Распоряжение Правительства РФ от 21 декабря 2021 г. N 3759-р
1. Утвердить прилагаемое стратегическое направление в области цифровой трансформации науки и высшего образования.
2. Минобрнауки России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами Российской Федерации обеспечить реализацию стратегического направления, утвержденного настоящим распоряжением.
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНО
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 21 декабря 2021 г. N 3759-р
Стратегическое направление
в области цифровой трансформации науки и высшего образования
I. Общие положения
Основаниями разработки стратегического направления в области цифровой трансформации науки и высшего образования (далее соответственно - цифровая трансформация, стратегическое направление) являются:
Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
перечень поручений Президента Российской Федерации от 5 августа 2021 г. N Пр-1383;
перечень поручений Президента Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N Пр-2242 по итогам конференции по искусственному интеллекту.
Понятия, используемые в стратегическом направлении, означают следующее:
"атака с использованием уязвимости "нулевого дня" - атака с использованием уязвимости в информационной системе, о которой не известно разработчику системы, либо известно, но решение по ликвидации уязвимости еще не разработано;
"большие данные" - большие массивы данных, главным образом определяемые по таким характеристикам данных, как объем, разнообразие, скорость обработки и (или) вариативность, которые требуют использования технологии масштабирования для эффективного хранения, обработки, управления и анализа;
"вендор оборудования и программного обеспечения" - физическое или юридическое лицо, которое производит и (или) поставляет товары под собственным брендом;
"датасет" - идентифицированная совокупность физических записей, организованная одним из установленных в системе обработки данных способов и представляющая файлы или части файлов в среде хранения;
"информационно-коммуникационная инфраструктура" - система организационных структур, подсистем, обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства страны, а также средств информационного взаимодействия;
"интероперабельность" - способность 2 или более систем или компонентов к обмену информацией и использованию информации, полученной в результате обмена;
"интернет вещей" - инфраструктура взаимосвязанных сущностей, систем и информационных ресурсов, а также служб, позволяющих обрабатывать информацию о физическом и виртуальном мире и реагировать на нее;
"информационно-коммуникационные технологии" - процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением устройств вычислительной техники, а также средств телекоммуникации;
"искусственный интеллект" - комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека;
"машинное обучение" - класс методов искусственного интеллекта, характерной чертой которых является не прямое решение задачи, а обучение за счет применения решений множества сходных задач;
"несанкционированный доступ к информации" - доступ к информации, нарушающий правила разграничения доступа с использованием штатных средств, предоставляемых средствами вычислительной техники или автоматизированными системами;
"облачные технологии" - модель для обеспечения повсеместного, удобного сетевого доступа по требованию к общему пулу настраиваемых вычислительных ресурсов (серверов, систем хранения данных, сетей, приложений, услуг), которые могут быть быстро предоставлены и запущены с минимальными усилиями по управлению или взаимодействию с поставщиком сервиса;
"предиктивная аналитика" - использование данных, статистических алгоритмов и методов машинного обучения для определения вероятности будущих результатов на основе исторических данных;
"программное обеспечение" - программа или множество программ, используемых для управления компьютером;
"распределенная атака типа "отказ в обслуживании" - атака, направленная на создание помех или полную остановку работы веб-сайта или любого другого сетевого ресурса с использованием нескольких устройств;
"системы распределенного реестра" - подход к созданию баз данных, ключевой особенностью которого является отсутствие единого центра управления, при этом каждый узел составляет и записывает обновления реестра независимо от других узлов;
"сквозные технологии" - ключевые научно-технические направления, которые оказывают наиболее существенное влияние на развитие рынков, к которым относятся большие данные, нейротехнологии и искусственный интеллект, интернет вещей, системы распределенного реестра, квантовые технологии, новые производственные технологии, промышленный интернет, компоненты робототехники и сенсорика, технологии беспроводной связи, технологии виртуальной и дополненной реальностей;
"цифровая зрелость" - достижение ключевыми отраслями и уполномоченными органами исполнительной власти Российской Федерации целевых показателей, сформулированных в стратегическом направлении;
"цифровая трансформация отрасли" - комплексное преобразование деятельности участников отрасли и органов исполнительной власти Российской Федерации, связанное с переходом к новым бизнес-моделям, каналам коммуникаций, а также процессам и культуре, которые базируются на новых подходах к управлению данными с использованием цифровых технологий.
В ходе реализации стратегического направления будут внедрены следующие технологии:
искусственный интеллект в части рекомендательных систем и интеллектуальных систем поддержки принятия решений, перспективных методов и технологий;
большие данные в части использования методов интеллектуального анализа значительных объемов информации для поддержки принятия управленческих решений и повышения качества данных;
системы распределенного реестра;
интернет вещей;
облачные технологии.
Указанные технологии будут применены в таких проектах, как "Единая сервисная платформа науки", "Датахаб", "Сервис хаб", "Маркетплейс программного обеспечения и оборудования", "Архитектура цифровой трансформации". Во всех проектах стратегического направления, связанных с созданием и развитием информационных систем, планируется использовать облачные технологии.
В рамках проекта "Единая сервисная платформа науки" планируется использовать технологии искусственного интеллекта в части формирования рейтингов научных организаций и образовательных организаций высшего образования, верификации исследований, формирования портфолио научных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также технологии распределенного реестра в части верификации исследований.
В рамках проекта "Датахаб" будут использоваться технологии в области больших данных и искусственного интеллекта:
средства управления информационными ресурсами и средства управления основными данными для обеспечения интероперабельности источников данных в сфере науки и высшего образования;
инструменты извлечения и трансформации данных и средства хранения и резервного копирования;
система управления базами данных для обеспечения деятельности "Датахаб";
средства обеспечения облачных и распределенных вычислений для оптимизации вычислительных нагрузок;
средства поддержки принятия решений и интеллектуального анализа данных для обеспечения деятельности заинтересованных лиц.
В рамках проекта "Маркетплейс программного обеспечения и оборудования" планируется использование технологии интернета вещей в части мониторинга за состоянием оборудования научных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также технологии искусственного интеллекта для анализа данных, поступающих от устройств подключенных к интернету вещей.
Стратегическое направление утверждается до 2030 года. Актуализация стратегического направления осуществляется ежегодно при необходимости, но не более одного раза в год.
В рамках реализации стратегического направления предусмотрено внедрение радиоэлектронной продукции российского происхождения (в том числе систем хранения данных и серверного оборудования, автоматизированных рабочих мест, программно-аппаратных комплексов, коммуникационного оборудования, систем видеонаблюдения, программного обеспечения).
Разработка информационных систем, предусмотренных в рамках реализации стратегического направления, осуществляется в соответствии с действующими в Российской Федерации нормативными правовыми актами и государственными стандартами, регламентирующими разработку, ввод в действие, эксплуатацию и развитие информационных систем.
Реализация стратегического направления способствует достижению следующих показателей национальных целей в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года":
обеспечение присутствия Российской Федерации в числе 10 ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования;
достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики, социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;
увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов.
II. Приоритеты, цели и задачи цифровой трансформации
Приоритетами цифровой трансформации являются:
увеличение объема научных исследований и разработок;
регуляторное обеспечение внедрения цифровых технологий в образовательных организациях высшего образования и научных организациях;
увеличение экспорта науки и высшего образования;
увеличение доли отечественного оборудования и информационных систем, используемых в образовательных организациях высшего образования и научных организациях;
обеспечение передовой инфраструктуры для научных исследований;
переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, создание систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта.
Целью цифровой трансформации сферы науки и высшего образования является достижение высокого уровня "цифровой зрелости" образовательными организациями высшего образования, научными организациями и ответственным отраслевым федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации.
Задачами цифровой трансформации являются:
повышение качества высшего образования и научных исследований за счет внедрения комплексного подхода к цифровой трансформации через трансформацию 5 основных блоков, оказывающих наибольшее влияние на деятельность образовательных организаций высшего образования и научных организаций - "Цифровые сервисы", "Информационные системы", "Управление данными", "Инфраструктура", "Кадры";
внедрение инструментов, которые позволяют использовать в том числе методы прогнозной (предиктивной) аналитики для принятия стратегических решений;
повышение эффективности деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и образовательных организаций высшего образования и научных организаций за счет внедрения цифровых инструментов работы;
создание механизмов для участия предпринимателей, государственных корпораций и компаний с государственным участием, органов власти субъектов Российской Федерации в решении наиболее важных проблем развития области науки и высшего образования Российской Федерации.
III. Проблемы и вызовы цифровой трансформации
Цифровая трансформация направлена на решение следующих проблем:
неполный набор данных сферы науки и высшего образования, и как следствие, невозможность их использования для принятия управленческих решений;
отсутствие системных мер по управлению данными в сфере науки и высшего образования;
недостаточное распространение инструментов и практик использования данных для принятия управленческих решений;
разобщенность потоков данных и бизнес-процессов в сфере науки и высшего образования;
недостаточный уровень цифровизации образовательных организаций высшего образования и научных организаций;
отсутствие методологии для оценки текущего состояния и прогнозирования развития цифровой зрелости образовательных организаций высшего образования и научных организаций;
медленное и неэффективное внедрение сквозных технологий в деятельность образовательных организаций высшего образования и научных организаций;
отсутствие подхода, ориентированного на пользователя на протяжении всего жизненного цикла сервисов;
низкий коэффициент использования готовых к применению средств для проведения исследований;
недостаточная обеспеченность организаций, занимающихся научно-исследовательской деятельностью, необходимой инфраструктурой;
отсутствие единого инструмента мониторинга и централизованного сбора и анализа данных об уровне цифровизации образовательных организаций высшего образования и научных организаций;
нестандартизированные и узконаправленные инструменты мониторинга уровня загруженности и состояния оборудования;
неравномерный ландшафт информационно-коммуникационной инфраструктуры образовательных организаций высшего образования и научных организаций;
недостаточный уровень цифровой квалификации административно-управленческого персонала для разработки плана цифрового развития и стратегии цифровой трансформации образовательных организаций высшего образования;
недостаточная оперативность запуска новых проектов и процессов;
недостаточная скорость реагирования на изменения внешних запросов;
отсутствие единого цифрового пространства для получения услуг образовательных организаций высшего образования и научных организаций;
недостаточная распространенность цифровых инструментов предоставления услуг в электронном виде для работников образовательных организаций высшего образования и научных организаций.
Вызовами цифровой трансформации являются:
организация работы, направленной на повышение качества данных, собираемых Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и образовательными организациями высшего образования и научными организациями;
разработка и внедрение в деятельность Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и подведомственных ему организаций инструментов, обеспечивающих использование данных для принятия управленческих решений;
создание условий по повышению рейтинга открытости Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в части уровня открытости информации и уровня открытых данных;
разработка инструментов по обеспечению оценки и мониторинга уровня "цифровой зрелости" образовательных организаций высшего образования и научных организаций;
обеспечение высокого уровня деятельности организаций, занимающихся научно-исследовательской деятельностью, в части инфраструктурного и кадрового направления;
разработка инструментов по повышению уровня цифровых компетенций работников образовательных организаций высшего образования и научных организаций;
создание условий, способствующих разработке и внедрению новых сервисов в образовательных организаций высшего образования и научных организаций;
формирование механизмов и инструментов, обеспечивающих эффективный и прозрачный процесс закупки, обслуживания оборудования и программного обеспечения в образовательных организациях высшего образования и научных организациях;
создание сервисов и механизмов, обеспечивающих повышение оперативности управления деятельностью образовательными организациями высшего образования и научными организациями.
Существующие вызовы формируют ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы следующие:
критический сбой в работе информационных систем, вызванный как внутренними причинами (ошибка в программном коде информационных систем, неисправность оборудования, обеспечивающего работу информационных систем), так и внешними (распределенная атака типа "отказ в обслуживании", атака с использованием вредоносных программ в целях шифрования данных и последующего вымогательства и др.), в результате которых доступ к данным, хранящимся в информационных системах, может быть потерян, а функционирование информационных систем прекращено (существенно замедлено) на неопределенный срок;
несанкционированный доступ к информации, хранящейся в информационных системах, как за счет внутренних причин (ошибка работника, намеренная передача данных работником третьим лицам и др.), так и внешних причин (атака, предполагающая кражу конфиденциальных данных пользователя, атака с использованием уязвимости "нулевого дня" и др.);
запрет на импорт в Российскую Федерацию программного обеспечения и оборудования, необходимого для реализации проектов стратегического направления, и отсутствие альтернативных решений на отечественном рынке программного обеспечения и оборудования;
создание и развитие сервисов, не способствующих личностному росту и (или) профессиональному развитию пользователей, что создаст препятствие по достижению целей проектов стратегического направления.
Цифровая трансформация включает в себя следующие долгосрочные социально-экономические эффекты:
обеспечение беспрепятственного межведомственного обмена данными;
снижение административной нагрузки при сдаче отчетов;
повышение доступности данных для проведения научных исследований;
повышение доступности данных о состоянии сферы науки и высшего образования для населения;
повышение качества и доступности исследований и разработок;
обеспечение прозрачности взаимодействия заказчиков, поставщиков и вендоров оборудования и программного обеспечения;
повышение уровня цифровых компетенций работников образовательных организаций высшего образования и научных организаций.
Проекты цифровой трансформации приведены в приложении N 1. Показатели цифровой трансформации приведены в приложении N 2.
IV. Ответственные за реализацию стратегического направления
Ответственным федеральным органом исполнительной власти за реализацию стратегического направления является Министерство науки и высшего образования Российской Федерации в составе следующих соисполнителей:
субъекты Российской Федерации, в ведении которых находятся образовательные организации высшего образования и научные организации (по согласованию);
государственные корпорации, компании с государственным участием (по согласованию).
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к стратегическому направлению
в области цифровой
трансформации науки и
высшего образования
Проекты
цифровой трансформации науки и высшего образования
Наименование проекта |
Цель проекта |
Срок реализации проекта |
Краткое описание проекта |
Заинтересованные лица |
|
1. |
Проект "Датахаб" |
обеспечение сбора, обработки и предоставления данных сферы исследований и разработок для принятия управленческих решений и для проведения исследовательской деятельности |
до 2030 года |
повышение качества данных и систематизация работы с ними для их использования в принятии управленческих решений |
Минобрнауки России, образовательные организации высшего образования и научные организации |
2. |
Проект "Архитектура цифровой трансформации" |
формирование комплексного подхода к цифровой трансформации координационное, методическое и информационное сопровождение образовательных организаций высшего образования и научных организаций при реализации стратегии цифровой трансформации с учетом методических рекомендаций по цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием, одобренных на заседании президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности 6 ноября 2020 г., а также методики расчета целевого показателя "достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления", утвержденной приказом Минцифры России |
до 2030 года |
проведение в автоматическом режиме мониторинга актуального состояния "цифровой зрелости" образовательных организаций высшего образования и научных организаций
формирование аналитических отчетов в электронном виде с использованием элементов визуализации для принятия управленческих решений на всех отраслевых уровнях, а также предоставление доступа к публичной части формируемого паспорта "цифровой зрелости" образовательных организаций высшего образования и научных организаций
|
Минобрнауки России, организации в области науки и высшего образования |
3. |
Проект "Цифровой университет" |
повышение уровня цифровизации образовательных организаций высшего образования
повышение эффективности внедрения и использования сквозных технологий в деятельности образовательных организаций высшего образования, в том числе за счет создания и внедрения цифровых решений, предоставляющих информацию о функциональных возможностях доступных сервисов, распространяемых на условиях свободного лицензионного договора между организациями, являющимися пользователями системы, и содержащее необходимые механизмы по обеспечению внедрения в деятельность организации и пользователей системы сервисов, которые создаются для обеспечения эффективного обмена опытом по созданию и развитию цифровых решений для образовательных организаций высшего образования и научных организаций |
до 2030 года |
создание и развитие комплекса цифровых сервисов и решений, разработанных для сферы науки и высшего образования, в том числе в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2021 г. N 948 "Об утверждении Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета юридическим лицам на реализацию мероприятий по внедрению комплексов цифровых сервисов и решений, созданных на базе цифровых платформ, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования", охватывающих все виды бизнес-процессов образовательных организаций высшего образования, направленных на удовлетворение потребностей всех участников образовательного и научного процесса |
работники образовательных организаций высшего образования и научных организаций, образовательные организации высшего образования, научные организации, Минобрнауки России |
4. |
Проект "Единая сервисная платформа науки" |
создание и развитие единой экосистемы сервисов для проведения исследований и разработок в целях повышения их качества и доступности, а также снижения затрат на постоянные и переменные издержки путем создания единой биржи исследований и необходимой инфраструктуры |
до 2030 года |
формирование единой экосистемы, с которой могут быть интегрированы как существующие информационные системы и информационно-телекоммуникационная инфраструктура, так и обеспечены механизмы для подключения создаваемых в будущем информационных решений
обеспечение образовательных организаций высшего образования и научных организаций необходимой для исследований инфраструктурой
прогнозирование времени выхода результатов исследований в реальное производство
повышение вовлеченности научного сообщества в исследовательскую деятельность
обеспечение доступа обучающимся общеобразовательных организаций, использующих цифровое индивидуальное портфолио обучающегося, к сервисам экосистемы, а также к необходимому образовательному контенту государственной информационной системы "Современная цифровая образовательная среда" и общедоступному контенту систем дистанционного обучения образовательных организаций высшего образования с помощью библиотеки цифрового образовательного контента |
научно-педагогические работники, образовательные организации высшего образования и научные организации |
5. |
Проект "Маркетплейс программного обеспечения и оборудования" |
повышение уровня цифрового развития образовательных организаций высшего образования и научных организаций, стандартизации обеспечения информационно-телекоммуникационной инфраструктурой
повышение эффективности реализации финансового и логистического обеспечения потребностей образовательных организаций высшего образования и научных организаций, упрощение процедуры подбора необходимых решений за счет рекомендательных сервисов и автоматического анализа состояния |
до 2030 года |
формирование единой информационной среды взаимодействия образовательных организаций высшего образования и научных организаций, контрагентов, создание единых инструментов мониторинга уровня цифровизации образовательных организаций высшего образования и научных организаций, включающего в себя степень загруженности оборудования и его соответствие современным требованиям, в целях выравнивания технологического развития образовательных организаций высшего образования, научных организаций и модернизации существующей информационно-коммуникационной инфраструктуры |
образовательные организации высшего образования и научные организации, Минобрнауки России, государственные корпорации и компании с государственным участием, контрагенты |
6. |
Проект "Цифровое мышление" |
повышение уровня цифровых компетенций обучающихся, работников, а также формирования компетентных команд управления процессом цифровой трансформации образовательных организаций высшего образования для создания и реализации стратегии развития, целью которой является повышение качества образовательных услуг и модернизация цифровых инструментов образовательного процесса |
до 2030 года |
создание единой образовательной среды для всех участников образовательного процесса для подготовки компетентных кадров и повышения квалификации действующих кадров, а также подготовка квалифицированных команд цифровой трансформации образовательных организаций высшего образования, в обязанности которых входит реализация стратегии цифровой трансформации образовательных организаций высшего образования и формирование долгосрочной стратегии цифрового развития организации |
работники и обучающиеся образовательных организаций высшего образования |
7. |
Проект "Сервис хаб" |
предоставление отраслевых сервисов для всех заинтересованных сторон за счет создания единого окна предоставления услуг |
до 2030 года |
создание информационной системы, которая позволит гибко настраивать и управлять отраслевыми сервисами любого уровня (федерального, регионального и др.) |
Минобрнауки России, образовательные организации высшего образования, научные организации, обучающиеся, абитуриенты |
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к стратегическому направлению
в области цифровой
трансформации науки и
высшего образования
Показатели
цифровой трансформации науки и высшего образования
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определено стратегическое направление в области цифровой трансформации науки и высшего образования до 2030 г. Оно предусматривает реализацию проектов "Единая сервисная платформа науки", "Датахаб", "Сервис хаб", "Маркетплейс ПО и оборудования", "Архитектура цифровой трансформации".
Так, в рамках проекта "Единая сервисная платформа науки" будут использовать технологии ИИ в части формирования рейтингов научных организаций и вузов, верификации исследований, формирования портфолио научных организаций и вузов, а также технологии распределенного реестра в части верификации исследований.
В рамках проекта "Маркетплейс ПО и оборудования" будут использовать технологии интернета вещей в части мониторинга за состоянием оборудования научных организаций и вузов, а также технологии ИИ для анализа данных, поступающих от устройств подключенных к интернету вещей.
Распоряжение Правительства РФ от 21 декабря 2021 г. N 3759-р
Текст распоряжения опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 25 декабря 2021 г. N 0001202112250002, в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 января 2022 г. N 1 (часть IV) ст. 265