Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
Департамента культуры
Тюменской области
N 340 от 23 декабря 2021 года
Доклад
по результатам правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности Департамента культуры Тюменской области при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за состоянием Музейного фонда Российской Федерации, за 2021 год
1. Общие положения
Настоящий доклад разработан Департаментом культуры Тюменской области (далее - Департамент) в целях профилактики нарушений обязательных требований к обеспечению хранения, изучения, комплектования, учета и использования музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, находящихся в собственности, оперативном управлении или пользовании музеев, находящихся в ведении Тюменской области, и основан на реализации положений:
Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ);
Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ);
Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";
Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" и принимаемыми в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к обеспечению хранения, изучения, комплектования, учета и использования музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации;
Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами";
Постановления Правительства Тюменской области от 11.08.2021 N 475-п "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) за состоянием Музейного фонда Российской Федерации".
Учтены положения действовавшего до 11.08.2021 постановления Правительства Тюменской области от 29.04.2014 N 208-п "Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного контроля в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации" и административного регламента по осуществлению регионального государственного контроля в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации.
Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", в соответствии с которыми изменилось наименование функции осуществляемого Департаментом государственного контроля: было "региональный государственный контроль в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации", стало- "региональный государственный контроль (надзор) за состоянием Музейного фонда Российской Федерации". Расширилась компетенция Департамента как органа регионального государственного контроля До принятия вышеуказанного закона Департамент осуществлял государственный контроль в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, являющихся собственностью Тюменской области. С 11.08.2021 государственный контроль (надзор) осуществляется также в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, являющихся федеральной собственностью и находящихся в государственных музеях Тюменской области.
Настоящий доклад содержит материалы обобщения правоприменительной практики по отнесенному к компетенции Департамента региональному государственному контролю в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, за период с 01.01.2021 по 10.08.2021. А также материалы обобщения правоприменительной практики по региональному государственному контролю (надзору) за состоянием Музейного фонда Российской Федерации за период с 11.08.2021 по 22.12.2021.
Обобщение правоприменительной практики проведено в соответствии с задачами, установленными статьей 47 Федерального закона N 248-ФЗ.
Источниками сведений для подготовки доклада являются:
результаты проверок и иных мероприятий по контролю (надзору) Департамента, в том числе осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
результаты обжалований действий и решений должностных лиц Департамента в административном или судебном порядке и иные материалы административной практики;
результаты применения мер прокурорского реагирования по вопросам надзорной деятельности;
результаты рассмотрения заявлений и обращений граждан, поступивших в Департамент о нарушении обязательных требований, причинении вреда (ущерба) или угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям;
результаты опросов (в том числе, проводимых в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") представителей подконтрольных объектов государственного надзора на предмет выявления случаев нарушения обязательных требований, причинения вреда охраняемым законом ценностям, а также избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности;
разъяснения, полученные Департаментом от органов прокуратуры и иных государственных органов по вопросам, связанным с осуществлением контрольной (надзорной) деятельности в рамках имеющихся полномочий;
результаты работы по осуществлению профилактических мероприятий.
Информация в докладе представлена на основании результатов анализа и обобщения правоприменительной практики Департамента по состоянию на 22.12.2021.
2. Обеспечение единообразных подходов к применению Департаментом и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле
Реализация полномочий Департамента в сфере контрольной (надзорной) деятельности осуществляется при соблюдении основных принципов государственного контроля (надзора):
1) законности и обоснованности действий и решений контрольного (надзорного) органа и его должностных лиц;
2) стимулирования добросовестного соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований;
3) соразмерности вмешательства контрольного (надзорного) органа и его должностных лиц в деятельность контролируемых лиц;
4) охраны прав и законных интересов, уважения достоинства личности, деловой репутации контролируемых лиц;
5) недопустимости злоупотребления правом как со стороны контрольного (надзорного) органа и его должностных лиц, так со стороны граждан и организаций;
6) сохранения должностными лицами контрольного (надзорного) органа информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну;
7) открытости и доступности информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора);
8) оперативности и разумности при осуществлении государственного контроля (надзора).
В соответствии с требованиями части 5 статьи 8 Федерального закона N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", пункта 3 части 3 статьи 46 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ на официальном сайте КНД и Департамента размещен перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, с текстами действующих нормативных правовых актов, с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля.
Решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, готовятся Департаментом в соответствии с типовой формой, установленной приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом". В решении указывается предмет проверки, а также планируемые контрольные (надзорные) действия.
Единообразность применения обязательных требований Департаментом и его должностными лицами основана на открытости деятельности Департамента, размещении на официальном сайте перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора).
Стимулирование добросовестного поведения обеспечивалось отнесением объектов регионального государственного контроля (надзора) к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. В отношении контролируемых лиц, не имеющих фактов нарушений обязательных требований и не привлекавшихся к административной ответственности за нарушения обязательных требований, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
Проведение Департаментом профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
Фактов поступления в Департамент жалоб от контролируемых лиц на нарушения их прав, злоупотреблений правом, разглашения информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну в отчетном периоде не зафиксировано.
3. Выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению нарушений обязательных требований
В отчетном периоде в Тюменской области осуществляло деятельность в подконтрольной сфере 1 контролируемое юридическое лицо - государственное автономное учреждение культуры Тюменской области "Тюменское музейно-просветительское объединение", в состав которого в форме структурных подразделений входят 3 государственных музея:
Музейный комплекс имени Ивана Яковлевича Словцова (г. Тюмень);
Ялуторовский музейный комплекс (г. Ялуторовск);
Тобольский историко - архитектурный музей-заповедник (г. Тобольск).
Плановые проверки в отношении вышеуказанного контролируемого лица в 2021 году не планировались и не проводились в связи с тем, что в 2019 году плановыми проверками были охвачены 100% контролируемых лиц, в связи с чем отсутствовали основания, предусмотренные Федеральными законами N 294-ФЗ и N 248-ФЗ.
Внеплановые проверки в подконтрольной сфере в 2021 годах году не проводились в связи с отсутствием оснований, предусмотренных Федеральными законами N 294-ФЗ и N 248-ФЗ, соответственно, к административной либо иной ответственности подконтрольные субъекты не привлекались.
В результате проведенного анализа выявленных в рамках регионального государственного контроля нарушений обязательных требований по результатам последней плановой проверки (в 2019 году) были установлены следующие типичные нарушения в части организации учета и хранения музейных предметов и музейных коллекций, которые учитывались в планировании работы департамента в том числе и на 2021 год:
- при хранении музейных фондов допускаются случаи несоблюдения установленного температурно-влажностного режима;
- установлены факты отсутствия в отдельных случаях отражения в журнале учёта температурно-влажностного режима показателей температуры и влажности;
- установлены факты отсутствия в отдельных случаях фиксации в специальном журнале информации о световом режиме;
- допускаются отдельные случаи временной внешней выдачи музейных предметов основного фонда без согласования с учредителем.
В 2021 году вышеуказанные типичные нарушения в части организации учета и хранения музейных предметов и музейных коллекций были устранены музеями.
Как результат добросовестного исполнения контролируемыми лицами обязательных требований, в отчетном периоде отсутствовали меры реагирования, принимаемые Департаментом в целях пресечения и недопущения контролируемыми лицами нарушений обязательных требований:
N п/п |
Показатели |
Количество |
1. |
Количество выданных предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований |
0 |
2. |
Количество возбужденных дел об административных правонарушениях, всего. Из них: |
0 |
2.1. |
Количество возбужденных дел об административных правонарушениях по итогам проверок |
0 |
2.2. |
Количество возбужденных дел об административных правонарушениях по итогам рассмотрения обращений, информации от иных органов государственной власти |
0 |
2.3. |
Количество возбужденных дел об административных правонарушениях по итогам проведения мониторинга |
0 |
3. |
Количество выданных предостережений |
0 |
В 2021 году Департамент осуществлял проведение следующих мероприятий по контролю (надзору) без взаимодействия с юридическими лицами:
наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети "Интернет" и средствах массовой информации, а также при рассмотрении обращений, поступивших в адрес от граждан, либо органов власти;
наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица, которая предоставляется такими лицами в Департамент в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или может быть получена (в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия) Департаментом без возложения на юридических лиц обязанностей, не предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В целях недопущения и устранения нарушений контролируемыми лицами обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, в 2021 году Департаментом осуществлялись профилактические мероприятия, предусмотренные Программой профилактики нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов к обеспечению хранения, изучения, комплектования, учета и использования музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, соблюдение которых оценивается при проведении Департаментом культуры Тюменской области регионального государственного контроля, на 2021 год и плановый период до 2023 года, утвержденной приказом Департамента от 25.12.2020 N 343:
поддержание в актуальном состоянии размещенных на официальном сайте КНД в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования;
поддержание в актуальном состоянии размещенных на официальном сайте КНД в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" гиперактивных ссылок на тексты нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования;
проведение консультаций, личных приемов представителей контролируемых лиц;
информирование контролируемых лиц;
проведение ежеквартального мониторинга действующих нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере музейного дела по направлениям деятельности Департамента и доведение до сведения контролируемых лиц;.
Кроме того, приведены в соответствие с Федеральным законом N 248-ФЗ:
Положение о виде контроля (утверждено постановлением Правительства Тюменской области от 11.08.2021 N 475п);
Прошел общественное обсуждение, в том числе на Общественном совете при Департаменте, независимую антикоррупционную экспертизу проект распоряжения Департамента об утверждении формы проверочного листа, которое после его утверждения вступит в силу с 01.03.2022.
4. Анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба)
В силу положений части 1 статьи 5 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" охраняемые законом ценности в разрезе осуществляемого Департаментом вида регионального государственного контроля (надзора) - это музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, находящиеся в собственности, оперативном управлении или пользовании государственных музеев, находящихся в ведении Тюменской области.
Основными проблемами, выявленными в сфере осуществления Департаментом регионального государственного контроля (надзора) являются:
отсутствие единообразия понимания предмета регионального государственного контроля (надзора) контролируемыми лицами;
отсутствие единого понимания обязательных требований контролируемыми лицами.
Ключевыми наиболее значимыми рисками являются:
- угроза причинения вреда музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, находящимся в собственности, оперативном управлении или пользовании государственных музеев, находящихся в ведении Тюменской области;
- утрата музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации находящихся в собственности, оперативном управлении или пользовании государственных музеев, находящихся в ведении Тюменской области.
Должностными лицами Департамента в течение 2021 года в пределах действующего законодательства, определяющего компетенцию Департамента по выбору форм контрольной деятельности, не выявлено фактов нарушений обязательных требований государственными музеями Тюменской области.
5. Ответственность за нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля
В соответствии со статьёй 37 Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" физические и юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации, несут административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ответственность за нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ, Федеральными законами N 294-ФЗ и N 248-ФЗ, Федеральным законом от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации".
Невыполнение должностными лицами положений Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации":
незаконный отказ от включения музейного предмета в состав Музейного фонда Российской Федерации;
незаконное исключение музейного предмета из состава Музейного фонда Российской Федерации;
разглашение конфиденциальных сведений о музейных предметах, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации;
неправомерный отказ в регистрации сделок с музейными предметами -
влечет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ответственность за своевременную постановку на государственный учет музейных предметов и музейных коллекций, подлежащих внесению в государственный каталог, и за достоверность сведений о них несет руководитель музея или иной организации, в собственности или во владении которых они находятся.
Неисполнение предписания в установленный срок влечет ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Департамента культуры Тюменской области от 23 декабря 2021 г. N 340 "Об утверждении Доклада по результатам правоприменительной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.