Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение С
(справочное)
Процесс комплексной модели зрелости
Комплексная модель зрелости (CMMI) - это процесс улучшения модели зрелости для обеспечения надежности программных продуктов и услуг. Процесс состоит из лучших практик, которые касаются деятелей разработки и технического обслуживания, охватывающих весь жизненный цикл продукта от концепции до поставки и технического обслуживания. CMMI для разработки модулей [9] содержит методы, охватывающие управление проектами, управление процессами, разработку системы, разработку аппаратных средств, разработку программных средств и другие вспомогательные процессы, используемые при разработке и обслуживании. Процесс CMMI коррелирует с выполнением требований к системе программного обеспечения и соответствующими действиями по обеспечению надежности, как показано в приложении В. CMMI используют для бенчмаркинга и оценки, а также для руководства усилиями организации по постоянному улучшению. Процесс CMMI относят к одному из уровней.
- Уровням возможностей, которые относятся к непрерывному представлению, их применяют к достижению организацией улучшения процессов в отдельных областях процессов. Эти уровни являются для руководства процессом средствами постепенного улучшения, соответствующими данной области процесса. Существует шесть уровней возможностей, пронумерованных от 0 до 5.
- Уровням зрелости, которые относятся к поэтапному представлению, их применяют к достижениям улучшения процессов организации в нескольких областях процессов. Эти уровни используют для прогнозирования общих результатов следующего проекта. Существуют пять уровней зрелости, пронумерованных от 1 до 5.
В таблице С.1 шесть уровней возможностей приведены в соответствие с пятью уровнями зрелости для сравнения.
Таблица С.1 - Сравнение уровней возможностей и зрелости
Уровень |
Уровни возможностей |
Уровни зрелости |
0 |
Неполный процесс - это процесс, который либо не выполняют, либо выполняют частично. Одна или несколько конкретных целей процесса не достигнуты. Для этого уровня не существует общих целей, поскольку нет оснований формализовать частично выполняемый процесс |
Нет данных |
1 |
Выполняемый процесс - это процесс, который удовлетворяет установленным целям к процессу. Он поддерживает и делает возможным работу, необходимую для создания рабочих продуктов. Хотя уровень возможностей 1 приводит к важным улучшениям, эти улучшения могут быть потеряны со временем, если они не установлены. Установление помогает обеспечить поддержку улучшений |
На уровне зрелости 1 процессы обычно носят случайный и хаотичный характер. Организация обычно не обеспечивает стабильные условия для поддержки процессов. Успех в этих организациях зависит от компетентности специалистов организации, а не от использования установленных процессов. Организации, имеющие уровень зрелости 1, часто производят работоспособные продукты и услуги, однако такие организации часто превышают запланированный бюджет и не выполняют графики выполнения работ. Существует тенденция к принятию чрезмерных обязательств, отказу от процессов в случае кризиса и неспособности воспроизведения успешных проектов |
2 |
Управляемый процесс - это выполняемый процесс, который имеет базовую инфраструктуру для поддержки данного процесса. Этот процесс планируют и выполняют в соответствии с политикой организации; нанимают квалифицированных специалистов, обладающих достаточными ресурсами для получения управляемых результатов; вовлекают соответствующие заинтересованные стороны; проводят мониторинг, управляют, анализируют и оценивают на предмет соответствия описанию процесса. Организация процесса в соответствии с уровнем возможностей 2 помогает гарантировать сохранение существующих практик в кризисный период |
На уровне зрелости 2 при выполнении проектов организации обеспечивают планирование и выполнение процессов в соответствии с политикой; в проектах работают квалифицированные специалисты, обладающие достаточными ресурсами для получения управляемых результатов; в работу вовлекают соответствующие заинтересованные стороны; проводят мониторинг, управляют, анализируют и оценивают на предмет соответствия описанию процесса. Результаты уровня зрелости организации 2 обеспечивают сохранение существующей практики в кризисные периоды; выполнение проектов и управление ими в соответствии с их документированными планами; состояние разрабатываемых продуктов и предоставления услуг демонстрируют руководству в определенные моменты на основных этапах и по завершении основных задач. Соответствующие заинтересованные стороны устанавливают между собой обязательства и пересматривают их по мере необходимости. Разрабатываемые продукты должным образом управляются. Разрабатываемые продукты и услуги удовлетворяют установленным описаниям процессов, стандартам и процедурам. |
3 |
Определенный процесс - это управляемый процесс, который адаптирован в соответствии с набором стандартных процессов организации, руководящими принципами организации, процесс вносит разрабатываемые показатели, меры и другую информацию по совершенствованию процессов в активы процесса организации. Соответствующие стандарты, описания процессов и процедуры согласованы и адаптированы к конкретному проекту или к подразделению организации. Определенный процесс четко устанавливает цель, входные данные, входные критерии, виды деятельности, обязанности, параметры, этапы проверки, результаты и выходные критерии. Процессами управляют проактивно, путем понимания взаимосвязей действий процесса и показателей процесса, разрабатываемых им продуктов и услуг |
На уровне зрелости 3 процессы организации хорошо характеризованы и понятны, а также описаны в стандартах, процедурах и методах. Эти стандартные процессы используют для установления их последовательности при выполнении в организации. Проекты устанавливают свои определенные процессы путем адаптации набора стандартных процессов организации в соответствии с руководящими принципами адаптации. Результаты организаций, имеющих уровни зрелости 3, демонстрируют постоянство в работе |
4 |
Количественно управляемый процесс - это процесс, которым управляют с помощью статистических и других количественных методов. Устанавливают количественные цели качества и работы процесса, которые используют в качестве критериев управления процессом. Качество и работа процесса понимаются в статистических терминах и управляются на протяжении всего жизненного цикла процесса с помощью статистических методов |
На уровне зрелости организации 4 для проектов устанавливают количественные цели качества и эффективности процессов и используют их в качестве критериев управления процессами. Количественные цели основаны на потребностях заказчика (потребителя), конечных пользователей, организации и исполнителей процессов. Качество и работу процессов понимают в виде статистических показателей, которыми управляют на протяжении всего жизненного цикла процессов. Для отобранных подпроцессов собирают и статистически анализируют подробные показатели работы процесса. Показатели качества и работы процессов включены в хранилище показателей организации для поддержки принятия решений на основе фактов. Выявляют особые причины изменения процесса и, при необходимости, корректируют источники особых причин для предотвращения появления их в будущем. Результаты деятельности организаций 4-го уровня зрелости демонстрируют адекватное управление работой процессов с использованием статистических и других количественных методов для обеспечения количественной предсказуемости результатов работы |
5 |
Оптимизирующий процесс - это количественно управляемый процесс, который совершенствуется на основе понимания общих причин изменчивости, присущей процессу. Основное внимание в процессе оптимизации уделяют постоянному улучшению работы процесса за счет постоянных инновационных улучшений |
На 5-м уровне зрелости организация постоянно совершенствует свои процессы, основываясь на количественном понимании общих причин изменчивости, присущей процессам; фокусируется на постоянном улучшении работы процессов путем постепенного и инновационного совершенствования процессов и технологий. Устанавливают количественные цели улучшения процессов. Их постоянно пересматривают с учетом меняющихся бизнес-целей и используют в качестве критериев управления улучшением процессов. Результаты внедренных улучшений процессов измеряют и оценивают с учетом количественных целей улучшения процесса. Как определенные процессы, так и набор стандартных процессов организации являются целями измеримых мероприятий по улучшению. Результаты организаций 5-го уровня зрелости демонстрируют постоянное улучшение процессов для достижения установленных количественных целей улучшения процессов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.