Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 22 декабря 2021 г. N 03-07-07/104834
Вопрос: В соответствии с пп. 36 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) реализация услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), оказываемых региональными операторами по обращению с ТКО, не подлежит налогообложению (освобождаются от налогообложения) в виде налога на добавленную стоимость.
Указанная норма была введена в НК РФ на основании Федерального закона от 26.07.2019 N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 211-ФЗ).
В целях применения данной налоговой льготы к услугам по обращению с ТКО относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органом местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов (в случае передачи ему соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации) (далее - орган регулирования тарифов), утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО без учета НДС.
Указанная норма подлежит применению налогоплательщиком в течение пяти последовательных календарных лет начиная с года, в котором введен в действие предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО без учета налога, вне зависимости от последующего установления органом регулирования тарифов предельного единого тарифа на эти услуги с учетом НДС в течение указанного периода.
При этом, пунктом 3 статьи 2 Федерального закона N 211-ФЗ установлено, что вышеуказанное освобождение от НДС применяется в отношении операций по реализации услуг по обращению с ТКО, оказываемых региональными операторами по обращению с ТКО, по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 1 января 2020 года.
В связи с тем, что в городе конкурсный отбор регионального оператора по обращению с ТКО был завершен 20 августа 2021 года, предельный единый тариф на услуги регионального оператора по указанной зоне деятельности органом регулирования тарифов (органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов) до настоящего времени не утвержден, то есть с 1 января 2020 года не вводился.
При этом, 20 августа 2021 года по результатам конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО АО получило статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории города.
На основании изложенного выше, а также учитывая, что с 1 января 2020 года предельный единый тариф на услуги регионального оператора в отношении территории города органом регулирования тарифов не утверждался и не вводился, прошу дать разъяснения о возможности применения АО положений пп. 36 п. 2 статьи 149 НК РФ (освобождения операций по реализации услуг по обращению с ТКО, оказываемых региональным оператором, от обложения НДС) по следующим вопросам:
1. Могут ли быть освобождены операции по реализации услуг по обращению с ТКО, оказываемые АО в 2022 году, от обложения НДС на основании пп. 36 п. 2 ст. 149 НК РФ в случае утверждения органом регулирования тарифов предельного единого тарифа на услуги регионального оператора в отношении территории города без учета НДС с 1 января 2022 года?
2. В течение какого календарного периода будет действовать норма об освобождении операций по реализации услуг по обращению с ТКО, оказываемых АО, от обложения НДС на основании пп. 36 п. 2 ст. 149 НК РФ в случае утверждения органом регулирования тарифов предельного единого тарифа на услуги регионального оператора в отношении территории города с 1 января 2022 года?
Ответ: В связи с письмом о применении освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - услуги по обращению с ТКО), оказываемых региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор) с 1 января 2022 года, Департамент налоговой политики сообщает.
В соответствии с подпунктом 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) операции по реализации услуг по обращению с ТКО, оказываемые региональными операторами, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
В целях применения данного освобождения к услугам по обращению с ТКО относятся услуги, в отношении которых органом регулирования тарифов утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО без учета налога на добавленную стоимость.
Также подпунктом 36 пункта 2 статьи 149 Кодекса установлено, что положения данного подпункта подлежат применению налогоплательщиком в течение пяти последовательных календарных лет начиная с года, в котором введен в действие предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО без учета налога, вне зависимости от последующего установления органом регулирования тарифов предельного единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО с учетом налога в течение указанного периода.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 26 июля 2019 г. N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, предусмотренное подпунктом 36 пункта 2 статьи 149 Кодекса, применяется в отношении операций по реализации услуг по обращению с ТКО, оказываемых региональными операторами по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 1 января 2020 года.
Таким образом, если органом регулирования тарифов вводимый в действие с 1 января 2022 года предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО утвержден без учета НДС, то региональный оператор, оказывающий с 1 января 2022 года услуги по обращению с ТКО по таким предельным единым тарифам, вправе в течение пяти последовательных календарных лет начиная с 2022 года применять освобождение от НДС, предусмотренное вышеуказанным подпунктом 36 пункта 2 статьи 149 Кодекса.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Если вводимый с 1 января 2022 г. предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО утвержден без учета НДС, то региональный оператор, оказывающий услуги по таким тарифам, вправе в течение пяти последовательных календарных лет начиная с 2022 г. применять освобождение от НДС.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 22 декабря 2021 г. N 03-07-07/104834
Текст письма опубликован не был