Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры
по проекту федерального закона N 1215475-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о совершенствовании деятельности по организации дорожного движения), внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет рассмотрел вышеназванный законопроект и отмечает следующее.
Законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 443-ФЗ) и иные федеральные законы ("Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", "О полиции", "Об образовании в Российской Федерации"), направленные на регулирование деятельности по организации дорожного движения, организации и осуществлении парковочной деятельности.
Так, законопроектом уточняются полномочия органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления при осуществлении вышеуказанной деятельности. Государственная компания "Российские автомобильные дороги" наделяется полномочиями по обеспечению мониторинга дорожного движения и обеспечения эффективности организации дорожного движения в отношении автомобильных дорог, находящихся в доверительном управлении этой компании.
Законопроектом уточняется порядок и основания разработки, согласования и утверждения документации по организации дорожного движения (комплексных схем организации дорожного движения и проектов организации дорожного движения), а также перечисляются случаи внесения изменений в проекты организации дорожного движения, органы и организации, уполномоченные на такое внесение.
Устанавливается обязанность разработки комплексных схем организации дорожного движения для дорог и (или) их участков в границах одного или нескольких муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов или городских поселений либо их частей, имеющих общую границу, с общей численностью населения свыше пятидесяти тысяч человек в границах одного субъекта (в настоящее время такие схемы разрабатываются при численности населения свыше десяти тысяч человек). Комплексные схемы организации дорожного движения для дорог и (или) их участков в границах муниципальных образований либо их частей с общей численностью населения менее пятидесяти тысяч человек, расположенных в границах одного субъекта, будут разрабатываться в соответствии с решениями органов местного самоуправления указанных образований.
Вводится обязанность по разработке комплексных схем организации дорожного движения для территорий городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя.
Субъекты Российской Федерации наделяются полномочиями по утверждению порядков разработки, согласования и утверждения в субъекте Российской Федерации комплексных схем организации дорожного движения, а также проектов организации дорожного движения для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения либо их участков, автомобильных дорог местного значения либо их участков, для дорог, не являющихся автомобильными дорогами, для частных автомобильных дорог (в настоящее время такие полномочия возложены на Минтранс России).
За Минтрансом России сохраняются полномочия по установлению требований к составу и содержанию комплексных схем организации дорожного движения и проектов организации дорожного движения, а также по установлению порядка разработки, согласования и утверждения проектов организации дорожного движения для автомобильных дорог федерального значения.
Устанавливается, что утверждение документации по организации дорожного движения будет осуществляться с учетом заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (за исключением случаев, когда временные ограничения или прекращения движения транспортных средств вводятся на срок менее двух суток при проведении аварийно-восстановительных работ, а также на срок менее суток при проведении публичных и массовых мероприятий (велопробеги, массовые гуляния, массовые шествия, концерты и иные подобные мероприятия).
Поддерживая концепцию законопроекта, Комитет отмечает, что отдельные его положения нуждаются в доработке и (или) дополнительном обосновании.
1. Вводится новая норма, согласно которой проекты организации дорожного движения должны быть разработаны для частных автомобильных дорог либо их участков (подпункт "з" пункта 9 статьи 9).
Следует отметить, что помимо частных автомобильных дорог общего пользования, доступ на которые предоставляется неограниченному кругу лиц, на территории Российской Федерации эксплуатируются и частные автомобильные дороги необщего пользования (например, автомобильные дороги с низкой интенсивностью дорожного движения, эксплуатируемые для собственных производственных нужд предприятий, без доступа на них третьих лиц).
Полагаем, что введение требования о необходимости разработки проектов организации дорожного движения на все частные автомобильные дороги, без учета фактических обстоятельств функционирования дороги, может привести к избыточной административной и финансовой нагрузке для их владельцев и нуждается в дополнительном обсуждении.
2. Законопроектом устанавливается необходимость разработки и согласования проектов организации дорожного движения в отношении дорог, не являющихся автомобильными дорогами, либо их участков (подпункт "ж" пункта 9 статьи 9). Отсутствие в законодательстве понятия "дорога, не являющаяся автомобильной дорогой, либо их участок" не соответствует принципу правовой определенности и может привести к неоднозначной трактовке и к спорам в правоприменительной практике при реализации нормы.
3. Законопроектом (пункт 10 статьи 1) предлагается признать утратившим силу пункт 40 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), устанавливающий, что особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры при осуществлении федерального государственного контроля в области организации дорожного движения могут устанавливаться другими федеральными законами.
Это предложение обусловлено принятием Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О Государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 170-ФЗ), который отменил такой вид контроля, как федеральный государственный контроль в области организации дорожного движения.
Вместе с тем, обращаем внимание, что в Федеральном законе N 294-ФЗ помимо указания на федеральный государственный контроль в области организации дорожного движения, содержится указание на региональный государственный контроль в области организации дорожного движения (пункт 41 части 4 статьи 1). Указанный вид контроля был заменен Федеральным законом N 170-ФЗ на государственный контроль (надзор) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления полномочий в области организации дорожного движения.
К законопроекту имеются и иные замечания. Также законопроект нуждается в юридико-технической доработке.
По мнению Комитета, имеющиеся замечания могут быть устранены при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 1215475-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Е.С. Москвичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.