Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к приказу Министерства природных
ресурсов и экологии Камчатского края
от 20 декабря 2021 г. N 414-П
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения на территории Камчатского края на 2022 год
Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения на территории Камчатского края
Настоящая Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) регионального значения на территории Камчатского края на 2022 год (далее - Программа) разработана в соответствии с Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990, и предусматривает комплекс мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований законодательства в области охраны и использования ООПТ, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования ООПТ регионального значения на территории Камчатского края (далее - региональный контроль), осуществляемого Министерством и уполномоченными краевыми государственными бюджетными учреждениями (далее - Учреждения) в соответствии Положением о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения на территории Камчатского края, утвержденным постановлением Правительства Камчатского края от 25.10.2021 N 455-П (далее - Положение о региональном контроле).
Статистические показатели состояния подконтрольной сферы, описание текущего развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа
Реализация надзорных полномочий в рамках регионального контроля осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", путем организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных Положением о региональном контроле, включая проведение плановых и внеплановые контрольных (надзорных) мероприятий, а также путем проведения Министерством и Учреждениями профилактических мероприятий, перечень которых установлен пунктом 19 раздела 3 Положения о региональном контроле.
При организации и осуществлении регионального контроля Министерство и Учреждения применяют риск-ориентированный подход.
Основные количественные показатели осуществления регионального контроля:
Таблица
Показатель |
КГБУ "Природный парк" "Вулканы Камчатки" |
КГКУ "Служба по охране животного мира" |
||||
2019 |
2020 |
ист. период 2021 |
2019 |
2020 |
ист. период 2021 |
|
Объектов ООПТ на учете, шт. |
5 |
5 |
5 |
11 |
11 |
82 |
Объектов контроля в границах ООПТ |
21 |
24 |
35 |
- |
- |
- 1 |
Выявлено нарушений обязательных требований, шт. |
73 |
88 |
84 |
2 |
5 |
42 |
Возбуждено дел об административных правонарушениях, шт. |
67 |
88 |
84 |
2 |
5 |
42 |
Назначено административных наказаний, шт. |
66 |
68 |
56 |
2 |
5 |
42 |
в том числе в виде штрафа, шт. |
66 |
68 |
56 |
2 |
5 |
42 |
Сумма назначенных административных штрафов, тыс. руб. |
199 000 |
204 000 |
480 400 |
6,0 |
15,0 |
228,0 |
Из них сумма взысканных административных штрафов, руб. |
102 000 |
201 000 |
342 000 |
6,0 |
15,0 |
75,0 |
На официальном сайте исполнительных органов государственной власти Камчатского края в сети "Интернет" на странице Министерства создан раздел, посвященный профилактике нарушений обязательных требований. На сайтах Учреждений размещены тексты положений об ООПТ и документы, регламентирующие порядок посещения и согласования деятельности на территории ООПТ. Юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям
______________________________
1 Выполняется формирование реестра субъектов хозяйственной деятельности, осуществляющих длительность в границах ООПТ, находящихся под управлением и физическим лицам, в целях профилактики совершения вышеуказанных правонарушений, рекомендуется при осуществлении своей деятельности руководствоваться перечнем нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования в области охраны окружающей среды, также осуществление деятельности в границах ООПТ (с учетом их режима и особенностей).
______________________________
На официальном сайте исполнительных органов государственной власти Камчатского края в сети "Интернет" на странице Министерства функционирует раздел "Электронная приемная граждан Камчатского края" для оперативного получения сообщений о нарушениях природоохранного законодательства.
Обзоры правоприменительной практики осуществления контрольно-надзорной деятельности Министерства размещены на официальном сайте исполнительных органов государственной власти Камчатского края в сети "Интернет" на странице Министерства в разделе "Профилактика нарушений".
Характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
К основным проблемам на территории Камчатского края, на решение которых направлена программа профилактики, отнесены:
1) несоблюдение обязательных требований режима региональных ООПТ Камчатского края и их охранных зон, установленных положениями о региональных ООПТ Камчатского края и их охранных зон;
2) несоблюдение требований законодательства в области охраны окружающей среды на территории региональных ООПТ Камчатского края и их охранных зон.
Цели и задачи реализации программы профилактики
Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям направлена на достижение следующих основных целей:
а) предупреждение нарушений обязательных требований и снижение числа нарушений обязательных требований;
б) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
в) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
г) создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
Проведение профилактических мероприятий позволит решить следующие задачи:
а) выявление и устранение причин, факторов и условий, способствующих нарушениям субъектами профилактики обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды;
б) повышение уровня правовой грамотности субъектов профилактики в области охраны окружающей среды;
в) повышение прозрачности системы контрольно-надзорной деятельности.
Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
Мероприятия Программы представляют собой комплекс мер, направленных на достижение целей и решение основных задач настоящей Программы.
Перечень мероприятий Программы, сроки (периодичность) их реализации и ответственные исполнители приведены в Плане-графике профилактических мероприятий на 2022 год Программы (Приложение).
В перечень мероприятий Программы в случае необходимости допускается ежемесячное внесение изменений без проведения публичного обсуждения.
Министерство и Учреждения при проведении профилактических мероприятий осуществляют взаимодействие с гражданами, организациями только в случаях, установленных Федеральным законом N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". При этом профилактические мероприятия, в ходе которых осуществляется взаимодействие с контролируемыми лицами, проводятся только с согласия данных контролируемых лиц либо по их инициативе.
Министерство и Учреждения в рамках осуществления регионального контроля проводят следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
Информирование
Информирование осуществляется должностными лицами Министерства и Учреждений посредством размещения сведений, предусмотренных статьей 21, частью 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" на официальном сайте исполнительных органов государственной власти Камчатского края в сети "Интернет" на странице Министерства, на официальных сайтах Учреждений, в средствах массовой информации и в иных формах.
В течение календарного периода (2022 год) в порядке информирования должно быть размещено на официальном сайте исполнительных органов государственной власти Камчатского края в сети "Интернет" на странице Министерства и официальных сайтах Учреждений не менее 24 статей (пресс-релизов), в том числе не менее 12 статей по каждому из Учреждений.
Ответственные лица за организацию и проведение профилактического мероприятия в Учреждениях - руководители Учреждений или их заместители, назначенные приказами руководителей.
Обобщение правоприменительной практики.
Обобщение правоприменительной практики осуществляется должностными лицами Министерства с привлечением Учреждений путем сбора и анализа данных о проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях и их результатов, а также поступивших в Министерство обращений.
По итогам обобщения правоприменительной практики Министерство с привлечением Учреждений не реже 1 раза в год готовит доклад, обеспечивает в обязательном порядке его публичное обсуждение и после утверждения размещает его в срок до 1 марта на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и официальных сайтах Учреждений.
Ответственное лицо за организацию профилактического мероприятия - заместитель Министра - начальник управления государственного экологического надзора Министерства (Юрков А.А.). Лица, ответственные за предоставление информации для подготовки доклада, - руководители Учреждений или их заместители, назначенные приказами руководителей.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) Министерство или Учреждения объявляют контролируемому лицу при выявлении при проведении профилактических мероприятий предпосылок и условий, способствующих совершению правонарушений в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня выявления указанных обстоятельств.
Предостережение объявляется в письменной форме. Объявленное предостережение Министерство размещает в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий и в течение 3 рабочих дней с даты объявления направляет в адрес контролируемого лица на адрес электронной почты или почтовым отправлением.
Должностное лицо регистрирует предостережение в журнале учета объявленных предостережений с присвоением регистрационного номера.
Контролируемое лицо вправе после получения предостережения подать в Министерство возражение в произвольной форме в срок не позднее 30 календарных дней со дня получения им предостережения. По итогам рассмотрения возражения в течение 30 календарных дней с даты получения возражения Министерство или Учреждение принимает одно из указанных решений:
а) в случае признания доводов контролируемого лица состоятельными - о недействительности направленного предостережения с соответствующей отметкой в журнале учета объявленных предостережений, о чем уведомляет его в срок не позднее 3 рабочих дней с даты принятия такого решения;
б) в случае признания доводов контролируемого лица несостоятельными - об оставлении возражения без удовлетворения, о чем уведомляет его в срок не позднее 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.
Ответственные лица за организацию профилактического мероприятия: в Министерстве - заместитель Министра - начальник управления государственного экологического надзора Министерства (Юрков А.А.); в Учреждениях - руководители Учреждений или их заместители, назначенные приказами руководителей.
Ответственные лица за обеспечение надлежащего учета выданных предостережений, а также за обеспечение своевременного рассмотрения возражений на предостережения, выданные должностными лицами Учреждений - лица, назначенные приказами руководителей Учреждений.
Консультирование
Консультирование контролируемых лиц и их представителей осуществляет должностное лицо по вопросам, связанным с организацией и осуществлением регионального контроля, по телефону, посредством видеоконференцсвязи, на личном приеме граждан либо в ходе проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий.
Консультирование может осуществляться в ходе проведения профилактического мероприятия и (или) контрольного мероприятия.
Консультирование, в том числе письменное, осуществляется по вопросам соблюдения обязательных требований в области использования и охраны ООПТ.
Информация в письменной форме по итогам консультирования предоставляется в сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в следующих случаях:
- контролируемое лицо представило письменный запрос о предоставлении письменного ответа по вопросам консультирования;
- за время консультирования предоставить ответ на поставленные вопросы невозможно;
- ответ на поставленные вопросы требует дополнительного запроса сведений от иных органов власти или лиц.
Время консультирования (за исключением подготовки письменных ответов) не должно превышать 15 минут.
Личный прием контролируемых лиц и их представителей в Министерстве проводят Министр или заместитель Министра - начальник управления государственного экологического надзора; в Учреждениях - директоры (главные государственные инспекторы) или их заместители.
Информацию о месте личного приема, а также об установленных для приема днях и часах Министерство размещает на официальном сайте исполнительных органов государственной власти Камчатского края в сети "Интернет" на странице Министерства; Учреждения - на официальных сайтах Учреждений.
Если поставленные во время консультирования вопросы не относятся к вопросам регионального контроля, контролируемым лицам и их представителям даются необходимые разъяснения по обращению в соответствующие органы государственной власти или к соответствующим должностным лицам.
Министерство и Учреждения ведут учет консультирований путем внесения соответствующих записей в журнал консультирования.
Запись о проведенном консультировании во время контрольных (надзорных) мероприятий отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
Ответственные лица за организацию профилактического мероприятия: в Министерстве - заместитель Министра - начальник управления государственного экологического надзора Министерства (Юрков А.А.); в назначенные Учреждениях - руководители Учреждений или их заместители, приказами руководителей.
Профилактический визит
Профилактический визит выполняет должностное лицо Министерства или Учреждения в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видеоконференцсвязи. В ходе профилактического визита должностное лицо информирует контролируемое лицо об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам надзора, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта надзора, исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
Срок проведения профилактического визита не должен превышать 1 рабочего дня.
В ходе профилактического визита должностное лицо осуществляет сбор у контролируемых лиц сведений, необходимых для отнесения объекта надзора к категориям риска.
Результат профилактического визита оформляется в соответствии с программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области охраны окружающей среды.
Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в установленной Положением сфере, а также в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска.
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольный (надзорный) орган не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.
Ответственные лица за организацию профилактического мероприятия в Учреждениях - руководители Учреждений или их заместители, назначенные приказами руководителей.
Показатели результативности и эффективности программы профилактики
Результаты реализации и оценка эффективности профилактической деятельности отражаются в отчетном докладе об итогах выполнения программы профилактики.
В целях оценки результативности проводимых профилактических мероприятий используются следующие количественные и качественные показатели:
- количество проведенных профилактических мероприятий;
- количество контролируемых лиц, в отношении которых проведены профилактические мероприятия;
- доля лиц, в отношении которых проведены профилактические мероприятия (показатель устанавливается в процентах от общего количества контролируемых лиц);
- сокращение количества контрольных (надзорных) мероприятий при увеличении профилактических мероприятий с целью улучшения состояния деятельности контролируемых лиц;
- количество нарушений обязательных требований, выявленных по результатам профилактических визитов, включая устраненные непосредственно при проведении профилактического визита.
Непосредственные результаты (проведено):
- информирование через официальный сайт исполнительных органов государственной власти Камчатского края на странице Министерства и официальных сайтах Учреждений, в социальных сетях и средствах массовой информации - не менее 24 статей (пресс-релизов) в год, в том числе не менее 12 статей по каждому из Учреждений;
- обобщение правоприменительной практики - 1 доклад (размещается до 1 марта на официальном сайте исполнительных органов государственной власти Камчатского края на странице Министерства и официальных сайтах Учреждений;
- объявление предостережения - по количеству случаев выявления условий и факторов, способствующих совершению нарушения обязательных требований;
- консультирование - по факту поступления запросов о консультировании;
- профилактический визит - не менее 10 раз в год.
Показатели эффективности:
- минимизация ресурсных затрат всех участников контрольной (надзорной) деятельности за счет снижения административного давления, четкого дифференцирования случаев, в которых допустимо, целесообразно и максимально эффективно объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, а не проведение внеплановой проверки. Данный показатель не поддается прогнозированию;
- снижение количества нарушений обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды и об ООПТ не менее чем на 10% по отношению к количеству нарушений, выявленных за предыдущий отчетный период).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.