры
по проекту федерального закона N 1227922-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о нерегулируемых тарифах и проверке подтверждения оплаты), внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, рассмотрев представленный законопроект, отмечает следующее.
Законопроектом предлагается несколько отдельных, не связанных общей концепцией, изменений в Федеральный закон от 29.12.2017 N 442-ФЗ "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 442-ФЗ).
В частности, с целью регламентирования процедуры проверки оплаты пассажирами перевозки и провоза ручной клади сверх установленных норм уточняются положения имеющихся статей Федерального закона N 442-ФЗ, а также вводится новая статья 12.1 "Проверка подтверждения оплаты пассажирами перевозки и провоза ручной клади".
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, наделяется полномочиями на определение порядка расследования и учета транспортных происшествий, аварий на внеуличном транспорте (за исключением канатных дорог, фуникулеров, а также входящих в состав инфраструктуры внеуличного транспорта лифтов, переходных дорожек и эскалаторов), связанных с несоблюдением требований правил технической эксплуатации внеуличного транспорта.
Регламентируется порядок изъятия у органов государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации по федеральному государственному контролю за соблюдением правил технической эксплуатации внеуличного транспорта и правил пользования внеуличным транспортом в случае их ненадлежащего исполнения (неисполнения), а также устанавливается, что понимается под ненадлежащим исполнением переданных полномочий.
Статья 13 "Государственное регулирование тарифов на услуги по перевозкам пассажиров и провозу ручной клади сверх установленных норм" Федерального закона N 442-ФЗ излагается в новой редакции. Взамен существующих положений, предусматривающих только государственное регулирование тарифов на услуги по перевозкам пассажиров и провозу ручной клади сверх установленных норм, предлагается установить возможность государственного регулирования тарифов (регулируемые тарифы), а также предоставить перевозчикам право установления нерегулируемых тарифов на услуги по перевозкам пассажиров и провозу ручной клади сверх установленных норм внеуличным транспортом.
В отношении предлагаемых законопроектом изменений Комитет полагает необходимым отметить следующее.
Статьей 790 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
В тоже время в проектируемой редакции статьи 13 предусматривается лишь возможность государственного регулирования тарифов.
Также из проектируемой статьи 13 не представляется возможным сделать вывод о том, какие критерии будут использоваться при принятии решения об определении маршрута перевозки и вида внеуличного транспорта, на котором будет осуществляться государственное регулирование тарифов.
Положения проектируемых редакций частей первой, второй и пятой статьи 13, содержащих указание о том, что государственное регулирование тарифов осуществляется на основании нормативных правовых актов, изданных в соответствии с частью 1 статьи 12.1, такое пояснение не дают. Проектируемая статья 12.1 регулирует вопросы проверки подтверждения оплаты пассажирами перевозки и провоза ручной клади, часть 1 статьи содержит перечень мест, в которых может осуществляться проверка подтверждения оплаты пассажирами перевозки и провоза ручной клади.
Отмечаем, что тарификация перевозок напрямую связана с ценовой доступностью перевозки для пассажиров. В связи с этим, с целью недопущения снижения ценовой доступности перевозок соответствующие положения законопроекта необходимо доработать.
Положения законопроекта, в том числе регламентирующие порядок изъятия переданных полномочий Российской Федерации (проектируемая часть 7 статьи 6 и статья 6.1) и порядок проверки подтверждения оплаты пассажирами перевозки и провоза ручной клади (проектируемая статья 12.1) нуждаются в доработке для устранения внутренних противоречий, а также противоречий с положениями действующих норм Федерального закона N 442-ФЗ.
Так, в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 6 Федерального закона N 442-ФЗ Ространснадзор наделен полномочиями по проведению проверки сведений о ненадлежащем исполнении (неисполнении) переданных полномочий. Результатом проверки является либо выдача заключения о надлежащем исполнении полномочий, либо внесение в Правительство Российской Федерации предложения о принятии решения об изъятии переданных полномочий. Вынесение предписания (представления) об устранении нарушений, выявленных при осуществлении переданных полномочий, является правом Ространснадзора (пункт 1 части 5 статьи 6).
В тоже время согласно законопроекту (проектируемая часть 7 статьи 6) переданные полномочия изымаются в случае неоднократного неисполнения или исполнения не в полном объеме предписаний (представлений) Ространснадзора об устранении нарушений, выявленных при осуществлении переданных полномочий, либо при неоднократном непредставлении в установленные сроки отчетности об осуществлении переданных полномочий.
Также обращаем внимание на то, что в проектируемой статье 6.1 "Порядок изъятия переданных полномочий" отсутствует регламентация порядка изъятия переданных полномочий в случае неоднократного непредставления в установленные сроки отчетности об осуществлении переданных полномочий.
Нуждаются в устранении имеющиеся внутренние противоречия между проектируемым пунктом 1 части 7 статьи 6, устанавливающим, что под ненадлежащим исполнением переданных полномочий понимается неоднократное (три и более раза в течение одного календарного года) неисполнение или исполнение не в полном объеме предписаний (представлений) и проектируемой частью 4 статьи 6.1, устанавливающей, что представление об изъятии переданных полномочий вносится в Правительство Российской Федерации в случае неисполнения или исполнения не в полном объеме повторного предписания (представления).
Требуется уточнение статуса упоминаемого в частях 3 и 8 проектируемой статьи 12.1 порядка подтверждения оплаты пассажирами перевозки и провоза ручной клади сверх установленных норм, а также уполномоченного на его принятие органа государственной власти.
К законопроекту имеются и иные замечания, в том числе обусловленные наличием в законопроекте внутренних противоречий и несогласованности ряда положений.
Имеющиеся замечания к законопроекту не носят концептуальный характер и могут быть учтены при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 1227922-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Е.С. Москвичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.