Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к изменениям в государственную
программу Чеченской Республики
"Развитие промышленности, энергетики
и повышение энергоэффективности
в Чеченской Республике"
Паспорт
государственной программы Чеченской Республики "Развитие промышленности, энергетики и повышение энергоэффективности в Чеченской Республике" (далее - Программа)
Ответственный исполнитель Программы |
Министерство промышленности и энергетики Чеченской Республики |
Соисполнители Программы |
- |
Участники Программы |
АО "Чеченэнерго" |
Подпрограммы Программы |
Подпрограмма 1 "Развитие промышленности в Чеченской Республике" |
Подпрограмма 2 "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Чеченской Республике" | |
Подпрограмма 3 "Обеспечение реализации государственной программы "Развитие промышленности, энергетики и повышение энергоэффективности в Чеченской Республике" | |
Подпрограмма 4 "Газификация Чеченской Республики" | |
Подпрограмма 5 "Создание отдельных объектов в сфере промышленности Чеченской Республики в рамках подпрограммы "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2016-2025 годы" государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года" | |
Подпрограмма 6 "Развитие электроэнергетики Чеченской Республики" | |
Программно-целевые инструменты Программы |
Отсутствуют |
Цели Программы |
Государственная программа Чеченской Республики "Развитие промышленности, энергетики и повышение энергоэффективности в Чеченской Республике" направлена на достижение следующих целей: 1) создание в Чеченской Республике конкурентоспособной, устойчивой, структурно сбалансированной промышленности, способной к эффективному саморазвитию и разработке передовых промышленных технологий, нацеленной на формирование новых рынков продукции; 2) повышение эффективности использования энергетического потенциала Чеченской Республики; определение приоритетных направлений по строительству, реконструкции, техническому перевооружению и размещению объектов сетевой инфраструктуры; модернизация объектов ТЭК республики на базе энергосберегающих технологий; обеспечение энергетической безопасности, бесперебойного и надежного электро- и газоснабжения потребителей; обеспечение потребителей приборами учета энергоресурсов; обеспечение учета расхода энергоресурсов; координация планов развития топливно-энергетического, промышленного комплексов, программ (схем) территориального планирования Чеченской Республики, схем и программ перспективного развития в сфере энергетики; 3) построение эффективной системы управления развитием промышленности, энергетики и повышением энергоэффективности в Чеченской Республике |
Задачи Программы |
Обеспечение достижения цели 1: - создание условий для перехода к устойчивому развитию промышленных предприятий Чеченской Республики; - создание новых высокотехнологичных промышленных производств и промышленной инфраструктуры |
Обеспечение достижения цели 2: - обеспечение ускорения перевода экономики на энергосберегающий путь развития и снижение энергоемкости валового регионального продукта Чеченской Республики; - привлечение инвестиций в реализацию проектов по использованию нетрадиционных и возобновляемых источников энергии в Чеченской Республике; - улучшение социально-бытовых условий жизни населения Чеченской Республики и обеспечение роста промышленного и сельскохозяйственного производств за счет более полного и безопасного снабжения природным газом; - ежегодная разработка Схемы и программы развития электроэнергетики Чеченской Республики на 5-ти летний период; - проектирование внешней энергетической инфраструктуры (газоснабжение, электроснабжение) всесезонного горнолыжного курорта "Ведучи"; - создание объектов энергетической инфраструктуры (газоснабжение, энергоснабжение) всесезонного горнолыжного курорта "Ведучи"; - проектирование и строительство новых энергетических объектов (подстанции); - разработка и реализация программ в области перевода автотранспорта на газ, газификации Чеченской Республики | |
Обеспечение достижения цели 3: - осуществление деятельности Министерства промышленности и энергетики Чеченской Республики - ответственного исполнителя Программы, подведомственных ему государственного казенного учреждения "Управление по обеспечению деятельности Министерства промышленности и энергетики Чеченской Республики" и государственного бюджетного учреждения "Центр энергосбережения и повышения энергетической эффективности Чеченской Республики", разработка целевого топливно-энергетического баланса Чеченской Республики. | |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
1) Объем отгруженной продукции промышленного производства (по обрабатывающему производству) в Чеченской Республике, тыс. рублей; 2) Темп роста отгрузки обрабатывающего производства, %; 3) Индекс промышленного производства (по обрабатывающему производству) по Чеченской Республике, %; 4) Объем валового производства продукции предприятиями-участниками подпрограммы 1 "Развитие промышленности в Чеченской Республике", тыс. рублей; 5) темп роста промышленного производства предприятий-участников подпрограммы 1 "Развитие промышленности в Чеченской Республике" (к уровню 2011 года), раз; 6) создание дополнительных рабочих мест, ед.; 7) создание регионального Фонда развития промышленности Чеченской Республики, согласно Федеральному закону от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ "О промышленной политике Российской Федерации и финансовое обеспечение текущей деятельности регионального Фонда развития промышленности Чеченской Республики, "да" - 1, "нет" - 0; 8) финансовое обеспечение деятельности (докапитализация) регионального Фонда развития промышленности Чеченской Республики, созданного в организационно-правовой форме, предусмотренной частью 1 статьи 11 Федерального закона от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ "О промышленной политике Российской Федерации, "да" - 1, "нет" - 0;***** 9) объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности раздела "Обрабатывающие производства" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (накопленным итогом), за исключением видов деятельности, не относящихся к сфере ведения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (тыс. руб.)***** 10) количество созданных рабочих мест (накопленным итогом) ед.;***** 11) объем инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности раздела "Обрабатывающие производства" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (накопленным итогом), за исключением видов деятельности, не относящихся к сфере ведения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (тыс. руб.)***** 12) динамика энергоемкости валового регионального продукта, кг у.т. / тыс. рублей; 13) суммарная экономия электрической энергии, тепловой энергии, воды, природного газа и жидкого моторного топлива в стоимостном выражении, тыс. рублей; 14) обеспечение ежегодного снижения потерь электро-, теплоэнергии, воды, газа при их передаче по распределительным сетям, "да" - 1, "нет" - 0; 15) обеспечение деятельности Министерства промышленности и энергетики Чеченской Республики - ответственного исполнителя Программы, подведомственных ему государственного казенного учреждения "Управление по обеспечению деятельности Министерства промышленности и энергетики Чеченской Республики" и государственного бюджетного учреждения "Центр энергосбережения и повышения энергетической эффективности Чеченской Республики", "да" - 1, "нет" - 0; 16) наличие Схемы и программы развития электроэнергетики Чеченской Республики, "да" - 1, "нет" - 0; 17) наличие проектной и рабочей документации на газоснабжение и электроснабжение всесезонного горнолыжного курорта "Ведучи", "да" - 1, "нет" - 0; 18) создание объектов энергетической инфраструктуры (газоснабжение, энергоснабжение) всесезонного горнолыжного курорта "Ведучи", "да" - 1, "нет" - 0; 19) разработка целевого топливно-энергетического баланса Чеченской Республики, "да" - 1, "нет" - 0; 20) разработка программ в области газификации Чеченской Республики и перевода автотранспорта на газ, ед.; 21) реализация программ в области перевода автотранспорта на газ, газификации Чеченской Республики, "да" - 1, "нет" - 0; 22) Улучшение условий по охране труда, технике безопасности и антитеррористической защищённости, "да" - 1, "нет" - 0; 23) Ведение работ по созданию объектов капитального строительства в сфере промышленности Чеченской Республики, "да" - 1, "нет" - 0; 24) Ввод объектов капитального строительства в сфере промышленности Чеченской Республики, ед. 25) Наличие схем и программ развития газификации в рамках подпрограммы "Газификация Чеченской Республики" государственной программы "Развитие промышленности, энергетики и повышение энергоэффективности в Чеченской Республике", "да" - 1, "нет" - 0. 26) Наличие разработанной проектно-сметной документации на объекты газотранспортной системы, проведение госэкспертизы, "да" - 2, "нет" - 0, в том числе: - Наличие проектно-изыскательских работ и Государственной экспертизы на объект "Строительство внутрипоселкового газопровода в селении Химой Шаройского муниципального района Чеченской Республики", "да" - 1, "нет" - 0; - Наличие проектно-изыскательских работ и Государственной экспертизы на объект "Строительство внутрипоселкового газопровода в селении Шарой Шаройского муниципального района Чеченской Республики", "да" - 1, "нет" - 0. 27) Реконструкция ВЛ 110 кВ с заменой провода на большее сечение, км 28) Реконструкция подстанции 110 кВ с заменой силовых трансформаторов 110 кВ, "да" - 1, "нет" - 0; 29) Ввод в эксплуатацию подстанции 110 кВ с заменой силовых трансформаторов 110 кВ, ед. |
Этапы и сроки реализации Программы |
2014-2024 годы (без разделения на этапы) |
Объемы бюджетных ассигнований Программы |
Общий объем средств республиканского бюджета, направляемых на реализацию Программы - 2 083 977,9 тыс. рублей, в том числе по подпрограммам: - подпрограмма 1 "Развитие промышленности в Чеченской Республике" - 279 573,4 тыс. рублей; - подпрограмма 2 "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Чеченской Республике" - 249 308,0 тыс. руб.; - подпрограмма 3 "Обеспечение реализации государственной программы "Развитие промышленности, энергетики и повышение энергоэффективности в Чеченской Республике" -1 266 682,4 тыс. руб.; - подпрограмма 4 "Газификация Чеченской Республики" - 267 763,6 тыс. рублей; - подпрограмма 5 "Создание отдельных объектов в сфере промышленности Чеченской Республики в рамках подпрограммы "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2016-2025 годы" государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года" - 2 074,6 тыс. рублей; - подпрограмма 6 "Развитие электроэнергетики Чеченской Республики" - 18 576,0 тыс. рублей. |
Общий объем финансирования Программы в ценах соответствующих лет - 10 810 107,5 тыс. рублей, в том числе за счет средств: - федерального бюджета - 366 401,4 тыс. рублей; - республиканского бюджета - 2 083 977,9 тыс. рублей; - местных бюджетов - 937 141,7 тыс. рублей; - внебюджетных источников - 7 422 586,5 тыс. рублей | |
в том числе по годам и источникам финансирования: | |
в 2014 году - 2 059 799,5 тыс. рублей, из них за счет средств: - федерального бюджета - 223 901,4 тыс. рублей; - республиканского бюджета - 1 027 498,1 тыс. рублей; - местных бюджетов - 362 100,0 тыс. рублей; - внебюджетных источников - 446 300,0 тыс. рублей | |
в 2015 году - 210 343,2 тыс. рублей, из них за счет средств: - федерального бюджета - 0,0 тыс. рублей; - республиканского бюджета - 99 689,7 тыс. рублей; - местных бюджетов - 641,7 тыс. рублей; - внебюджетных источников - 110 011,8 тыс. рублей | |
в 2016 году - 157 166,9 тыс. рублей, из них за счет средств: - федерального бюджета - 0,0 тыс. рублей; - республиканского бюджета - 157 166,9 тыс. рублей; - местных бюджетов - 0,0 тыс. рублей; - внебюджетных источников - 0,0 тыс. рублей | |
в 2017 году - 86 851,9 тыс. рублей, из них за счет средств: - федерального бюджета - 0,0 тыс. рублей; - республиканского бюджета - 86 851,9 тыс. рублей; - местных бюджетов - 0,0 тыс. рублей; - внебюджетных источников - 0,0 тыс. рублей | |
в 2018 году - 88 763,9 тыс. рублей, из них за счет средств: - федерального бюджета - 0,0 тыс. рублей; - республиканского бюджета - 88 763,9 тыс. рублей; - местных бюджетов - 0,0 тыс. рублей; - внебюджетных источников - 0,0 тыс. рублей | |
в 2019 году 2 403 948,9 тыс. рублей, из них за счет средств: - федерального бюджета - 0,0 тыс. рублей; - республиканского бюджета - 110 748,9 тыс. рублей; - местных бюджетов - 0,0 тыс. рублей; - внебюджетных источников - 2 293 200,0 тыс. рублей | |
в 2020 году - 3 532 161,4 тыс. рублей, из них за счет средств: - федерального бюджета - 0,0 тыс. рублей; - республиканского бюджета - 114 338,5тыс. рублей; - местных бюджетов - 574 400,0 тыс. рублей; - внебюджетных источников - 2 843 422,9,0 тыс. рублей | |
в 2021 году - 1 619 442,3 тыс. рублей; из них за счет средств: - федерального бюджета - 0,0 тыс. рублей; - республиканского бюджета - 101 415,0 тыс. рублей; - местных бюджетов - 0,0 тыс. рублей; - внебюджетных источников - 1 518 027,3 тыс. рублей | |
в 2022 году - 470 148,7 тыс. рублей; из них за счет средств: - федерального бюджета - 142 500,0 тыс. рублей; - республиканского бюджета - 116 024,2 тыс. рублей; - местных бюджетов - 0,0 тыс. рублей; - внебюджетных источников - 211 624,5 тыс. рублей | |
в 2023 году - 90 740,4 тыс. рублей; из них за счет средств: - федерального бюджета - 0,0 тыс. рублей; - республиканского бюджета - 90 740,4 тыс. рублей; - местных бюджетов - 0,0 тыс. рублей; - внебюджетных источников - 0,0 тыс. рублей | |
в 2024 году - 90 740,4 тыс. рублей; из них за счет средств: - федерального бюджета - 0,0 тыс. рублей; - республиканского бюджета - 90 740,4 тыс. рублей; - местных бюджетов - 0,0 тыс. рублей; - внебюджетных источников - 0,0 тыс. рублей | |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
1) объем отгруженной продукции промышленного производства (по обрабатывающему производству) в Чеченской Республике, в 2024 году составит - 13 493 894,98 тыс. рублей; 2) темп роста отгрузки обрабатывающего производства, в 2024 году составит - 106%; 3) индекс промышленного производства (по обрабатывающему производству) по Чеченской Республике, в 2024 году составит - 117,8%; 4) объем валового производства продукции предприятиями-участниками подпрограммы 1 "Развитие промышленности в Чеченской Республике" в 2023 году составит - тыс. рублей*; 5) темп роста промышленного производства предприятий-участников подпрограммы 1 "Развитие промышленности в Чеченской Республике" (к уровню 2011 года) - раз (в 2023 году)*; 6) создание дополнительных рабочих мест за весь период реализации Программы*; 7) создание регионального Фонда развития промышленности Чеченской Республики согласно ФЗ РФ от 31.12.2014 N 488-ФЗ и финансовое обеспечение текущей деятельности регионального Фонда развития промышленности Чеченской Республики, "да"; 8) финансовое обеспечение деятельности (докапитализация) регионального Фонда развития промышленности Чеченской Республики, созданного в организационно-правовой форме, предусмотренной частью 1 статьи 11 Федерального закона от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ "О промышленной политике Российской Федерации, "да"****** 9) объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности раздела "Обрабатывающие производства" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (накопленным итогом), за исключением видов деятельности, не относящихся к сфере ведения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, в 2024 году составит - 197 000,0 тыс. руб. 10) количество созданных рабочих мест (накопленным итогом), в 2024 году составит - 35 ед.; 11) объем инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности раздела "Обрабатывающие производства" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (накопленным итогом), за исключением видов деятельности, не относящихся к сфере ведения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, в 2024 году составит - 170 000,0 тыс. руб. 12) обеспечение ежегодного снижения потерь электро-, теплоэнергии, воды, газа при их передаче по распределительным сетям** - "да"; 13) обеспечение деятельности Министерства промышленности и энергетики Чеченской Республики - ответственного исполнителя Программы, подведомственных ему государственного казенного учреждения "Управление по обеспечению деятельности Министерства промышленности и энергетики Чеченской Республики" и государственного бюджетного учреждения "Центр энергосбережения и повышения энергетической эффективности Чеченской Республики" - "да"; 14) наличие Схемы и программы развития электроэнергетики Чеченской Республики*** - "да"; 15) наличие проектной и рабочей документации на газоснабжение и электроснабжение всесезонного горнолыжного курорта "Ведучи" *** - "да"; 16) создание объектов энергетической инфраструктуры (газоснабжение, энергоснабжение) всесезонного горнолыжного курорта "Ведучи"*** - "да"; 17) разработка целевого топливно-энергетического баланса Чеченской Республики, "да" - 1, 18) разработка программы в области перевода автотранспорта на газ - "да", 19) Разработка проектно-сметной документации на объекты газотранспортной системы, проведение госэкспертизы - "да", в том числе: - наличие проектно-изыскательских работ и Государственной экспертизы на объект "Строительство внутрипоселкового газопровода в селении Химой Шаройского муниципального района Чеченской Республики", "да"; - наличие проектно-изыскательских работ и Государственной экспертизы на объект "Строительство внутрипоселкового газопровода в селении Шарой Шаройского муниципального района Чеченской Республики", "да". 20) разработка программы газификации Чеченской Республики - "да"; 21) реализация программных мероприятий в области газификации Чеченской Республики - "да"; 22) улучшение условий по охране труда, технике безопасности и антитеррористической защищённости; 23) ведение работ по созданию 2 объектов капитального строительства в сфере промышленности Чеченской Республики;**** 24) ввод 2 объектов капитального строительства в сфере промышленности Чеченской Республики**** 25) реконструкция ВЛ 110 кВ с заменой провода на большее сечение, км 26) реконструкция подстанции 110 кВ с заменой силовых трансформаторов 110 кВ, "да" - 1, "нет" - 0; 27) ввод в эксплуатацию подстанции 110 кВ с заменой силовых трансформаторов 110 кВ, шт. |
* В связи с переходом к адресным мерам государственной поддержки, предоставляемым субъектам деятельности в сфере промышленности на конкурсной основе и тем, что предприятия находятся на стадии приватизации и/или ликвидации, реализация мероприятий и мониторинг достижения целевых показателей в настоящее время приостановлена. Для дальнейшей работы подпрограммы 1, результативность которой будет отражаться данными показателями, проводится работа по разработке соответствующих мероприятий.
** В целях исполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 11.02.2021 г. N 161 "Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившим силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" органами исполнительной власти Чеченской Республики и органами местного самоуправления проводится корректировка планируемых значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности программ. По итогам получения данных сведений в подпрограмму 2 будут внесены соответствующие изменения.
*** Указанные мероприятия с 2021 года перенесены в подпрограмму 6 "Развитие электроэнергетики Чеченской Республики".
****Исключение данных мероприятий из Госпрограммы не представляется возможным в связи с тем, что в предыдущие отчетные периоды отчеты о финансировании и освоении средств по реализованным мероприятиям отражены по подпрограммам 3 и 5 (указанные данные также публикуются в ГАС "Управление" и, в случае удаления из структуры подпрограммы, система не предоставит возможности корректировать отчетность).
***** Данные индикаторы включены в соответствии с подпунктом "в" пункта 8 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных программ развития промышленности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2016 г. N 194.
****** Достижение данного индикатора предусмотрено, в случае прохождения в 2022 году конкурсного отбора на получение из федерального бюджета иного межбюджетного трансферта. Конкурсный отбор запланирован на IV квартал 2021 года.
1. Характеристика текущего состояния сферы реализации Программы и прогноз развития на перспективу
Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Чеченской Республики от 3 сентября 2013 года N 217 "О Порядке разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности государственных программ Чеченской Республики".
Дальнейшее внесение изменений в Программу осуществляется в рамках действующего бюджетного законодательства, вышеуказанного постановления Правительства Чеченской Республики, распоряжения Правительства Чеченской Республики от 30 декабря 2016 года N 361-р "Об утверждении Перечня государственных программ Чеченской Республики" и иных нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в части касающейся Программы.
Выполнение мероприятий Программы направлено на обеспечение вклада в достижение целей Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 года N 1485-р: обеспечение высоких темпов экономического роста за счет производства конкурентоспособных товаров и услуг; формирование условий эффективного функционирования экономики.
На момент формирования и разработки Программы состояние промышленности и энергетики Чеченской Республики по итогам 2006-2013 годов характеризовалось следующими данными.
Таблица 1
Основные показатели
работы предприятий добывающих, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды 2006-2013 гг.
Наименование показателя |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Число организаций по видам экономической деятельности (на конец года)*: |
|
|
|
|
|
|
|
|
- добыча полезных ископаемых |
3 |
4 |
3 |
3 |
49 |
46 |
42 |
42 |
- обрабатывающие производства |
60 |
58 |
80 |
62 |
605 |
574 |
570 |
555 |
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
19 |
8 |
11 |
11 |
59 |
64 |
59 |
58 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам деятельности, млн. рублей: |
|
|
|
|
|
|
|
|
- добыча полезных ископаемых |
5362,6 |
5462,3 |
4851,4 |
4152,4 |
4053,0 |
4404,8 |
4251,9 |
4427,0 |
- обрабатывающие производства |
511,6 |
854,8 |
1200,0 |
813,1 |
4702,9 |
1646,0 |
1750,0 |
2798,9 |
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
1313,8 |
2161,1 |
2909,1 |
3983,7 |
4282,6 |
8214,4 |
8600,6 |
10650,3 |
Индекс промышленного производства, в % к предыдущему году** |
- |
100,6 |
96,4 |
88,2 |
88,3 |
92,0 |
99,7 |
92,0 |
Среднегодовая численность работников организаций, тыс. чел |
11,0 |
12,2 |
12,3 |
12,8 |
12,5 |
12,9 |
13,8 |
11,1 |
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток), млн. рублей |
1247,1 |
295,3 |
42,3 |
-16676 |
-6704,3 |
-11097 |
-6726,1 |
- 6195,4 |
Уровень рентабельности проданных товаров, продукции (работ, услуг)***, % |
16,3 |
8,9 |
0,1 |
-13,1 |
-12,3 |
12,6 |
-2,5 |
-2,6 |
* Здесь и далее в таблицах данные приведены по числу организаций и территориально-обособленных подразделений.
** Агрегированный индекс производства по видам экономической деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства", "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды".
*** По данным бухгалтерской отчетности по крупным и средним организациям.
Статистические данные свидетельствуют, что в промышленном и энергетическом секторе Чеченской Республики за годы анализируемого периода были достигнуты позитивные сдвиги, но ряд достижений имел в эти годы неустойчивый характер. Наблюдалась преимущественно отрицательная финансовая результативность в рассматриваемых отраслях и динамика индекса промышленного производства.
В период 2014-2019 годы состояние промышленности и энергетики Чеченской Республики характеризовалось следующими данными.
Таблица 2
Основные показатели
работы предприятий добывающих, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды 2014-2019 гг.
Наименование показателя |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 год |
Число организаций, учтенных в Статрегистре хозяйствующих субъектов Росстата (по данным регистрирующих органов) по видам экономической деятельности (на конец года) ед.Основные показатели |
|
|
|
|
|
|
- добыча полезных ископаемых |
48 |
47 |
48 |
47 |
49 |
45 |
- обрабатывающие производства |
558 |
560 |
543 |
450 |
447 |
430 |
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
56 |
59 |
63 |
- |
- |
|
- обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
- |
- |
- |
51 |
47 |
48 |
- водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
- |
- |
- |
64 |
55 |
53 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам деятельности, млн. рублей*: |
|
|
|
|
|
|
- добыча полезных ископаемых |
5 440,4 |
4 868,0 |
5 216,8 |
5 593,0 |
5 271,9 |
4 826,9 |
- обрабатывающие производства |
5 662,1 |
9 812,0 |
8 474,9 |
10 185,6 |
10 381,2 |
10 170,6 |
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
12 675,6 |
14 120,0 |
- |
- |
- |
|
- обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
- |
- |
13 700,7 |
14 378,8 |
15 462,7 |
21 333,9 |
- водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
- |
- |
1 517,1 |
1 408,5 |
1 763,4 |
1 420,1 |
Индекс промышленного производства, в % к предыдущему году |
102,6 |
101,0 |
100,8 |
100,2 |
100,1 |
108,8 |
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей и работников несписочного состава), тыс. чел.** |
15,5 |
15,4 |
14,6 |
13,7 |
14,0 |
14,8 |
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток), млн. рублей*** |
-10 281,6 |
-10 596,5 |
-9 341,0 |
-11 619,4 |
-11 693,4 |
-8 696,8 |
Уровень рентабельности проданных товаров, продукции (работ, услуг), %*** |
-11,0 |
-17,2 |
-14,5 |
-27,6 |
-24,5 |
-18,3 |
* Данные за 2014-2016 гг. приведены в соответствии с ранее действовавшим Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД-2007). Данные за 2017-2018 гг. - в соответствии с ОКВЭД2.
** За 2014-2018 гг. по данным годовой отчетности 1-Т, за 2019 г. - по данным оперативной отчетности П-4.
*** За 2014-2018 гг. по данным годовой бухгалтерской отчетности, за 2019 г. по данным оперативной отчетности П-3.
Таблица 3
Индекс
промышленного производства в % к соответствующему периоду предыдущего года1
Месяц |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 |
2020 |
январь |
81,8 |
88,1 |
100,4 |
102,0 |
98,2 |
100,2 |
104,1 |
101,6 |
107,2 |
февраль |
93,1 |
88,7 |
100,7 |
101,0 |
99,6 |
100,4 |
100,3 |
101,6 |
106,4 |
март |
91,1 |
86,0 |
100,1 |
100,0 |
97,6 |
100,8 |
100,0 |
108,2 |
107,0 |
апрель |
86,9 |
82,0 |
94,9 |
100,6 |
98,2 |
98,0 |
99,1 |
105,9 |
111,1 |
май |
93,6 |
87,5 |
95,0 |
100,8 |
100,1 |
101,1 |
100,9 |
100,2 |
110,2 |
июнь |
92,7 |
84,3 |
100,9 |
99,3 |
98,8 |
98,6 |
101,4 |
103,2 |
112,1 |
июль |
92,3 |
78,6 |
102,6 |
100,5 |
100,9 |
100,7 |
100,1 |
108,9 |
105,5 |
август |
80,3 |
88,9 |
100,4 |
99,2 |
100,5 |
101,3 |
99,8 |
112,4 |
111,1 |
сентябрь |
90,2 |
91,1 |
104,0 |
99,6 |
99,4 |
99,6 |
102,2 |
110,3 |
99,0 |
октябрь |
92,3 |
90,3 |
101,6 |
100,4 |
101,3 |
100,5 |
101,3 |
112,0 |
99,5 |
ноябрь |
86,7 |
84,6 |
102,8 |
101,3 |
100,1 |
100,6 |
101,6 |
101,7 |
109,7 |
декабрь |
94,9 |
81,5 |
106,3 |
101,8 |
101,7 |
101,2 |
101,7 |
110,9 |
111,4 |
* Индекс промышленного производства исчисляется по видам деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства", "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха", "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений"на основе данных о динамике производства важнейших товаров-представителей (в натуральном или стоимостном выражении). В качестве весов используется структура валовой добавленной стоимости по видам экономической деятельности 2010 базисного года с учетом поправки на неформальную деятельность.
1 - информация из публикаций Чеченстат.
Несмотря на наращивание темпов и объема работ по восстановлению и развитию экономики и социальной сферы Чеченской Республики, социально-экономическая ситуация и рост экономики республики не достигли желаемых результатов. Еще недостаточно развиты рыночные отношения, наблюдается низкая платежеспособность населения и высокий уровень безработицы, а также сохраняются значительные риски для предпринимательской деятельности.
На сегодняшний день промышленными предприятиями республики выпускается товарная продукция, соответствующая общероссийским стандартам. Планы по дальнейшему расширению номенклатуры и объема выпуска продукции предприятий связаны с реализацией среднесрочных и долгосрочных программ модернизации существующих производственных мощностей, в рамках которых планировалось осуществить максимально возможное направление ресурсов на реформирование и расширение производственной базы, обеспечение перехода промышленных предприятий к устойчивому инновационному развитию.
Ключевой проблемой в реализации текущих программных и внепрограммных мероприятий является отсутствие у промышленных предприятий Чеченской Республики своих, уже обозначившихся рыночных ниш и успешного позиционирования выпускаемой товарной продукции, а также дефицит оборотных средств.
В результате можно сделать вывод о том, что в сложившихся условиях, промышленные предприятия республики, восстановленные в рамках федеральных целевых программ "Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики (2002 год и последующее годы)" и "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2012 годы", нуждаются в адаптации к реальным рыночным условиям хозяйствования, включая возможности их доступа на рынки промышленной продукции.
В настоящее время действенным инструментом оказания финансовой и информационно-консультационной поддержки субъектам деятельности в сфере промышленности является региональный Фонд развития промышленности Чеченской Республики (далее - Фонд).
Фонд будет способствовать привлечению в экономику республики финансовых средств поддержки федерального уровня и дополнит уже доступные на территории региона инструменты развития промышленного производства.
Распоряжением Правительства Чеченской Республики от 26.11.2021 г. N 430-р принято решение о создании регионального Фонда развития промышленности Чеченской Республики.
Рассматривая вопросы развития промышленности Чеченской Республики, важно отметить и про первоочередные задачи, стоящие в энергетическом комплексе республики, предполагающие реализацию разработанного комплекса мер по обеспечению энергетической безопасности региона и сокращению дефицита электроэнергии.
В рамках указанного комплекса мер, с учетом необходимости создания в республике собственных генерирующих мощностей, в том числе и на базе использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, намечен к реализации ряд крупномасштабных программ и инвестиционных проектов.
Процесс становления эффективной региональной экономики во многом определяется важностью решения проблемы воспроизводства промышленного потенциала, обеспечивающего динамичное развитие отраслей промышленности, развития энергетической инфраструктуры и обеспечения энергоэффективности.
Опыт промышленно развитых регионов свидетельствует, что высокий уровень региональных экономик достигается благодаря сбалансированному и динамичному развитию составляющих экономических систем на базе ориентированного на инновации промышленного производства, что и определяет характер современного хозяйства, его стремление к глобализации через интеграционные процессы.
Достигнуть существенных результатов развития экономики Чеченской Республики возможно только при активном участии и внимании, прежде всего, со стороны органов государственного регулирования.
Сложный характер многочисленных проблем свидетельствует о необходимости целенаправленной государственной поддержки в обеспечении устойчивого развития промышленности, решении вопросов энергоснабжения и достижения энергоэффективности и является важнейшей составной частью плана первоочередных действий по развитию экономики и социальной сферы Чеченской Республики в среднесрочной и долгосрочной перспективах.
Успешная реализация мероприятий Программы и принятие нормативно-правовых актов по приватизации государственного имущества будет способствовать, на максимально выгодных для Чеченской Республики условиях, процессу акционирования промышленных предприятий, ускорит переход к рыночным отношениям хозяйственной деятельности и привлечение более эффективных менеджеров и инвесторов, что в дальнейшем приведет к экономии бюджетных средств и увеличению доходов бюджетов всех уровней за счет увеличения объема производства востребованной и конкурентоспособной продукции, реализуемой как внутри республики, так и на внешних рынках. Также реализация мероприятий Программы позволит осуществить значимый вклад в решение задач инфраструктурного развития региона, решить задачи энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
2. Приоритеты, цели, задачи и показатели (целевые индикаторы), результаты, этапы и сроки реализации Программы
Приоритетами (целями) Программы в рассматриваемой сфере являются:
1) создание в Чеченской Республике конкурентоспособной, устойчивой, структурно сбалансированной промышленности, способной к эффективному саморазвитию и разработке передовых промышленных технологий, нацеленной на формирование новых рынков продукции;
2) повышение эффективности использования энергетического потенциала Чеченской Республики; определение приоритетных направлений по строительству, реконструкции, техническому перевооружению и размещению объектов сетевой инфраструктуры; модернизация объектов ТЭК республики на базе энергосберегающих технологий; обеспечение энергетической безопасности, бесперебойного и надежного электро- и газоснабжения потребителей; обеспечение потребителей приборами учета энергоресурсов; обеспечение учета расхода энергоресурсов; координация планов развития топливно-энергетического, промышленного комплексов, программ (схем) территориального планирования Чеченской Республики, схем и программ перспективного развития в сфере энергетики;
3) построение эффективной системы управления развитием промышленности, энергетики и повышением энергоэффективности в Чеченской Республике.
Для достижения поставленных целей в рамках Программы необходимо решение следующих задач:
1. Создание условий для перехода к устойчивому развитию промышленных предприятий Чеченской Республики (обеспечение достижения цели 1).
2. Создание новых высокотехнологичных промышленных производств и промышленной инфраструктуры (обеспечение достижения цели 1).
3. Обеспечение ускорения перевода экономики на энергосберегающий путь развития и снижение энергоемкости валового регионального продукта Чеченской Республики (обеспечение достижения цели 2).
4. Привлечение инвестиций в реализацию проектов по использованию нетрадиционных и возобновляемых источников энергии в Чеченской Республике (обеспечение достижения цели 2).
5. Улучшение социально-бытовых условий жизни населения Чеченской Республики и обеспечение роста промышленного и сельскохозяйственного производств за счет более полного и безопасного снабжения природным газом (обеспечение достижения цели 2).
6. Ежегодная разработка Схемы и программы развития электроэнергетики Чеченской Республики на 5-ти летний период (обеспечение достижения цели 2).
7. Проектирование внешней энергетической инфраструктуры (газоснабжение, электроснабжение) всесезонного горнолыжного курорта "Ведучи" (обеспечение достижения цели 2).
Здесь и далее по тексту нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
10. Создание объектов энергетической инфраструктуры (газоснабжение, энергоснабжение) всесезонного горнолыжного курорта "Ведучи" (обеспечение достижения цели 2).
11. Проектирование и строительство новых энергетических объектов (обеспечение достижения цели 2).
12. Разработка и реализация программ в области газификации Чеченской Республики и перевода автотранспорта на газомоторное топливо (обеспечение достижения цели 2).
13. Обеспечение деятельности Министерства промышленности и энергетики Чеченской Республики - ответственного исполнителя Программы и подведомственных ему государственного казенного учреждения "Управление по обеспечению деятельности Министерства промышленности и энергетики Чеченской Республики" и государственного бюджетного учреждения "Центр энергосбережения и повышения энергетической эффективности Чеченской Республики" (обеспечение достижения цели 3).
14. Разработка целевого топливно-энергетического баланса Чеченской Республики (обеспечение достижения цели 3).
Реализация Программы направлена на достижение к 2024 году показателей:
1) Объем отгруженной продукции промышленного производства (по обрабатывающему производству) в Чеченской Республике, в 2024 году составит - 13 493 894,98 тыс. рублей;
2) Темп роста отгрузки обрабатывающего производства, в 2024 году составит - 106%;
3) Индекс промышленного производства (по обрабатывающему производству) по Чеченской Республике, в 2024 году составит - 117,8%;
4) Объем валового производства продукции предприятиями-участниками подпрограммы 1 "Развитие промышленности в Чеченской Республике" в 2023 году составит - тыс. рублей*;
5) Темп роста промышленного производства предприятий-участников подпрограммы 1 "Развитие промышленности в Чеченской Республике" (к уровню 2011 года) - раз (в 2023 году)*;
6) Создание дополнительных рабочих мест за весь период реализации Программы* - ед.;
7) создание регионального Фонда развития промышленности Чеченской Республики, согласно Федеральному закону от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ "О промышленной политике Российской Федерации и финансовое обеспечение текущей деятельности регионального Фонда развития промышленности Чеченской Республики, "да";
8) финансовое обеспечение деятельности (докапитализация) регионального Фонда развития промышленности Чеченской Республики, созданного в организационно-правовой форме, предусмотренной частью 1 статьи 11 Федерального закона от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ "О промышленной политике Российской Федерации, "да";
9) объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности раздела "Обрабатывающие производства" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (накопленным итогом), за исключением видов деятельности, не относящихся к сфере ведения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, в 2024 году составит - 197 000,0 тыс. рублей;
10) количество созданных рабочих мест (накопленным итогом), в 2024 году составит - 35 ед.;
11) объем инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности раздела "Обрабатывающие производства" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (накопленным итогом), за исключением видов деятельности, не относящихся к сфере ведения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, в 2024 году составит - 170 000,0 тыс. рублей;
12) Динамика энергоемкости валового регионального продукта - кг у.т./тыс. руб.
13) Суммарная экономия электрической энергии, тепловой энергии, воды, природного газа и жидкого моторного топлива в стоимостном выражении - тыс. руб.;
14) Обеспечение ежегодного снижения потерь электро-, теплоэнергии, воды, газа при их передаче по распределительным сетям**- "да" - 1, "нет" - 0;
15) Обеспечение деятельности Министерства промышленности и энергетики Чеченской Республики - ответственного исполнителя Программы, подведомственных ему государственного казенного учреждения "Управление по обеспечению деятельности Министерства промышленности и энергетики Чеченской Республики" и государственного бюджетного учреждения "Центр энергосбережения и повышения энергетической эффективности Чеченской Республики" - "да" - 1, "нет" - 0;
16) Наличие Схемы и программы развития электроэнергетики Чеченской Республики - "да" - 1, "нет" - 0;
17) Наличие проектной и рабочей документации на газоснабжение и электроснабжение всесезонного горнолыжного курорта "Ведучи" *** - "да" - 1, "нет" - 0;
18) Создание объектов энергетической инфраструктуры (газоснабжение, энергоснабжение) всесезонного горнолыжного курорта "Ведучи" (указанное мероприятие с 2021 года перенесено в подпрограмму 6 "Развитие электроэнергетики Чеченской Республики".) - "да" - 1, "нет" - 0;
19) разработка целевого топливно-энергетического баланса Чеченской Республики, "да" - 1;
20) Разработка программы в области газификации Чеченской Республики и перевода автотранспорта на газ- "ед";
21) Реализация программ в области перевода автотранспорта на газ, газификации Чеченской Республики - "да" -1, "нет" - 0.;
22) Улучшение условий по охране труда, технике безопасности и антитеррористической защищённости - "да" -1, "нет" - 0.;
23) Ведение работ по созданию объектов капитального строительства в сфере промышленности Чеченской Республики - "да" -1, "нет" - 0.;***
24) Ввод объектов капитального строительства в сфере промышленности Чеченской Республики*** - ед.;
25) Наличие схем и программ развития газификации в рамках подпрограммы "Газификация Чеченской Республики" государственной программы "Развитие промышленности, энергетики и повышение энергоэффективности в Чеченской Республике" - "да" - 1, "нет" - 0;
26) Наличие разработанной проектно-сметной документации на объекты газотранспортной системы, проведение госэкспертизы, "да" - 2, "нет" - 0, в том числе:
- наличие проектно-изыскательских работ и Государственной экспертизы на объект "Строительство внутрипоселкового газопровода в селении Химой Шаройского муниципального района Чеченской Республики", "да" - 1, "нет" - 0;
- наличие проектно-изыскательских работ и Государственной экспертизы на объект "Строительство внутрипоселкового газопровода в селении Шарой Шаройского муниципального района Чеченской Республики", "да" - 1, "нет" - 0.
27) Реконструкция ВЛ 110 кВ с заменой провода на большее сечение, км
28) Реконструкция подстанции 110 кВ с заменой силовых трансформаторов 110 кВ, "да" - 1, "нет" - 0;
29) Ввод в эксплуатацию подстанции 110 кВ с заменой силовых трансформаторов 110 кВ, ед.
*В связи с переходом к адресным мерам государственной поддержки, предоставляемым субъектам деятельности в сфере промышленности на конкурсной основе и тем, что предприятия находятся на стадии приватизации и/или ликвидации, реализация мероприятий и мониторинг достижения целевых показателей в настоящее время приостановлена. Для дальнейшей работы подпрограммы 1, результативность которой будет отражаться данными показателями, проводится работа по разработке соответствующих мероприятий.
** В целях исполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 11.02.2021 г. N 161 "Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившим силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" органами исполнительной власти Чеченской Республики и органами местного самоуправления проводится корректировка планируемых значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности программ. По итогам получения данных сведений в подпрограмму 2 будут внесены соответствующие изменения.
*** Исключение данных мероприятий из Госпрограммы не представляется возможным в связи с тем, что в предыдущие отчетные периоды отчеты о финансировании и освоении средств по реализованным мероприятиям отражены по подпрограммам 3 и 5 (указанные данные также публикуются в ГАС "Управление" и, в случае удаления из структуры подпрограммы, система не предоставит возможности корректировать отчетность).
Сроки реализации Программы - 2014-2024 годы.
Программа реализуется без разделения на этапы.
3. Характеристика мероприятий Программы
Реализация Программы предполагает выполнение комплекса мероприятий, предусмотренных следующими подпрограммами.
3.1. Подпрограммой 1 "Развитие промышленности в Чеченской Республике" планировалась реализация мероприятий по развитию 15 промышленных предприятий Чеченской Республики, в том числе: ГУП Грозненский электромеханический завод, ГУП Гудермесский завод "Мединструмент", ГУП Завод "Трансмаш", ГУП "Оргтехника", ГУП "Беркат", ОАО "Чеченавто", ООО "Электропульт-Грозный", ГУП Картонажная фабрика "Дружба", ГУП Грозненский опытно-экспериментальный завод "Автоматстром", ГУП Чеченское лесопромышленное предприятие "Фагус", ООО "Энергия Плюс", ГУП "Спецавтоматика", ГУП Грозненский электроремонтный завод, ООО "ЗПТ Алтайр-Грозный", ГУП Алхан-Калинский деревообрабатывающий комбинат.
На сегодняшний день в ведомственном подчинении министерства, находится 9 предприятий.
Распоряжением Правительства Чеченской Республики от 08.12.2020 г. N 471-р в ведомственное подчинение министерства передано ГУП "Художественные промыслы"
Распоряжением Правительства ЧР от 24.02.2016 г. N 33-р принято решение о ликвидации подведомственных министерству ГУП "Беркат" и ГУП Завод "Трансмаш" Предприятия находятся в стадии ликвидации.
Распоряжением Правительства ЧР от 31.01.2017 г. N 9-р принято решение о ликвидации подведомственных министерству ГУП Швейная фабрика "Серло" и ГУП Картонажная фабрика "Дружба".
В связи с переходом к адресным мерам государственной поддержки, предоставляемым субъектам деятельности в сфере промышленности на конкурсной основе и тем, что предприятия находятся на стадии приватизации и/или ликвидации, реализация мероприятий и мониторинг достижения целевых показателей в настоящее время приостановлены. Для дальнейшей работы подпрограммы 1, результативность которой будет отражаться данными показателями, проводится работа по созданию регионального Фонда развития промышленности Чеченской Республики.
Распоряжением Правительства Чеченской Республики от 26.11.2021 г. N 430-р принято решение о создании некоммерческой организации "Региональный Фонд развития промышленности Чеченской Республики" (далее - Фонд).
В настоящее время действенным инструментом оказания финансовой и информационно-консультационной поддержки субъектам деятельности в сфере промышленности является Фонд.
Фонд будет способствовать привлечению в экономику республики финансовых средств поддержки федерального уровня и дополнит уже доступные на территории региона инструменты развития промышленного производства.
Также Подпрограмма 1 "Развитие промышленности в Чеченской Республике" предполагает осуществление финансовой поддержки субъектов деятельности в сфере промышленности, в том числе:
- создание регионального Фонда развития промышленности Чеченской Республики, согласно Федеральному закону от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ "О промышленной политике Российской Федерации" и финансовое обеспечение текущей деятельности регионального Фонда развития промышленности Чеченской Республики;
- финансовое обеспечение деятельности (докапитализация) регионального Фонда развития промышленности Чеченской Республики, созданного в организационно-правовой форме, предусмотренной частью 1 статьи 11 Федерального закона от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ "О промышленной политике Российской Федерации".
3.2. Подпрограмма 2 "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Чеченской Республике" предполагает реализацию следующих основных мероприятий:
- мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда;
- мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры;
- мероприятия по энергосбережению в организациях с участием государства или муниципального образования и повышению энергетической эффективности этих организаций;
- мероприятия по стимулированию производителей и потребителей энергетических ресурсов, организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов, проводить мероприятия по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и сокращению потерь энергетических ресурсов;
- мероприятия по увеличению использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии;
- мероприятия по энергосбережению в транспортном комплексе и повышению его энергетической эффективности, в том числе замещению бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом;
- мероприятия по информационному обеспечению и пропаганде в области энергосбережения и повышению энергетической эффективности в Чеченской Республике.
3.3. Подпрограммой 3 "Обеспечение реализации государственной программы "Развитие промышленности, энергетики и повышение энергоэффективности в Чеченской Республике" предусмотрена реализация следующих мероприятий:
- обеспечение деятельности Министерства промышленности и энергетики Чеченской Республики - ответственного исполнителя Программы и подведомственных ему государственного казенного учреждения "Управление по обеспечению деятельности Министерства промышленности и энергетики Чеченской Республики" и государственного бюджетного учреждения "Центр энергосбережения и повышения энергетической эффективности Чеченской Республики";
- проведение изыскательских работ и разработка проектной и рабочей документации на газоснабжение и электроснабжение всесезонного горнолыжного курорта "Ведучи";
- создание объектов энергетической инфраструктуры (газоснабжение, энергоснабжение) всесезонного горнолыжного курорта "Ведучи" (указанное мероприятие с 2021 года перенесено в подпрограмму 6 "Развитие электроэнергетики Чеченской Республики");
- разработка целевого топливно-энергетического баланса Чеченской Республики;
- разработка и реализация программ в области перевода автотранспорта на газ и газификации Чеченской Республики;
- мероприятия по улучшению условий по охране труда, технике безопасности и антитеррористической защищённости.
3.4. В рамках подпрограммы 4 "Газификация Чеченской Республики" планируется реализация мероприятий по реконструкции и новому строительству внутрипоселковых газопроводов, а также реализация мероприятий программы газификации Чеченской Республики.
В 2019 году в рамках отдельного мероприятия настоящей подпрограммы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2016 года N 903 "О порядке разработки и реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и других организаций" разработана программа газификации Чеченской Республики, утвержденная постановлением Правительства Чеченской Республики от 26.12.2019 г. N 304 "Газификация жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Чеченской Республики на 2019-2023 годы".
В 2020 году в данную программу внесены изменения согласно Постановлению Правительства Чеченской Республики от 24.12.2020 г. N 417 "О внесении изменений в постановление Правительства Чеченской Республики от 26.12.2019 г. N 304".
При этом, необходимо отметить, что осуществленная работа не была профинансирована в 2019 году, сумма по финансовому обеспечению мероприятий по разработке программы развития газификации республики действующим законом о бюджете Чеченской Республики на 2020 год включена в структуру расходов на 2020 год.
3.5. В рамках подпрограммы 5 "Создание отдельных объектов в сфере промышленности Чеченской Республики в рамках подпрограммы "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2016-2025 годы" государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года" планировалось проведение мероприятий по созданию и вводу следующих объектов в сфере промышленности Чеченской Республики:
- "Аргунский завод "Пищемаш" в г. Аргун Чеченской Республики" (2-ой пусковой комплекс). Реконструкция центрального логистического склада";
- "Организация производства приборов учета на базе ООО "Энергия Плюс" (второй этап проекта).
Исключение данных мероприятий из Госпрограммы не представляется возможным в связи с тем, что в предыдущие отчетные периоды отчеты о финансировании и освоении средств по реализованным мероприятиям отражены по подпрограмме 8 (указанные данные также публикуются в ГАС "Управление" и, в случае удаления из структуры подпрограммы, система не предоставит возможности корректировать отчетность).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "по подпрограмме 8" имеется в виду "по подпрограмме 5"
3.6. В рамках подпрограммы 6 "Развитие электроэнергетики Чеченской Республики" планируются следующие мероприятия:
- ежегодная разработка Схемы и программы развития электроэнергетики Чеченской Республики на 5-ти летний период (с 2021 года);
- создание объектов энергетической инфраструктуры всесезонного горнолыжного курорта "Ведучи" (в период с 2021 года);
- реконструкция ВЛ 110 кВ с заменой провода на большее сечение;
- реконструкция подстанции 110 кВ с заменой силовых трансформаторов 110 кВ;
- ввод в эксплуатацию подстанции 110 кВ с заменой силовых трансформаторов 110 кВ, ед.
Детализированный перечень мероприятий Программы в разрезе вышеперечисленных подпрограмм приводится в приложении 2 к Программе.
4. Характеристика мер государственного и правового регулирования
Сведения об основных мерах правового регулирования (перечень нормативных правовых актов, их основные положения и планируемые сроки принятия) в сфере реализации государственной программы представлены в приложении 3 к настоящей государственной программе.
5. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации Программы (при оказании государственными учреждениями государственных услуг (работ) в рамках Программы)
В рамках соответствующего программного мероприятия было предусмотрено предоставление Министерством промышленности и энергетики Чеченской Республики государственной услуги по субсидированию процентных ставок по кредитам, привлекаемым предприятиями промышленности и энергетики Чеченской Республики на пополнение оборотных средств.
Согласно распоряжению Правительства Чеченской Республики от 01 декабря 2020 года N 460-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства Чеченской Республики от 10 сентября 2012 года N 278-р" государственная услуга по субсидированию процентных ставок по кредитам, привлекаемым предприятиями промышленности и энергетики Чеченской Республики на пополнение оборотных средств, исключена из Реестра государственных услуг Чеченской Республики.
6. Информация об участии общественных, научных и иных организаций в реализации Программы
Участия общественных, научных и иных организаций в реализации Программы не предполагается.
7. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы
Общий объем средств республиканского бюджета, направляемых на реализацию Программы - 2 083 977,9 тыс. рублей,
в том числе по подпрограммам:
- подпрограмма 1 "Развитие промышленности в Чеченской Республике" - 279 573,4 тыс. рублей;
- подпрограмма 2 "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Чеченской Республике" - 249 308,0 тыс. руб.;
- подпрограмма 3 "Обеспечение реализации государственной программы "Развитие промышленности, энергетики и повышение энергоэффективности в Чеченской Республике" -1 266 682,4 тыс. руб.;
- подпрограмма 4 "Газификация Чеченской Республики" - 267 763,6 тыс. рублей;
- подпрограмма 5 "Создание отдельных объектов в сфере промышленности Чеченской Республики в рамках подпрограммы "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2016-2025 годы" государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года" - 2 074,6 тыс. рублей;
- подпрограмма 6 "Развитие электроэнергетики Чеченской Республики" - 18 576,0 тыс. рублей.
Общий объем финансирования Программы в ценах соответствующих лет - 10 810 107,5 тыс. рублей, в том числе за счет средств:
- федерального бюджета - 366 401,4 тыс. рублей;
- республиканского бюджета - 2 083 977,9 тыс. рублей;
- местных бюджетов - 937 141,7 тыс. рублей;
- внебюджетных источников - 7 422 586,5 тыс. рублей.
Общий объем финансирования Программы по годам реализации:
- 2014 год - 2 059 799,5 тыс. рублей;
- 2015 год - 210 343,2 тыс. рублей;
- 2016 год - 157 166,8 тыс. рублей;
- 2017 год - 86 851,9 тыс. рублей;
- 2018 год - 88 763,9 тыс. рублей;
- 2019 год - 2 403 948,9 тыс. рублей;
- 2020 год - 3 532 161,4 тыс. рублей;
- 2021 год - 1 619 442,3 тыс. рублей
- 2022 год - 470 148,7 тыс. рублей.
- 2023 год - 90 740,4 тыс. рублей.
- 2024 год - 90 740,4 тыс. рублей.
Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проекта республиканского бюджета на соответствующий год, исходя из возможностей республиканского бюджета и других источников финансирования Программы.
Информация о ресурсном обеспечении реализации Программы за счет средств республиканского бюджета и полном ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов на реализацию целей Программы представлена в приложении 4 к Программе.
8. Риски реализации Программы и меры по управлению этими рисками*
Основными рисками реализации Программы являются:
финансовые риски, связанные с недостаточным уровнем бюджетного финансирования Программы, вызванные различными причинами, в том числе возникновением бюджетного дефицита;
риски, связанные с изменением федерального законодательства;
риски, связанные с резким ухудшением состояния экономики вследствие финансового и экономического кризиса.
Управление рисками необходимо осуществлять путем:
проведения комплексного анализа внешней и внутренней среды исполнения Программы с дальнейшим пересмотром критериев оценки и отбора мероприятий Программы;
оперативного реагирования и внесения изменений в Программу, снижающих воздействие негативных факторов на выполнение целевых показателей Программы;
внесения изменений в Программу с учетом изменений федерального законодательства;
разработки соответствующих мер по контролю межведомственной координации в ходе реализации Программы.
Для целей минимизации рисков в процессе реализации Программы планируется:
создание эффективной системы управления на основе четкого распределения функций, полномочий и ответственности основных исполнителей Программы;
мониторинг выполнения Программы, регулярный анализ и, при необходимости, ежегодная корректировка и ранжирование индикаторов и показателей, а также мероприятий Программы;
перераспределение объемов финансирования в зависимости от динамики и темпов достижения поставленных целей, изменений во внешней среде.
На ход выполнения и эффективность Программы существенное влияние будет оказывать совокупность факторов внутреннего и внешнего характера. В зависимости от этих факторов возможны два сценария выполнения Программы: реалистический и пессимистический.
Реалистический сценарий предполагает, что:
политическая обстановка в стране и регионе стабильная;
экономическая ситуация в стране и регионе благоприятная;
социальная напряженность в обществе относительно низкая.
В этом случае гарантировано эффективное проведение и выполнение программных мероприятий в срок и в полном объеме, что позволит достичь поставленных программных целей.
Пессимистический сценарий предполагает:
экономическая ситуация в стране и регионе неблагоприятная;
социальная напряженность в обществе относительно высокая.
Наличие этих неблагоприятных факторов, а также дефицит финансирования, затягивание сроков реализации мероприятий, пассивность и неэффективность действий органов власти могут привести к тому, что отдельные мероприятия будут выполнены в ограниченном объеме, что приведет к снижению эффективности Программы в целом.
* В сложившейся практике риски реализации государственных программ часто используются ответственными исполнителями в качестве обоснования причин невыполнения контрольных событий в установленный срок или причин невыполнения плановых показателей. В значительной мере это связано с тем, что механизм управления рисками реализации государственных программ до настоящего времени не разработан. Необходимо формирование концепции управления рисками реализации государственных программ на протяжении всего их жизненного цикла: от процессов целеполагания и формирования структурных элементов до детальной методики реализации программы и подготовки отчетности с учетом формируемых в процессе их реализации экономических и социальных рисков. Для детального разъяснения проблематики управления рисками в ходе разработки и реализации государственных программ необходима систематизация теоретических и практических подходов к решению данной проблемы. Факторы, влияющие на реализацию данной Госпрограммы в сложившейся ситуации не могут быть более детальными, так как ключевыми элементами концепции системы управления рисками являются задачи снижения негативного влияния внутренних и внешних факторов на ход реализации Госпрограммы.
9. Оценка эффективности реализации Программы
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется путем анализа издержек и результативности Программы (cost - effectiveness analysis - CEA). Для этого используется следующая формула расчета эффективности бюджетных расходов (эффективности реализации Программы):
Э = Р х П / Ф, где:
Э - эффективность бюджетных расходов (эффективность реализации Программы);
Р - показатель результативности бюджетных расходов на реализацию Программы;
П - плановый объем бюджетных расходов на реализацию Программы;
Ф - фактический объем бюджетных расходов на реализацию Программы.
При определении показателей результативности бюджетных расходов на реализацию Программы (Р) следует учесть, что они могут быть двух видов:
1) "чем больше, тем лучше";
2) "чем меньше, тем лучше".
Для расчета показателя результативности типа "чем больше, тем лучше" используется формула:
Рi = Пфi / Ппi, где
Рi - показатель результативности бюджетных расходов на реализацию Программы;
Пфi - фактическое значение соответствующего показателя результата;
Ппi - плановое значение соответствующего показателя результата.
Для расчета результативности показателя типа "чем меньше, тем лучше" используется формула:
Рi = Ппi / Пфi, где
Рi - показатель результативности бюджетных расходов на реализацию Программы;
Пфi - фактическое значение соответствующего показателя результата;
Ппi - плановое значение соответствующего показателя результата.
Формула расчета результативности бюджетных расходов на реализацию Программы в случае использования нескольких показателей результата (WCEA):
, где:
Р - общий показатель результативности;
- сумма показателей результативности;
n - количество показателей результативности.
Интерпретацию оценок эффективности бюджетных расходов на реализацию Программы необходимо осуществлять следующим образом:
Интерпретация оценки эффективности бюджетных расходов на реализацию Программы
Значение показателя эффективности бюджетных расходов (Э) |
Интерпретация оценки эффективности расходов |
Высокая эффективность |
|
Эффективность бюджетных расходов |
|
Низкая эффективность бюджетных расходов |
|
Э<0,3 |
Неэффективность бюджетных расходов |
<< Назад |
Приложение 2 >> Приложение 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Чеченской Республики от 21 декабря 2021 г. N 340 "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.