Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 1189037-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 1189037-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", внесенный Законодательным Собранием Санкт-Петербурга, Комитет отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в статьи 11.1 и 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) дополнив перечень технических средств реабилитации, предоставляемых инвалидам, помимо собак-проводников собаками-помощниками, определяемыми как "специально обученные собаки, способные выполнять действия, направленные на помощь инвалиду в удовлетворении его бытовых потребностей".
Одновременно предлагается выплачивать ежегодную денежную компенсацию инвалидам по содержанию и ветеринарному обслуживанию собак-помощников.
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, поддерживая необходимость повышения социальных гарантий инвалидам, считает необходимым отметить следующее.
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, предлагаемые новации направлены на создание условий для повышения качества жизни людей с инвалидностью. Отмечается, что собаки-помощники помогают людям, в частности, открывать и закрывать двери, ящики, приносить и подавать вещи, поднимать с пола упавшие предметы, включать и выключать свет и совершать другие действия, не представляющие сложности для полностью здоровых людей, но в ряде случаев почти невыполнимые для инвалидов.
При этом как следует из финансово-экономического обоснования к законопроекту, предлагаемые изменения направлены на инвалидов-колясочников и инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Вместе с тем, содержание собаки накладывает на владельца ряд обязанностей, в том числе по ее ежедневному выгулу, что, как представляется, может вызвать дополнительные затруднения для указанной категории инвалидов.
В настоящее время положениями статьи 11.1 Федерального закона N 181-ФЗ установлено, что к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида, в том числе специальные средства для ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией, для которых предусмотрена ежегодная денежная компенсация (с ежегодной индексацией) инвалидам расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников.
Собаки-проводники с комплектом снаряжения предусматриваются для инвалидов со значительно выраженными нарушениями сенсорных функций (зрения) вследствие заболеваний, последствий травм, аномалий и пороков развития органа зрения, приведшие к слабовидению (Перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утв. приказом Минтруда России от 5 марта 2021 года N 106н).
По мнению Комитета, дополнение перечня технических средств реабилитации инвалидов собаками-помощниками без четкого разграничения их функционального отличия и критериев подготовки от собак-проводников, а также без определения категорий инвалидов, имеющих право на льготное обеспечение собаками-помощниками, создаст правовую неопределенность адресности применения данной нормы.
Необходимо обратить внимание, что в соответствии со статьей 5 Федерального закона N 181-ФЗ к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки отнесены полномочия по разработке, утверждению и реализации региональных программ в области социальной защиты инвалидов в целях обеспечения им равных возможностей и социальной интеграции в общество, а также предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Таким образом, в рамках указанных полномочий субъекты Российской Федерации могут предусматривать выделение дополнительных средств реабилитации (изделий), не входящих в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг.
Как отмечается в финансово-экономическом обосновании к законопроекту, реализация предлагаемых изменений повлечет расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета в размере около 60,2 млн. рублей ежегодно. При этом в нарушение требований статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации законопроект не содержит норм, определяющих источники и порядок исполнения расходных обязательств бюджетной системы Российской Федерации.
В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы отмечается необходимость соотнесения проектируемого понятия "собаки-помощники" с понятием "собаки-проводники", уже предусмотренным Федеральным законом N 181-ФЗ, поскольку из положений законопроекта неясно, чем указанные понятия отличаются друг от друга и какой правовой статус будут иметь "собаки-помощники".
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает концепцию законопроекта, отмечая, что он нуждается в дополнительном обосновании и проработке. При этом вопрос об использовании собак-помощников в качестве технического средства реабилитации целесообразно, по мнению указанного Комитета Совета Федерации, обсуждать после того, как в регионах сложится соответствующая положительная практика.
Правительство Российской Федерации и Счетная палата Российской Федерации законопроект не поддерживают.
По результатам рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации получены положительные отзывы от органов государственной власти 4 субъектов Российской Федерации, отрицательные отзывы - от органов государственной власти 6 субъектов Российской Федерации, органы государственной власти одного субъекта Российской Федерации воздержались от высказывания однозначной позиции по законопроекту, мнение органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженным.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе отклонить законопроект при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.