Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу Министерства природных
ресурсов и экологии Камчатского края
от 20 декабря 2021 г. N 414-П
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) в Камчатском крае на 2022 год
Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора)
Настоящая Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного экологического контроля (надзора) на 2022 год (далее - Программа) разработана в соответствии с Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990, и предусматривает комплекс мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного экологического контроля (надзора) в Камчатском крае (далее - региональный контроль), осуществляемого Министерством в соответствии Положением о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) в Камчатском крае, утвержденным постановлением Правительства Камчатского края от 12.04.2011 N 453-П (далее - Положение о региональном контроле).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду постановление Правительства Камчатского края от 25 октября 2021 г. N 453-П
Статистические показатели состояния подконтрольной сферы, описание текущего развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа
Реализация надзорных полномочий в рамках регионального контроля осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", путем организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных Положением о региональном контроле, включая проведение плановых и внеплановые контрольных (надзорных) мероприятий, а также путем проведения Министерством профилактических мероприятий, перечень которых установлен частью 57 раздела 4 Положения о региональном контроле.
При организации и осуществлении регионального контроля Министерство применяет риск-ориентированный подход.
Основные количественные показатели осуществления регионального контроля:
Таблица 1
Показатель |
2019 |
2020 |
ист. период 2021 |
Объектов контроля на учете, шт. |
187 |
217 |
247 |
Проведено плановых проверок, шт. |
0 |
12 |
2 |
Проведено внеплановых проверок |
8 |
2 |
1 |
Поступило обращений, шт. |
270 |
227 |
164 |
Проведено выездных обследований (выездных рейдов), шт. |
175 |
154 |
156 |
Выявлено несанкционированных мест размещения отходов, шт. |
110 |
144 |
60 |
Выявлено нарушений обязательных требований, шт. |
235 |
257 |
142 |
Возбуждено дел об административных правонарушениях, шт. |
123 |
113 |
110 |
Назначено административных наказаний, шт. |
109 |
98 |
58 |
в том числе в виде штрафа, шт. |
81 |
27 |
17 |
Сумма назначенных административных штрафов, тыс. руб. |
3411 |
1676 |
704 |
Из них сумма взысканных административных штрафов, руб. |
3112 |
1032 |
470 |
Рассмотрено проектов мероприятий при НМУ, шт. |
0 |
1 |
69 |
На официальном сайте исполнительных органов государственной власти Камчатского края в сети "Интернет" на странице Министерства создан раздел, посвященный профилактике нарушений обязательных требований. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в целях профилактики совершения вышеуказанных правонарушений, рекомендуется при осуществлении своей деятельности руководствоваться перечнем нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования в области охраны окружающей среды.
На официальном сайте исполнительных органов государственной власти Камчатского края в сети "Интернет" на странице Министерства функционирует раздел "Электронная приемная граждан Камчатского края" для оперативного получения сообщений о нарушениях природоохранного законодательства.
Обзоры правоприменительной практики осуществления контрольно-надзорной деятельности Министерства размещены на официальном сайте исполнительных органов государственной власти Камчатского края в сети "Интернет" на странице Министерства в разделе "Профилактика нарушений".
Характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
К основным проблемам на территории Камчатского края, на решение которых направлена программа профилактики, отнесены:
1) несоблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды на территориях отдаленных населенных пунктов Камчатского края, включая населенные пункты Пенжинского, Олюторского, Алеутского, Карагинского, Усть-Камчатского, Соболевского и Мильковского муниципальных районов, в части, касающейся соблюдения природоохранных требований при:
а) организации работ по обращению с отходами производства и потребления, образующихся у населения и субъектов хозяйственной и иной деятельности (в 2021 году выявлено в ряде сельских поселений нарушения при организации системы сбора, транспортировки и размещения отходов производства и потребления);
б) сбора и отведения хозяйственно-бытовых сточных вод на территории населенных пунктов (в большинстве случаев в населенных пунктах отсутствуют системы сбора и очистки сточных вод, сточные воды без очистки сбрасываются в акваторию морей и иных водных объектов);
в) организации мониторинга состояния атмосферного воздуха, а также организации и проведения мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях (требуется информирование о необходимости согласования мероприятий при НМУ для объектов I - III категории, в составе которых эксплуатируются источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух).
2) несоблюдение порядка постановки объектов негативного воздействия на окружающую среду на учет в Министерстве (при анализе имеющейся в Министерстве информации установлено, что объекты недропользования, которые являются объектами негативного воздействия на окружающую среды (по состоянию на 01.12.2021 - учтено в реестре недропользователей более 300 объектов, в реестре объектов негативного воздействия учтено 247 объектов негативного воздействия) не поставлены на учет в качестве объектов негативного воздействия; требуется системное информирование и направление предостережений хозяйствующим субъектам, которые эксплуатирует объекты недропользования, о необходимости постановки объектов на учет как объектов негативного воздействия с присвоением соответствующей категории и риска).
3) несоблюдение требований по ведению учета образовавшихся, утилизированных, использованных, обезвреженных и переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов производства и потребления.
4) нарушение правил охраны водных объектов, включая эксплуатацию объектов негативного воздействия, в составе которых имеются выпуски сточных вод (сбросы загрязняющих веществ), без соответствующих разрешительных (правоустанавливающих) документов (автомойки, СТО и пр.), а также в части нарушения обязательных требований при осуществлении мойки и стоянки транспортных средств в границах водоохранной зоны и с заездом в акваторию водных объектах.
5) ненадлежащая организация и осуществление производственного экологического контроля при эксплуатации объектов негативного воздействия, в том числе, в части обязанности природопользователей представлять необходимые сведения в контрольный орган.
Цели и задачи реализации программы профилактики
Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям направлена на достижение следующих основных целей:
а) предупреждение нарушений обязательных требований и снижение числа нарушений обязательных требований;
б) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
в) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
г) создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
Проведение профилактических мероприятий позволит решить следующие задачи:
а) выявление и устранение причин, факторов и условий, способствующих нарушениям субъектами профилактики обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды;
б) повышение уровня правовой грамотности субъектов профилактики в области охраны окружающей среды;
в) повышение прозрачности системы контрольно-надзорной деятельности.
Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
Мероприятия Программы представляют собой комплекс мер, направленных на достижение целей и решение основных задач настоящей Программы.
Перечень мероприятий Программы, сроки (периодичность) их реализации и ответственные исполнители приведены в Плане-графике профилактических мероприятий на 2022 год Программы (Приложение).
В перечень мероприятий Программы в случае необходимости допускается ежемесячное внесение изменений без проведения публичного обсуждения.
Министерство при проведении профилактических мероприятий осуществляет взаимодействие с гражданами, организациями только в случаях, установленных Федеральным законом N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". При этом профилактические мероприятия, в ходе которых осуществляется взаимодействие с контролируемыми лицами, проводятся только с согласия данных контролируемых лиц либо по их инициативе.
Министерство в рамках осуществления регионального экологического контроля (надзора) проводит следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
Информирование
Информирование осуществляется должностными лицами Министерства посредством размещения сведений, предусмотренных статьей 21, частью 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" на официальном сайте исполнительных органов государственной власти Камчатского края в сети "Интернет" на странице Министерства, в средствах массовой информации и в иных формах.
В течение календарного периода (2022 год) в порядке информирования управлением должно быть размещено на официальном сайте исполнительных органов государственной власти Камчатского края в сети "Интернет" на странице Министерства не менее 15 статей (пресс-релизов).
Ответственное лицо за организацию профилактического мероприятия - заместитель Министра - начальник управления государственного экологического надзора Министерства (Юрков А.А.).
Ответственное лицо за обеспечение надлежащего информирования на официальном сайте исполнительных органов государственной власти Камчатского края в сети "Интернет" на странице Министерства, в средствах массовой информации и в иных формах - заместитель начальника управления государственного экологического надзора Министерства (Рыжов Д.П.).
Обобщение правоприменительной практики
Обобщение правоприменительной практики осуществляется должностными лицами Министерства путем сбора и анализа данных о проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях и их результатов, а также поступивших в Министерство обращений.
По итогам обобщения правоприменительной практики Министерство не реже 1 раза в год готовится доклад, обеспечивает в обязательном порядке его публичное обсуждение и после утверждения размещает его в срок до 1 марта на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Ответственное лицо за организацию профилактического мероприятия - заместитель Министра - начальник управления государственного экологического надзора Министерства (Юрков А.А.).
Ответственное лицо за обеспечение подготовки и размещения обобщения правоприменительной практики за 2021 год (до 1 марта 2022 года) на официальном сайте исполнительных органов государственной власти Камчатского края в сети "Интернет" на странице Министерства - заместитель начальника управления государственного экологического надзора Министерства (Рыжов Д.П.).
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) Министерство объявляет контролируемому лицу в случае получения им сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения указанных сведений, и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережение объявляется в письменной форме. Объявленное предостережение Министерство размещает в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий и в течение 3 рабочих дней с даты объявления направляет в адрес контролируемого лица на адрес электронной почты или почтовым отправлением.
Должностное лицо регистрирует предостережение в журнале учета объявленных предостережений с присвоением регистрационного номера.
Контролируемое лицо вправе после получения предостережения подать в Министерство возражение в произвольной форме. По итогам рассмотрения возражения Министерство принимает одно из указанных решений:
а) в случае признания доводов контролируемого лица состоятельными - о недействительности направленного предостережения с соответствующей отметкой в журнале учета объявленных предостережений, о чем уведомляет его в срок не позднее 3 рабочих дней с даты принятия такого решения;
б) в случае признания доводов контролируемого лица несостоятельными - об оставлении возражения без удовлетворения, о чем уведомляет его в срок не позднее 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.
Ответственное лицо за организацию профилактического мероприятия - заместитель Министра - начальник управления государственного экологического надзора Министерства (Юрков А.А.).
Ответственное лицо за обеспечение надлежащего учета выданных предостережений, а также за обеспечение своевременного рассмотрения возражений на выданные Министерством и его должностными лицами предостережения - заместитель начальника управления государственного экологического надзора Министерства (Рыжов Д.Р.).
Ответственное лицо за своевременное внесение предостережений в ТОР КНД - инспектор по государственному контролю (надзору) управления государственного экологического надзора Министерства (Усманов P.Ш.).
Консультирование
Консультирование контролируемых лиц и их представителей осуществляет должностное лицо по вопросам, связанным с организацией и осуществлением регионального контроля, по телефону, посредством видеоконференцсвязи, на личном приеме граждан либо в ходе проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий.
Консультирование, в том числе письменное, осуществляется по следующим вопросам:
- организация и осуществление регионального контроля;
- порядок осуществления контрольных (надзорных) мероприятий, установленных Положением;
- обязательные требования и их соблюдение и пр.
Информация в письменной форме по итогам консультирования предоставляется в сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в следующих случаях:
- контролируемое лицо представило письменный запрос о предоставлении письменного ответа по вопросам консультирования;
- за время консультирования предоставить ответ на поставленные вопросы невозможно;
- ответ на поставленные вопросы требует дополнительного запроса сведений от иных органов власти или лиц.
Время консультирования (за исключением подготовки письменных ответов) не должно превышать 15 минут.
Личный прием контролируемых лиц и их представителей проводит Министр или заместитель Министра - начальник управления государственного экологического надзора.
Информацию о месте личного приема, а также об установленных для приема днях и часах Министерство размещает на официальном сайте исполнительных органов государственной власти Камчатского края в сети "Интернет" на странице Министерства.
Если поставленные во время консультирования вопросы не относятся к вопросам регионального контроля, контролируемым лицам и их представителям даются необходимые разъяснения по обращению в соответствующие органы государственной власти или к соответствующим должностным лицам.
Министерство ведет учет консультирований путем внесения соответствующих записей в журнал консультирования.
Запись о проведенном консультировании во время контрольных (надзорных) мероприятий отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
Ответственное лицо за организацию профилактического мероприятия - заместитель Министра - начальник управления государственного экологического надзора Министерства (Юрков А.А.).
Ответственное лицо за обеспечение надлежащего учета поступивших вопросов и предоставленных в рамках консультирования ответов - заместитель начальника управления государственного экологического надзора Министерства (Рыжов Д.Р.).
Профилактический визит
Профилактический визит выполняет должностное лицо Министерства в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видеоконференцсвязи. В ходе профилактического визита должностное лицо информирует контролируемое лицо об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам надзора, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта надзора, исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
Срок проведения профилактического визита не должен превышать 1 рабочего дня.
В ходе профилактического визита должностное лицо осуществляет сбор у контролируемых лиц сведений, необходимых для отнесения объекта надзора к категориям риска.
Результат профилактического визита оформляется в соответствии с программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области охраны окружающей среды.
Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в установленной Положением сфере, а также в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям высокого и значительного риска.
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольный (надзорный) орган не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.
Ответственное лицо за организацию профилактического мероприятия - заместитель Министра - начальник управления государственного экологического надзора Министерства (Юрков А.А.).
Ответственное лицо за обеспечение надлежащего учета профилактических визитов и их результатов - заместитель начальника управления государственного экологического надзора Министерства (Рыжов Д.Р.).
Показатели результативности и эффективности программы профилактики
Результаты реализации и оценка эффективности профилактической деятельности отражаются в отчетном докладе об итогах выполнения программы профилактики.
В целях оценки результативности проводимых профилактических мероприятий используются следующие количественные и качественные показатели:
- количество проведенных профилактических мероприятий;
- количество контролируемых лиц, в отношении которых проведены профилактические мероприятия;
- доля лиц, в отношении которых проведены профилактические мероприятия (показатель устанавливается в процентах от общего количества контролируемых лиц);
- сокращение количества контрольных (надзорных) мероприятий при увеличении профилактических мероприятий с целью улучшения состояния деятельности контролируемых лиц;
- количество нарушений обязательных требований, выявленных по результатам профилактических визитов, включая устраненные непосредственно при проведении профилактического визита.
Непосредственные результаты (проведено):
- информирование через официальный сайт исполнительных органов государственной власти Камчатского края на странице Министерства, в социальных сетях и средствах массовой информации - не менее 15 пресс-релизов в год;
- обобщение правоприменительной практики - 1 доклад (размещается до 1 марта на официальном сайте исполнительных органов государственной власти Камчатского края на странице Министерства;
объявление предостережения - по количеству случаев выявления условий и факторов, способствующих совершению нарушения обязательных требований;
- консультирование - по факту поступления запросов о консультировании;
- профилактический визит - не менее 10 раз в год.
Показатели эффективности:
- минимизация ресурсных затрат всех участников контрольной (надзорной) деятельности за счет снижения административного давления, четкого дифференцирования случаев, в которых допустимо, целесообразно и максимально эффективно объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, а не проведение внеплановой проверки. Данный показатель не поддается прогнозированию;
- снижение количества нарушений обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды не менее чем на 10% по отношению к количеству нарушений, выявленных за предыдущий отчетный период).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.